460-раф.jpg
Рафаэль Габбазов: «Бывает, до 9 - 10 вечера засижусь на работе, а друзья и родственники звонят и удивляются: «Как так? Ты же по угонам – а у нас уже не воруют!»

«ЛЮДИ ОШИБОЧНО ДУМАЮТ, ЧТО ТАКОЙ ПРОБЛЕМЫ НЕТ»

Рафаэль Габбазов заступил в должность начальника отдела по раскрытию угонов АМТ УУР республиканского МВД в сентябре, и как выяснилось, его назначение оказалось антикризисной мерой. Дело в том, что на фоне общего снижения количества угонов в Поволжье автоугонщики в Татарстане активизировались – по итогам 9 месяцев количество зарегистрированных краж и угонов АМТ возросло на 27%. По статистике в Татарстане ежедневно похищается в среднем три автомашины.

По мнению Габбазова, ухудшение статистики связано с ростом автопарка по стране и доступностью автокредитования – предложение рождает спрос, в том числе и в криминальном мире. Но правоохранительные органы считают, что главный бич - это все же потеря бдительности автомобилистов.

- Когда я только заступил в новую должность, мне звонили друзья и родственники, поздравляли с назначением. Бывает, до 9 - 10 вечера засижусь на работе, а они звонят и удивляются: «Как так? Ты же по угонам – а у нас уже не воруют!» Люди ошибочно думают, что такой проблемы нет.

Габбазов посетовал, что об угонах редко рассказывают в СМИ и предложил программе «Перехват» не только снимать сюжеты про ДТП, но чаще сообщать о кражах у автовладельцев. Тем более что кражи порой бывают весьма громкими. Так, в этом году было похищено два автомобиля Lexus. Один из них грабители умудрились увести с платной автостоянки, пока владелец был в отпуске за границей. Причем в МВД уверены: угонщикам «заказали» этот автомобиль – он был красного цвета с белым салоном. Найти обе дорогие иномарки пока не удалось.

Бесспорным лидером по количеству автоугонов является Казань – на столицу Татарстана приходится 38% всех краж. После похищения автомобили чаще всего не перемещаются за пределы Татарстана – их используют либо в соседнем районе, либо в том же городе, где и произошла кража.

Кстати, сводный портрет среднестатистического угонщика, со слов представителей МВД, весьма своеобразен – это молодые люди 16 - 25 лет, которые чаще всего уже были неоднократно судимы, и в момент похищения половина из них находится в состоянии алкогольного опьянения.

УГОНЩИКИ В ТЮРЬМУ НЕ САДЯТСЯ

Еще одной головной болью полиции, во многом объясняющей рост количества угонов, стала доступность техники, которую используют грабители. К примеру, если еще пять лет назад кодграббер стоил около 200 - 250 тыс. рублей, то сейчас его можно приобрести за 15 тыс. рублей.

Как рассказал газете «БИЗНЕС Online» председатель отделения Федерации автомобилистов России в РТ Рамиль Хайруллин, кодграбберы попадают в пользование казанских угонщиков в основном из Китая. «Их заказывают на специализированных сайтах, о которых не многие знают», - рассказал Хайруллин.

Пробел в законодательстве, который мешает полиции должным образом наказать угонщиков, пока очевиден – по ночам многие похитители угоняют автомобиль, желая просто покататься. Их действия квалифицируют по статье 166 УК РФ – «Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон)», и чаще всего угонщики отделываются условным наказанием. Лишение свободы преступников более вероятно в том случае, если их осудят по статье 158 УК РФ – «Кража». Эта статья предполагает штраф в размере до полумиллиона рублей или до 10 лет тюремного заключения (в зависимости от стоимости украденной машины).

460-2.jpg
Фаниль Нигматуллин: «Когда происходит кража сотового телефона, задержанный преступник никогда не сможет сказать, что взял его, чтобы просто позвонить. Так же и при угоне автомобиля»

- Это неправильно, закон нуждается в доработке, - считает старший уполномоченный отдела по раскрытию угонов и краж АМТ УУР МВД по РТ Фаниль Нигматуллин. - Ведь когда происходит кража сотового телефона, задержанный преступник никогда не сможет сказать, что взял его, чтобы просто позвонить. Так же и здесь.

Габбазов, в свою очередь, сообщил, что новый глава МВД РФ Владимир Колокольцев недавно предложил объединить две статьи и квалифицировать угоны автомобилей по умолчанию как кражи вне зависимости от того, хотел угонщик продать украденную машину на автозапчасти либо просто сел в нее покататься.

Статистику самых угоняемых автомобилей возглавляют машины отечественного производства – лидирующие позиции занимает продукция отечественного АвтоВАЗа. Иномарки воруют реже и в основном предпочитают Toyota Camry и Corolla. Чаще всего угонщики посягают на автомобили со сроком эксплуатации свыше 10 лет, потому что их владельцы не утруждают себя установкой противоугонных систем и часто паркуются на неохраняемых парковках.

ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА – УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС

Ситуацию с угоном автомобилей в РТ газете «БИЗНЕС Online» прокомментировали в страховых компаниях.

Сальникова Валентина - гендиректор страховой компании "Гранта":

- Самые угоняемые машины - Toyota Camry, Honda CR-V. Эти две марки угоняют чаще всего по всей России, в Москве, к примеру, эти автомобили также наиболее популярны среди угонщиков. Отечественные автомобили если и угоняются, то для разбора на запчасти. К тому же наши автомобили практически не находятся, разыскать угнанную иномарку шансов намного больше.

Рустэм Сабиров - директор промышленной страховой компании, председатель союза страховщиков Татарстана:

- У союза страховщиков Татарстана, к сожалению, нет статистики по угонам. Угоны были, есть и будут, есть во всех цивилизованных странах.

Если говорить о конкретных марках, то на первом месте по количеству угонов - автомобили отечественного производства. Их проще угонять, проще разбирать. Сегодня "Жигули" в Татарстане все-таки являются маркой номер один. Среди лидеров также - все марки автомобилей Toyota, BMW, Mitsubishi, Honda и Lexus. Эти пять моделей остаются в лидерах по угонам. В разных регионах эти автомобили варьируются по местам. Почему именно эти автомобили? Угоняют ведь не только для того, чтобы покататься, но и выполняют конкретные заказы для того, чтобы отремонтировать какой-то автомобиль. Предположим, автомобиль попал в аварию, страховки нет, запчасти заказывать в салоне дорого.

Тогда преступники прибегают к такой схеме, что заказывают у угонщиков такой же автомобиль, такого же цвета и просто перекидывают детали с одной на другую. Главная проблема в том, что не внесены изменения в Уголовный кодекс за угон автомобиля. Если ловят водителя за рулем чужой машины, он говорит, что якобы просто взял покататься. Ему инкриминируют статью «Пользование чужим транспортным средством», а не «Угон». То же самое, что если поймают вора в чужой квартире, а он скажет, что зашел телевизор посмотреть… Пока нет ужесточения, угонщики гуляют на свободе и организуются в преступные группы – порядка не будет.

Наркясь Монасыпова - директор компании «Альфа-страхование» в РТ:

- Если взять нашу статистику, то пока, слава Богу, подобных случаев в этом году не было. В прошлом – был угнан Lexus. Все же еще несколько лет назад автомобили угоняли чаще. Сейчас ситуация улучшается, связано это прежде всего со стабилизацией ситуации в экономике, с тем, что автомобилизация глобально развивается, и с усовершенствованием средств охраны машин. Мало кто сейчас ездит без сигнализации. Если смотреть по маркам, то чаще всего угоняют наши автомобили. Из иномарок чаще – Toyota.

Алексей Тукмаков – заместитель генерального директора страховой компании «Мегарусс-Д»:

- Мы не ведем статистику угонов, но могу сказать, что угоняют машины в Казани не часто. Основная масса угонов - по отечественным автомобилям, причем около 50 процентов - это угоны из хулиганских побуждений. В последний год заметна тенденция увеличения имитированных ДТП, для которых используют дорогие машины, это гораздо большая проблема для страховых компаний.

Фарид Хамадеев - директор Казанского филиала компании "Росгосстрах":

- Я не могу сказать конкретно по цифрам, как изменились данные по количеству угнанных автомобилей. Но, по моим ощущениям, в этом и прошлом году количество угонов не увеличилось. По словам, заместителя генерального Ингосстрах Михиала Костина, количество угонов не изменилось по сравнению с прошлым годом.