IMG_1611.jpg
Игорь Сивов: «Хочется сразу развеять все мифы по поводу того, что лицензиаты, операторы по билетной и лицензионной программе будут зарабатывать миллионы или миллиарды»

«Я БЫ ПРЕДЛОЖИЛ ПОВЕРНУТЬ ВРЕМЯ НАЗАД, УБРАТЬ ВСЕ ОБЪЕКТЫ…»

- Игорь Вениаминович, довольны ли темпами подготовки работы к Универсиаде?

- Надо отдавать себе отчет в том, что Универсиада – это не Олимпийские игры. У Олимпиады есть определенные протоколы, где все четко прописано, и люди понимают, что и как надо делать, начиная со спонсорского пакета, заканчивая лицензионной и билетной продукцией. Что касается Универсиады, с одной стороны, у Международной федерации студенческого спорта (FISU), безусловно, имеются свои регламенты проведения игр, требования и правила. Но, с другой стороны, нам всегда хочется вносить новые яркие идеи, которые позволили бы придать Универсиаде динамичный современный имидж, соответствующий бешеной положительной энергетике этого проекта. Необходимо модернизировать эти регламенты в соответствии с требованиями XXI века. Сегодня масштабами подготовительных работ мы довольны.

В частности, теперь у летней Универсиады-2013 – 29 лицензиатов. 14 из них представляют Республику Татарстан (ИП Садриев Р.Р. (ХороShow), ООО «Статус – А», ООО «Оптовик», ОАО «Булочно-кондитерский комбинат», ООО «Парли», ЗАО «ТПК Алмаз-холдинг», ООО «Торговый Дом» - «Восток», НП «Палата народных и художественных промыслов РТ», ООО «Первый сувенир», ИП Люлинский М.Х. (Таежник), ОАО «Казанский хлебозавод №3», ООО «Радиант», ИП Исламова Л.М. («Янтарная корона»), ООО «Казанская сувенирная компания»).

8 лицензиатов представляют Москву и Московскую область (ООО «Гослото», ювелирное предприятие «Алмаз», ООО «Оупэн Стар», ООО «ГалаГраффити», ООО «Три Ар Мемори», ООО «Серхио Рамош Групп», ФГУП ИТЦ «Марка», ООО фирма «Производственно-торговое предприятие «Жгель»). Есть лицензиаты и из других регионов России: ООО «Некст-тайм» (Grand Toys), например, представляет Тольятти, ЗАО «Хохломская роспись» и ОАО «Павловский ордена Почета завод художественных металлоизделий им. Кирова» - Нижегородскую область, ООО «Русские сувениры» - Екатеринбург, ООО «Актуальность» – Тулу. У ООО «Интеграл» и ООО «Ноу Нейм» есть представительства в Москве и в Казани.

К такому результату мы планировали выйти только в начале 2013 года, а вышли уже в первом полугодии 2012 года.

Универсиада – огромная работа, многие казанцы этого не понимают. Они жалуются на транспорт и пробки, считают, что кто-то забирает себе миллиарды, хотя на деле бизнес очень серьезно рискует, вкладывая свои средства. На самом же деле все, что ни делается, делается на благо жителей. После Универсиады останутся новые объекты и развязки. Я сам, как депутат, контролирую, чтобы люди бесплатно занимались спортом по воскресеньям. Так, недавно специально посетил в воскресенье целый ряд спортивных объектов – заняты были все залы. Поэтому тем людям, которые выступают против Универсиады и всех действий, с ней связанных, я бы предложил повернуть время назад, убрать все построенные спортивные объекты, где сейчас занимаются школьники, студенты, Деревню Универсиады, где часть из них живет, дорожные развязки и многое другое. Были бы эти люди довольны?

Самое главное, что после Универсиады у нас в стране появятся уникальные специалисты в области спортивного менеджмента, которых пока не только в зародыше нет: нет даже семечка, чтобы выкинуть в поле и залить. Для американцев, например, является нормой, что студенческий вид спорта – американский футбол – в Университете, который находится где-то в Техасе, набирает стадион в 30 тысяч человек. Стадион битком, а билет стоит 150 долларов. У нас же все не так. Приезжает «Барселона» - на стадионе пустуют места. Универсиада – это в том числе и повышение уровня спортивной культуры.

«КАЗАНЬ СТАНЕТ ПЕРВЫМ ГОРОДОМ, В КОТОРЫЙ АМЕРИКАНСКАЯ HASBRO ВЫЙДЕТ»

- Каким образом Универсиада будет способствовать поднятию уровня спортивной культуры? Вы разрабатываете и внедряете специальные программы?

- Да. Например, мы будем развивать направление спортивных презентаций в полном объеме. Речь идет о спортивных презентациях, родоначальниками которых являются австралийцы. Этим летом мы заключили договор с одной из австралийских компаний. Они изучили объекты Универсиады и составили для нас технический райдер. В исполнительной дирекции «Казань-2013» есть целый отдел, который занимается спортивными презентациями. И если нам удастся научиться всему тому, что умеют иностранные специалисты, уровень спортивных мероприятий в целом по стране станет иным. Мы говорим не только о том, что человек купил билет и пришел на мероприятие, а о целой последовательности действий зрителя. Мы работаем над тем, чтобы зрителю было удобно купить билет в интернете, кассе, магазине, автобусе, через iPhone, iPad, над тем, чем зритель будет заниматься, если придет раньше. Что будет в фойе объекта?

Сейчас мы ведем переговоры с крупнейшей компанией игрушек – Hasbro, которая придумала трансформеров. Мы хотим, чтобы в развлекательных объектах и культурном парке они сделали развлекательные комнаты для детей и студентов. Они уже прислали нам презентацию уникальной игры для молодежи, когда заходишь в комнату, сидишь как зритель, но благодаря инфракрасным лучам и специальным очкам кроме рук и мячика ничего не видишь. Создается впечатление, что в воздухе висят два кольца, а за мячиком бегают руки. Если все получится, то Казань станет первым городом, в который американская Hasbro выйдет.

Мы думаем также и о том, что будет делать зритель в перерывах. Как он выйдет с трибун? Куда? Как должно выглядеть кафе? Сегодня наш генеральный партнер - «АК БАРС» Банк - разрабатывает систему оплаты покупок с использованием технологии PayPass. Ведь, например, сейчас в кафе на объектах, если нужно купить кофе, который стоит 20 рублей, а у тебя в кармане нет мелочи, то зачастую, чтобы получить сдачу даже со 100 рублей, нужно ждать, пока продавец эти деньги разменяет и так далее. А PayPass же позволит оплатить и получить кофе одним касанием.

Кстати, мы реагируем на все сообщения и советы по улучшению инфраструктуры. Иногда достаточно просто написать мне в Twitter. Ведь наша задача, чтобы человек пришел на Универсиаду, а потом вышел и сказал, что все было здорово, начиная от охранников и заканчивая самими играми. Уверен, что после этого у Казани начнется новая история. Представляете, как надо заинтересовать 45 тысяч людей, чтобы они пришли за два-три часа до начала проведения мероприятия, как это происходит в Великобритании и Италии? Сейчас казанцы стали чаще ходить на концерты, посещать спектакли, некоторые казанцы даже специально ездят посмотреть какую-то определенную театральную постановку в Москву и Санкт-Петербург, если удастся сюда еще и спортивную цепочку внедрить, то мы точно будем впереди планеты всей.

На самом деле мы счастливые люди, что живем в этой республике и в этом городе, мы счастливые люди, потому что у нас есть Универсиада. Недаром Красноярск хочет привести в 2019 году зимнюю Универсиаду к себе, они ведь заразились энергетикой этого проекта, его позитивными качествами.

Популярность Универсиады достигла того момента, когда бизнесмены стали понимать, что с помощью нашего логотипа они могут заработать либо получить имиджевый бонус. Действительно, еще какое-то время назад бизнесмены сомневались, что у нас вообще кто-то купит барсика. Очень сильно в продвижении нам помогла эстафета флага Универсиады, которая охватила 19 городов России. Сначала мы сами думали, что будем объяснять, что такое Универсиада. Но в первом же городе увидели горящие глаза студентов, услышали, что они знают, что такое Универсиада, что ждут ее, что нас начинают засыпать вопросами: «Где купить билеты на церемонию открытия?», «Где купить значок с барсиком?» Тогда мы поняли, что тот маленький маркетинговый комочек, который мы запустили, будет только нарастать. Сейчас этот комочек превратился в настоящую позитивную тенденцию – у нас есть авторитетные партнеры. Эстафета флага была полностью организована за счет внебюджетных средств, то есть за счет спонсоров. Если еще полтора-два года назад мы ходили и объясняли, кто мы такие, что такое Универсиада, уговаривали, то сейчас нам не приходится этого делать – компании стали сами к нам обращаться. Яркое тому доказательство – лицензионная продукция.

IMG_1523.jpg
«Процент, который выплачивает нам компания за использование бренда, разный. Он варьируется от одного до пятнадцати и зависит от риска товара»

- Игорь Вениаминович, вы сказали, что на данный момент дирекция заключила договоры с 29 лицензиатами. А каковы условия контракта?

- Еще год назад у нас был всего лишь один лицензиат, а сегодня их 29. Помогал нам и оргкомитет Зимних лимпийских игр в Сочи, пять или шесть лицензиатов появились у нас благодаря совместной работе с ними.

Для защиты товаров будут использованы специальные голографические наклейки. Они должны быть изготовлены таким образом, чтобы полностью исключить возможность перепутать оригинальный продукт и подделку. Такими голограммами защищают свои товары все 29 лицензиатов Универсиады. Разработчик уникальной системы защитных голограмм – ФГУП «Госзнак».

Нам удалось не просто сделать программу фиксированной стоимости, когда каждый лицензиат отчисляет оргкомитету определенные проценты от своих продаж, но и внедрить вариант, когда помимо процентов некоторые компании вносят в счет оргкомитета определенную сумму. В этом случае для них снижаются проценты. Мы прекрасно понимаем, что мы получаем прибыль, а компании рискуют, начиная со средств и заканчивая тем, что продукция останется нереализованной. Процент, который выплачивает нам компания за использование бренда, разный. Он варьируется от одного до пятнадцати и зависит от риска товара. Драгоценные металлы малореально продать в больших количествах, поэтому процент у них меньше. Значки, ручки, кепки, наклейки пользуются большим спросом, поэтому процент там выше.

«ОКОЛО 280 ТЫСЯЧ ЕДИНИЦ ОДЕЖДЫ, НАЧИНАЯ ОТ КРОССОВОК
И ЗАКАНЧИВАЯ МАЙКАМИ, ПОСТАВИТ «ФОРВАРД»

- Что будет продаваться в магазинах, кроме сувенирной и хлебобулочной продукции? Правда ли, что компания «Форвард» будет эксклюзивно поставлять одежду? На каких условиях? Очертите в целом ассортимент товаров.

- У нас будут наклейки для iPhone, очень недорогие стильные солнечные очки, свечки, парфюмерия, чак-чак, специальный кекс для Универсиады от ООО «БКК». С ними у нас отдельные условия, так как благодаря нашему логотипу на определенный процент они будут продавать продукции больше. Роялти очень сильно зависит от того бизнес-плана, который нам предоставляет лицензиат, ведь мы смотрим на планируемый объем продаж на 2012 и 2013 год. Лицензиат выставляет свою продукцию в магазине оператора, при этом, если он не хочет быть представленным в том или ином магазине оператора, может отказаться, но вот оператор со своей стороны никому из лицензиатов отказывать не в праве.

По «Форварду». Да, мы заключили договор на поставку эксклюзивной одежды с компанией «Форвард». У нас было пять претендентов: Adidas, Nike, Victory из Польши, «Чеодан» из Китая и российская компания «Форвард». Для всех были одинаковые предложения. На сегодняшний день потребность оргкомитета – около 280 тысяч единиц одежды, начиная от кроссовок и носков и заканчивая майками, куртками. У «Форварда» оказалось самое адекватное соотношение «цена – качество». Теперь эта компания – официальный поставщик XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в Казани.

- Что будет с оставшейся после Универсиады продукцией?

- Сейчас мы думаем об этом. Судя по опыту проведения предыдущих Универсиад, есть два пути: делать сток и распродавать все очень дешево или, наоборот, делать эксклюзив и продавать дороже первоначальной стоимости. Например, после Олимпиады в Ванкувере, когда знаменитых красных варежек осталась всего тысяча штук, каждую варежку пронумеровали. Сказали, что осталась последняя тысяча и продали ее с еще большей наценкой, чем если они были не пронумерованы. Все же понимали, что лет через 15 - 20 пронумерованные варежки будут коллекционировать. Со своим вариантом реализации непроданной продукции мы пока не определились.

В ПЛАНАХ – ЕЩЕ ОПЕРАТОРЫ ПО СУВЕНИРКЕ

- Сколько на сегодняшних день официальных операторов?

- Во-первых, это официальный билетный оператор XXVII Всемирной летней Универсиады в Казани – компания «Кассир.ру». Официальными операторами розничных продаж являются компании «Эссен», «ХороShow» и «Интеграл».

После старта работы с лицензиатами мы начали думать, как распространить продукцию. Точки распространения были не у всех лицензиатов. Многие из них – это федеральные компании, представленные в большей степени по стране, чем в Казани. Здесь мы столкнулись с весьма непростым вопросом. Операторы, которые у нас появились, рискуют больше всех. Если лицензиат вложился в какой-то определенный товар, то оператор должен распространить продукцию, оформить, открыть магазин за собственные средства, с нами все согласовать, а у нас ведь очень жесткие требования. Тот, кто думает, что оператор выбирался из ста претендентов, ошибается.

Повторю, что на сегодняшний день у нас три оператора. Это компании «ХороShow», «Эссен» и «Интеграл». Они занимаются реализацией сувенирной продукции. Мы начали с того, что стали обращаться в гипермаркеты, потом просто в магазины, моллы. Про «Эссен», например, мы даже не думали, они позвонили сами. Познакомившись с нашими условиями, они выразили заинтересованность. «ХороShow» тоже в большей степени появились у нас по своей инициативе, здесь уже большая хвала Twitter, в котором я постоянно пишу, чем мы занимаемся. В одном из твитов я писал, что определился очередной лицензиат. Тогда генеральный директор «ХороShow» спросил, кто же у нас оператор. Я ответил, что с оператором мы пока не определились, а потом мы встретились. Директор приехал, изучил условия, а буквально через неделю пришел со своим предложением.

Благодаря компании «Интеграл» лицензионные магазины Универсиады-2013 скоро появятся в международном аэропорту Казань и в аэропорту Шереметьево. В настоящее время мы ведем переговоры по оператору, который будет продавать товары внутри спортивных объектов во время Универсиады. Если найдется оператор по Европе - тоже будем рады.

- В июле в Казани открылся первый лицензионный магазин Универсиады-2013. Сколько всего будет магазинов?

- У «Эссена» - 8 магазинов. У «ХороShow» – 6, но мы планируем довести это число до 14. Есть еще у нас одна идея – мобильный надувной магазин, который будет перемещаться из района в район. Это будет летний вариант магазина в стиле хай-тек. Плюс наш фирменный магазин, который открылся 6 июля. Планируем довести количество магазинов до 18.

«ПО ВЫБОРУ БИЛЕТНОГО ОПЕРАТОРА НИКАКИХ ФАМИЛЬНЫХ ПРИТЯЗАНИЙ НЕ БЫЛО»

- А почему был выбран «Кассир.ру»?

- По билетным операторам у нас было всего два претендента - «Кассир.ру» и «Арена». «Арена» специализируется на продажах билетов на футбольные и хоккейные матчи, а «Кассир.ру» занимается концертами и шоу, которые проходят в России. Также они развивают и спортивное направление. Но самое главное их преимущество в том, что они работали с оргкомитетом Олимпиады в Лондоне. Когда они презентовали себя, рассказывали нам, чему их научил оргкомитет в Лондоне, у нас не осталось сомнений. В Великобритании очень креативные маркетинговые подходы к продаже билетов. То, что сегодня они делают по продажам билетов, вызывает только восторг. Билеты на соревнования по некоторым видам спорта продаются сложнее, чем на соревнования по другим. Задача оператора - это как-то сравнять, сделать так, чтобы залы были полными всегда.

Я с улыбкой отнесся к комментариям к вышедшей летом публикации «БИЗНЕС Online» о том, как мы определили билетного оператора. Многие из этих комментариев были анонимными. Хотя бы один бы назвал себя и сказал, что он продавал билеты всю свою жизнь и теперь может оценить работу другого оператора. Могу сказать с полной уверенностью, что здесь никаких фамильных или каких-либо других притязаний не было.

1 миллион 260 тысяч билетов в России на одно мероприятие никто не продавал, поэтому и «Арена», и «Кассир.ру» понимали, на какой огромный риск они идут, тем более те условия, которые мы выставили, очень жесткие. Но в случае успеха, о чем говорили оба оператора, завершая свои презентации, они смогут гордиться, что продали столько билетов на одно мероприятие и разработали целую систему, как это делать.

Пока в целом планируется, что около 70 процентов билетов будут проданы по России и СНГ, а 30 процентов – иностранным туристам. Сегодня мы также начинаем работать с экспертом по управлению проектами, маркетологом с мировым именем, но имя его пока раскрывать не будем. Но могу отметить, что именно он разрабатывал и продвигал маркетинговые стратегии на таких масштабных мероприятиях, как Олимпийские игры в Афинах (2004 год), Олимпийские и Паралимпийские игры в Лондоне (2012 год), Первые юношеские Олимпийские игры в Сингапуре, а также работал над другими проектами.

IMG_1548.jpg
«Что касается церемоний открытия и закрытия, то мы не раскроем тайну до самого последнего момента. Скажу только, что над сценарием работает не только режиссер, но и штат историков, а технические задания не просто нарисованы – над ними трудится целый институт»

Хочется сразу развеять все мифы и сомнения людей по поводу того, что лицензиаты, операторы по билетной и лицензионной программе будут зарабатывать миллионы или миллиарды. Не знаю, откуда эти мифы берутся. Повторяю, что операторы очень рискуют. И все риски берут на себя. Получаемую от лицензиатов прибыль мы распределяем на организационные моменты.

- А что особенного будет на церемониях открытия и закрытия Универсиады? Почему они будут неповторимыми? Что станет изюминками церемоний? И какие еще сюрпризы ожидают зрителей?

- Что касается церемоний открытия и закрытия, то мы не раскроем тайну до самого последнего момента. Скажу только, что над сценарием работает не только режиссер, но и штат историков, а технические задания не просто нарисованы – над ними трудится целый институт. Действует даже целый завод по производству спецконструкций.

А так интересным будет все, даже объекты сами по себе. Центр гимнастики – это же уникальный объект! Не только в России, но и в Европе ему нет аналогов. Там есть специальные гостиницы для тренировок, специальные залы, специальные тренажеры, на которых тренируют маленьких детей спецтонким упражнениям. Такого не было. И не стало бы, если бы не было Универсиады. Та же академия тенниса – архитектурное достояние. Когда мы проводим гостей внутрь, они начинают удивляться, что академию мы не назовем именем известно спортсмена, так как такого нет нигде. После Универсиады останется 45-тысячный стадион. Конечно, потом там будут проводить и футбольные матчи, и концерты. Туда можно привезти Мадонну и кого угодно. Понятно, что в городе уже есть «Татнефть-Арена», но, во-первых, у нее свой спортивный календарь, во-вторых, мест не так много.

К нам регулярно приезжает трехкратная олимпийская чемпионка, посол Универсиады-2013 Мария Киселева, она тоже с интересом следит за строительством Дворца водных видов спорта. Недавно она сказала, что здесь нужно проводить все водные чемпионаты не только России, но и мира. Да я и сам пребывал в состоянии шока, когда узнал, что в бассейне до конца может подняться дно, что его можно регулировать по высоте. Есть даже специальная разогревочная. Все мобильно: одно можно закрывать, другое открывать. Более того, объект входит в книгу рекордов Гиннесса: балкам, которые существуют во Дворце на сегодняшний день, нет аналогов. И это опять все благодаря Универсиаде и чемпионату по водным видам спорта, который опять же пришел сюда только потому, что мы спроектировали этот дворец.