Виктория Барс: «У меня интернациональная семья — мама татарка, папа русский. В детстве я много времени проводила с родственниками со стороны мамы, слушала татарскую речь, и в школе нам преподавали татарский язык и литературу» Виктория Барс: «У меня интернациональная семья: мама — татарка, папа — русский. В детстве я много времени проводила с родственниками со стороны мамы, слушала татарскую речь, и в школе нам преподавали татарский язык и литературу»

О шоу Загитовой и «подружке-хохотушке» Гариповой

— Виктория, вы стали единственной певицей из Татарстана, которую пригласили для участия в ледовом шоу Алины Загитовой «Хранители времени». Фигуристка каталась под песню «Течет река Волга». Расскажите, как вам поступило предложение?

— На нас вышли организаторы, когда шоу Алины еще только задумывалось. Мы просто показали свой репертуар режиссеру шоу Светлане Краюшкиной, и ей очень понравилось. Она также режиссер шоу Татьяны Навки, то есть не последний человек в мире ивентов фигурного катания. И там мысли масштабные, поэтому и вариантов было у них очень-очень много. Татарстан богат артистами, но среди всех остались только моя песня и хор академии Игоря Крутого. Было видно, что Загитовой самой нравится «Волга» — она и на репетициях, и на шоу подпевала. Мне кажется, причина в том, что энергии сошлись в нужном направлении. Мы и расстались на том, что это не последний раз — мы друг друга заметили и приятно будет сотрудничать дальше.

Особой коммуникации с Алиной не было, потому что шел большой-большой процесс. На самом деле она меня очень восхитила — это абсолютно собранный человек, который четко понимает, что он делает. Она и за кулисы убегала, контролировала, что где происходит, что как по камерам, и потом бежала на лед. Как человек, который тоже этим занимается, я понимаю, что в такие моменты лучше человека не трогать. Мы обменялись благодарностями в конце шоу, когда появилась возможность. Алина — огромная умница: в столь юном возрасте быть профессионалом и уже делать шоу такого масштаба! Даже несмотря на то что у нее большая профессиональная команда, все равно она флагман.

Причем это первое в жизни собственное шоу Загитовой, и она посвятила его Татарстану. Получается, что и у меня это был дебют — и на льду, и на Первом канале. Вообще, вся команда — это энтузиасты с энергией прорыва, многие получили такой опыт впервые. И я стала небольшим звеном в большом механизме — наши звенья зацепились друг за друга. Очень многие, кстати, по шоу Загитовой познакомились со мной, нашли мой блог и узнали о том, что скоро будет мой сольный концерт. Это дало большой толчок тому, что люди начали приобретать билеты.

«Особой коммуникации с Алиной не было, потому что шел большой-большой процесс. На самом деле она меня очень восхитила — это абсолютно собранный человек, который четко понимает, что он делает» «Особой коммуникации с Алиной не было, потому что шел большой-большой процесс. На самом деле она меня очень восхитила — это абсолютно собранный человек, который четко понимает, что он делает»

— 26 октября впервые пройдет ваш большой сольный концерт в Казани с программой «Территория русской песни». Подготовка в самом разгаре?

— Подготовка началась за полгода до концерта. Выбирали репертуар, площадку и прочее. Сейчас уже почти все готово, остаются мелкие нюансы по наполнению.

— Меньше года назад состоялся первый сольный концерт в родном городе Зеленодольске. Все билеты были проданы за три недели до концерта. Что насчет Казани — насколько здесь публика ждет выступления?

— В Казани, конечно, немного по-другому идет продажа билетов. Я же молодой, начинающий артист. Но многие десятилетиями идут до сольных концертов, а я буду выступать уже второй раз, причем в самом центре республики, что само по себе очень высокая планка и большая ответственность. Будет аншлаг или нет — не так важно, нам важен каждый зритель. Тем более мы работаем над большим шоу с кучей интересного видеоконтента, спецэффектов и потрясающими гостями: одними из главных певиц Татарстана — заслуженной артисткой РТ Диной Гариповой и народной артисткой РТ Эльмирой Калимуллиной, народным коллективом «Красная горка» («Фаберже» в народной музыке) и талантливейшим татарским композитором Радиком Салимовым.

Дина Гарипова, Виктория Барс, Эльмира Калимуллина Дина Гарипова, Виктория Барс, Эльмира Калимуллина

Соединяя таких артистов в один концерт, мы не только создаем интересные музыкальные коллаборации, но и даем возможность людям окунуться в мир народной музыки по максимуму, расслышать ее со всех граней сразу за один вечер. Мы стараемся, чтобы выступление получилось и визуально, и музыкально, и профессионально красивым. В целом это высокохудожественная музыка. Все творчество основано на созидании, а не на разрушении, это тоже очень важно. Не каждому дано собрать такую плеяду сразу на старте. Аванс выдан очень большой, но и я постараюсь в грязь лицом не ударить.

— Вы с Диной Гариповой — подруги детства. Можете рассказать о ваших взаимоотношениях?

— Мы и правда дружим с раннего детства. Мы обе из Зеленодольска, ходили в один коллектив и быстро сдружились, потому что были похожи по темпераменту. Нас называли «подружками-хохотушками» — все время шутки-прибаутки, были душой компаний, очень активными детишками. И с течением жизни так и получилось, что всегда оставались на связи и при первой возможности старались видеться, даже когда каждый разъехался кто куда и у Дины началась активная концертная деятельность.

Мы вместе начинали заниматься в театре песни «Золотой микрофон», и дальше, когда уже были подростками и Дина начинала давать сольные концерты (первый — в Зеленодольске, там я была как ее гость), мы исполнили песню «Ой, да не вечер», которая лейтмотивом идет через нашу с ней дружбу, жизнь и творчество. Дина — важный человек в моей жизни. Она оказывает мне огромную поддержку во всех начинаниях и готова помочь и советом, и делом, и всем чем угодно.

«Нас [с Диной Гариповой] называли „подружки-хохотушки“ — все время шутки-прибаутки, были душой компаний, очень активными детишками» «Нас [с Диной Гариповой] называли «подружками-хохотушками» — все время шутки-прибаутки, были душой компаний, очень активными детишками»

— Вы с Диной вместе начинали карьеру, но у нее получилось пробиться первой на музыкальную арену. Почему вы тоже, например, не пошли на шоу «Голос»?

— Я подавала заявку и не один раз. Меня просто не взяли. Причины мне не рассказывали, ничего не объясняли. Тогда я подумала: «Ну хорошо, значит, не мое».

— А как познакомились с Эльмирой Калимуллиной?

— С Эльмирой была заочно знакома, потому что она также участница первого сезона «Голоса». Первый раз мы мельком познакомились на концерте в «Казань Экспо», потом она через Дину узнала о моем творчестве. В то время мы готовили первый официальный выпуск моей версии песни «Верила, верила, верю», она поддержала и сказала очень добрые слова. А когда я уже начала готовиться к сольному концерту, то решила: а почему бы не попробовать предложить Эльмире дуэт? Мне показалось, что она мне близка по духу, по энергетике. Тогда я написала ей и сказала: «А давай?», — и она согласилась.

— На концерте состоится премьера вашего трио с песней «Туган як», хотя вся остальная программа состоит из русских народных композиций и само название концерта — «Территория русской песни». Почему все-таки отошли от тематики концерта и выбрали «Туган як»?

— Несмотря на то что у нее есть авторы, она действительно ушла далеко-далеко в народ — ее знают по всей России и очень любят. Можно сказать, это негласный гимн Татарстана. Там поется о нашей земле, родном крае, и я подумала, что это будет очень органично — вся моя музыка про это! Да и с девчонками вообще одно удовольствие спеть.

Кстати, у меня в репертуаре есть и цыганская народная музыка, а на концерте прозвучит песня вообще на неожиданном языке, но я оставлю это в секрете. Как раз в дуэте с Эльмирой споем ее. Я никогда не против выучить что-то новое — у нас же такая богатая культура! Одно только Поволжье чего стоит: башкиры, чуваши, удмурты. Так что для меня необязательно исполнять только русские песни. Главное, чтобы они были колоритные, с душой народа.

«Дина — важный человек в моей жизни. Она оказывает мне огромную поддержку во всех начинаниях и готова помочь и советом, и делом, и всем, чем угодно» «Дина — важный человек в моей жизни. Она оказывает мне огромную поддержку во всех начинаниях и готова помочь и советом, и делом, и всем чем угодно»

— Вы хорошо знаете татарский?

— Да. У меня интернациональная семья: мама — татарка, папа — русский. В детстве я много времени проводила с родственниками со стороны мамы, слушала татарскую речь, и в школе нам преподавали татарский язык и литературу. Все это не прошло бесследно — как минимум у меня хорошее произношение. Мне не стыдно и говорить, и петь.

— На концерте прозвучит еще и казачья песня «Есаул молоденький», и специально для ее исполнения вы научились фланкировать шашкой.

— Это моя новая любовь. Всегда с восхищением смотрела, насколько мастерски мужчины в коллективах управляют оружием, а когда увидела, что девушки тоже этим занимаются, была просто в восторге и захотела попробовать. Конечно, это тяжело, но чем сложнее, тем интереснее задача. А когда ты бросаешь себе вызов, всегда должно получиться, других вариантов нет. Тренировалась месяца два-три, сначала с деревянной шашкой, потом пора было заказывать клинок — переходить на холодное оружие. По итогу мне захотелось внедрить фланкировку шашкой в концертную программу, в эту песню прямо-таки просилось.

Фланкировка — это и физическое раскрепощение, и выплеск эмоций, и максимальное чувство композиции. Мне обычно никто в упрек не кидает, что это мужская песня, а девочке это не нужно. Значит, я органично здесь смотрюсь — именно в той энергии, в которой должна звучать эта песня. Мне хочется оставить эту фишку в своей концертной программе, есть же еще варианты фланкировки двумя шашками, так что нет предела совершенству. Еще высший пилотаж — третью шашку ногами взять (смеется).

«Тренировалась месяца два-три, сначала с деревянной шашкой, потом пора было заказывать клинок — переходить на холодное оружие. По итогу мне захотелось внедрить фланкировку шашкой в концертную программу» «Тренировалась месяца два-три, сначала с деревянной шашкой, потом пора было заказывать клинок — переходить на холодное оружие. По итогу мне захотелось внедрить фланкировку шашкой в концертную программу»

— Какие-то еще интересные элементы шоу будете внедрять в свои концертные номера?

— Это не для концерта, но я хочу научиться ездить на лошади. Хотя будет супер, если я на коне промчусь через весь зал и стану еще шашкой махать. Тогда билеты раскупят за пять минут, чтобы посмотреть на это зрелище. Думаю, в любом случае появится что-то еще, потому что народная культура вдохновляет на новые истории — там что-то увидишь, там чем-то вдохновишься, интерпретируешь под себя и так далее. Наверняка шоу будет приобретать новые масштабы.

«Мое творчество — это не просто перепевка народных песен»

— Почему именно русские народные песни?

— Любовь к народной музыке у меня от моей бабули по папиной линии. Бабушка мне всегда перед сном пела русские народные, я не засыпала без них. Она просто потрясающе пела, хотя нигде не обучалась, от природы такой дар. С самого детства, как с молоком матери, я впитывала любовь к народной музыке и вообще не сопротивлялась, потому что мне это искренне нравилось.

В силу определенных жизненных обстоятельств, позже пришлось столкнуться с непринятием обществом этой музыки, и я решила петь не то, что нравится мне, а то, что нравится всем, — поп-музыку. В 11-м классе я собиралась поступать на экономический, а мама сказала: какой экономист-менеджер, ты всю жизнь занимаешься музыкой?! И я практически в последний день подала документы в Казанский государственный институт культуры. Меня взяли чуть ли не без экзаменов, я поступила на народный хор и первые полгода немножко не понимала, где нахожусь, но потом втянулась и прониклась. На прослушивании в коллектив пела народную песню, и за мной так и закрепилось амплуа народницы.

Пять студенческих лет — это лучшие годы, я бы ни за что никогда не променяла это время. Там я познакомилась с руководителем Денисом Валерьевичем Денисовым, с педагогами, которые с такой любовью относились к народному творчеству. И это очень-очень вдохновляет, заряжает тебя. Пять лет я жила в мире народной культуры, и это было потрясающе. Мы выступали на всех городских мероприятиях, участвовали не только в городских или республиканских конкурсах, но и выступали на международном и всероссийском уровне. Пели везде где только можно. И это было очень клево.

Потом я окончила институт, и опять начались поиски себя — где работать и чем заниматься. Мне хотелось чего-то другого, большего, нового, и я поехала в Москву. Когда, если не в этом возрасте, можешь позволить себе собрать маленький кулечек и начать все с нуля? Там меня опять увело из народной музыки к тому, что делают все, грубо говоря.

— Вы выпускали какие-то песни в Москве?

— Да, я выпустила одну, но потом мы ее убрали. Мне она нравится — со смыслом, красивой мелодией, хорошим текстом. Это то, что я прочувствовала, и захотелось этим поделиться. Но я тогда была молодая, глупая и импульсивная, будем считать, что этого не было. Просто она недооформленная получилась, и уж лучше пусть она никак не звучит, чем так. Может, когда-нибудь перевыпустим ее.

— А о чем песня, если не секрет?

— О неразделенной любви, о чем еще девушки у нас чаще всего пишут в юности?

— Как вернулись к народной музыке?

— Я думала, что поп-музыка — более стабильный вариант, а народные песни никому не нужны. Но… Моя подруга, которая поет в Краснодарском кубанском хоре, приезжала в Москву с большими концертами в Кремль, я приходила к ней, сидела в зале и плакала от того, что сейчас не с ними там пою. В какой-то момент я начала выкладывать каверы в интернет — сначала попсовые, а потом решилась сделать то, что мне самой нравится. Первое же видео разлетелось с невероятной скоростью, и, получив обратную связь от разных людей, я поняла, что мою музыку принимают. С каждым видео росли отклик, аудитория, и я становилась уверенной в том, что я делаю, что это моя дорога. И так меня жизнь вернула в народную музыку. Теперь это непоколебимая история. Миллионы людей будут говорить, что народная музыка никому не нужна, а я буду доказывать, что она должна быть нужной, услышанной и никогда не забытой.

— Что вы хотите донести до людей своим творчеством?

— Мое творчество — это не просто перепевка народных песен, это собственные интерпретации, в основном многоголосые. Тем не менее народная суть не теряется, мы создаем новую обертку для современного века, чтобы песни были доступны людям помоложе.

Народная музыка — это история. Там много патриотического, историй и событий из жизни людей, все настолько честно и искренне — ты слушаешь и проживаешь это вместе с ними. Мне хочется, чтобы люди, когда слушают эти песни в моем исполнении, тоже проживали собственные истории. Есть народные песни с глубоким смыслом, которые никто не должен забывать. Хочется донести это до моего поколения, чтобы не только старшие любили и слушали, но и молодежи это было доступно и откликалось у них в душах и сердцах.

«Процесс создания композиции для нашей команды самый кропотливый этап, он может быть сравним с рождением ребенка в плане того, что ты эту песню тоже вынашиваешь» «Процесс создания композиции для нашей команды самый кропотливый этап, он может быть сравним с рождением ребенка в плане того, что ты эту песню тоже вынашиваешь»

«Песни, как хорошее вино, должны настояться»

— Какую песню вы можете назвать ключевой в своем творчестве?

— Честно, не могу выделить какую-то одну флагманскую песню. Все очень любят как раз «Течет река Волга» — песня о родном крае отзывается не только в Татарстане, а вообще в городах, которые стоят на Волге. Люди так и пишут: «Это про нашу родную прекрасную Волгу, спасибо вам за песню». Каждый находит в этой песне что-то свое — для кого-то это просто про реку, для кого-то про дом, для кого-то про любовь и так далее.

— А есть релиз «Волги»?

— Нет. Все ее уже знают, детские коллективы ставят под «Волгу» танцы, в караоке поют, а песни самой еще нигде нет. После шоу Алины Загитовой меня просили скинуть, а я говорю: давайте подождем релизы. Огромная работа все-таки проделана, хочется всем сразу подарить эту песню.

— Песня появилась довольно давно, почему до сих пор не получалось выпустить?

— Наверное, песни, как хорошее вино, должны настояться. И тогда они будут бесценны. Процесс создания композиции для нашей команды самый кропотливый этап, он может быть сравним с рождением ребенка в плане того, что ты эту песню тоже вынашиваешь. Например, на концерте в Казани состоится премьера песни «Разлилась речка быстрая». Ее исполняла практически каждая, наверное, известная исполнительница в жанре народной музыки, и мы хотели сделать свою версию. Шесть месяцев вынашивали песню — покопались в ее истории, кто ее первый нашел (в данном случае смоленская певица Ольга Трушина), сама песня в оригинале — это очень длинный рассказ об определенных событиях, мы же вычленили из нее для себя самое важное, отдали татарскому композитору Радику Салимову, чтобы он вложил туда свои музыкальные мысли. Дальше я сочинила новый эмоциональный кусок в середине песни, интегрировали ее, занялись музыкальной и вокальной аранжировкой, дополнительно привлекли людей для записи и так далее. Этот процесс занимает очень много времени, и, конечно же, это недешево, но оно того стоит.

В нашей команде рождение песни — это всегда рождение не просто набора рандомных звуков, а идей, которые мы хотим воплотить. Нет ни одного случайного звука. Тем более у меня не только творчество ради творчества, еще хочется принести пользу людям, которые тоже занимаются народной музыкой. Поэтому мы очень ответственно подходим к аранжировкам. Я пою на большое количество многоголосных партий, придумываю новые гармонии, и песни начинают по-новому звучать. Это сложно бывает снять на слух, так что люди иногда просят поделиться партиями. Мы целенаправленно адаптируем сложную вокальную партитуру и просто выкладываем в интернет в свободный доступ. Ее может взять и хор, и ансамбли — неважно, маленькие или большие. Уже доносятся отклики, что на каком-то госэкзамене в каком-то городе какой-то хор взял мою песню.

Почему к песням бережно подходим? Потому что интересно не только самим петь, но и давать обществу, особенно юному поколению, кто делает первые шаги в народной музыке, преодолеть этот социальный барьер и заниматься любимым делом в современном мире. У нас и дальше есть план — писать и отдавать все вокальные партитуры моих песен совершенно бесплатно.

«Творчество не имеет никаких барьеров» «Творчество не имеет никаких барьеров»

«Я тоже думала, что Татарстан — это обитель замечательного татарского народа и татарской культуры»

— Насколько русские народные песни, которые вы популяризируете, близки местной публике?

— Я тоже думала, что Татарстан — это обитель замечательного татарского народа и татарской культуры. Как будто был сложный момент, мол, местной публике могут быть неинтересны мои песни. Я так переживала перед первым концертом, что Зеленодольск — это тоже татарский город, но в итоге оказалось, что всем нравится и откликается вне зависимости от религии и национальности.

— Вы сталкивались с тем, что в Татарстане больше продвигают татарских артистов?

— Мне кажется, это нормально, потому что это национальная культура — это огромное достояние. Было бы странно, если бы ее не продвигали, а продвигали чувашскую культуру, например. Я очень рада, что в Татарстане так бережно сохраняется и делается упор на национальной музыке, но и о других культурах тоже не забывают. У нас очень много фольклорных ансамблей и исполнителей, которые получают поддержку от республики.

— Ваша карьера стремительно начала расти после участия на федеральных каналах в передачах «Песни от всей души», «Ну-ка все вместе» и «Романтика Романса». Есть ли в планах переехать в Москву и развиваться там или останетесь в республике?

— Творчество не имеет никаких барьеров. Люди пишут комментарии в соцсетях из разных уголков страны. Поэтому я буду счастлива, если моя музыка дойдет везде. То есть, я не ограничиваю себя, мне бы вообще очень хотелось проехаться по всей стране.

— Помимо подготовки к своему концерту, еще чем-то занимаетесь сейчас?

— В Москве на фестивале «Золотая осень» будет несколько концертов, в Казани я выступала на приеме ко Дню учителя, плюс, конечно, усиленно готовимся к сольнику. Надеемся дожить до него, а то были случаи… Мой менеджер Анна в прошлом году упала с крыши прямо перед сольным концертом в Зеленодольске: мы решили забраться на крышу небольшого здания в Свияжске, чтобы сфотографироваться на красивом фоне, и она случайно оступилась и упала. Три скорых, сломанная нога, она лежит, а я в концертном костюме и через 10 минут выходить на сцену. Отделалась не только испугом — там можно же было и умереть, но Бог уберег. Второй день рождения. Концерт мы перенесли, а она, оказывается, боялась предложить мне сделать концерт попозже. Я говорю, ты поэтому с крыши упала, чтобы перенести официальный концерт? Можно было просто сказать (смеется). Но все получилось — все живы-здоровы, и концерт в аншлаге.

— Действительно, второй день рождения… Если так тяжело все совмещать, может, лучше было бы сконцентрироваться на чем-то одном?

— Все, что происходит, происходит не случайно. Мы начали замечать вещи, которые, как будто бы невозможны, но будто кто-то помогает, сопровождает. Из категории — сидишь две недели без единого звонка, без концертов, и как будто никому не нужен. Только начнешь расстраиваться, тут же говорят — 28 концертов, выезжайте завтра. Например, в Зеленодольске мы же не знали — вдруг никто не придет? А получился уровень как у известных татарских гастролирующих артистов — солд-аут за три недели. Люди еще потом ходили и спрашивали билеты. Никто не мог предположить, что так произойдет. Мы шли вслепую.

И никто не мог предположить, что Алина Загитова из тысячи вариантов песен — а здесь очень много хороших артистов — выберет именно мою. И никто не мог предположить, что в день премьеры показа будет прямой эфир на Первом канале. Есть ощущение, что сейчас не зря даются такие возможности, и нельзя от них отказываться, потому что это уникальный шанс.

Виктория Барс и Шаман Виктория Барс и Шаман

— После участия в «Песнях от всей души» на телеканале Россия, Шаман был восхищен вашим талантом. А кем восхищаетесь вы? С кого, может быть, берете пример?

— Я меломан и много кем вдохновляюсь. В народной музыке есть плеяда ансамблей, хоров и сольных исполнителей. У нас есть легендарные Людмила Зыкина и Лидия Русланова. Современные певицы тоже вдохновляют на творческий путь, например, Пелагея. Много прекрасных авторов, которые ведут за собой и влюбляют людей в народное творчество.