460-7.jpg
Вячеслав Зубарев: «Сильные конкуренты – не те, которые много продают сегодня, а те, кто завтра будет работать успешно»

«РОСТ АВТОМОБИЛЬНОГО РЫНКА БУДЕТ ПРОДОЛЖАТЬСЯ»

- Вячеслав Викторович, минпромторг России опубликовал прогноз, что по итогам года автомобильный рынок России вырастет на 15 процентов. Два года назад вы давали нам прогноз на 2011 год – 25 процентов, а фактически рост был процентов 40. Как понять, что происходит с рынком сегодня?

- Это естественный процесс, потому что в кризис 2008 - 2009 годов был резкий спад, а после него – резкий подъем потребительского спроса. Но сейчас этот рывок выдыхается. Хорошо, что рост еще есть. На следующий год, если не будет каких-либо коллизий, рост будет продолжаться, но небольшими темпами – 5 - 7 процентов. Но это только предположение, которое на сегодняшний день кажется наиболее вероятным.

- Из статистики мы увидели, что татарстанский автомобильный рынок растет темпами, ниже общероссийских. С чем это связано?

- Не может наш рынок расти меньше, потому что автомобильный рынок напрямую связан с доходами населения, а они у нас в республике не ниже. И если это так, то я очень удивлюсь.

- Минпромторг прогнозирует по России 15 процентов роста, а по вашей компании какой рост вы ожидаете?

- По нашей компании мы ждем рост в 22 - 23 процента. В штуках это будет 50 тысяч автомобилей.

- На днях журнал Forbes опубликовал рейтинг 200 крупнейших непубличных компаний России. В первую половину списка вошла и ваша компания. Журнал пишет, что в 2010 году выручка ТТС составила 19,7 миллиарда рублей, а в 2011 году - уже 34 миллиарда рублей. Эти данные соответствуют действительности?

- Да, соответствуют. Действительно, в прошлом году у нас был большой рост, и в этом году он продолжится.

- В России автомобильный рынок растет, а что происходит в Европе и мире?

- Рынок очень волатильный. Если в мире он всегда был сбалансированным, то сейчас идут большие колебания. Как мне видится, в Европе сегодня тяжелый период - то ли продолжение кризиса, то ли начало стагнации. А европейское население – очень практичное, и когда дело начинает пахнуть кризисом, люди начинают затягивать пояса и откладывать большие покупки. Конечно, это не может не отразиться на продажах автомобилей.

При этом мы знаем, что Европа не едина, там большая дифференциация: в каких-то странах ситуация лучше, в каких-то - хуже. Германия, например, показывала рост, хотя и мизерными темпами. При этом американский и китайский рынки растут, хотя темпы тоже снижаются.

«ФИНАНСОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПОЗВОЛЯЮТ НАМ РАЗВИВАТЬСЯ»

- Была информация, что у ТТС - 2 процента автомобильного рынка России. Это так?

- Судя по цифрам, это так и есть.

- А как изменилась статистика продаж автомобилей в кредит?

- Если в 2011 году продажи в кредит составляли порядка 30 процентов, то в этом году – уже около 45 процентов.

- Вы сказали, что темпы роста рынка снижаются, а ТТС открывает новые центры. Например, недавно в Удмуртии, в Казани. Как это соотносится с реальной обстановкой на рынке? Может быть, новые автосалоны пока не нужны?

- Да, у нас сейчас идет период активного открытия центров. И связано это с тем, что требования по качеству обслуживания все равно возрастают. Те условия, в которых можно было продавать несколько лет назад, сегодня покупателя уже не устраивают.

Во-вторых, многие проекты не так быстро реализуются. Например, проект центра, который мы недавно открыли в Казани, делался еще в «тучные» 2007 - 2008 годы. В кризис мы его просто заморозили, а сейчас завершили. Практически половина инвестиций в него была сделана до кризиса. И многие другие центры, которые сдаются сейчас, задумывались значительно раньше.

Обеспечение качества обслуживания - не минимально необходимого, а достаточно высокого для современного времени, думаю, будет одним из основных условий сохранения и укрепления позиций на рынке. А мы собираемся укреплять свои позиции на рынке.

К тому же вы видите, какой «взрыв» по продажам был у нас в последнее время, и наши центры просто перегружены. Например, в этом году мы откроем второй центр Hyundai в Казани. Практически это требование рынка, так как в Казани не хватает мощностей по обслуживанию автомобилей Hyundai. В какие-то регионы мы приходим с новыми продуктами. В частности, в Удмуртии никогда не было центра по продаже Audi. Теперь есть.

Мы составляем разные прогнозы развития, потому что, как говорится, готовимся к худшему, но надеемся на лучшее. В случае оптимистичного прогноза мы не будем в числе отстающих, а, напротив, должны больше других прогрессировать. Наши финансовые возможности позволяют нам развиваться. Безусловно, с учетом кредитных ресурсов, но с достаточным запасом прочности мы сможем вести довольно активную инвестиционную политику.

Думаю, текущий год будет «пиковым» с точки зрения инвестиций, а в следующем году роста по инвестициям мы не предвидим. В этом году так получилось, что завершение ранее начатых проектов уже нельзя было больше откладывать без ущерба для имиджа и качества работы.

«НАМ НЕ СТРАШНЫ КОНКУРЕНТЫ»

- В год вы продаете 50 тысяч автомобилей. Какая их часть продается вне республики?

- Около 30 процентов автомобилей мы продаем за пределами Татарстана.

- Какую долю татарстанского рынка занимает ТТС?

- А что считать татарстанским рынком? Ведь многие жители республики покупают автомобили вне нашего региона, в то же время жители других регионов приезжают за автомобилями к нам. Но тем не менее думаю, что наша компания занимает порядка 25 процентов республиканского рынка.

- Кто ваши ближайшие конкуренты в Татарстане?

- Любая компания, которая заявляется на рынке, - это уже конкурент! А кто основной конкурент? Кто больше машин продает или кто качественнее предоставляет услуги? Мы считаем, что главным конкурентным преимуществом должно быть не количество продаваемых машин, а качество и комплексность оказываемых услуг. Это достаточно субъективный показатель, и точной статистики здесь не существует. Мое мнение, что даже если есть какие-то замеры «тайным покупателем», то элемента случайности не избежать.

Мы с уважением относимся ко всем нашим коллегам, считая, что у каждого из них есть свои достоинства. Наша задача - не отслеживать «близких» или «дальних» конкурентов, а работать над собой, над своей компанией, думать, как ее сделать лучше и привлекательнее для покупателей. Нам не страшны конкуренты. Конкуренция будет всегда. Если оценивать по продажам, то это «КАН-Авто», «Акос», РРТ и многие другие.

Но сильные конкуренты – не те, которые много продают сегодня, а те, кто завтра будет работать успешно.

460-3.jpg
«Для нас 5 процентов наценки, из которой еще нужно вычесть налоги, - это уже хорошо. А для торговли одеждой, например, и 50 процентов - это плохо…»

«ПРОДАЖА АВТОМОБИЛЕЙ – САМАЯ НИЗКОРЕНТАБЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ»

- Есть расхожее мнение, что основные деньги компании зарабатывают не на продаже автомобилей, а на запчастях и техобслуживании. Это так? Какова рентабельность автомобильного бизнеса?

- Этот показатель плавающий, и год на год не приходится. Безусловно, в кризисные годы продажа автомобилей нам приносила убытки, и за счет сервиса мы выживали. С другой стороны, когда есть повышенный спрос, то на продаже машин можно заработать значительно больше, чем на сервисе. Нет постоянной маржи, а есть фактически получаемая маржа, которая зависит от ситуации на рынке и политики производителя. У производителей автомобилей разная политика: кто-то дает дилерам большую маржинальность, считая, что они должны больше зарабатывать, чтобы больше инвестировать. Кто-то, наоборот, подрезает маржу.

Но в любом случае продажа автомобилей – это самая низкорентабельная область. Потому что для нас 5 процентов наценки, из которой еще нужно вычесть налоги, - это уже хорошо. А для торговли одеждой, например, и 50 процентов - это плохо…

К тому же автомобиль – продукт «горячий», потому что очень капиталоемкий. Если будешь работать с низкой оборачиваемостью, то кредитные проценты съедят всю маржу, и ты будешь работать в убыток, хотя и будешь продавать с наценкой. Вопрос скорости продажи здесь очень важен, почему и проходят акции «слива» складов себе в убыток. А причина этого простая – большое давление склада. Чтобы минимизировать убытки, лучше продать с убытком, но сейчас, чем продать завтра с еще большими убытками.

- Наверное, и оборотные средства необходимо быстрее высвободить?

- Да, и высвободить оборотные средства. Ведь быстро остановить программу нельзя. Как ни странно, во всем мировом автопроме существует плановая экономика. Если мы сегодня называем какие-то цифры, то практически это запланировано на полгода вперед. И даже если через полгода ситуация на рынке в корне изменится, то машины продолжат поступать к дилерам. И с ними что-то надо будет делать… Поэтому и доходность от продажи автомобилей – слишком кривая линия. И мы видим, что много компаний ушли с рынка, потому что их экономика не выдержала. Если не успеваешь, то такой груз может раздавить любую компанию – учитывая, какая масса денег вращается в этом бизнесе, причем значительная часть которых – заемные…

«У НАС ТАКАЯ СТРАТЕГИЯ – МЫ РАЗВИВАЕМСЯ КОМПАКТНО»

- Что из себя сегодня представляет весь бизнес «ТрансТехСервиса» в цифрах? (Аглиуллин Булат)

- Количество салонов у нас порядка 50, но до конца года их будет больше. В компании работают более 4 тысяч человек. Как я уже сказал, в этом году планируем продать 50 тысяч автомобилей.

- Вы открываете салоны по всей России?

- У нас такая стратегия – мы развиваемся компактно. И так получилось, что мы открываем свои салоны в республиках Поволжья, не задействовав ни одной области. Это связано с вопросом управляемости – чем дальше, тем сложнее управлять. А схема управления у нас довольно централизованная. Я не говорю, что невозможно управлять на дальних расстояниях, но для этого потребуется изменить корпоративную культуру. Для нас это другой этап развития, и прежде чем на него решиться, надо все тщательно взвесить. И не факт, что мы вообще будем это делать.

- Как вы смотрите на перспективу развития услуги trade-in в вашей компании и на рынке в целом? Наши люди все-таки привыкли продавать и покупать на авторынках…

460.jpg
«Обманывать покупателя недопустимо, потому что, во-первых, у нас такая философия. А во-вторых, это нам невыгодно, потому что в случае необходимости к нам придут с претензией»

- У нас стоит цель – к концу года выйти на 10 процентов по данному виду продаж, пока это у нас занимает 7 - 8 процентов. Думаю, у этой услуги перспектива хорошая, потому что во всех развитых странах она распространена.

Что касается того, что «наши люди привыкли», то, вспомните, лет 10 - 15 назад мы все и одежду, и аппаратуру покупали на рынках… А сейчас мы понимаем, что такая экономия – это лжеэкономия. Думаю, то же самое и с услугой trade-in. Если продавать и покупать на рынке, то рискуешь и в одном, и в другом случае, потому что это хорошая возможность для разного рода жуликов. Ведь не известна история такой машины. А мы можем продиагностировать, выявить скрытые дефекты.

Обманывать покупателя недопустимо, потому что, во-первых, у нас такая философия. А во-вторых, это нам невыгодно, потому что мы же никуда не денемся, и в случае необходимости к нам придут с претензией. Если же вы купите машину по объявлению, то вряд ли найдете потом этого продавца… Поэтому снижение рисков, экономия нервов и времени, думаю, будут цениться все больше и больше.

«ПЛАНИРУЕМ ПРОДАТЬ В КАЗАНИ 800 АUDI»

- Наша газета недавно публиковала данные "Автостата" по регистрации новых автомашин. Интересно, что Аudi впервые за последнее время обогнали BMW. За полгода по продажам у Аudi был прирост 62 процента. Мы поинтересовались у компании Аudi: с чем это связано? Нам ответили, что очень хорошо поработал их дилер – то есть ТТС. Вы можете прокомментировать этот факт? Может быть, в это время была крупная закупка госструктурами?

- Раз нашу работу оценивают хорошо, какой мне смысл оспаривать это утверждение? Я лучше соглашусь…(смеется).

Что касается закупок госструктурами, то значительного влияния на итоги продаж они не оказывают. В этом году мы планируем продать в Казани 800 Аudi, в то время как ни одна госструктура больше 8 - 10 автомобилей в год не закупает. Нельзя сказать, что какими-то корпоративными закупками можно серьезно изменить итоговый результат продаж.

А ситуация с Аudi, на мой взгляд, закономерна, потому что у них, во-первых, постоянно расширяется модельный ряд. Можно сказать, что их машины по качеству стали откровенно лучше. Но и у нас работа по продвижению продукта, которую мы вели последнее время, наконец, стала давать результат.

Но это не значит, что мы не работали по BMW. Этот автомобиль – тоже прекрасный продукт. Но здесь определенную роль играет политика дистрибьютора – Аudi дали нам больше машин, которые пользуются повышенным спросом.

- Интересная ситуация в РТ и с Volkswagen: рост - аж 137 процентов!

- Здесь совместились два фактора: во-первых, хороший рост продаж этого бренда шел по всей России, а во-вторых, в Казани был «низкий старт»: когда мы начинали продажи этого автомобиля, многие уже с ним не работали, и объем продаж, от которого считался рост, был небольшим. Поэтому, несмотря на этот рывок, я считаю, что с Volkswagen мы пока не достигли хороших результатов, чтобы быть удовлетворенными.

- А сколько вы хотели бы продавать Volkswagen?

- Порядка 2,5 процентов российского рынка. Volkswagen - один из самых продаваемых автомобилей во всем мире, а в России не входил в десятку. Считаю, у нас не использован весь потенциал бренда.

- Рост показали и продажи Škoda.

- Рост продаж Škoda, во-первых, тоже хорош по всей России. А во-вторых, наша компания начала работать с этим брендом.

460-5.jpg
«Безусловно, инфляция будет подгонять цены, но это есть и без ВТО. Что касается ожиданий удорожания автомобилей из-за утилизационных сборов, считаю, это надуманно»

- Обе марки уже несколько лет собираются в России. Может быть, и это повлияло на рост продаж?

- Да, и это тоже, если вскрывать причины роста продаж по всей России.

- Перед кризисом у ТТС прекратились взаимоотношения с Volvo, и вы их не стали возобновлять. Почему?

- Проблема в том, что это тот редкий случай, когда с нашим партнером мы говорили на разных языках. Мы умеем понимать других, умеем доносить свою информацию. Но мы в тот момент не слушали, не слышали друг друга, и я принял решение, что в такой ситуации лучше прекратить отношения. Хотя сам по себе продукт вполне конкурентоспособный.

«ОТСУТСТВИЕ MERCEDES НА КАЗАНСКОМ РЫНКЕ УДИВИТЕЛЬНО»

- Почему у нас в республике никто не продает Mercedes? Вы не хотите этим заняться?

- Во-первых, моего хотения недостаточно – для этого должны быть наши возможности и добрая воля второй стороны. Во-вторых, мы пока не планируем расширять парк продаваемых автомобилей по той же причине – чтобы сохранить эффективность управления компанией.

Безусловно, Mercedes – это очень интересный бренд, но пока я не могу сказать, что у нас есть какие-то планы по дилерству Mercedes. А почему до сих пор в Казани нет дилера Mercedes, для меня самого загадка. На мой взгляд, это ошибка дистрибьютора. Не иметь продажи в городе-миллионнике – это нонсенс.

- Может быть, на рынке нет такого игрока, который бы смог «осилить»?

- Во всех городах осилили, а в Казани нет?! У нас в городе работают не самые слабые игроки автомобильного рынка. Может быть, по уровню развития у нас - один из самых развитых автомобильных рынков среди городов-миллионников. Но это вопрос к дистрибьютору. Лично мне отсутствие Mercedes на казанском рынке тоже удивительно.

ВТО: СНИЖЕНИЯ ЦЕН НА АВТОМОБИЛИ НЕ БУДЕТ

- Бытует мнение, что в России машины делают хуже, чем на родине марок. Насколько это мнение имеет под собой почву? На какие автомобили бывает больше рекламаций?

- В данном случае надо опираться не на мое мнение, а на утверждение производителей, потому что они контролируют процесс. А производители – абсолютно все! – говорят: не важно, где собран наш автомобиль, потому что он собран в соответствии с нашими требованиями и по нашим стандартам. И не ведется статистика причин поломок относительно страны сборки. Поэтому, считаю, субъективные мнения как минимум очень сильно преувеличены. Кстати, автомобили многих брендов уже давно не собираются на своей родине.

- Какой ваш прогноз поведения автомобильного рынка России в связи с вступлением нашей страны в ВТО? Что будет с ценами на автомобили?

- Я думаю, что ничего резкого не произойдет. Большого снижения цен не будет. А вернее – снижения цен не будет вообще. Ввозные пошлины потихонечку будут сокращать, но политика государства все-таки направлена на развитие отечественного производства. И это, считаю, очень оправданно, потому что автомобилестроение – это передовая отрасль производства. Поэтому с учетом утилизационных сборов какого-то открытия потока зарубежных автомобилей ждать не приходится.

Безусловно, инфляция будет подгонять цены, но это есть и без ВТО. Что касается ожиданий удорожания автомобилей из-за утилизационных сборов, считаю, это надуманно. Мы всегда ждем чего-то плохого… А задача – сохранить баланс.

460-4.jpg
«Будем лучше жить – будем покупать более дорогие машины»

«СТАЛО БОЛЬШЕ ЛЮБИТЕЛЕЙ ДИНАМИЧНЫХ МАШИН»

- Как меняются предпочтения людей за последние несколько лет? Наверное, уже могут позволить себе более дорогие машины?

- Безусловно, потребитель становится более грамотным. Когда-то мы все понимали, что есть "Жигули", и есть иномарка. И только позже мы узнали, что и иномарки бывают разные… Сейчас мы более «продвинутые» потребители. Такой путь мы прошли за последнее время.

Потребитель стал более требовательным, более знающим. И более начитанным, потому что есть масса информации в интернете. И собственного опыта у потребителей становится все больше. Думаю, что эта тенденция сохранится.

Что касается предпочтений, то здесь работает простая закономерность: чем выше доход, тем выше средняя стоимость покупаемого в России автомобиля. Конечно, и средняя стоимость тоже бывает разной - в Москве и в регионах. И наоборот, чем ниже уровень дохода, тем больше снижается покупательская способность. Будем лучше жить – будем покупать более дорогие машины. И понятно, что каждый следующий автомобиль человек стремится купить как минимум не хуже предыдущего, а по возможности - лучше. Поэтому во всем мире продажи автомобилей премиум-класса постоянно растут. Думаю, так будет и в России.

Есть еще одна тенденция – интерес к автомобилям небольшого размера. Если раньше многие признавали только большие машины, то сегодня научились ценить автомобили и по другим качествам. Мне кажется, что стало больше любителей динамичных машин со спортивным уклоном.

«БОРЬБА С ПРОБКАМИ НА ПРОДАЖАХ АВТОМОБИЛЕЙ НЕ СКАЖЕТСЯ»

- Как вы считаете, будет ли меняться характер рынка автомобилей в связи с проблемой пробок в Казани? Для борьбы с этой проблемой будут вводиться платные парковки и стоянки, то есть делается все для снижения машинопотока. А вы планируете увеличить продажи…

- Я считаю, что борьба с пробками на количестве продаваемых машин никак не скажется. Может быть, человек станет реже ездить на своем автомобиле, предпочитая в рабочее время общественный транспорт. Но ведь есть необходимость ездить не только в центр города, а автомобиль предоставляет свободу передвижения и дополнительные возможности. Если у человека есть возможность и желание купить машину, он ее обязательно купит. А если не купит, то не из-за пробок.

Что касается самой проблемы пробок, то в ее решении надо идти общемировым путем: расширять дороги, не допускать парковки на обочинах, но при этом предоставлять парковочные места и, конечно, развивать общественный транспорт. Например, в Токио на работу все ездят на общественном транспорте, а около офиса разрешается парковаться только пяти-семи топ-менеджерам компании. Думаю, мы будем повторять мировой опыт. А какой другой выход?!

- А у ваших автосалонов сотрудники паркуются?

- Мы запрещаем своим сотрудникам парковаться возле автосалонов, поскольку это место для покупателей. Конечно, это некоторая дискриминация сотрудников, но когда выбираешь, кому парковаться – сотрудникам или посетителям, безусловно, выбираешь клиентов.

«ОТВЕРТОЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО - ЭТО НЕ НАШ ПУТЬ»

- Какой план развития у ТТС на ближайшие 3 - 5 лет? Рассматриваете ли возможность создания собственного производства какого-либо автомобиля или автокомпонентов? На мой взгляд, это должно быть следующим шагом, учитывая налаженную сеть продаж и сервиса автомобилей. (Галимуллин Илназ)

- Если говорить об автосалонах, то план – расти не ниже рынка, не теряя своей доли в России. Но основная задача – это, конечно же, повышение эффективности и качества, потому что, повторюсь, не количество главное, а качество. Можно сделать колосс, но он окажется на глиняных ногах. Должно быть хорошо управляемое эффективное предприятие, которое качественно работает и ценится клиентами.

Что касается автомобильного производства, то я имею о нем представление, поскольку немало лет проработал на КАМАЗе. И я понимаю, насколько это сложно. Если под словом «производство» мы понимаем PR-проекты, связанные с отверточными производствами, то это не наш путь, потому что мы не привыкли попусту пиариться. А делать настоящее современное производство – это очень сложно, и думаю, с нуля его сделать невозможно.

- А производство автокомпонентов?

- Автокомпоненты – это то, чем как раз и должен заниматься мелкий и средний бизнес. Так делается во всем мире. Но это настолько отличается от автомобильного ритейла, чем мы занимаемся сейчас! Я считаю, в своем деле мы профессионалы, а производство автокомпонентов все-таки надо начинать с нуля… Нет, производство мы не планируем.

460-2.jpg
«Наша средняя цена будет выше, чем в целом по Казани, потому что мы продаем более дорогие автомобили и не продаем «Жигули»

ИННОВАЦИОННУЮ ТЕХНИКУ ПРОДАВАТЬ ГОТОВЫ

- Как соотносится средняя цена автомобилей, продаваемых в ваших автосалонах, со средней ценой по Казани?

- Безусловно, наша средняя цена будет выше, чем в целом по Казани, потому что мы продаем здесь более дорогие автомобили и не продаем "Жигули".

- На днях губернатор Калифорнии Джерри Браун подписал лоббировавшийся компанией Google законопроект, легализующий тестовые пробеги по автодорогам общего пользования автомобилей с полным автопилотом, способным двигаться без водителя. Система управления автомобилями-«беспилотниками» от Google основывается на данных видеокамер, радаров, лазерных сенсоров, а также навигационной базе данных. Сели бы вы в салон такого автомобиля, и готова ли ваша компания продавать инновационные модели? (Максим Сайфутдинов)

- Наша компания готова продавать все автомобили, которые будут разрешены к продаже на территории России. Машины с полным автопилотом я не видел и пока сложно себе представляю, как в наших условиях можно на ней ездить.

- А попробовать хотели бы?

- Если бы и сел, то с большой опаской… Я все-таки привык доверять людям.

- С другой стороны, еще несколько лет назад никто бы не поверил, что будут автомобили, которые сами паркуются, а сегодня они уже есть…

- Что касается инновационной техники, то я к ней отношусь хорошо, и мы готовы ее продавать. Мы, например, готовы продавать электромобили Mitsubishi, а гибридные мы уже продаем. Считаю, это хорошее направление. А вот с автопилотом… Думаю, рано или поздно это сделают. Но на сегодняшний день это пока воспринимается с трудом.

Окончание следует.