«Наша позиция проста — спасибо собственникам, что принесли этот мусор на площадку, а не выбросили где-то в лесу и оврагах», — говорил сегодня депутат Госдумы от РТ Марат Нуриев. На заседании комитета по экологии и строительству решили не поддерживать «мусорные» предложения республики, но обозначили, что у правительства есть своя позиция — проблемы стройотходов надо отдать на откуп регионам, которые также могут назначить одного ответственного за чистоту контейнерных площадок. Кроме того, коснулись проблемы очистных сооружений. А депутат Жанна Рябцева указала «БИЗНЕС Online», что очистные Татарстана до сих пор не вышли на целевые показатели. Подробности — в нашем репортаже.
Сегодня на повестке четыре масштабных вопроса: проблемы вывоза строительного мусора, содержания контейнерных площадок, очистных сооружений и проекта «Чистая вода»
«Спасибо собственникам, что принесли этот мусор на площадку, а не выбросили где-то в лесу и оврагах»
«Решение мы сегодня вряд ли найдем», — честно заявил председатель комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов, открывая совместное с комитетом по экологии заседание. Повестка была насыщенной, планировали обсудить четыре масштабных вопроса: проблемы вывоза строительного мусора, содержания контейнерных площадок, очистных сооружений и проекта «Чистая вода».
По сути, для Татарстана был особенно важен первый вопрос повестки. Еще в конце мая 2023 года депутаты Госдумы Марат Нуриев, Айрат Фаррахов и председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин внесли законопроект с поправками к ФЗ «Об отходах производства и потребления». Законопроект комплексный и предлагал решить сразу несколько проблем.
Первая связана со строительным мусором. Как отметил Нуриев, больше половины морфологии несанкционированных свалок состоит из строительных и ремонтных отходов, а они до сих пор не имеют полноценного механизма правового регулирования, в том числе нет таких полномочий у регионов. «Нам нужно исключать условия для образования таких несанкционированных свалок путем вовлечения строительных отходов в хозяйственный оборот, его возможную вторичную переработку и повторное использование. Тем более динамичный рост в последние годы именно строительной отрасли по вводу жилья, соцобъектов и строительства инфраструктуры требует от нас этого регулирования», — заявил депутат.
По его словам, регоператоры конфликтуют с управляющими компаниями, ТСЖ и муниципалитетами из-за того, что ремонтно-строительный мусор появляется на контейнерных площадках, тогда как регоператор может отказаться его вывозить. «Наша позиция проста — спасибо собственникам, что принесли этот мусор на площадку, а не выбросили где-то в лесу и оврагах. Но регоператор обоснованно сегодня говорит, что не имеет права вывозить такой мусор, и требует от муниципалитетов и управляющих компаний устранить отходы ремонта с площадок ТКО», — пояснил Нуриев.
Марат Нуриев пояснял, вряд ли стоит заставлять бабушку, которая сделала ремонт в квартире, заказывать грузовик для вывоза старых обоев
Поэтому в законопроекте предлагается выделить из состава строительного мусора отдельно ремонтно-отделочный. Как пояснял Нуриев «БИЗНЕС Online», вряд ли стоит заставлять бабушку, которая сделала ремонт в квартире, заказывать грузовик для вывоза старых обоев. «Наверное, она имеет право нести это на контейнерную площадку, но сегодня такой мусор будет лежать неделями, потому что вопрос не решен», — отметил парламентарий. При этом Нуриев подчеркнул, что мусор, который образуется при строительстве, сносе и реконструкции зданий, все-таки нужно регулировать отдельным разделом в законе со своими строгими требованиями к обращению с ним.
Вторая проблема, которую Татарстан планировал решить своим законопроектом, — срезанные ветки и листва на придомовых территориях, которые тоже имеют «правовую неопределенность». Если в приказе Росприроднадзора они отнесены к ТКО, то в федеральном законе «Об отходах производства и потребления» к ТКО относятся только те отходы, которые образуются в жилых помещениях в процессе потребления физлицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства при использовании. «Буквальное прочтение закона ставит такие отходы вновь вне законодательного урегулирования», — указал Нуриев. Причем такой позиции придерживаются правовое управление правительства РФ и минприроды РФ, тогда как минстрой РФ уверен, что ветки и листва должны входить в состав ТКО.
Мусор, который образуется при строительстве, сносе и реконструкции зданий, планируется регулировать отдельным разделом в законе со своими строгими требованиями к обращению с ним
«У нас проблема — все дворы завалены мусором»
Правительство РФ направило на законопроект Татарстана отрицательный отзыв. Сегодня выяснилось, что комитет по экологии совместно с минприроды РФ подготовил свои предложения, которые намерен в ближайшее время также внести в Госдуму. Замглавы комитета Александр Коган заявил, что механизмы, предлагаемые Татарстаном, правительством не поддерживаются, но «проблема сама по себе не рассосется». Он напомнил, что есть только поручение президента РФ Владимира Путина — дать полномочия регионам по строительным отходам. По словам Когана, совместно с минприроды РФ подготовили проект закона, к которому он попросил присоединиться и татарстанских депутатов, а их предложения либо отозвать, либо комитету отклонить.
В чем же суть еще одного законопроекта? Во-первых, передать регионам полномочия по установлению правил по обращению со строительными отходами. Во-вторых, дать им право вводить региональные информационные системы (РИС), чтобы в них вести учет этих отходов, их движение. В-третьих, регион может устанавливать перечень отходов, которые нельзя захоранивать. «Правила обращения регион сам будет устанавливать, формы договоров тоже будет устанавливать субъект. Мониторинг, порядок заключения договоров, как они исполняются, контроль — тоже возложить на регионы», — подытожил Коган.
Следом заместитель директора департамента государственной политики и регулирования в сфере обращения с отходами производства и потребления минприроды РФ Борис Французов пояснил, что законопроект правительства более узкий и касается в первую очередь строительных отходов. Причем он предложил разделить отходы от строительства и сноса зданий, чем занимаются юрлица, а есть отходы от текущего ремонта, которые, по его словам, уже считаются крупногабаритным мусором и у регоператоров «уже подсчитаны». «Если кто-то из населения сделал ремонт, сорвал обои, побил плитку, то имеет полное право отнести на площадку КГО», — добавил Французов. Он указал, что в первую очередь надо решить проблему со строительным мусором юрлиц, а не населения.
Что касается веток, то Французов заявил, что это скорее проблема накопления на контейнерных площадках, т. к. регоператоры не забирают эти «навалы». «Эту проблему мы знаем. Но в действующем законодательстве это не является ТКО по смыслу образования», — указал он. Поэтому в минприроды предложили идти последовательно и сначала решить проблему со стройотходами.
«Этот вопрос надо быстрее решить», — прервал его председатель комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Дмитрий Кобылкин и посоветовал скорее вносить в Госдуму законопроект.
«Я не понял ничего, — честно признался Пахомов. — Явно услышал только одно — давайте разделим физлица и юрлица. Давайте. У нас проблема — все дворы завалены мусором. Приезжает регоператор. У него в договоре четыре контейнера. Он их увозит, а все остальное валяется. Муниципалитет должен содержать еще свою службу, которая за регоператором приезжает, что-то дособирает и складывает в контейнеры. Это замкнутый круг». Он скептически отнесся к предложению отдать все на откуп регионам, т. к. в каждом своего законодательства по этой теме быть не может. «У нас даже ГИС и РИС не везде есть», — добавил Пахомов.
Впрочем, как отметил Коган, проблема стройотходов волнует не все регионы. По его словам, только 40 заявили об актуальности проблемы. «Есть субъекты, которые сказали: „Оставьте нас в покое. У нас такой проблемы нет и быть не может“. Поэтому мы даем регионам право», — указал Коган.
Илья Вольфсон: «Сегодня услуга вывоза мусора и штрафы несоразмерны — 2,5 тысячи штраф» (на фото: Сергей Пахомов, Владимир Кошелев, Роман Лябихов и Илья Вольфсон (справа)
«Чего все-таки не хватает — денег регоператорам в тарифе или мозгов муниципалитетам?»
Следом перешли к теме чистоты контейнерных площадок. На эту тему в законопроекте Татарстана тоже были предложения. В документе отмечалось, что деятельность по осуществлению всего цикла обращения с ТКО возложена на регионального оператора. Но при этом в правилах обращения с твердыми коммунальными отходами нет положений о переходе прав собственности на ТКО. «В целях определения надлежащего собственника ТКО, на которого должны возлагаться обязательства по несению бремени их содержания до момента передачи права на ТКО иным лицам, законопроектом предлагается право собственности на ТКО (в том числе вторичные ресурсы), складируемые в местах накопления ТКО или передаваемые региональному оператору иным законным способом, закрепить за региональным оператором», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Коган предложил обязать регионы вместе с муниципалитетами провести мониторинг и установить дефицит контейнерных площадок, отразить это в территориальной схеме. А также принять госпрограмму по устранению дефицита, который, по подсчетам, уже приближается к 400 тыс. по всей стране. Причина в том, что во многих регионах с 2019 года не пересчитывались нормативы.
Также Коган отметил, что предлагается включать расходы на строительство и содержание контейнерных площадок в тариф регоператора. А также регионы могут установить одного ответственного, кто будет отвечать за чистоту на площадках.
«А есть ответ на вопрос, чего все-таки не хватает — денег регоператорам в тарифе или мозгов муниципалитетам, — чтобы все-таки там было чисто?» — спросил Пахомов. Коган отметил, что в реальности есть 3–4 ответственных за чистоту контейнерных площадок. За чистоту контейнера — регоператор, все, что вокруг, — муниципалитет либо управляющая компания или частник. «Когда приходит проверяющий орган, если он видит, что грязно в контейнере — штрафует регоператора, если вокруг — муниципалитет. Если он видит, что за пределами площадки на 5–10 метров — управляющую компанию», — привел пример депутат. Поэтому еще одним законопроектом предлагается установить одного ответственного.
Депутат Госдумы от Татарстана Илья Вольфсон рассказал, что есть еще один межфракционный законопроект, который предусматривает ужесточение административной ответственности за несанкционированные свалки. «Сегодня услуга вывоза мусора и штрафы несоразмерны — 2,5 тысячи штраф», — указал он. Эту инициативу единогласно поддержали.
Пахомов вспомнил практику нулевых в Московской области. Появлялись фотографии, как какой-то грузовик в лесу вываливает мусор, после этого ГАИ снимала с него номера. «Пока он не уберет мусор — их не выдавали. Это было очень эффективно. Московская область тогда очистилась буквально за год», — указал глава комитета.
Жанна Рябцева (на фото со Светланой Разворотневой): «Сейчас по проверке Росприроднадзора ни одни очистные в Татарстане не вышли на целевые показатели. Значит, по дорожным картам там еще работать и работать. Пока мы видим, что все идет очень медленно и проблематично»
«Ни одни очистные в Татарстане не вышли на целевые показатели»
Зампред комитета Госдумы по экологии Жанна Рябцева («Единая Россия») начала свое достаточно эмоциональное выступление с видеоролика. Под нагнетающую музыку в нем показывали выступления Владимира Путина и спикера ГД Вячеслава Володина о необходимости заниматься очищением рек и озер. А дальше напомнили о летней парламентской проверке, которая проехала по регионам с инспекцией построенных объектов. Сменяющиеся кадры сопровождались надписями типа «уходит надежда на спасение Волги», «кто ответит за „игры с бюджетом“?» и, наконец, «осталась последняя попытка спасти Волгу и Байкал». А завершился он словами президента РФ о том, что «лишних денег нет».
Произошел «грандиозный провал» проекта «Оздоровление Волги» с бюджетом 127 млрд рублей, еще 34 млрд потратили на Байкал, напомнила депутат. Все 145 объектов на этих водоемах внесены в «Инцидент №55». Это специальная правительственная комиссия, которая была создана по итогу движения группы парламентского контроля для оперативного решения вопросов по строительству и реконструкции очистных сооружений и их выхода на нормативные показатели. Заседания комиссии проходят еженедельно, и на них каждый регион отчитывается о том, что сделал за неделю.
Однако выводы из той проверки до сих пор никто так и не сделал. Но еще есть возможность не допустить на Байкале того, что произошло на Волге, указала Рябцева. Видимо, поэтому она в своем докладе больше остановилась на Байкальском регионе и совсем не упомянула Татарстан, по которому «прошлась» на заседании летом. Хотя, как после она призналась корреспонденту «БИЗНЕС Online», проблемы в республике не сняты, но и задачи рассмотреть имеющиеся проблемы в разрезе субъектов сегодня не было.
Татарстан продолжает работу по очистным сооружениям. «Подготовлены дорожные карты по доведению до нормативов тех сточных вод, которые сбрасываются с очистных сооружений, — объяснил Егор Тарнавский. — Мы планомерно будем идти в любом случае к этому направлению, совместно, конечно, с федеральными органами»
«Все, что касается очистных в Татарстане, включено в „Инцидент №55“. Они (власти РТ— прим. ред.) сейчас подготовили дорожные карты, соответственно, по каждому очистному сооружению идет работа», — указала Рябцева. Причем о прогрессе по республиканским очистным пока говорить не приходится. «Сейчас по проверке Росприроднадзора ни одни очистные в Татарстане не вышли на целевые показатели. Значит, по дорожным картам там еще работать и работать, — сказала депутат. — Пока мы видим, что все идет очень медленно и проблематично».
В ходе своего доклада она привела в пример комплекс в Северобайкальске (Бурятия). Объект мощностью 5 тыс. куб. м в сутки, стоимость (только) проекта — 3,2 млрд рублей. Но с такой же мощностью в Нижнем Новгороде это стоит 345 миллионов. «В 10 раз разнится стоимость объекта! Ну ладно, в 3 — да, тяжелые погодные условия, тяжелый климат. В 10!» — сокрушалась Рябцева. Еще пример — поселок Выдрино (Бурятия). Там объект построили по поручению президента. 4 марта 2022 года ему «с помпой отчитались и кнопку нажали». А вот на 8 ноября 2024-го объект не работал уже два года.
Получается вот такой круг: проектировщики за бюджетные деньги «рисуют все что хотят» и пропадают, дальше даже федеральные структуры не могут ничего построить и «начинают рассказывать, что проекты кривые», а их утвердила госэкспертиза. Вот и получается, что объекты не работают, а люди платят деньги.
Что же касается нового проекта «Вода России», который запускается с 2025 года, то и тут уже выплывают проблемы. На трех объектах в Иркутской области объекты проектирует ОАО «Костромапроект». «Ни один проект по Волге, где они проектировали [в рамках „Оздоровления Волги“], не вышел на целевые показатели. А они уже появились в новом проекте „Вода России“», — обратила внимание парламентарий. И позже добавила: «Деньги все потрачены минстроем России, деньги освоены, а объекты не сданы. Бо́льшая часть объектов сдана в этом году не будет. Больше скажу, ни один проект по Волге на целевые показатели, по данным Росприроднадзора, не вышел».
Сегодня заместитель министра экологии и природных ресурсов РТ Егор Тарнавский, отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online» о том, были ли ли претензии к Госдуме обоснованы, выразил сомнения, что имеет право давать свою оценку, и прямо не ответил, вышли ли очистные на запланированные показатели. Однако он подтвердил, что в рамках «Инцидента №55» Татарстан продолжает работу по очистным сооружениям. «Подготовлены дорожные карты по доведению до нормативов тех сточных вод, которые сбрасываются с очистных сооружений, — объяснил Тарнавский. — Мы планомерно будем идти в любом случае к этому направлению, совместно, конечно, с федеральными органами».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 11
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.