МИФЫ И РЕАЛИИ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ
- Марат Владимирович, есть мнение, что можно за небольшие деньги открыть интернет-магазин, который будет приносить стабильный доход. Это действительно так? Насколько велики бюджеты подобных интернет-проектов?
- Я бы не называл это «мнением», я назвал бы это «заблуждением». Вообще, вокруг сферы электронной коммерции блуждает множество мифов, слабо связанных с реальностью.
Как и в «традиционном» бизнесе, в интернете результат зависит от вложений. Хотите захватить долю рынка и получать высокую прибыль? Будьте готовы к серьезным вложениям. Интернет уже давно перестал быть «непаханым полем», в котором можно быстро и без потерь отхватить себе большой кусок. Конкуренция в интернете сейчас гораздо выше, чем в offline.
- Компаниям каких отраслей, на ваш взгляд, «выход в интернет» может быть наиболее полезен?
- Сегодня интернет по своему охвату и частоте использования, можно сказать, сравнялся с телефоном. Мы ведь не будем задаваться вопросом: «Каким компаниям нужен телефон?»
Люди хотят искать и заказывать товары и услуги через интернет, но бизнес, к сожалению, пока еще слабо отвечает на этот потребительский запрос. У нас в Татарстане дела с этим обстоят особенно печально.
- То есть татарстанские компании не хотят выходить в интернет?
- Тех, кто категорически «не верит в интернет», я в последние годы не встречал. Но часто у высшего руководства компаний присутствует определенный скепсис в отношении интернета, и как приоритетная задача электронная коммерция не рассматривается.
Маркетологи, коммерческие директора понимают перспективы использования интернета и чувствуют, что нужно срочно и активно осваивать интернет, чтобы не отставать от конкурентов и от требований потребителей. Но что они могут сделать без поддержки со стороны владельцев бизнеса?
- Скепсис в отношении интернета со стороны высшего руководства — это единственное препятствие?
- Если высшее руководство компании понимает важность присутствия в интернете и видит эту задачу приоритетной — это уже огромный шаг вперед.
Но здесь вступают в игру другие факторы, которые сбивают компанию с «пути к успеху в интернете»: отсутствие четкой стратегии, мифы и заблуждения, низкий уровень компетенции ответственных сотрудников.
Компании совершают хаотичные набеги на интернет, ставят эксперименты, которые заведомо обречены на провал, и ищут «черную кошку в темной комнате».
- Расскажите подробнее, какие заблуждения наиболее распространены?
- В первую очередь это приравнивание интернет-проекта к техническому решению. Какую задачу начинает решать первым делом компания, которая решила запустить интернет-магазин? «Мы готовы выделить на интернет-магазин 300 тысяч рублей. Нужно найти разработчиков, которые создадут для нас интернет-магазин в пределах 300 тысяч рублей».
А как же вопросы маркетинга, логистики, управления проектом, продвижения и развития и многие-многие другие? Я думаю, каждый бизнесмен понимает, что бизнес не состоит только из офиса и секретаря. Почему же многие думают, что интернет-магазин состоит только из сайта?
- Но ведь сайт необходим для работы в интернете?
- Если бизнес не готов к запуску online-продаж, то зачем тратить деньги на сайт? Мы стараемся отговаривать клиентов от поспешных необдуманных решений и совместно с ними выстраиваем стратегию присутствия в интернете.
Конечно, сайт необходим, но это далеко не единственная составляющая интернет-проекта. Начиная работу над проектом «с сайта», вы заведомо обрекаете проект на провал.
Из популярных ошибок на старте проекта также упомяну неадекватную оценку необходимых вложений, отсутствие каких-либо предварительных исследований, завышенные ожидания.
- Разве завышенные ожидания — это плохо? Бизнесмен должен ставить для себя высокие цели.
- Конечно, нужно ставить для себя высокие цели, но не стоит при этом сильно отрываться от реальности. Многие смотрят на отчеты о прибылях таких интернет-монстров, как ozon.ru, и хотят повторить их успех. Но при этом забывают поинтересоваться информацией о произведенных вложениях и расходах.
Когда мечты и иллюзии менеджеров попадают в проектную документацию, начинаются проблемы. Менеджер пишет: «Цены в нашем интернет-магазине должны быть всегда актуальны и обновляться автоматически из нашей системы документооборота». На этапе разработки интернет-магазина выясняется, что никакой «системы документооборота» в компании нет, и в ближайшие 2 - 3 года реализовать ее не планируется.
КАК НЕ ЗАПУТАТЬСЯ В СЛОЖНОСТЯХ ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГА
- Вы упоминали о некой стратегии выхода в интернет, которой многим не хватает. Можете вкратце изложить суть стратегии успеха?
- Я думаю, если бы существовала какая-то универсальная стратегия успеха, то о ней быстро стало бы всем известно, и она быстро потеряла бы свою актуальность.
Стратегию присутствия в интернете следует продумывать персонально для конкретной компании, учитывая ее особенности, отрасль, конкуренцию в интернете и многие другие факторы. Необходимо опираться на результаты исследований и консультации экспертов.
Мы всегда рады помочь конкретной компании выйти на правильный путь в освоении интернета, но выдать какой-то универсальный рецепт я затрудняюсь.
- В таком случае посоветуйте, с чего компаниям лучше начать освоение интернета?
- Руководителям компаний я хотел бы дать две рекомендации.
Первое: повышайте приоритет задач, связанных с интернетом. Поверьте, клиенты в интернете ждут вашего прихода.
Затрудняюсь сказать, каким образом вы сможете избавиться от скепсиса в отношении интернета, но это нужно сделать. Попробуйте задать простой вопрос всем своим родственникам (и молодым, и пожилым), друзьям, знакомым: «Пользуетесь ли вы интернетом?»
Второе: повышайте свою компетенцию и компетенцию своих сотрудников в области электронной коммерции и интернет-маркетинга.
- Какие источники знаний по электронной коммерции вы рекомендуете? В вузах, насколько я знаю, пока еще этому не учат.
- В первую очередь это, конечно же, литература. Электронная коммерция — это в первую очередь именно коммерция. По маркетингу, по менеджменту и по ведению бизнеса в целом существует множество серьезных и полезных трудов. К сожалению, книги сегодня утратили свой авторитет, и как об источнике знаний о них редко вспоминают.
Второе — это общение и консультации с опытными специалистами и экспертами в области интернет-маркетинга, а также общение и консультации с владельцами и руководителями бизнеса, успешно развивающегося в сети.
Третье — это участие в обучающих семинарах и профильных конференциях, которых сейчас проводится большое количество.
- Семинаров по интернет-маркетингу действительно проходит много. Как разобраться, в каких мероприятиях стоит участвовать, чтобы не тратить зря время и деньги?
- Если вы только начинаете разбираться в вопросах интернет-маркетинга, то полезным будет посетить любой профильный семинар или конференцию — просто чтобы погрузиться в тему, освоиться с терминологией.
Большинство семинаров освещают технические вопросы продвижения бизнеса в сети: как правильно сделать сайт, как размещать контекстную рекламу, как работать в социальных сетях... то есть рассказывают, как и что можно сделать в интернете. Но не дают ответа на вопрос: «Нужно ли это делать?»
УСПЕШНО УПРАВЛЯТЬ ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТОМ НАУЧАТ СЕМИНАРЫ «ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ: ВАШ БИЗНЕС ВЫХОДИТ В ИНТЕРНЕТ»
- Вы постоянно выступаете на конференциях, проводите семинары. Какие планы у вас на ближайшие месяцы?
- Мы проводили в прошлом году серию семинаров «Конкуренция в интернете», посвященных как раз техническим вопросам. В наших мероприятиях приняли участие более 450 человек, и мы получили множество положительных отзывов.
Технические знания важны для маркетолога или менеджера проекта, но это далеко не главное. Для достижения успеха в сложном современном интернете требуется стратегический подход и знания в области управления интернет-проектом.
11 октября мы запускаем новую серию семинаров «Электронная коммерция: ваш бизнес выходит в интернет». Эти семинары посвящены стратегическим вопросам получения прибыли в интернете. Мы постараемся, не углубляясь в технические детали, показать участникам семинара правильный, на наш взгляд, путь развития в интернете.
- Кому прежде всего может быть интересен ваш новый курс?
- Мы рассчитываем на компании, которые хотят добавить к своим offline-продажам еще и продажи через сеть, а также на компании, которые «с нуля» запускают свой бизнес в интернете. Курс будет интересен маркетологам, руководителям отделов маркетинга, собственникам бизнеса, руководителям компаний. То есть всем, кто заинтересован в эффективном запуске бизнеса в сети, без проблем и ошибок.
- Будут ли рассматриваться примеры выхода в сеть конкретных компаний?
- Конечно, в своих учебных материалах мы всегда опираемся на наш опыт, на реальные примеры из бизнес-практики.
Особую ценность, на мой взгляд, имеет то, что мы не рассматриваем примеры, далекие от татарстанских реалий, например: «Как компания Amazon развивалась в 2006 году...» или «Как General Motors проводит рекламные кампании в социальных сетях...» Мы всегда приводим примеры компаний, которые работают на рынке Татарстана либо России.
- Острый для перегруженной пробками Казани вопрос: где пройдут семинары?
- Проводя семинары об интернете, было бы глупо не использовать его возможности. Принять участие в наших семинарах можно будет в формате вебинара, то есть удаленно.
О тех, кто предпочитает личное общение, мы тоже позаботились: семинары пройдут в конференц-зале отеля Suleiman Palace Hotel, который расположен в стороне от пробок, на улице Петербургская. Во дворе отеля есть парковка, конференц-зал очень комфортный и уютный.
- Несколько слов об организаторах...
- Курс проводит компания «РуПромо», которая специализируется на оказании услуг в сфере запуска и развития интернет-проектов, а также научно-технический центр web-технологий и юзабилити «Векстор» при Казанском федеральном университете.
Приглашаю всех на наши семинары, мы рады поделиться актуальными знаниями!
Ознакомиться с полной программой семинаров «Электронная коммерция: ваш бизнес выходит в интернет» и зарегистрироваться можно на нашем сайте.
"РуПромо"
ул. Петербургская, 74 (метро "Суконная слобода")
Тел.: 8 800-700-7483 (звонок по России бесплатный)
Тел.: +7 (843) 277-32-09
e-mail: info@rupromo.ru
http://rupromo.ru/
Справка «РуПромо» - компания, специализирующаяся на оказании услуг в сфере запуска и развития интернет-проектов. Компетенции компании связаны как с организацией присутствия в интернете для традиционного offline-бизнеса, так и с запуском проектов, основной источник дохода которых связан с использованием интерактивных возможностей интернета. Компания ведет активную образовательную и исследовательскую деятельность. Сотрудники «РуПромо» преподают в Казанском федеральном университете дисциплины, связанные с web-технологиями и маркетингом. Марат Машков - основатель и директор компании «РуПромо», а также руководитель научно-технического центра web-технологий и юзабилити «Векстор» при Казанском федеральном университете. Докладчик ведущих отраслевых конференций: РИФ+КИБ, СПИК, Softool и др. Автор множества статей по тематике проектирования и развития сайтов. Ключевые компетенции: управление интернет-проектами, интернет-маркетинг, юзабилити. |
На правах рекламы
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.