Международный аэропорт Казань надеется на компенсацию средств, затраченных на содержание аэропортового комплекса |
К ОБЩЕМУ ИТОГУ НЕ ПРИШЛИ
Теруправление Росимущества в Татарстане и международный аэропорт Казань так и не подписали планировавшееся мировое соглашение. Об этом стороны заявили на состоявшемся в конце минувшей недели судебном заседании.
Как рассказывала газета «БИЗНЕС Online», еще в апреле МАК подал иск в татарстанский арбитраж, требуя от Росимущества выплаты 113,7 млн. рублей. Речь шла о затратах казанского аэропорта на содержание аэродромного комплекса в 2008 - 2010 годах.
Напомним, четыре года назад власти республики передали 37 объектов на территории МАК – взлетно-посадочную полосу (ВПП), пять зданий, светосигнальное и метеооборудование и т д. в федеральную собственность (по Воздушному кодексу объекты единой системы организации воздушного движения могут находиться только в руках РФ).
К слову, ВПП в МАК длиной 3,7 км к 2000 году Татарстан построил за счет собственных средств - более 700 млн. рублей (знакомый с ситуацией источник утверждает, что в целом в реконструкцию республика тогда вложила более 1 млрд. рублей).
Основанием для иска стало то, что сооружения аэропорта, которые были построены еще в 1979 году, в последние годы МАК содержал за свой счет, тогда как по закону это обязанность собственника. «Общего итога по возмещению ущерба, к сожалению, не получилось. Не сошлись в плане затрат», - пояснил суду представитель теруправления Росимущества Артур Бадретдинов срыв мирной инициативы сторон.
ПОМЕНЯЛИСЬ РОЛЯМИ
Этот иск стал своего рода ответным шагом казанского аэропорта.
Два года назад Росимущество потребовало от МАК выплаты 26,8 млн. рублей неосновательного обогащения (включая 1,9 млн. рублей процентов). Иначе говоря, невыплаченной арендной платы почти за 2,5 года - с 1 апреля 2008 года до 1 сентября 2010 года, когда аэродромный комплекс был передан в ведение ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)». Основанием для этих претензий стало то, что МАК все это время пользовался расположенными на его территории объектами безвозмездно.
Стороны заключили договор аренды еще в 2008 году – согласно ему, аэропорт должен был ежемесячно платить 858 тыс. рублей (без НДС). Но он не исполнялся – из-за отсутствия регистрации считался незаключенным.
И хотя МАК отмечал, что за эти годы потратил на содержание аэропорта гораздо больше средств – свыше 100 млн. рублей, тяжбу он в итоге проиграл. Если Арбитражный суд РТ полагал, что в этом случае должен быть сделан взаимозачет, то вышестоящие судебные инстанции заключили, что траты МАК «не выходят за рамки обычной хозяйственной деятельности».
В июне этого года аэропорт Казань даже попросил в арбитраже отсрочки в выплате этой суммы до сентября, надеясь за лето набрать выручку. Он не исключал, что немедленное принудительное списание этих средств (Росимущество обратилось к судебным приставам) сорвет сроки строительства терминала 1А, который к Универсиаде 2013 года должен вдвое увеличить пропускную способность аэропорта, и в целом станет гибельной для МАК, чья кредиторская задолженность сразу же начнет нарастать как снежный ком.
В новом процессе, в котором аэропорт выступил уже истцом, он пытался доказать, что все-таки вышел за рамки обычной хозяйственной деятельности. По крайней мере, что касается суммы в 87,7 млн. рублей.
Сейчас аэропортовый комплекс МАК активно реконструируется. Заказчик-застройщик работ - ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" |
ПУСТЬ ОТВЕТИТ ТОТ, КТО УПРАВЛЯЛ
Бадретдинов просил суд для полного и всестороннего рассмотрения дела привлечь в качестве третьего лица администрацию гражданских аэропортов (аэродромов) (АГАА). «Спор идет по денежным средствам, затраченным на сохранение и содержание как раз того имущества, которое было закреплено за ФГУП на праве хозведения в 2008 году», - пояснил он.
По мнению ответчика, АГАА сможет подтвердить или опровергнуть те или иные расходы по содержанию аэропортового имущества: «Их пояснения в данном деле могут сыграть большую роль». Что интересно, представитель МАК Олег Аббасов ходатайство Росимущества поддержал.
К слову, руководители аэропорта Казань и ФГУП АГАА встречались совсем недавно - 27 сентября они подписали соглашение о передаче во временное пользование МАК аэродромной техники. В частности, речь идет о 21 самоходном пассажирском трапе, 7 установках наземного питания, самоходном подъемнике, машинах по заправке воздушного судна питьевой водой и уборке туалетных отсеков. Все это оборудование, которое прибудет из города Артем Приморского края, предназначено для эффективной работы во время Универсиады-2013 как самого аэропорта, так и базирующихся в нем авиакомпаний.
В итоге арбитраж ходатайство Росимущества удовлетворил и отложил рассмотрение дела на 19 октября.
«МИРОВОЕ СОГЛАШЕНИЕ БЫЛО БЫ ОПТИМАЛЬНО ДЛЯ ВСЕХ»
«Есть наша позиция, есть позиция Росимущества. Все призваны исполнять закон, поэтому как суд решит. В любом случае к какому-то итогу мы придем», - сказал вчера газете «БИЗНЕС Online» гендиректор МАК Алексей Старостин. В то же время он выразил сожаление по поводу того, что стороны так и не пришли к компромиссу. «Конечно, хотелось бы, чтобы мировое соглашение было заключено. Это было бы оптимально для всех. Возможно, в конце пути мы к этому придем», - сказал он.
Ко времени сдачи материала в печать ответ на запрос газеты «БИЗНЕС Online» из теруправления Росимущества получен не был.
ЧЕТКИЕ ПРАВИЛА НЕ УСТАНОВЛЕНЫ ДО СИХ ПОР
Газета «БИЗНЕС Оnline» поинтересовалась мнением участников авиарынка.
Магомед Закаржаев - гендиректор ОАО «Казанское авиапредприятие»:
- Я думаю, проблема в том, что с момента разделения объединенных авиаотрядов на авиакомпании и аэропорты (и последующего закрепления части сооружений последнего в собственности РФ) до сих пор не установлены четкие правила взаимоотношений. И в том числе не определен порядок расчета арендной платы за имущество.
Международный аэропорт Казань торопился передать имущество в федеральную собственность в расчете на реконструкцию этих объектов за счет федеральных средств. Решили, что с арендной платой, равно как и их содержанием, разберутся как-нибудь потом. А когда пришло время платить, оказалось дороговато. Тем более в преддверии Универсиады.
В этом конфликте я целиком на стороне аэропорта. Даже при том что последние годы МАК работает прибыльно, там накопилось столько проблем, которые необходимо решать. Несколько десятков миллионов ему не помешают. А федеральный бюджет их даже не заметит.
НЕ ДОГОВОРИЛИСЬ НА БЕРЕГУ…
С Закаржаевым солидарен и источник «БИЗНЕС Оnline» в авиаотрасли, давший нам комментарий на условиях анонимности. «Начиная с советских времен практика была такой, что аэропорты ничего не платили за использование федеральной собственности, - рассказал наш собеседник. - Полосы, перроны, аэровокзалы передавались им в управление, они их эксплуатировали, и за это никто ничего не требовал. Экономика аэропортов в те времена была слабой – многие из них были убыточны. Поэтому и брать-то было не с кого. Наоборот, аэропортам нужно было помогать. А потом они поразлетались по разным собственникам. В то же время вышел закон о том, что полосы, перрон и средства аэронавигации обязательно должны быть в государственной собственности. И государство начало вкладывать средства в реконструкцию и ремонт этих объектов.
К тому времени у аэропортов дела пошли в гору – пассажиропоток стал увеличиваться день ото дня. Они стали в состоянии платить. И в федеральном центре поразмыслили, что государство от эксплуатации воздушных ворот должно что-то иметь.
Первый спор возник, когда были предъявлены претензии компании, владевшей аэропортом Домодедово. Она первой заключила договор и начала платить арендную плату за использование федерального имущества. Но у нее были встречные претензии: почему только мы? Пусть платят все.
С этого времени пошла волна исков и попыток заключить договоры с аэропортами и взимать с них плату за использование федерального имущества. То есть так, как это положено по закону.
И теперь, по-видимому, это уже повсеместная практика.
На мой взгляд, что касается арендных платежей, нужно смотреть, насколько для того или иного аэропорта приемлем их размер, что будет с экономикой, если он будет платить ежемесячно такие суммы. Насколько я знаю, аэропорт Казань работает прибыльно и в состоянии платить за аренду эксплуатируемых объектов.
А вот расходы на их содержание нужно было предусмотреть в договоре аренды. Наверняка, на этот счет не было ничего прописано, поэтому сейчас стороны и пытаются отбить друг у друга определенные суммы. То есть на берегу не договорились, поэтому через три годы встретились посреди реки.
И это общая ситуация. Очень плохо, что стараются взыскать задним числом – за три-четыре года. Как говорится, уже проехали - балансы закрыты… А ведь если бы договорились заранее, аэропорты могли бы принимать это в расчет в своих бизнес-планах. Тем не менее, на мой взгляд, в этой ситуации все-таки ближе к истине аэропорт Казань.
Справка ОАО «Международный аэропорт Казань» (МАК) расположен в 28 км юго-восточнее Казани – в Лаишевском районе. Имеет терминал-1, терминал-2 (бизнес-терминал с залом официальных лиц и делегаций). В 1985 году аэропорт Казань получил статус «Международный аэропорт первого класса». В марте 2011 года между РТ и болгарскими компаниями «Булгар Авиэйшн Групп» и «Ескана Русия» был подписан договор о создании ЗАО «Тат-Авиа». «Булгар Авиэйшн Групп» и «Ескана Русия» входят в состав болгарского холдинга «Химимпорт», который правительство Татарстана определило стратегическим инвестором в проекте реконструкции МАК. ЗАО «Тат-Авиа», которым на паритетных началах владеют болгарская сторона и РТ, принадлежит 99,9% уставного капитала ОАО «Международный аэропорт Казань». В 2011 году прибыль МАК выросла в 10 раз по сравнению с 2010 годом: до 213,79 млн. рублей против 21,65 млн. рублей. Пассажиропоток аэропорта в 2011 году составил 1,2 млн. человек (рост - на 28%), в том числе международный пассажиропоток — 551,7 тыс. человек (рост - на 19,4%). За первый квартал 2012 года пассажиропоток МАК вырос на 44,2%, составив 263 тыс. 96 человек. Всего было произведено 2064 самолетовылета, что на 13,8% больше, чем в январе - марте 2011 года. Федеральное государственное унитарное предприятие «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» является балансодержателем имущества гражданских аэродромов федерального значения, а также аэродромов, реконструируемых в рамках федеральных целевых программ. Предприятие находится в ведении федерального агентства воздушного транспорта министерства транспорта РФ. В данный момент за ФГУП на праве хозяйственного ведения закреплено имущество 54 российских аэропортов, включая международный аэропорт Казань. |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.