460.jpg
На совещании была подвергнута основательной ревизии система образования в РТ

БЕГСТВО С ОБРАБАТЫВАЮЩЕГО ПРОИЗВОДСТВА

Сложившаяся в Татарстане система подготовки кадров никуда не годится. Такой тон задал совещанию президент РТ Рустам Минниханов, подчеркнув, что проблема, прежде всего, в нехватке инженеров-машиностроителей. Как дошли до жизни такой и что теперь делать? На совещании обозначили основные болевые точки.

№1. Число трудящихся на обрабатывающем производстве - основе основ экономики - снизилось на 13%. Сегодня в этой сфере работают 18% от общего числа занятых. Цифра, близкая к мировым стандартам, отметил министр экономики РТ Мидхат Шагиахметов, но для РТ этого недостаточно из-за низкой производительности труда. Между тем к 2020 году республике потребуется 100 тыс. человек для обрабатывающих секторов.

Конкретным примером ситуацию проиллюстрировал генеральный директор ОАО «Зеленодольский завод им. Горького» Ренат Мистахов. По его словам, в этом году объемы производства на заводе увеличились на 145%, а в следующем - прогнозируется рост на 150% к достигнутому в этом году. «Сразу сказывается нехватка специалистов и рабочих», - рассказал Мистахов. На 2013 год дефицит составит 360, а в пиковые периоды – 600 - 700 человек.

№2. Но если отдельные заводы представляют, кто им нужен, то республика, как выясняется, не имеет достаточных сведений о кадровых потребностях машиностроительных предприятий, отметил Шагиахметов. Отраслевой прогноз ущербен, причем именно сами машиностроители не горят желанием предоставлять информацию о кадровых перспективах. Между тем именно прогноз баланса трудовых ресурсов должен стать основой для государственного заказа на подготовку кадров.

№3. Но, собственно, кому заказывать эти самые кадры? Рост числа поступающих на экономические и гуманитарные направления стремителен, проинформировал новый министр образования и науки РТ Энгель Фаттахов (отметим, что это было его премьерное «большое» выступление в новом качестве), при этом инженеров выпускают в разы меньше. Некоторым был сделан намек на вредную самодеятельность: «Наши технические вузы тоже готовят разных юристов, экономистов... Пора заниматься тем, чем вы должны заниматься», - посоветовал Минниханов.

460-2.jpg
Рустам Минниханов: «Родители живут иллюзиями, что их дети учатся. Но проходят четыре-пять лет, они получают дипломы и оказываются никому не нужными»

ЧЕРНАЯ МЕТКА ВУЗОВСКИМ ФИЛИАЛАМ

№4. И вообще давно пора посмотреть, все ли нынешние вузы нам нужны. В республике действуют 86 учреждений высшего профессионального образования, из них 46 – государственные (подведомственны РТ – 3). «Очевидно, что существующее количество вузов превышает потребности республики», - констатировал министр. Основная проблема – переизбыток филиалов вузов. В Татарстане - 21 филиал местных вузов и 25 вузов, расположенных за пределами РТ. Да, с одной стороны, филиалы удерживают молодежь в малых городах, с другой - отличаются крайне низким качеством образования, которое при этом ведется в основном по социальным и гуманитарным направлениям - экономике, юриспруденции, менеджменту, то есть тем специальностям, по которым мы и так имеем переизбыток на рынке труда, возмутился министр. Однако его выступление было не лишено и оптимизма. Он отметил, что минобрнауки РФ решило сократить количество вузов на 20% и филиалов – на 30%. К декабрю появятся конкретные предложения. Представители РТ тоже участвуют в этой работе, многообещающе отметил Фаттахов. При этом он явно пожалел, что речь идет только о госвузах, ситуация в которых и так более-менее сносная… «Позиция нового министра жесткая», - поощрительно отметил Минниханов.

460-3.jpg
Перед началом совещания Минниханов посетил профессиональный лицей №123 Казани

№5. Но только ли вузы виноваты? «На инженерные специальности, к сожалению, идут троечники», - посетовал президент. А Фаттахов вдогонку привел убойную статистику от Высшей школы экономики, которая на основании среднего балла по ЕГЭ зачисленных в этом году студентов составила рейтинг вузов РФ (всего - 491). «Государственные вузы Татарстана не могут похвастаться высоким уровнем принимаемых абитуриентов, - отметил Фаттахов. - КГМУ – на 29-м,  КФУ – на 80-м, КГАСУ – на 132-м, КНИТУ-КХТИ и КНИТУ-КАИ - на 300-м, Аграрный университет – 410-м, академия ветеринарной медицины – на 417-м месте». «Я знаю, что есть претензии к этому рейтингу, - отметил министр, - но он дает общую картину, и она говорит, что на инженерно-технические направления идут люди с наиболее низкими баллами ЕГЭ». При этом лучшие студенты-технари редко доходят до республиканских предприятий - их повышенными стипендиями и высокими зарплатами переманивают российские корпорации.

№6. Рассуждения о непопулярности рабочих и инженерных специальностей давно стали общим местом, и что с этим делать - не на словах, а в реальности - никто сказать не может. Но как заверил министр труда, занятости и социальной защиты РТ Айрат Шафигуллин, его министерство предпринимает усилия для улучшения имиджа рабочих и технических профессий и специальностей. По его данным, интерес молодежи постепенно смещается от гуманитарных к техническим специальностям, от высшего образования – к средне-техническому, и каждый выпускник школы сегодня знает о перепроизводстве юристов и менеджеров. Интересно, на чем основаны эти выводы? Противоположной точкой зрения поделился Фаттахов. По его словам, выпускники школ хотят учиться только в вузах, а там выбирают только гуманитарные направления. И действуют при этом не самостоятельно, а под влиянием родителей и учителей.

ИЗМЕНИТЬ ОТНОШЕНИЕ К ТЕХНИЧЕСКИМ КРУЖКАМ

№7. Школа и семья – вот главные объекты для приложения сил, согласно отметили на совещании. Кивать на вузы бесполезно: специалиста надо готовить уже со школьной скамьи, подчеркнул Минниханов, поэтому у предприятий должны быть подопечные школы. Таким поворотом дела тут же воспользовался ректор КНИТУ-КХТИ Герман Дьяконов, который указал на странную ситуацию – в химической республике нет химического лицея. Минниханов согласился с такой постановкой вопроса: «Химический колледж мы можем себе позволить. Надо подумать, где и как это сделать».

Но специализированные школы – не выход. Одна из причин равнодушия учеников к точным наукам - слабая оснащенность классов физики, химии, биологии. Учителя ничего не могут толком показать. Как тут заинтересовать учеников?! «Мы должны найти формы поощрения школ, где эти предметы преподаются на высоком уровне», - поставил задачу Минниханов и указал, что работодатели должны участвовать в оснащении школ. Особое внимание – на «обработку» родителей, которым надо правильно показать, где их ребенок мог бы работать. «Предприятия должны прийти в школы, красиво рассказать о себе, заинтересовать детей и особенно их родителей», - вторил президенту Шафигуллин.

460-4.jpg
На базе лицея действует учебно-производственный центр, оснащенный современным производственным оборудованием, в том числе станками с числовым управлением

№8. Не меньшее внимание предложено уделить и профессиональным колледжам. Сегодня их в РТ 76, к 2013 году останется 50, а далее - и вовсе 40. Уменьшение количества подразумевает повышение качества. По словам Шафигуллина, колледжи, наконец, заработают эффективно, а некоторые даже будут трудиться в полторы смены. Проблема в том, что сегодня учредители этих заведений - 8 министерств РТ, и это создает некоторую неразбериху. Республика нуждается в скрепляющем звене – формирующем единые подходы центре методического сопровождения профобразования, заявил Шафигуллин. Профобразование предложено сделать как трехлетним (выпуск – 15 тыс. человек в год), так и получаемым за несколько месяцев (7 тыс. человек). Например, возможность овладеть за государственный счет рабочей специальностью на краткосрочных курсах надо дать всем студентам.

  

№9. Невероятно, но после двух десятков лет погрома технических кружков и героических усилий немногих энтузиастов остановить это разрушение власти вспомнили, что когда-то дети увлеченно занимались авиа-, судо-, ракето- да и много еще каким моделизмом. «Мы республика высокотехнологичная, - напомнил Минниханов, - и нам важно создать условия для развития технических кружков. Они сегодня очень востребованы - республика, которая производит самолеты, вертолеты, автомобили, будет остро нуждаться в этих специалистах». Минниханов потребовал «изменить отношение к кружкам и их преподавателям». Мысль продолжил Фаттахов. Он призвал (в том числе и машиностроительные предприятия) поддержать кружки научно-технического творчества, предусмотреть гранты для поощрения преподавателей и учеников и даже создать в РТ соответствующий научно-технический парк (наверное, что-то вроде дворцов пионеров).

«Я НЕ ГОВОРЮ, ЧТО ГУМАНИТАРНЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ НЕ НУЖНЫ…»

Итог совещанию в обычной для него образно-эмоциональной манере подвел Минниханов: «Родители живут иллюзиями, что их дети учатся. Но проходят четыре-пять лет, они получают дипломы и оказываются никому не нужными. То, что сегодня есть - обман людей - ни к чему хорошему не приводит».

«Смена вех» в высшем образовании пойдет тяжело, уверен президент: «Будет больно, будут звонки, ведь это связано с рабочими местами, с родственниками, с друзьями. Но эта лафа должна когда-то завершиться!.. Я не говорю, что гуманитарные специальности не нужны, но… у нас все готовят гуманитариев, а работать некому. Кто гуманитариев кормить будет?»

Президент поручил создать в правительстве РТ рабочие группы по работе с предприятиями, вузами, школами; в трехмесячный срок обобщить озвученную на совещании информацию и представить четкие предложения. Они будут вынесены на утверждение совета безопасности РТ.