«Пацаны не купят 20-литровую канистру? Или им кто-то не купит? У нас в Московской области тоже много ребят гоняют по дачным участкам. Я не видел, чтобы дети на питбайках приезжали на АЗС, ни разу не видел», — комментирует эксперт инициативу татарстанской ГАИ о запрете продавать топливо на заправках подросткам. Подробностей ведомство пока не приводит, проект планируют представить Рустаму Минниханову на заседании кабмина РТ в декабре. Похожее предложение уже звучало в Ярославской области еще в 2021 году, но так и не было принято. А в Госсовете республики тем временем ждут информацию об уже существующих инициативах по питбайкам и скутерам в Госдуме. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Из-за роста числа аварий с участием детей – водителей мототранспорта, питбайков, квадроциклов необходимо запретить на территории республики «продажи на АЗС моторного топлива лицам, не достигшим 16 лет»
В Татарстане хотят запретить подросткам покупать бензин
«Световых приборов нет, ребятишки не получают водительские удостоверения, не имеют навыков и выезжают на проезжую часть», — перечислял в конце лета опасности для подростков за рулем питбайков и квадроциклов главный госавтоинспектор по РТ Рустем Гарипов. Тема возросшей аварийности с участием мини-мотоциклов практически все лето не покидала новостные сводки в Татарстане. Власти заговорили о необходимости законодательного регулирования. В частности, проработать вопрос о включении питбайков в категорию регистрируемых транспортных средств (ТС). Сейчас же для их управления не нужно водительское удостоверение в отличие от квадроциклов.
Пока от депутатов никаких конкретных предложений по этому вопросу нет, ГАИ по Татарстану взялась за проблему самостоятельно. Из-за роста числа аварий с участием детей – водителей мототранспорта, питбайков, квадроциклов необходимо запретить на территории республики «продажи на АЗС моторного топлива лицам, не достигшим 16 лет». С такой инициативой ведомство планирует выступить на предстоящем заседании кабмина РТ по обеспечению безопасности дорожного движения под председательством раиса РТ Рустама Минниханова в декабре. Соответствующий пост был опубликован сегодня в телеграм-канале МВД по РТ. На момент публикации материала он был удален, но сохранился репост в канале Госавтоинспекции по РТ.
Сообщение, стоит отметить, документально пока не оформлено. Детали издание «БИЗНЕС Online» запросило у пресс-службы ГАИ. Но инициатива для России не нова. Похожий запрет предлагали ввести депутаты в Ярославской области еще в 2021 году. В пояснительной записке законопроекта говорится, что «несовершеннолетние, не имея прав на управление транспортными средствами, выезжают на мопедах и мотоциклах на дороги населенных пунктов и за их пределы, подвергая опасности свою жизнь и здоровье и создавая угрозу другим участникам дорожного движения».
«Ситуация усугубляется ежегодно с наступлением весны. Проект закона Ярославской области <…> разработан в целях предупреждения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних, снижения дорожного травматизма в целом и детского в частности посредством ограничения для лиц, не достигших 18 лет, свободного приобретения ГСМ для заправки механических транспортных средств», — отмечается в документе.
Проект вернули инициаторам без рассмотрения. Вероятно, это связано с тем, что они ссылались на похожий запрет в Кировской области. Правда, там законом, помимо автомобильного бензина, подросткам запретили продавать зажигалки, лаки и энергетики. И внесли его не из-за роста аварийности, а после гибели подростка от вдыхания газа из зажигалки.
Главный госавтоинспектор по РТ Рустем Гарипов отметил, что за 10 месяцев этого года в республике зарегистрировано 149 ДТП с участием мотоциклов, в которых 12 человек погибли и 157 получили травмы
Серия ДТП с участием подростков на питбайках и квадроциклах
Очевидно, что инициатива татарстанской ГАИ — реакция на серию аварий с участием подростков на питбайках. На проблему еще в июле обращал внимание раис РТ. Так, 8 августа в Лениногорском районе произошло смертельное ДТП с подростком на питбайке — он врезался в лошадь, а 24 августа в Салмачах «ВАЗ-2114» сбил 17-летнего питбайкера, ехавшего по встречке.
В конце сентября смертельная авария, в результате которой разбился 13-летний подросток, произошла на трассе у Песчаных Ковалей. Юноша ввязался в погоню с мотопатрулем ГАИ, после того как его заметили на АЗС, и в итоге врезался в отбойник. Погибший — сын местного предпринимателя, директора казанского ООО «Агат» Марата Фахрутдинова. Как говорили источники «БИЗНЕС Online», отец якобы отправил сына за бензином на АЗС. Заправочная станция находится в 18–20 км от частного дома, где живет семья. Корреспонденту «БИЗНЕС Online» удалось связаться с отцом подростка. В разговоре Фахрутдинов рассказал, что будет обжаловать действия инспекторов, однако, в каком порядке будет разбирательство, не уточнил, отметив, что сообщит об этом в конце месяца. На момент разговора об инициативе ГАИ Марат не слышал, но и комментировать ее не стал.
Как рассказывал Гарипов, питбайки популярны из-за доступной продажи, невысокой цены и отсутствия необходимости в регистрации. Кроме того, данный вид транспорта не проходит по базам ГАИ. «Они не подлежат регистрации, и мы даже предположить не можем, в каком количестве питбайки на сегодняшний день в республике представлены», — говорил он. На недавней встрече с представителями мотосообществ Гарипов отметил, что за 10 месяцев этого года в республике зарегистрировано 149 ДТП с участием мотоциклов, в которых 12 человек погибли и 157 получили травмы.
Вопрос питбайков поднимали и в исполкоме Казани на заседании комиссии по безопасности дорожного движения. Руководитель исполкома Рустем Гафаров тогда предложил проработать с депутатами вопрос о включении питбайков в регистрируемые ТС. «В советское время каждый велосипед состоял на учете и имел уникальный номер. Это было правильно, потому с учетом роста количества ДТП и погибших нам нужно начать с этим работать», — отметил он.
Депутат Госсовета РТ Марат Бариев в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» рассказал, что запросил информацию в Госдуме по поводу уже существующих законодательных инициатив, призванных ограничить покупку и эксплуатацию скутеров, питбайков и других средств индивидуальной мобильности. «До конца ноября должен получить ответ, и в зависимости от той информации, которую получим, мы уже будем планировать свои дальнейшие действия. Если посчитаем, что мер, которые планирует Государственная Дума, достаточно, то, значит, достаточно. А если посчитаем, что недостаточно и нужно принимать свои меры, тогда будем говорить об этом и принимать свои меры», — сказал он.
Инициативу ГАИ он оценил положительно, но заметил, что этот запрет не решит проблему полностью. «Тем более что до 16 лет управление транспортными средствами с двигателями внутреннего сгорания не предусмотрено. Поэтому на АЗС детям такого возраста продавать топливо нет необходимости», — обратил внимание парламентарий и добавил, что обеспечить выполнение запрета можно будет по аналогии с запретом на торговлю спиртными напитками и сигаретами.
Предлагаемый ГАИ по Татарстану запрет может снизить число случаев, когда подростки используют питбайки и квадроциклы
«Есть богом забытые какие-то заправки, где чуть ли не из бочки этот бензин наливают»
Предлагаемый ГАИ по Татарстану запрет может снизить число случаев, когда подростки используют питбайки и квадроциклы, но не исключает факт наличия у них таких транспортных средств, отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» администратор популярного канала Stop City Racing Руслан. И по-прежнему для подобных ТС не нужна регистрация, отмечает спикер. «Более того, многим подросткам, управляющим питбайками, уже есть 16 лет, и это [ограничение на покупку топлива] никак их не остановит от выезда на дороги общего пользования без водительского удостоверения и регистрации ТС», — отметил собеседник.
По мнению Руслана, контролировать исполнение такого ограничения будет сложно. Для этого понадобится система контроля «ответственности» АЗС, а это дополнительные время и ресурсы. «Возможно, уже проект этот есть, но мы в своем сообществе пока не знаем всех подробностей. Возникают вопросы о том, как будут идентифицировать возраст покупателей. Так же как и с продажей сигарет, алкоголя? И как справляться с возможными конфликтами? То есть [дополнительная] нагрузка ляжет на сотрудников АЗС», — прогнозирует эксперт.
«Запрет на заправку — это одна из мер. Но проблема глубже и заключается в доступности транспортных средств для подростков, а также в отсутствии адекватного контроля со стороны родителей. Необходимо усиление контроля за продажей и использованием питбайков и квадроциклов подростками. Также важно продвигать воспитательные меры, направленные на повышение осознания ответственности среди подростков и их родителей, — рассуждает собеседник. — Инициатива может стать частью более комплексного подхода к проблеме безопасности дорожного движения с участием несовершеннолетних, но не может быть единственной мерой».
Инициатива объяснима, учитывая рост аварийности по стране с подростками. Но это «из пушки по воробьям», считает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. «Ее будут долго обсуждать, потом примут какой-то запрет, потом продавцы на АЗС должны будут у каждого второго проверять паспортные данные. А по сути, что получится? Пацаны не купят 20-литровую канистру? Или им кто-то не купит? У нас в Московской области тоже много ребят гоняют по дачным участкам. Я не видел, чтобы дети на питбайках приезжали на АЗС, ни разу не видел. Все это делают взрослые в большинстве случаев, а у этих ребят очень часто и денег-то лишних, свободных нет. Поэтому это либо семейный квадрик, который стоит заправленный, либо папа покупает, условно, канистру бензина и оттуда наливает», — объяснил он.
Такая единичная мера вряд ли реально на что-то повлияет, также согласен эксперт. Их должно быть много для кумулятивного эффекта. Тем более за запретом последует необходимость вводить дополнительные какие-то штрафные санкции для торговых организаций. «Я не знаю, как в Татарстане, но в других регионах есть богом забытые какие-то заправки, где чуть ли не из бочки этот бензин наливают. Если ребята захотят заправиться, то они заправятся», — обратил он также внимание.
«Если бы у нас была такая норма: я сфотографировал на дачном участке пацана, который несется на питбайке, отправил в МВД как доказательство, потом приехал экипаж, конфисковал этот питбайк навсегда с последующей утилизацией и оштрафовал бы родителей на 100 тысяч рублей. Не на 5 тысяч, не на 500 рублей (а сейчас штраф до 500 рублей). Вот тогда это будет работать. Надо жесткие меры принимать, если мы хотим с этим как-то бороться», — резюмировал Кадаков.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 16
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.