«ЛОКОМОТИВ»

Горе охватило буквально весь спортивный мир. Погибла не просто команда - интернациональный коллектив. Горевали Чехия и Словакия, ведь в составе «Локомотива» были четыре звезды местного хоккея – Йозеф Вашичек, Карел Рахунек, Ян Марек (Чехия) и Павол Демитра (Словакия). Рыдали шведы, оплакивая вратаря Стефана Лива. Плакали в Канаде по тренеру Брэду Маккриммону, известному в прошлом игроку «Детройт Ред Уингс». В шоке были немцы, которые потеряли свою восходящую звезду Роберта Дитриха, только в прошлое межсезонье перешедшего в ярославский клуб. В трауре была Латвия (Карлис Скрастыньш), Беларусь (Руслан Салей и уроженцы Белоруссии Сергей Остапчук и тренер Николай Кривоносов), Украина (чьи уроженцы Александр Вьюхин из Харькова, Виталий Аникеенко и Даниил Собченко из Киева уже давно стали российскими гражданами).

Естественно, что огромное горе постигло россиян. Татарстанские болельщики особо переживали за тренера Александра Карповцева и Салея, игравшего за «Ак Барс» в 2005 году. За Ивана Ткаченко, который за годы выступления в нижнекамском «Нефтехимике» оставил о себе самое приятное впечатление. Постепенно вспомнили, что Марат Калимуллин является уроженцем Набережных Челнов. Автор материала как личную трагедию воспринял гибель Кривоносова. Сын давнего помощника экс-главного тренера «барсов» Владимира КрикуноваИвана Кривоносова ранее жил в Казани вместе с отцом, мы вместе играли в футбол. Впрочем, горько было за всех – и за Салея с Вашичеком, у которых брал ранее интервью, и за известных только по трансляциям хоккеистов, и за членов экипажа. И за маму Остапчука, которая скончалась в Ярославле от сердечного приступа, как только узнала о гибели команды сына.

Беда, горе, трагедия - других слов нельзя было подобрать. Прорывалась подчас бессильная злость на того недоумка из Ярославля, которого показали в качестве свидетеля аварии в программе на «Россия-1». Который сказал (цитируем): «Я увидел, что самолет упал. Мне стало ИНТЕРЕСНО, я и побежал». Боже мой, когда же нам трагедии перестанут быть ИНТЕРЕСНЫМИ, как тем выродкам, которые снимали на мобильники тонущих пассажиров «Булгарии», проплывая мимо?

Дебилизма в те дни хватало. В том числе и в СМИ. Как можно, описывая этот случай, называть его автокатастрофой? Как можно, в той же телепрограмме, брать интервью у чеха Збынека Иргла, и говорить, что он чудом остался жив? При том, что Иргл уже полтора года не играл в «Локомотиве», уйдя оттуда в прошлом сезоне. Как можно было в список погибших хоккеистов включить Александра Романовского и Даниила Ердакова, по-видимому, членов экипажа? Как можно было на официальном сайте КХЛ оставлять нетронутым состав ярославского клуба, который на тот момент уже перестал существовать? Упоминая, что в «списке травмированных» значится Юрий Урычев, которого уже три дня не было в живых. Наконец, как можно было объявлять единственного выжившего хоккеиста ярославцев Александра Галимова умершим, в то время, когда врачи еще боролись за его жизнь?

КАТАСТРОФЫ

Как необъясним еще один факт. В массовых катастрофах, когда гибли целые хоккейные команды, СССР и Россия лидирует с «большим преимуществом»: три против одной(!). «Заграничная» трагедия только одна. В 1949 году в авиакатастрофе над Ла-Маншем погибли шесть хоккеистов сборной Чехословакии.

Всего мировая история хоккея насчитывает три трагедии. Первая - в 1950 году, когда состав любимого клуба Василия Сталина ЦСК ВВС не долетел до Свердловска. Погибли Иван Новиков, Зденек Зикмунд, Юрий Жибуртович, Харий Меллупс, Роберт Шульманис, Виктор Исаев, Александр Моисеев, Юрий Тарасов, играющий тренер Борис Бочарников. Состав, как мы видим, и тогда был интернациональным – латыши Меллупс и Шульманис, чех Зикмунд, всего девять человек. Слава Богу, тогда на игры заявляли куда меньше хоккеистов, чем сейчас.

В 1989 году погибших хоккеистов также было девять. 16-летние игроки спортшколы челябинского «Трактора» Сергей Генергард, Олег Девятов, Алексей Козловский, Андрей Кулаженков, Артем Масалов, Александр Михайлов, Станислав Петров, Сергей Смыслов, Андрей Шевченко погибли в нашумевшей тогда железнодорожной катастрофе под Ашой. Практически все эти челябинские хоккеисты входили в число кандидатов в юношескую сборную СССР. Тогда они со школьными товарищами отправились в Краснодарский край на отдых и помощь при уборке урожая (на юг брали лучших). Катастрофа вошла в историю, как крупнейшая в России и СССР, произошла она из-за утечки газа. Всего в той поездке было десять хоккеистов, и из всех удалось выжить только Александру Сычеву, который впоследствии играл за нижнекамский «Нефтехимик».

Но, если посмотреть на списки погибших поодиночке в различных катастрофах советских и российских хоккеистов, то окажется, что мы по этой печальной цифре впереди планеты всей. Судите сами. В списки хоккеистов, погибших в катастрофах до прошлогоднего сентября, входило 17 канадцев, теперь прибавился Маккриммон. Из известных хоккеистов в этом печальном списке можно назвать только канадца Дена Снайдера (2003 год). Снайдер известен больше тем, что злосчастный автомобиль вел его звездный партнер по команде Денни Хитли, который тогда выжил. Более того, в 2005 году он поиграл за казанский «Ак Барс». 17 канадцев, это, конечно же, много, но не надо забывать, что в хоккей там играют с начала прошлого века, и первая смерть в автокатастрофе пришлась аж на 1907 год.

КЛАДБИЩЕ РОССИЙСКИХ ДОРОГ

У нас же, как случилась 31 год назад первая трагедия на дороге с великим армейцем Валерием Харламовым, который погиб с женой в августе 1981 года, так этот трагичный список только пополняется весьма ускоренными темпами. 1985 год – в автомобиле гибнет Анатолий Фетисов (ЦСКА) - младший брат Вячеслава Фетисова, который также был с ним в машине, но выжил. Примерно в то же время в автокатастрофе умер нападающий СК им. Урицкого Рамиль Гильманов. По свидетельству очевидцев, трагедия произошла по дороге в Новочебоксарск.

Осенью 1991 года в столкновении с автобусом превратилась в лепешку машина, в которой ехали два молодых игрока. Кирилл Тарасов из воскресенского «Химика» погиб, а новичок ЦСКА Вячеслав Козлов чудом выжил и вырос до игрока сборной России. Кстати, в том самом 2005 году он также поиграл в «Ак Барсе», с таким же выжившим в автокатастрофе Хитли и погибшим сейчас в авиакатастрофе Салеем.

Зимой 1992 года трагически прервалась за рулем машины на ночном шоссе Челябинска жизнь защитника «Трактора» Артема Копатя. Тарасову и Копатю на момент гибели едва минуло по 20 лет.

1999 год – еще одна гибель воспитанника челябинского хоккея. На этот раз за океаном, и на это раз на водоеме. 22-летний Дмитрий Тертышный 23 июля со своими друзьями катался ночью по озеру Оканган в Канаде. Внезапно их настигла сильная волна, которая выбросила за борт Диму, сидевшего на коленях на носу катера. После этого хоккеиста затянул гребной винт судна, и он получил несколько тяжелых ран на шее, из-за чего за короткое время истек кровью. Кстати, в «Ак Барсе» играл двоюродный брат Дмитрия – Алексей Тертышный. Трагедия не на дороге, но транспортное средство в нем присутствовало.

Тот же 1999 год. На шоссе под Ярославлем 8 августа в автокатастрофе погиб 26-летний ярославский хоккеист Владимир Жашков, который играл за предшественника «Локомотива», носившего название «Торпедо».

В августе 2000 года, в автокатастрофе скончался хоккеист «Спартака» Максим Степанов. Смерть настигла его в межсезонье, когда он возвращался в Москву из Зеленограда.

В 2002 году в автокатастрофе погиб олимпийский чемпион Борис Александров - легендарный хоккеист ЦСКА, «Спартака» и усть-каменогорского «Торпедо»

В 2003 году в родном Челябинске в автомобиле погибает Иван Опейкин, на тот момент хоккеист белорусской команды «Полимир» из Новополоцка.

В июле 2006 года в Иркутске разбился аэробус А-310, прилетевший из Москвы. У самолета после посадки отказали тормоза. Среди пассажиров был генеральный директор московского «Спартака» Вадим Мельков.

19 июня 2007 на 22-м году жизни скончался нападающий минской «Юности» Алексей Савин. Трагедия произошла вчера в родном для молодого форварда Челябинске. Катавшегося на велосипеде хоккеиста насмерть сбил автомобиль. С этого года смерть на дороге каждый год будет стабильно «коллекционировать» по одному хоккеисту.

В ГОД ПО ТРУПУ

В августе 2007 года разбился вратарь юношеской команды «Торпедо»(Нижний Новгород) Алишер Гадоев. 9 сентября того же года не стало Павла Галактионова - вратаря «Химика» из Воскресенска. Оба не выжили после автокатастроф.

3 сентября 2008 в автокатастрофе погиб экс-хоккеист саратовского «Кристалла» Андрей Балунин. Вместе с ним был и его младший сын Дмитрий. Ему было всего 14 лет.

25 сентября 2008 года ночью в автомобильной катастрофе скончался защитник хоккейного клуба 25-летний воспитанник казанского «Ак Барса» Александр Яковлев.

В сентябре 2009 года в автокатастрофе погибает 18-летний хоккеист «Крыльев Советов» из Москвы Алексей Кучин.

Лето 2010 года стало последним для Игоря Мисько (СКА, Санкт-Петербург). Игорь, проводивший отпуск в родном городе, ехал за рулем автомобиля по загородной трассе. Внезапно он почувствовал себя плохо, потерял сознание, и машина выехала с трассы. По предварительным данным смерть игрока наступила от остановки сердца.

5 августа игрок дублирующего состава омского «Авангарда» Владлен Кулиш из «Омских ястребов» на автомобиле «Лада Приора» не выдержал безопасную дистанцию и столкнулся с автобусом "Мерседес". Кулиш от полученных травм скончался на месте, еще два пассажира легкового автомобиля были госпитализированы. Игроку на момент гибели было 19 лет, водитель "Мерседеса" скончался на следующий день.

Итого 19 смертей, столько же, сколько и у канадцев(!). Но, не забудьте, что за океаном это произошло за сто с лишним лет, а у нас всего за тридцать с небольшим. И не забывайте о 38 наших хоккеистах, погибших в трех массовых авиа и железнодорожных катастрофах. Задумаешься об этом, и начнешь предполагать какой-то злой рок, нависший над нашими представителями именно этого вида спорта.

ВЫЖИВАЛИ ЕДИНИЦЫ

Тем более, что подчас судьба подчас «миловала» наших в автокатастрофах, лишая их только здоровья. В 1997 году к инвалидному креслу оказался прикован бывший игрок ЦСКА Владимир Константинов.

Ранее, в середине 1989-го, в 23-летнем возрасте завершил карьеру игрока Александр Черных - игрок сборных СССР и воскресенского «Химика». Он получил тяжелейшее сотрясение мозга. Два года ушло на лечение, и ни о каком хоккее не могло быть и речи. В начале 90-х попытался вернуться на лед, но перспектива стать калекой его не прельстила, и он ушел на тренерскую работу. С другой стороны, слава Богу, что жить остался.

Остались живы и сумели вернуться в спорт после страшных автокатастроф Игорь Григоренко и Владимир Антипов. Правда, Антипов в той катастрофе потерял супругу. «Ваше благородие, госпожа удача. Для кого ты добрая, а кому иначе…»

Подобного количества трагических смертей не происходило ни в одной стране(!), ни в каком другом виде спорта(!).

Если говорить о массовых катастрофах, то можно вспомнить массовые спортивные катастрофы с участием футболистов итальянского «Турина» (1949 год), «Манчестер Юнайтед» из Англии (1958), ташкентского «Пахтакора» в 1979 году, перуанской команды «Альянса» (1987) и орехо-зуевской команды «Знамя Труда», девять футболистов которой погибло в автокатастрофе 27 мая 2004 года.

Кстати, тот рейс, в котором погибли футболисты «Пахтакора», был обычным пассажирским, а не как сейчас чартерным. И в нем должен был лететь маленький Руслан Нигматуллин. Мальчику тогда было всего пять лет. По каким-то причинам он с мамой не смог попасть на тот рейс, счастливо избежав гибели. Зато не повезло Бэлле Гольцовой и ее 13-летней дочери Ольге - первой супруге и дочери Евгения Богачева - председателя Национального банка Татарстана и президента баскетбольного клуба УНИКС. Страшно не повезло – они полетели на Ту-124, который разбился.

Вам не кажется, что этой печальной статистике пора положить конец? Ну, хотя бы тем, что самим хоккеистам аккуратнее вести себя на дорогах, и ответственнее относиться к перелетам и переездам «специально обученных» этому делу товарищей. 6 сентября, за день до годовщины страшной авиакатастрофы, следственные органы предъявили обвинение одному из бывших руководителей авиакомпании «Як Сервис» Вадиму Тимофееву в рамках уголовного дела о крушении под Ярославлем самолета Як-42.

Давайте вспомним обо всех погибших сегодня. И помолчим…