МИНОБОРОНЫ ОТКРЫВАЕТ СЕЗОН СКИДОК
Речь в суде шла о двух государственных контрактах от 1 марта 2011 года, заключенных КВЗ с министерством обороны РФ. Первый - на поставку в 2011 - 2020 годах 140 вертолетов Ми-8МТВ-5-1. Второй - на поставку в 2011 - 2018 годах 32 «Ансат-У».
Поначалу все, казалось бы, шло нормально. За 2011-й КВЗ изготовил и сдал 8 Ми-8МТВ-5-1 и 5 «Ансатов-У». Но осенью того же года по распоряжению Рособоронзаказа (орган, осуществляющий надзор в сфере государственного оборонного заказа) на КВЗ была проведена плановая проверка, и выводы ревизоров были для КВЗ не очень приятными.
По мнению Рособоронзаказа, КВЗ необоснованно завысил стоимость сырья и материалов для Ми-8МТВ-5-1. В итоге цена одного вертолета выросла на 923 тыс. рублей, а всего контракта - аж на 129 млн. 284 тыс. рублей (за все 140 вертолетов). Получается, в 2011 году КВЗ необоснованно получил за 8 «изделий» 7 387 тыс. рублей.
Кроме того, «виновата» и модернизация КВЗ. Завод указал на то, что при представлении документов для формирования цены Ми-8МТВ-5-1 КВЗ не учел снижение трудоемкости от внедрения нового металлообрабатывающего оборудования. В результате трудоемкость работ завышена на 15,69 нормочаса на каждый вертолет, что привело к необоснованному завышению стоимости изделия на 23 тыс. рублей и увеличению стоимости госконтракта на 2 951 тыс. рублей.
Теперь об «Ансате-У». По мнению Рособоронзаказа, КВЗ завысил стоимость покупных комплектующих изделий. Это привело к росту цены каждой машины на 715 тыс. рублей и увеличению стоимости контракта на 22 887 тыс. рублей. По данным федерального органа, в 2011 году КВЗ необоснованно получил за пять «Ансатов-У» 3 576 тыс. рублей.
В выданном 16 апреля предписании от КВЗ потребовали снизить стоимость на изготовленные и оплаченные в 2011 году вертолеты и в дальнейшем не «шалить» с ценами. Другое требование - представить минобороны документы для оформления протоколов скидки с учетом снижения трудоемкости изготовления, снижения стоимости материалов и комплектующих изделий.
«НАРУШАЮТ ПРАВА И ЗАКОННЫЕ ИНТЕРЕСЫ КВЗ…»
КВЗ обратилось в Арбитражный суд Москвы с заявлением к Рособоронзаказу о признании недействительным этих требований. Мотивация: предписание не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы предприятия. И суд отклонил доводы Рособоронзаказа (решение суда обнаружил специализирующийся на подобного рода розысках блогер alexeyvvo).
Во-первых, выяснилось, что Рособоронзаказ не учел установки опционного оборудования (бортовая стрела, внешняя подвеска, экранно-выхлопное устройство, адаптация кабины пилотов под очки ночного видения, спасательное оборудование и так далее). Во-вторых, Росборонзаказом в ходе проверки не учитывался такой фактор, как изменение индексов роста цен. В-третьих, утверждение о том, что КВЗ не учел снижения трудоемкости изготовления Ми-8МТВ-5-1, не соответствует действительности. Здесь приводится любопытная статистика: согласно плану на 2011 - 2018 годы, снижение трудоемкости заложено в размере 450 нормо-часов (снижение - с 38977 до 38527), а за период контракта - 885 нормо-часов. В-четвертых, расчетно-калькуляционные материалы завода были проверены всеми заинтересованными ведомствами, и с учетом заключения минобороны принято решение о регистрации цены на Ми-8МТВ-5-1 - 222 257 тыс. рублей без НДС; на «Ансат-У» - 127 722 тыс. рублей без НДС.
Самое интересное, в материалах суда говорится: неправомерное требование Рособоронзаказа о снижении цены приведет к значительным финансовым потерям КВЗ, поскольку и первоначально предложенные заводом цены на вертолеты военными были сразу снижены. Да еще как! Так, в соответствии с законодательством, прибыль по каждому «Ансату-У» должна составлять 17 592 тыс. рублей, а минобороны предложило 7 786 тысяч. Каждый Ми-8МТВ-5-1 должен был принести КВЗ 28 149 тыс. рублей прибыли. А госзаказчик предложил только 16 315 тыс. рублей. Совокупное занижение цены заказчиком при согласовании цены на оба контракта составило 1 970 млрд. рублей без НДС (313 млн. 771 тыс. рублей + 1 млрд. 656 тыс. рублей).
Словом, суд установил, что требования Рособоронзаказа нарушают права и законные интересы КВЗ в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Решение суда может быть обжаловано в месячный срок (резолютивная часть была объявлена 20 сентября 2012 года, полный текст решения изготовлен 27 сентября).
«НЕ ПО ТЕМ ЦЕНАМ, КОТОРЫЕ НРАВЯТСЯ ОТДЕЛЬНЫМ КОМПАНИЯМ…»
По срокам та история в целом совпадает с разразившимся весной скандалом.
Напомним, 17 февраля 2012 года минобороны разместило на сайте госзакупок извещение о проведении конкурса на поставку 45 легких многоцелевых вертолетов. Начальная стоимость контракта - 6,06 млрд. рублей. Начальная цена однодвигательного вертолета - 110,7 млн., а двухдвигательного - 164,9 млн. рублей. 7 марта ОАО «Вертолеты России» (в которое входит КВЗ) подало в Рособоронзаказ жалобу. Холдинг заявил, что аукционная документация была составлена с нарушением законодательства. Среди прочего в жалобе говорится, что изложенные в документации технические требования соответствуют вертолетам конкретного производителя – Eurocopter, и определенным моделям - AS350 и AS355.
Тревога «Вертолетов России» понятна. В случае закупки «еврокоптеров» под удар попадали схожие по характеристикам «Ансат», милевский Ми-34 и камовский Ка-226. Отметим, что специалистов удивил не только сам факт того, что минобороны впервые купит технику, прямо конкурирующую с российскими вертолетами, но и масштаб предполагаемых приобретений. Минобороны устами анонимных источников возразило, что российские аналоги более тяжелые, дорогие, но главное – сырые… Новость о «еврокоптерах» стала своего рода вершиной развернувшейся именно в то же время полемики об «Ансатах». В федеральных СМИ появились публикации о том, что КВЗ поставило в сызранское авиационное училище негодные для обучения курсантов «Ансаты-У». В январе центральный орган минобороны - «Красная звезда» - опубликовал статью о трудностях освоения «Ансата-У». В ней сообщалось, что военных инженеров не удовлетворяют высокие общие расходы на эксплуатацию вертолета.
Возвращаясь к «еврокоптерам», напомним, что скандал разразился нешуточный, и закупку отменили. Любопытно, что Рособоронзаказ отправил в минобороны запрос о предоставлении документов, положенных в основу расчета начальной цены контракта, но ответа не последовало.
История с ценами и «еврокоптерами» любопытна в контексте заявления Дмитрия Медведева - тогда еще президента РФ, от 12 июля 2011. Он посоветовал минобороны в случае завышения цен со стороны ВПК заказывать продукцию военного назначения у других компаний или закупать вооружение за границей. «Вы должны приобретать только качественную технику, причем по прозрачным ценам, а не по тем ценам, которые нравятся отдельным компаниям», - заявил он 12 июля на встрече с вице-премьером Сергеем Ивановым и министром обороны Анатолием Сердюковым. По его словам, «минобороны должно залезать внутрь каждого контракта», чтобы «посмотреть на себестоимость». «Вам должно быть понятно, из чего все это состоит», - заключил Медведев. А 17 ноября 2011 года (на КВЗ как раз только закончилась проверка) начальник генштаба Николай Макаров на слушаниях в Общественной палате РФ раскритиковал предприятия ВПК за завышение цен и заявил, что минобороны будет добиваться снижения цен на продукцию ВПК.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 14
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.