Максимальная цена на проезд, которая была предложена муниципалитетами — 45 рублей Максимальная цена на проезд, которая была предложена муниципалитетами, — 45 рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

«Комитет всегда придерживался идеи, что лучше один раз повысить на уровень инфляции»

Перевозчики Татарстана подали заявки об увеличении цен на проезд в общественном транспорте на следующий год. Об этом в кулуарах коллегии госкомитета Татарстана по тарифам сообщил председатель ведомства Александр Груничев. Вероятность, что цены на проезд изменятся, большая, уточнил он в разговоре с журналистами.

«Комитет всегда придерживался идеи, что лучше один раз повысить в рамках инфляционных ожиданий, чем повышать сразу значительно раз в пять лет. Это первое. Второе — мы все прекрасно понимаем, что цены в условиях развития экономики Российской Федерации не стоят на месте. Не только мы так считаем, считают практически все значительные экономисты, и пресса, как правило, достаточно быстро отражает те инфляционные ожидания, которые у нас происходят на сегодняшний момент. Это, конечно, является тоже одним из стимулов того, что нельзя оставлять в рамках тех пределов цены, которые в перевозке существуют», — отметил Груничев.

Минниханов – миндортрансу РТ: «40 минут автобуса ждут – это же вообще безобразие!»

Решение об утверждении тарифов на проезд должны принять до 20 декабря. Максимальная цена, которая была предложена муниципалитетами, — 45 рублей, сообщил он. В пресс-службе госкомитета РТ по тарифам после мероприятия уточнили «БИЗНЕС Online», что на данный момент поступила только одна заявка на повышение стоимости проезда — от Казани. «Заявка поступила на 45 рублей, пока идет экспертиза представленных документов», — отметили в ведомстве. В пресс-службе исполкома на момент публикации ответить не успели.

Вместе с тем, по оценкам Груничева, заявок будет больше, они продолжат поступать. Он связывает это с повышением ставки и ростом зарплаты. «Приносят допзаявления, — пояснил он. — Поэтому у нас ситуация, которую я могу сегодня назвать, может не соответствовать [действительности] завтра», — уточнил он.

В целом, даже если бы подняли тариф по «безналу» до 45 рублей, это уже серьезно покрывало бы все расходы перевозчиков В целом, даже если бы подняли тариф по безналу до 45 рублей, это уже серьезно покрывало бы все расходы перевозчиков Фото: «БИЗНЕС Online»

«Если мы поставим цены, как в столице, у нас бы на все хватило. И на автобусы, и на водителей»

Если брать казанские тарифы, то с 1 января в общественном транспорте столицы РТ цена проезда установлена в 42 рубля — это за наличный расчет. Тогда цену подняли на 6 рублей. Безнал — по транспортной или банковской карте — ныне стоит 38 рублей вместо 35. Цену проездного на 100 поездок увеличили с 25 до 28 рублей. В среднем рост тарифа был на 9,5%.

Если же рост тарифа будет на 3 рубля, то это даже не уровень инфляции. Это примерно 7,5% к тарифу в 42 рубля. Но инфляция, по расчетам ЦБ, к концу 2024 года будет в диапазоне 8–8,5%.

Сейчас же нет ясности: 45 рублей, упомянутые Груничевым, — это тариф за наличные или по безналу? Перевозчики полагают, что за наличные. «Тариф 45 рублей — это, наверное, речь идет о наличке, — отметил в разговоре с „БИЗНЕС Online“ директор МУП „ПАТП №2“ и „ПАТП №4“ Альберт Мухаметшин. Поднимают до 45 рублей, чтобы налички еще меньше было. По безналу никто 45 не сделает, вы что…»

Предприятие заявку на тариф не подавало, отправив лишь свои экономические расчеты, уточнил Мухаметшин. И пояснил, что наличный оборот у его предприятий — всего 4%: по высокому тарифу мало кто ездит, предпочитая безналичный расчет. Это дешевле.

«Максимум, когда поднимали для людей, — ну 2 рубля, ну 3 рубля, на такую большую сумму (7 рублей) никто не поднимет, — считает он. — Какая сумма была бы наиболее разумна для перевозчика? Если сравнить, считать более-менее, то в Москве — а у нас тоже мигранты имеют место, и им интереснее работать в Москве или Питере. Если мы поставим цены, как в столице, то у нас всего будет хватать: и людей, и машин, которые будут ездить сутками, как там. Но Москва компенсирует баснословные суммы», — добавил он.

В целом, даже если бы подняли тариф по безналу до 45 рублей, это уже серьезно покрывало бы все расходы перевозчиков, но Мухаметшин уверен, что это крайне маловероятно.

Если всего в общественном транспорте Казани собирается 7-8 млрд рублей в год, то при работе по всем нормативам, когда средств хватает на все что необходимо, надо 12 миллиардов Если всего в общественном транспорте Казани собирается 7–8 млрд рублей в год, то при работе по всем нормативам, когда средств хватает на все, что необходимо, надо 12 миллиардов Фото: «БИЗНЕС Online»

Кинуть кость: «пассажир три четверти», дефицит водителей и продолжение кризиса автобусных перевозок

Сегодня в Казани не хватает почти 700 водителей — это 39% списочного состава. В результате предприятия даже не могут использовать полностью свой парк автобусов — и просто не выпускают их на линии. Отсюда рост интервалов движения машин, в результате людям приходится дольше ждать на остановках. Отсутствие денег на эксплуатацию вынуждает и сокращать график работы, поэтому по вечерам общественный транспорт уходит в гараж.

Именно такую картину показали раису республики Рустаму Минниханову, встречая сотню новых автобусов, которые при поддержке бюджета РТ получили казанские перевозчики. Всего до конца года будет получено 157 машин, хотя надо бы обновить 253 автобуса. Но за руль там просто некого сажать. «Посмотрели! В любом случае приоритет — общественный транспорт, будем двигать», — резюмировал, выйдя из автобуса, раис Татарстана.

Рустам Минниханов: «Посмотрели! В любом случае приоритет – общественный транспорт, будем двигать»

Добавим, что общественный транспорт живет только за счет тех денег, что собирают с пассажиров, плюс оплата за льготников, за которых бюджет платит меньше, чем платит обычный пассажир. Льготный «пассажир три четверти» оплачивается на 28 рублей — напомним, что нельготник платит как минимум 38.

Инфографика: «БИЗНЕС Online»

В результате зарплата водителя — если соблюдать режим труда и отдыха — на том же ПАТП в июле была 75 тыс. рублей, кондукторов — 35–40 тысяч. У ремонтных рабочих средняя зарплата — 55 тыс., у ИТР — 65 тыс. рублей. Но люди перерабатывают и много, да, это не идет на пользу, но в итоге средняя зарплата водителя — 110 тыс. рублей. Правда, у водителей большегрузов сегодня уже и 200  тыс., и 250 тыс. в месяц.

Если всего в общественном транспорте Казани собирается 7–8 млрд рублей в год, то при работе по всем нормативам, когда средств хватает на все, что необходимо, надо 12 миллиардов. Бюджет разницу не компенсирует, поэтому ездят, как могут, и до тех пор, пока могут. Недаром же бизнес уходит с маршрутов. За год с рейсов сошли три предприятия (маршруты №37, 89, 89а передали МУП «ПАТП №2»). А на днях стало известно и о проблемах на межгороде — закрылись рейсы в Усады и Бирюли.

В Набережных Челнах нынешние тарифы на проезд в общественном транспорте действуют с 1 января 2024 года. Поездка в автобусе или трамвае стоит 35 рублей, разницы при оплате картой или наличными нет. При этом челнинские перевозчики в заявке в госкомитет РТ по тарифам осенью 2023 года просили поставить ценник в 38 рублей. При оплате билетом длительного пользования на 100 и более поездок стоимость одной поездки — 25 рублей.

Новое повышение стоимости проезда в Челнах (если оно случится) может совпасть с другим, более важным событием для местного рынка городских перевозок. Дело в том, что 10 января 2025 года кончается контракт у крупного частного ООО «Пассажирские перевозки» Николая Тятюшкина. И продлевать его компания не собирается. Еще летом «БИЗНЕС Online» рассказывал, что частники в Челнах начали распродавать маршрутки.

Все маршруты с нового года, судя по всему, «взвалит» на себя МУП «Горкоммунхоз». Ранее оно вело переговоры с «Пассажирскими перевозками» и их субподрядчиками о переходе под крыло МУПа, но успехом они не увенчались. «Мне-то зачем заявку на повышение тарифов подавать? Я уже не перевозчик буду через два месяца. Контракт у нас с городом до 10 января. Мне уже все равно: пусть хоть бесплатно [пассажиры] ездят», — заявил сегодня Тятюшкин в беседе с нашим изданием.

Всего городу для замены автопарка нужно 250 автобусов, говорили ранее власти. До конца года Челны планируют получить 44 больших автобуса «НЕФАЗ», и тогда на улицах будут 135 машин от МУПа. В декабре автоград планировал представить новую маршрутную сеть, которая исключит дублирование маршрутов, и новую партию автобусов. Но уже сейчас понятно, что только муниципальными автобусами не обойтись и эти новые автобусы даже с учетом льготных условий покупки городу нужно будет «отбивать». «БИЗНЕС Online» поинтересовался у МУП «Горкоммунхоз», подавало ли предприятие заявку на повышение стоимости проезда, но пока не получил ответа.