Изменения произошли в основном потому, что стал известен объем федеральных средств, которыми Москва планирует осчастливить Татарстан в будущем году, пояснял сегодня министр финансов РТ Радик Гайзатуллин депутатам бюджетного комитета Госсовета РТ, которые собрались утвердить проект бюджета на 2025 год. И действительно, дефицит сохранился на уровне 13,5 млрд рублей, а вот расходы и доходы увеличились на 46,6 миллиарда. Во время заседания также обсудили, как идет освоение денег на развитие транспортной и дорожной сферы. О том, дождутся ли своей реконструкции аэропорты Бегишево и «Бугульма», — в материале «БИЗНЕС Online».
Сегодня в Госсовете Татарстана депутаты собрались для второго и окончательного чтения бюджета республики
Коммунисты бюджет править хотели, да передумали
Сегодня в Госсовете Татарстана депутаты бюджетного комитета собрались для второго и сразу третьего (окончательного) чтения проекта бюджета республики на 2025 год. Во главе заседания традиционно восседал глава комитета Леонид Якунин и его заместитель Камиль Нугаев. Присоединился к ним и вице-спикер ГС РТ Марат Ахметов, который не оставил докладчиков без внимания и дополнительных вопросов. Забегая вперед, уточним, что за все вопросы повестки дня депутаты проголосовали за, воздерживаться и голосовать против никто не стал.
«После первых чтений в законопроект бюджета [2025 года] было внесено 356 поправок, 340 — от кабинета министров РТ, 16 — от депутатов Госсовета РТ из фракции КПРФ. Последние были сняты», — сообщил Якунин. Но коммунисты так просто не сдавались. Чтобы объяснить причину снятия «коммунистических» поправок, за трибуну вышел представитель КПРФ Фадбир Сафин.
«Мы с фракцией детально обсудили проект бюджета на 2025 год, дальше обсудили в министерствах, очень плотно поработали в министерстве финансов лично с Радиком Рауфовичем [Гайзатуллиным, министром финансов РТ], прошлись по каждой поправке, и мы наши поправки снимаем», — пояснил Сафин. И, пользуясь ситуацией, решил добавить свои предложения.
«Бюджет сегодня принимается в тех условиях, когда растут и доходы, и расходы, это нас радует. При этом он социально ориентирован, это мы тоже поддерживаем, но хотелось бы, чтобы уровень зарплат наших бюджетников стал выше, нужно учитывать высокий уровень инфляции. Я думаю, это нужно на будущее, мы в министерстве об этом говорили и держим вопрос на контроле», — заверил Сафин.
Радик Гайзатуллин сообщил, что поправки к первому чтению бюджета в основном направлены на уточнение бюджета в части федеральных средств
Плюс 46 млрд — и в доходы, и в расходы
Быстро и точно, будто солдат перед генералами, министр финансов Радик Гайзатуллин доложил депутатам о бюджетных доходах и расходах на 2025 год. Первый и самый существенный блок поправок — на 42,6 млрд рублей — касался уточнения федеральных средств, расклад по которым наконец-то дошел до региона. Второй блок поправок связан с изменениями в Налоговый и Бюджетный кодексы РФ. Например, с 1 января 2025-го повысятся ставки акцизов (в части алкогольной продукции и дизельного топлива), это приведет к увеличению доходной части бюджета на 3,9 млрд рублей в будущем году. Третий блок поправок связан с переброской средств по отдельным расходам бюджета РТ без их увеличения.
В целом по сравнению с первым чтением и расходы, и доходы бюджета на предстоящий год повысились на 46,6 млрд рублей.
В первоначальной версии бюджета предполагалось, что доходы казны в 2025 году составят 425,5 млрд рублей, теперь же они слегка превысят 472 миллиарда. Расходы изначально были зафиксированы на уровне 439 млрд рублей, а после внесения поправок достигли 485,6 миллиарда. Потому дефицит бюджета относительно первого чтения абсолютно не изменился, он составит 13,5 млрд рублей.
«Какой дефицит был в первом чтении, такой и остался, изменения произошли только в рамках увеличения расходов и доходов в связи с изменениями в федеральном законодательстве и из-за федеральных средств в виде субвенций, субсидий для министерства образования, здравоохранения и иных направлений, например, связанных с дорожным хозяйством, а также из-за межбюджетных трансфертов», — пояснил Гайзатуллин.
Что касается казны на 2026–2027 годы, проект принят со следующими параметрами:
- в 2026-м доходы составят 497,6 млрд рублей, расходы — 510,7 млрд рублей, дефицит — 13 млрд рублей;
- в 2027-м доходы — 519,7 млрд рублей, расходы — 532,2 млрд рублей, дефицит — 12,4 миллиарда.
«За 9 месяцев этого года налоговые и неналоговые доходы поступили в консолидированный бюджет Республики Татарстан в объеме 369,8 миллиарда рублей»
«На развитие национальной экономики выделено 154 миллиарда, почему освоили только 94 миллиарда?»
Возвращаясь из будущего в настоящее, депутаты обсудили исполнение бюджета за III квартал 2024 года. «За 9 месяцев этого года налоговые и неналоговые доходы поступили в консолидированный бюджет Республики Татарстан в объеме 369,8 миллиарда рублей, в бюджет республики мобилизованы доходы в объеме 308,3 миллиарда рублей», — рассказал Гайзатуллин, который выступал уже со вторым докладом.
Напоследок Гайзатуллин рассказал о расходной части. Из консолидированного бюджета было потрачено 358,4 млрд рублей, при расходах республиканского в 296,3 млрд рублей местным бюджетам из этого выделили 65 миллиардов. Министр финансов также сообщил о том, что на федеральном уровне вышло постановление, которым предлагается списать республике долги в размере около 9,5 млрд рублей.
После доклада к Гайзатуллину обратился Ахметов на татарском языке, вкрадчиво спросив о том, на каком этапе находится исполнение средств, выделенных на развитие национальной экономики. По сведениям вице-спикера Госсовета РТ, их общий объем составляет 154 млрд рублей, при этом за 9 месяцев 2024 года потрачено лишь 94 млрд (т. е. всего 61%).
«Значительная часть еще не израсходована, в том числе по сельскому хозяйству, которое мне особо близко, из 15 миллиардов освоено всего 8,9 миллиарда. Сәбәп нәрсәдә икән? (в переводе с татарского — „В чем же причина“ — прим. ред.)» — вопрошал Ахметов. Министр финансов объяснил, что основные документы по национальным программам будут уточнены как раз в ноябре – декабре и все выделенные средства обязательно будут потрачены.
Лилия Сафиуллина затронула вопрос реконструкции инфраструктуры международного аэропорта «Казань» им. Габдуллы Тукая в рамках проведения БРИКС и рассказала, что для этой цели было выделено 7,8 млрд рублей
«Об освоении говорите, о качестве — нет»
С большим вниманием собравшиеся слушали замминистра транспорта и дорожного хозяйства РТ Лилию Сафиуллину, которая рассказала о реализации государственной программы РТ по развитию транспортной системы.
Докладчица поделила свой отчет по видам транспорта. Начала с железной дороги, на эту сферу в 2024 году из бюджета РТ было выделено 531,2 млн рублей. Любопытно, что из них на реализацию программы по организации кольцевого железнодорожного сообщения в Казани было отписано около 23 млн рублей, но транспортники освоить это не успели, и теперь рассматривается вопрос о переносе этих средств на 2025-й.
На водный транспорт в 2024 году в республиканском бюджете было запланировано 115,8 млн рублей. При этом освоено только 48,5 млн рублей, что составляет 41% от плана, несмотря на то что водное сообщение было окончено вчера. На это обратили внимание депутаты, однако Сафиуллина заверила, что расходы у водного транспорта есть не только в сезон перевозок и деньги еще будут потрачены.
Говоря о воздушном транспорте, спикер затронула вопрос реконструкции инфраструктуры международного аэропорта «Казань» им. Габдуллы Тукая в рамках проведения БРИКС и рассказала, что на это было выделено 7,8 млрд рублей. Половина из них (3,75 млрд рублей) из федерального бюджета и другая половина — из регионального. Фактическое выполнение составило 5,9 млн рублей, это около 90%, хотя, казалось бы, саммит уже отгремел.
Также Сафиуллина сообщила, что в республике реализуются следующие капиталоемкие проекты:
- Строительство платной дороги Алексеевское – Альметьевск, которое ведется в рамках заключенного между РТ и АО «Автострада» концессионного соглашения. Стоимость проекта составляет 90 млрд рублей, в том числе средства РФ — 30,6 млрд рублей, бюджет РТ — 40,5 млрд рублей и средства частного инвестора — 15 млрд рублей, также в 2022 году был получен инвестиционный кредит — 3,8 млрд рублей. Объект планируется ввести до конца 2024-го.
- Второй этап Вознесенского тракта общей стоимостью 26 млрд рублей, из которых за 2022–2024 годы освоено только 9,2 млрд (34%).
- Реконструкция Горьковского шоссе общей стоимостью 27 млрд рублей, из которых за 2022–2024 годы до подрядчика доведено 100%.
- Строительство автомобильной дороги «Большой Зеленодольск» общей стоимостью 5 млрд рублей, из которых за 2022–2024 годы до подрядчика доведено 4,3 млрд (82,5%).
А что с автомобильным транспортом? В бюджете на него были записаны скромные 1,9 млрд рублей. На приобретение пассажирского транспорта общего пользования из них ушло 608 миллионов. 1,1 млрд рублей — компенсация транспортникам за перевозку льготников. Это стало катализатором для вопросов от депутатов в духе того, останутся ли те, кто станет его водить. «Водитель не очень популярная профессия, набрать их очень сложно, предлагается воспользоваться мигрантами», — отвечала Сафиуллина.
«Вы пользуетесь ими на полную катушку много лет, дело же не в этом, нужно что-то делать, с освоением денег же проблем нет», — кричал один из депутатов с «задних парт», а с «президиума» докладчицу попросили побольше сообщать о качестве дорог, а не только об освоении денежных средств.
Один из вопросов касался улучшения состояния аэропортов Бегишево и «Бугульма». «Мы пытались получить федеральные деньги на Бегишево, нам дали ответ, что из федерального бюджета на такой объект денег предусмотрено быть не может. Пока такой ответ, но мы не опускаем руки. По Бугульме — есть предложение [сделать] на основе концессионного соглашения те работы, которые необходимо выполнить для улучшения состояния [аэропорта]».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 13
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.