Вчера в Москве состоялась презентация исследования экономики рунета за 2011 - 2012 год. Исследование затронуло не всю отрасль, а только 11 рынков (22% от общего объема рынка) |
ЗА ИССЛЕДОВАНИЯ КРУПНЫЕ АГЕНТЫ НЕ ВЗЯЛИСЬ
Началась презентация с описания методологии исследования. Для изучения рынка специалистам пришлось потрудиться. Как рассказал глава российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Плуготаренко, крупные исследовательские центры не смогли предложить такую методологию, которая бы устроила бы заказчика. Общий язык удалось найти с Национальным исследовательским университетом Высшей школой экономики, совместными усилиями специалистов была разработана методология, которая позволила измерить рынок. Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов раскрыл и некоторые секреты исследования: в частности, у представителей компаний не спрашивали конкретные финансовые показатели, а только их порядок. По мнению Кузьминова, это дало гораздо более точные результаты, если бы вопрос ставился о конкретных цифрах.
Само исследование проводилось в несколько этапов. В ходе интернет-форума «РИФ+КИБ 2012» проходившего весной этого года, было проведено 53 качественных фокусированных интервью с 47 индустриальными экспертами, всего глубинные интервью были проведены с 78 экспертами.
После этого стартовал массовый опрос. Всего с мая по сентябрь в нем приняли участие 134 эксперта. Анкеты состояли из трех блоков: информация об эксперте, компании и оценки рынка. Исследователи использовали следующую схему: каждый рынок описал как минимум один «суперэксперт» и 10 «массовых экспертов».
Исследование затронуло не всю отрасль, а только 11 рынков (22% от общего объема рынка), к которым относятся: интернет-сервисы и контент, доступ в интернет, электронные торги, все, что является частью экосистемы интернет-зависимых рынков. Именно эти рынки, по мнению экспертов, наиболее активны и перспективны. Согласно подсчетам, общий объем интернет-зависимых рынков в России составил в 2011 году 2,52 трлн. рублей или 4,62% ВВП. Доля 11 ключевых из них — 553,79 млрд. рублей.
Как заверил собравшихся Кузьминов, за достоверность исследователи могут отвечать. Презентованное исследование, кроме того, гармонизировано с ранее проводившимися исследованиями Boston Consulting Group (BCG).
Ярослав Кузьминов раскрыл некоторые секреты исследования: у компаний не спрашивали финансовые показатели, а только их порядок. Это дало более точные результаты, если бы вопрос ставился о конкретных цифрах |
САМЫЕ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ РЫНКИ РУНЕТА
Самым крупным рынком, по мнению экспертов, оказался рынок ритейла, его объем в 2011 году оценен в 309,4 млрд. рублей при оценочном росте за 2010 год в 30% и прогнозируемом росте в 2012 году в 27%. Следом за ним идет рынок платежей, объем которого в прошлом году составил 166,7 млрд., рост к 2010 году - 34%, а прогноз на этот год - 32%.
Наиболее ярко эту картину прокомментировала генеральный директор холдинга "Озон.ру" Маэль Гавэ, рассказав про своего знакомого, который попросил ее купить подарок через интернет: «Если даже в маленькой деревне в Костромской области 8-летний ребенок знает, что можно через интернет все купить, можно определенно говорить, что этот рынок уже прочно вошел в российскую жизнь и будет укрепляться». Кроме того, Гавэ отметила, что российский интернет-рынок уже стал самым крупным в Европе, и предел роста еще далеко впереди (пока только 52 млн. россиян являются пользователями интернета).
Высоко рынок электронной торговли оценила директор по маркетингу Google в Юго-Восточной Европе Рики Дрори. В своем выступлении она отметила, что, несмотря на ожидаемый в США и Британии спад экономики, в России этот сектор, вероятно, продолжит показывать невероятный рост. А низкие затраты на использование интернет-торговли открывают огромные перспективы для мелкого и среднего бизнеса. Ведь каждый, кто имеет компьютер, потенциально может начать свой бизнес.
Рики Дрори отметила, что низкие затраты на использование интернет-торговли открывают огромные перспективы для мелкого и среднего бизнеса |
ВЫЗОВЫ РОСТУ
Такие темпы роста, правда, связаны и с разного рода вызовами, один из основных — это отсутствие систем доставки, как отметили выступающие. Почта России является партнером многих интернет-магазинов, но клиенты хотели бы пользоваться и более быстрыми сервисами. При этом строительство собственных служб доставки в масштабах России с ее расстояниями — дело мало для кого подъемное.
Из-за растущего количества игроков все дороже становится привлечение покупателей. Что интересно, интернет-реклама — также один из перспективных и быстрорастущих рынков. Однако если говорить о малом и среднем бизнесе, то продвигать свой продукт становится все дороже.
Также отметили специалисты и недостатки российского законодательства, которое не полностью соответствует быстроразвивающемуся сектору экономики.
РЫНОК НАЕЛСЯ ЛОБОВОЙ РЕКЛАМЫ
Следующими менее крупными, но также быстроразвивающимися сегментами эксперты назвали интернет-рекламу. Самый крупный рынок (24,2 млрд. рублей) - это рынок контекстной рекламы, его рост в 2010 году составил 53%, в 2012 году прогнозируется на уровне 39%. Кузьминов заявил: «Рынок наелся лобовой рекламы и все больше переходит к контекстной, зашитой в полезную информацию рекламе».
Объем рынка медийной рекламы специалисты оценили в 15,83 млрд. рублей, за 2010 год он вырос на 41%, в этом году ожидается рост в 39%. Все большую долю занимает реклама в социальных сетях (SMM), объем составил 2,98 млрд. при росте в 2010 году в 43% и ожиданиях на этот год на уровне 40%. Самым маленьким рекламным рынком оказался рынок видерекламы — всего 800 млн. рублей, однако темпы роста его самые большие: 53% - в 2010 году, и 50% - прогноз на 2012 год.
К перспективным отраслям также отнесены web-разработка (объем рынка - 9,83 млрд. рублей, рост в 2010 году - 31%, прогноз на 2012 год - 27%), хостинг и домены (объем рынка - 5,32 млрд. рублей, рост в 2010 году - 25%, прогноз на 2012 год - 21%), поисковая оптимизация (объем рынка - 8,56 млрд. рублей, рост в 2010 году - 18%, прогноз на 2012 год - 19%).
В аутсайдерах самых перспективных отраслей - услуги программного обеспечения: объем рынка - 1,89 млрд. рублей (рост в 2010 году - 46% и такие же ожидания на этот год).
Авторы исследования надеются, что оно станет ежегодным, или даже рынок будет исследоваться два раза в год. По мнению специалистов, такие показания роста должны не только привлечь на российский рынок крупных мировых игроков (представительница Google отметила, что российский рынок уже более интересен, чем индийский и китайский), но и способствовать более активному вовлечению в процесс государства.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 3
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.