ПРЕДБАНКРОТНОЕ НАСТРОЕНИЕ

Летний сезон-2012 вместе с увеличением туристической активности принес и тревожные тенденции. Один за другим с рынка уходили игроки: в конце июня разорилась компания «Вокруг света», специализирующаяся на направлении Юго-Восточной Азии. Вслед за ней в августе рынок покинул оператор «Эль-Вояж». А под конец сезона «взорвался» «Черри тур». Кстати, две из этих компаний («Вокруг света» и «Черри тур») были представлены в Казани.

Эти и другие негативные события, несмотря на то что разорившиеся компании не входили в пятерку ведущих операторов по региону, сказались на местном рынке. Опрошенные корреспондентами «БИЗНЕС Online» участники отрасли отмечают, что выросли цены на путевки (даже на самое дешевое направление, Турцию из Казани, на 20 - 30%), горячие туры вытеснились длительной бронью (особенно это характерно для направлений Греция и Чехия), и главное, затормозилась продажа путевок на Новый год.

Руководитель представительства «Русский Экспресс» в Казани, оператора по европейскому направлению Эдуард Замалеев рассказал газете «БИЗНЕС Online», что банкротства, прежде всего, повлияли на психологию казанцев. «Люди стали понимать, что заниженная цена на туры – это не есть хорошо, – отметил Замалеев. - Это понимание особенно острым стало после банкротства «Ланта тур вояж». Люди сами говорили, что им лучше побольше заплатить, но иметь гарантии. А на самом рынке не было серьезных последствий. Казанская компания Mistral, которая работала с «Лантой», конечно, понесла определенные убытки, но после того, как они подали в суд и получили пятидесятипроцентную компенсацию (плюс «Ланта» и «Ингосстрах» должны им еще что-то выплатить), они выправились».

Ряд туркомпаний отметили газете «БИЗНЕС Online», что банкротства на их непосредственной работе не отразились, но косвенное влияние все же было. «Туристы сейчас приходят и начинают спрашивать: а этот туроператор надежный? А насколько? Не будет ли такого, как с операторами, которые повально разоряются? Точно ли мы улетим?» – поделилась тревогой директор турагентства «Эксклюзив» Наталья Назарова. Опасаясь остаться без отдыха и денег, туристы стараются сейчас не бронировать туры на Новый год. Впрочем, как признаются агентства, они и сами советуют туристам пока не бронировать новогодние туры – по той же самой причине.

Директор турагентства «Кругосветный вояж» Екатерина Гнедина подчеркнула, что цены на туры повысила на 20 - 30% по сравнению с прошлым годом «большая тройка» - Pegas, Tez tour, Сoral. «Плюс к тому банкротства приучили людей к более дорогим и качественным турам, - отметила Гнедина. - Конечно, цены повысились не только из-за этих событий, сыграл роль и рост доллара, и топливный сбор. Гораздо меньше стало горящих туров. Средняя цена тура на человека в отеле хорошего уровня – 30 - 35 тысяч. На сентябрь, например, два человека в хорошие отели – 42 тысячи рублей».

Отметим, что череда банкротств, пожалуй, стартовавшая еще с приостановки деятельности лидера на российском туристическом рынке (в 2010 и 2011 годах, по оценкам экспертов, он обслуживал по 100 тыс. туристов) – туроператора «Ланта тур вояж», продолжается и по сей день. Так, в начале сентября несостоятельным себя объявил центр бронирования туров «Глобал-Тревел Интернейшнл».

ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРИБЫЛИ

Итоги летнего турсезона обнародовал "Росстат". За полгода по стране совершено более 6,5 млн. поездок за рубеж, основной массив которых пришелся на летний сезон. Турция (сокращение туристов на 17%, по данным "Росстата"), Греция, Кипр, Египет, Хорватия, Болгария (рост в 20 - 30%), Испания - в лидерах. "Росстат" также отмечает трех-семипроцентный рост прибыли туркомпаний.

В Татарстане же, подсчитывая доходы за сезон, руководители турагентств разошлись во мнениях. Так, ряд компаний («Салават», «Эксклюзив», «Кругосветный вояж») отмечают, что сезон был стабильным, и оценивают доходы выше уровня прошлых лет (рост - 1 - 2%). По данным «Русского экспресса», рост - на 20 - 30%. Президент ассоциации туристских агентств РТ Рамиль Мифтахов, с которым солидарна коллега - директор турагентства «Диля-тур» Гульнара Фахриева, указывает на снижение. «Итог летнего сезона показал, что многие компании пошли на снижение комиссионного вознаграждения, что соответственно привело к уменьшению доходной части этих агентств. Падение случилось где-то от двух до четырех процентов. Это было сделано для того, чтобы бороться с демпингом агентств. Раз они дают огромные скидки, туроператоры решили, что зачем им тогда вознаграждение. И это было не ожидаемо и для многих неприятно», - констатировал Мифтахов.

«Многие местные туркомпании не выдерживают ценовых войн. Прибыль турагентств - это больной вопрос, - отметила и руководитель представительства «Мегаполюс турс» в Казани Анна Ушмаева. - Несмотря на то что банкротятся туроператоры и турагенты, дающие большие скидки, для клиента в Казани по-прежнему решающим фактором выбора агентства становится не профессионализм, надежность и другие факторы, а размер скидки. На самом деле, скидка больше трех процентов должна отпугивать клиента, потому что скидка более трех процентов от общей стоимости путевки уже влияет на общую экономику агентства. К слову сказать, в других регионах ситуация со скидками гораздо ровнее. Уверена, что и клиент в Казани придет к тому, что гарантии и сервис стоят денег, тем более что маржа туристического бизнеса очень мала».

Средняя цена путевки за рубеж из республики составила 25 - 30 тыс. рублей при 10 днях в 4 звезды. Это в два раза меньше средней цены по стране.

«ОБРУСЕНИЕ» ЕГИПТА И ТУРЦИИ. ГРЕЦИЯ НА ОЧЕРЕДИ

Теперь о падении спроса на направления.

Упали Турция и Финляндия (на 4% и 41% соответственно). Ряд местных экспертов к этому списку добавляют и Египет: спад чуть ли не до 10%. «В Турции сегодня, как в Сочи, все русские, - сообщила Гнедина. - Может, поэтому выбирают активно другие направления. Многие уже устали просто лежать на пляже, захотелось экскурсий и чего-то познавательного». Гнедина отметила, что в летнем сезоне великолепно отработали Турция, Тунис, Греция, Испания и Египет. Неплохо – Эмираты, Таиланд, несмотря на сезон дождей. Финляндия, Хорватия – без роста.

Причиной падения интереса к популярной Турции стала «усталость» от широко известного массового направления. Свою лепту внес также 30-процентный рост цен и активное развитие Испании и Греции (меж тем перевозки в Турцию и Египет сохранились на прежнем уровне), с летними программами вылета которых операторы определились еще зимой.

«Этим летом очень многие факторы повлияли на распределение спроса, – отметила Ушмаева. Напряженные политические отношения между Грецией и Германией развернули туристические потоки последней в сторону Турции. За счет этого процесса Турция резко подорожала, а Греция сделала ставку на русский рынок и дала очень привлекательные цены. Кроме этой рокировки, можно отметить существенный рост интереса по Испании. Немаловажным фактором, формирующим спрос по Испании, стало то, что последние 2 - 3 года Испания почти всем дает мультивизы. Хорватия имела бы все шансы на увеличение потока, но в этом году Хорватия была интересна не только россиянам, но и итальянцам, австрийцам, швейцарцам, и просто-напросто отелей всем не хватало, страна-то небольшая».

Напомним, что этим летом количество рейсов в Грецию осталось на прошлогоднем уровне: одни игроки сократили программу вылета, другие, напротив, добавили. Tez Tour стал летать в Ираклион из Казани чаще: два раза в неделю (как и «Южный крест») против одного в прошлом году. «Лабиринт» запустил новые программы вылета на Родос, что привело к 30-процентному росту у туроператора по греческому направлению.

А вот Pegas Touristik убрал по Греции полеты как на Кос, так и в Ханью. Зато с конца мая Mouzenidis Travel добавил еженедельный рейс в Салоники (полуостров Халкидики). В Испанию летали Pegas Touristik (раз в 10 дней), Tez Tour (два раза в неделю), Coral (новое направление для туроператора) и Natalie Tours (раз в 10 дней). Все вылеты, в отличие от прошлого года, осуществлялись только в Барселону (на остров Майорку в прошлом году высаживал Pegas Touristik). Все это и подняло интерес к Греции практически до небывалого доселе рекордного уровня.

ЭМИРАТЫ И КИПР ПРОТИВ БОЛГАРИИ

Болгария, в отличие от федерального рынка, по оценкам экспертов, роста не показала (как и Хорватия). Газета «БИЗНЕС Online» связалась с директором представительства ICS Travel Group в Казани Ильнуром Хисамутдиновым, который одной из причин отсутствия роста турпутевок в Болгарию назвал банкротство болгарского туроператора Bulgarian Vip Tours (BVT) и оптимальную загруженность направления (один самолет раз в 10 - 11 дней).

Главные перемены коснулись вылетов в Эмираты и на Кипр, что также моментально отразилось на рынке. В ОАЭ раз в неделю стал вылетать FlyDubai (Natalie Tours) и два раза Air Arabia («Лабиринт», «Русский экспресс»). На Кипр раз в неделю летали «Библио Глобус», Natalie Tours, Tez Tour, Coral, «Лабиринт», «Русский экспресс» и новый Air Arabia. «В этом году стал популярен Кипр, - сообщила газете «БИЗНЕС Online» Назарова. - Тоже потому, что летают уже второй год. Так, в прошлом году летал «Библио Глобус», Pegas, а в этом - «Натали турс», «Библио Глобус». Это сыграло немалую роль, так как люди приехали и рассказали друзьям, те тоже захотели съездить. Ну и плюс упрощенный визовый режим. За неделю на Кипр ничего нельзя было купить, ну только если места бизнес-класса случайно попадутся».

Напомним, что на рынке Татарстана сегодня работает 21 федеральный оператор, каждый из которых специализируется на определенном направлении. Самое большое количество филиалов в Казани представлено у «большой тройки» операторов - Tez tour и Pegas, Сoral.

Основным игроками на турецком и египетском направлениях в РТ считаются Tez tour, Pegas и Сoral. Этим летом на региональных рынок вышел крупнейший западный оператор ТUI (через Mostravel), который претендует на место среди тройки лидеров к следующему летнему сезону.

По испанскому направлению лидируют Natalie Tours и Tez tour, следом идет Pegas. Номер один по Греции – Pegas, «Южный крест» следом. По Европе - «Русский экспресс» и Ascent Travel.

Как правило, на каждом из направлений доминируют два-три игрока, иногда три-четыре, но это максимум.

«ПЕРЕНАСЫЩЕНИЯ РЫНКА НЕ БЫЛО»

Эксперты прокомментировали для газеты «БИЗНЕС Online» итоги летнего сезона.

Анна Ушмаева - руководитель представительства «Мегаполюс турс» в Казани:

- Летом туристы активно спрашивали в турагентствах Испанию, которая по цене могла конкурировать с Турцией в этом году, и как уже ранее говорилось, мультивизы сыграли не последнюю роль в этом – особенно для тех туристов, которые путешествуют 3 - 4 раза в год по Европе. Но все-таки определяющим фактором для увеличения турпотока в Испанию стали цены – за ту же стоимость можно было отдохнуть неделю в Испании и посмотреть все ее исторические достопримечательности и развлекательные заведения. Также больше стали интересоваться Италией из Казани. Увеличился интерес и к Хорватии, но все-таки объемы реализации туров в эту страну несильно выросли, так как ценовая категория туров в Хорватию несколько выше, чем у остальных стран. Но, как бы то ни было, Турция все равно остается на первом месте среди казанских жителей благодаря безвизовому режиму, системе «все включено» и ежедневным вылетам.

Эдуард Замалеев - руководитель представительства «Русский Экспресс» в Казани:

- Этим летом, как только мы заявили программу по Хорватии, все гарантированные квоты с вылетом из Казани уже были раскуплены в мае-июне. То есть мы фактически вошли в сезон с уже проданными местами.

Перенасыщения рынка не было. Если и были горения, то небольшие. Крайне выгодной была стартовавшая программа раннего бронирования. Допустим, для нас при бронировании более чем за месяц предполагались существенные бонусы или что-то еще интересное. И люди не боялись покупать туры раньше, так как поняли, что чем раньше они это сделают, тем для них будет выгодней.

Если говорить о сезоне в целом, отмечу, что он прошел очень успешно и удачно. Минимальная прибыль компаний, уверен, увеличилась минимум на 20 процентов по сравнению с прошлым годом, а по некоторым направлениям прибыль была значительно больше. Для всех туроператоров. Турция ни в коем случае не сдала свои позиции, как отмечается некоторыми экспертами в федеральных СМИ, Турция как была номер один, так и осталась. В Болгарию хорошо шли продажи, хотя отмечу, что мы возим в Болгарию из Москвы. Но здесь по Казани о всплеске говорить нельзя, и это связано с таким событием на рынке, как банкротство болгарского туроператора Bulgrian Vip Tours (BVT). Правда, наши операторы очень хорошо вышли из ситуации. Но это все равно на рынке сказалось. Хотя бы в плане прибыльности. В частности, процесс пошел дальше, и потом проблемы ощущать уже начал «Черри тур».

Существенно набирает Греция. И этот процесс был запущен еще несколько лет назад: очень поспособствовало всплеску упрощение визового режима. Успешно летом продавались и Эмираты.

Гульнара Фахриева - директор турагентства «Диля-Тур»:

- В этом году Турция подорожала здорово, процентов на 15 - 20, но люди все равно туда едут. Сначала Турция начала дорожать из-за событий в Египте. А раз подняв цены, их опускать уже не стали. Немного произошло уменьшение рейсов из-за этого, тоже процентов на 20, но все равно Турция продавалась нормально. Люди были вынуждены брать, даже если направление дорожает, так как отдыхать-то нужно. Далее по спросу идут Египет и Греция. Греция поднимается уже второй год, так как это отличная альтернатива Турции. Многим Турция надоела, а хороший all inclusive хочется. Нашим туристам ведь в основном это и надо. Неплохо шла Испания, Эмираты с недорогими летними турами и прекрасной погодой, не такой жаркой, как обычно бывает, под 60 градусов. Летом Эмираты вообще предлагали тур на четыре ночи всего за 15 тысяч на двоих. В целом средняя цена тура сегодня от 17 тысяч рублей на человека.

Лето наши прогнозы не очень оправдало. Ажиотажа не было, хотя тут дело, наверное, связано с тем, что я сама долгое время не работала, а клиенты ведь привыкают к человеку.

Болгария из Казани работает на самом деле плохо. И спрос небольшой, и даже когда кто-то спрашивает, часто отели не подтверждают места.

Наталья Назарова – директор турагентства «Эксклюзив»:

- Лидеры сегодня в Казани, безусловно, Pegas, Tez Tour, Сoral. У «Анекса» хорошие сформированные блоки программ по перелету, размещению, питанию. Хороший оператор сегодня - «Библио глобус» (в частности, интернет пестрил информацией о том, что туроператор «Библио Глобус» будет вот-вот продан «Трансаэро» - ред.), просто многие побаиваются, так как где-то прошла информация о его вероятном разорении. Сама знаю несколько агентств, которые не работают с «Библио глобус» по этой причине. И даже туристы сейчас, когда слышат об этом операторе, спрашивают, а есть ли гарантии, что не будет разорения. Приходится туристам объяснять, что сегодня ни один оператор ничего до конца гарантировать не может.

Турция - лидер. Выстрелила Греция. Есть усталость от Турции, а в Грецию стали пускать регулярные рейсы, их отели приобрели уже определенную популярность благодаря великолепному питанию. Плюс все разговоры о демпинге в Греции многих сориентировали на то, что там должны быть хорошие цены, хотя они, на самом деле, не изменились. Несмотря на жаркое лето, был спрос на Египет. Среди экскурсионки – Чехия, Италия. Болгария у нас в росте не была. И Хорватия, но это страна не из дешевых.

Испания, Италия – рост безусловный. В Испанию все бронировали заранее, горящих туров почти не было, а это же показатель востребованности направления. Кстати, по Болгарии - горящих тоже не было. Только в сентябре, когда у них заканчивается сезон. А по Греции даже до сих пор, на конец сентября, нет горящих. И все продано у большинства операторов. То есть ставка на Турцию, Грецию, Египет оправдалась.

Это лето вообще славится отсутствием горящих туров. Если в прошлом году у меня люди вдвоем уезжали за 11 тысяч в Турцию, то этим летом подобного не было.

Камиль Тарзиманов - генеральный директор бюро туристических услуг «Салават»:

- Турция в этом году не была совсем дешевым удовольствием. Цены повысились на 15 - 20 процентов. На спросе это не сказалась, так как изменение цены оказалось в пределах доступности для общего спектра людей. В Турцию поток не упал, как заявляют федеральные статисты, просто дело, на мой взгляд, в том, что вырос поток в другие страны. Увеличилось предложение операторов, появились новые маршруты. Заполнены были все предложения в соответствии с рейсами. И Греция летела заполненной, и Испания, и Хорватия. По Болгарии всплеска не было, но тоже была заполненной, так как появились прямые рейсы. Все же зависит от предложения.

В Эмираты поток традиционный, небольшой, хотя в этом году он существенный. Но это в основном люди деловые. Или те, кто едет на шопинг в связи с тем, что цены летом очень сильно привлекают. То есть это не направление на отдых. Ажиотажа на экзотику у нас нет. Ни в Индию, ни в Марокко. Привлечь в летнее время, в принципе, сложно. Оно хорошо работает тогда, когда не привлекают Турция или Египет, Испания, Греция. Если есть нормальные условия для отдыха летом, едут туда. Плюс экзотика не близко, еще важный фактор – летом в основном у всей экзотики сезон дождей.