«ВСЕ ПРОИСХОДЯЩЕЕ ОЧЕНЬ НАПОМИНАЕТ РЕЙДЕРСКИЙ ЗАХВАТ»

Уже давно ходившие слухи о «тихом бунте» в КНИТУ-КАИ оформились документально. «Наше обращение к Вам, уважаемый Рустам Нургалиевич, - крик души коллектива», - говорится в «письме 48-ми» президенту РТ. Авторы обращения утверждают, что их цель – не наказать и.о. ректора Николая Абрукова, а, исправив положение, сохранить КАИ.

Хотя инициаторы обращения в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» и подчеркнули, что коллизия разворачивается, прежде всего, по принципу «ничего личного» («Не хотелось бы, чтобы все превратилось в склоку»), чувствуется, что у них к Абрукову накопилось немало претензий.

Напомним, 17 октября 2011 года ректору КНИТУ-КАИ Юрию Гортышову исполнилось 65 лет – предельный возраст для этой должности, и приказом минобрнауки РФ его ректорские полномочия были прекращены. На должность и.о. ректора приказом того же ведомства был назначен проректор КНИТУ-КАИ по инновационному развитию Абруков. Напомним, что до этого, в 2002 - 2006 годах, Абруков был директором представительства ОАО «КАМАЗ» в Казани, а в 2006-м - 2010-м - заместителем генерального директора по спецтехнике ОАО «Торгово-финансовая компания «КАМАЗ». Отметим, что в Казани сразу заговорили, что люди гендиректора КАМАЗа Сергея Когогина захватывают власть в КАИ. «КАМАЗ - крупнейшее предприятие Татарстана и России, весомость его велика, - рассказал газете «БИЗНЕС Online» президент КНИТУ-КАИ Геннадий Дегтярев, - мнение руководства КАМАЗа существенно, оно может продвигать свои кандидатуры, рекомендовать их местной власти. В принципе, это нормально, но надо смотреть со всех сторон».

Сама по себе отставка Гортышова и назначение Абрукова не были чрезвычайными событиями, отмечается в письме. «В этом случае должен был быть назначен исполняющим обязанности ректора человек, обладающий достаточным опытом и компетенцией, чтобы в установленный срок организовать выборы нового ректора и обеспечить нормальное функционирование всего вуза, - пишут 48 преподавателей и ученых КНИТУ-КАИ. - Предположительно выборы должны были состояться в феврале-марте 2012 года, и практически весь 2012 год КНИТУ-КАИ имел бы полноценного легитимного ректора. Однако этого не произошло, и в результате наш университет до сих пор имеет вместо выбранного ректора исполняющего обязанности ректора… Мы не хотим нагружать Вас всем негативом, - говорится в письме. - Наша задача не в том, чтобы наказать его, а в том, чтобы сохранить КАИ и исправить положение. Долгое время наш коллектив терпел… Сейчас терпение коллектива закончилось. Наше обращение к Вам, уважаемый Рустам Нургалиевич, - крик души коллектива. На Ученом совете 2 июля 2012 года принято решение ходатайствовать перед минобрнауки России о начале процедуры выборов ректора с ориентировочным сроком выборов 29 октября 2012 года. Однако Н.Р.Абруков пытается перенести выборы на 2013 год или, не проводя их, остаться ректором. Все происходящее очень напоминает рейдерский захват. Ученый совет направил в минобрнауки России уже три письма с просьбой начать процедуру выборов, но решения до сих пор нет. Уважаемый Рустам Нургалиевич, убедительно просим Вашего содействия в организации скорейшего проведения выборов ректора КНИТУ-КАИ и назначении нового исполняющего обязанности ректора, который начнет устранять негативные последствия деятельности Н.Р.Абрукова уже в предвыборный период и проведет честные выборы».

«…НЕ СООТВЕТСТВУЕТ КВАЛИФИКАЦИОННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ»

Да, неопределенность затянулась, но ситуация, казалось бы, не из ряда вон - год для и.о. – приемлемый в такой ситуации срок. И вот здесь начинаются многочисленные но.

«Дело в том, что абсолютно неожиданно для коллектива КНИТУ-КАИ, вопреки всякой логике и здравому смыслу, исполняющим обязанности ректора на неопределенный срок был назначен бывший сотрудник КАМАЗа Н.Р.Абруков, - говорится в письме, - который с мая 2010 года по октябрь 2011 года занимал должность проректора по интеграции с экономикой, являясь представителем КАМАЗа в КНИТУ-КАИ, контролирующим камазовские гранты. Неожиданность этого назначения в том, что Абруков Н.Р. никогда не имел никакого отношения ни к науке, ни к образованию. То есть его компетенция в этой области не соответствует квалификационным требованиям к должности ректора университета. Тем не менее Н.Р.Абруков без тени сомнения взялся управлять университетом…»

В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» одни из авторов обращения в лице Дегтярева, завкафедрой прикладной математики и информатики, председателя комиссии по выборам ректора Николая Роднищева, завкафедрой технологии машиностроительных производств Александра Лунева и завкафедрой конструкции и проектирования летательных аппаратов Владимира Гайнутдинова отметили некоторую специфику манеры управления Абрукова. Что можно выделить из главного?

Первое. Начавшись под знаком антибюрократизма и антикоррупционности, руководство Абрукова стало предельно бюрократизированным и некомпетентным, считают авторы письма. Второе. Обещание «никаких закрытых приказов» выродилось в противоположность – почти все приказы по КНИТУ-КАИ – закрытые. Третье и самое главное. «За это время университет потерял многие позиции: не выиграно ни одного гранта по федеральным целевым программам минобрнауки России, - отмечается в письме. - Существенно снизился объем хоздоговорных исследований; значительно уменьшилось количество защит диссертационных работ; не выполняются планы по международной деятельности». Как пишут авторы обращения, Абруков «ожидаемо наломал дров», чего, конечно, не признает».

Кстати, отметим, что сторонники (немногочисленные) Абрукова считают, что он попытался навести порядок в царившем в КНИТУ-КАИ «финансовом беспределе», «встряхнуть старых профессоров».

«ФИЛЬТР ДЕЙСТВУЕТ КОЛОССАЛЬНЫЙ»

Какие возможны варианты?

В конце августа КНИТУ-КАИ посетил руководитель аппарата президента РТ Юрий Камалтынов, вызывал членов Ученого совета и интересовался, каковы шансы Абрукова быть выбранным ректором и какие кандидатуры на этот пост предлагает вуз. По данным газеты «БИЗНЕС Online», из 17 опрошенных Камалтыновым профессоров 16 ответили, что у Абрукова нет шансов стать ректором, один посчитал, что при самом лучшем раскладе 10% голосов он наберет. На «неполиткорректный» вопрос одного из профессоров: «Будете вы опять кого-то назначать нам в институт?» - Камалтынов ответил: «Нет. Кого вы изберете, тот и будет». «Собственно, почему появилось наше письмо? - рассказал в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Лунев. - После визита Юрия Зимелевича семь наших товарищей написали письмо руководству Татарстана в поддержку Николая Ремовича. Нам показалось необходимым сделать собственное обращение».

В соответствии с приказом министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11.01.2011 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего и дополнительного профессионального образования» Абруков по ряду показателей (нет научного звания например) не подходит на роль ректора. Но по закону его может выдвинуть претендентом учредитель КНИТУ-КАИ – министерство образования и науки РФ. «Он не со стороны пришел, а был назначен министром образования, - рассказал газете «БИЗНЕС Online» Роднищев. - Поэтому я обратился в министерство с просьбой разъяснить его статус и возможность участия в выборах, но ответа нет». «По закону назначенца быть не может, - говорит Гайнутдинов. - Но возможен вариант, когда министерство может сказать: вы еще не готовы к выборам ректора, идут преобразования, вот вам новый и.о. Но есть устав КНИТУ-КАИ. И мы хотим жить по нему, по закону, а не по понятиям, а в соответствии с законом надо проводить выборы. Мы всего лишь просим Рустама Минниханова помочь с процедурой. И думаю, татарстанским властям волноваться нет резона – за восьмидесятипятилетнюю историю КАИ не было случая, чтобы ректором стал не устраивавший местные власти человек, фильтр действует колоссальный. А по большому счету все зависит от коллектива: если он скажет: «Хватит над нами проводить эксперименты», - так оно и будет».

Пока официальных кандидатов на должность ректора нет. Но «в народе» обсуждают пять кандидатур: завкафедрой двигателей внутреннего сгорания, вице-президента академии наук РТ Айрата Абдуллина, завкафедрой конструкции и проектирования летательных аппаратов Владимира Гайнутдинова (не подписал письмо из-за того, что выдвигается независимым кандидатом на пост ректора), директора елабужского филиала КНИТУ-КАИ Махмута Ганеева, завкафедрой аэрогидродинамики Сергея Михайлова, директора института (в составе КНИТУ-КАИ) авиации, наземного транспорта и энергетики Станислава Тарасевича.

«ЧЕРНЫЙ PR В ТАКИХ СИТУАЦИЯХ СВОЙСТВЕНЕН НЕКОТОРЫМ ЛЮДЯМ»

Письмо, отправленное Минниханову и министру образования и науки РФ Дмитрию Ливанову, подписали 48 человек – как рассказали газете «БИЗНЕС Online», это почти все руководители подразделений КНИТУ-КАИ и подавляющее большинство членов Ученого совета. Это письмо не против Абрукова, а в поддержку выборов, подчеркнул Дегтярев. «Не хотелось бы, чтобы эта история превратилась в склоку, - говорит Лунев. – Но есть закон, давайте жить по закону. Других требований у нас нет».

Газета «БИЗНЕС Online» связалась с Абруковым: «Да, я знаю о письме, но не имел возможности с ним ознакомиться, - рассказал он. – Интересно, чем аргументирован тезис о том, что я препятствую выборам? Никакого противодействия процедуре выборов от меня нет, а черный PR, к сожалению, в таких ситуациях свойственен некоторым людям… На сегодня процедура подготовки к выборам закончена, письмо учредителю - министерству образования и науки России - отправлено, получен ответ: выборы будут назначены после согласования кандидатур. Поэтому не знаю, о чем идет речь, какие аргументы приводятся… И насколько я знаю о письме, подписывался чистый листок. Ко мне приходили сотрудники и говорили: «Нас попросили подписать чистые листочки, и мы подписали…» Мне сложно комментировать, не знаю, о чем в письме идет речь… Думаю, выборы будут, как и договаривались, в конце октября, но пока на должность ректора еще никто официально не заявился. О своем участии я пока решения не принял».

НЕ ОТДАВАЛИ ОТЧЕТ?

События в КАИ прокомментировали эксперты.

Борис Кузнецов - завкафедрой "Экономика, организация и управление производством", д.т.н., профессор ИНЭКА:

– Эту информацию я получил буквально вчера от работника КАИ. Кроме того, стало известно, что Абрукова даже не включили в число возможных ректоров, так мне объяснили. Вы знаете, в прошлом году Абрукова пытались навязать и в нашу академию. Но когда ректорат, ученый совет изучали его документы, то обнаружили, что там никакой связи с наукой не было. Не было даже ученой степени. А ведь научный авторитет растет с количеством публикаций, изобретений, монографий, учебников, но ничего этого у Абрукова не было. Поэтому наш ректорат воспринял его кандидатуру отрицательно – он элементарно не подходил на эту должность по квалификации. И после этого его «продавили» в КАИ. Конечно, не будучи «авиационщиком», он чисто профессионально вызвал отторжение научного коллектива. Те, кто его продавливал, они не отдавали отчет, что в сфере образования управление держится не на административных методах, а на научном авторитете. Раз научного авторитета нет, либо его недостаточно - неизбежен конфликт. Можно продержать год-два, но если научный коллектив не воспринимает, то уж не надо пытаться…

Наиль Валеев - депутат Госсовета РТ, экс-министр образования и науки:

– С моей точки зрения, лучший ректор – Юрий Гортышов, а его убрали, хотя он еще лет 10 мог спокойно работать. То, что КАИ стал национально-исследовательским университетом, – это заслуга ректора и руководства республики, которое ему помогало. Но главное зависело от ректора. А потом его убирают, и человека со стороны берут и ставят. Конечно, повезет вузу, где ректор ученый с именем и одновременно обладает недюжинными организаторскими способностями. А если не повезет... Что поделаешь... А в КАИ как раз был такой руководитель, что соответствовал всем этим параметрам.

Газета «БИЗНЕС Online» будет следить за развитием событий в одном из наиболее именитых вузов России.