На этой неделе в Казани наконец-то «справили» 75-летие со дня рождения Хайдара Бигичева (на фото справа) На этой неделе в Казани наконец-то «справили» 75-летие со дня рождения Хайдара Бигичева (на фото справа) Фото: Владимир Зотов

«Наверное, фотографию вывесили, но это только для галочки»

Татарстан проигнорировал 75-летие со дня рождения Хайдара Бигичева, легендарного артиста, которого наша газета со своими экспертами три года назад назвала главным татарским певцом всех времен.

Сама дата была еще в июне, однако повод поговорить об этом случился именно на уходящей неделе. Дело в том, что театр им. Джалиля, в котором Бигичев, не доживший и до 50 лет, проработал 21 год, приурочил показ оперы «Тоска» 17 октября как раз к круглой дате своего экс-солиста. Надо сказать, что это регулярная, сохранившаяся с советских времен практика Казанской оперы — посвящать спектакль юбилею певца или музыканта прошлого. Обычно вечер сопровождается небольшим воспоминанием перед началом оперы/балета и, возможно, стендом с архивными фотографиями, выставленном в фойе.

Хранители нации: топ-35 главных татарских певцов и певиц всех времен

Конечно, и такой способ выразить почтение личности масштаба Бигичева можно только приветствовать. Но в данном случае показ оперы «Тоска» спустя три месяца после самого дня рождения оказался единственным публичным мероприятием, связанным с 75-летием одного из крупнейших деятелей татарской культуры второй половины XX века.

По информации «БИЗНЕС Online», директор фонда им. Вагапова Рифат Фаттахов был готов сам заняться организацией большого концерта памяти Бигичева, но не встретил понимания у вдовы певца Зухры Сахабиевой, которая не хочет ссориться с руководством театра им. Джалиля. Все-таки вечер в честь 70-летия ее супруга они в свое время проводили.


«Раз они „Тоску“ посвятили Хайдару Бигичеву, то, наверное, фотографию вывесили, но это только для галочки, — сказала „БИЗНЕС Online“ народная артистка РФ и РТ, завкафедрой вокального искусства КГК им. Жиганова Зиля Сунгатуллина. — Я думаю, нас не так много осталось, его партнеров по сцене. Хотя бы уважение проявили к его партнерам, что ли. Мы должны были в зале быть. Меня даже журналисты спрашивают: „Зиля Даяновна, вы придете?“ Я говорю: „А меня никто не приглашал“. А так прийти, без билета, чтобы меня там кассиры не пускали, — это неуважение какое-то. Нет, не пригласили, к сожалению». При этом Сунгатуллина особо подчеркивает, что ее слова — это не «мелкие обиды», а «констатация факта», а сама она и сегодня не испытывает недостатка ни в известности, ни в востребованности, занимаясь подготовкой академических вокалистов в консерватории.

«Бигичев — явление вообще в музыкальном и, в частности, оперном искусстве Татарстана, — продолжает она. — Такая большая личность, ему равных нет в оперном театре. Бигичев — это особое явление природы. Удивительный, конечно, певец, выдающийся. Например, партию Отелло поют единицы в мире, может 5–6 человек, это вершина для драматического тенора. Бигичев прекрасно с ней справлялся, он был отличный Отелло. И Дон Хозе был прекрасный, Каварадосси был замечательный. Он универсальный певец — умел как оперные партии на уровне петь, так и романсы, национальные народные песни. Изумительный у него моң, мелос национальный. Я с ним пела все спектакли — и национальные, и классические. И „Кармен“, и „Пиковую даму“, и „Алтынчеч“, и „Джалиль“. Там очень много было постановок».


«Это вообще-то грешно»

Интересно, что все это происходит еще и в год, когда отмечается 150-летие оперного искусства в Казани.

«Это вообще-то грешно», — так отреагировал на отношение к 75-летию Бигичева заслуженный артист РФ и народный артист РТ Георгий Ибушев. «Но у нас это часто бывает, тут ничего удивительного, — сказал Ибушев в беседе с нашим корреспондентом. — Иногда должен кто-то вмешаться, напомнить министерству культуры. Хотя у нас даже живым не очень-то уделяют внимание, а когда кто-то умирает… Мы по-настоящему не умеем ценить свои большие таланты. У нас „частушники“ бегают, прыгают везде — мы уже приучили народ к дешевому искусству, особенно вокальному. Вот эти „частушники“ и голос иногда имеют. Я говорю: „А зачем тебе это надо?“ Он говорит, что нужно деньги зарабатывать — классикой не всегда заработаешь. Да, у нас большие таланты получают звания народных артистов, но это же еще ничего не дает».

«Сегодня не до памяти, мы о другом сейчас думаем, — считает народный артист РТ Фердинанд Салахов. — Придет время, мы их всех поднимем, всех возвеличим. Вот Рашид Вагапов через сколько лет вернулся на белом коне и стал памятником? Он же был забыт, хотя основоположником татарской эстрады считается. До Ильгама Шакирова еще работал, Шакиров же у него пример во всем брал. Все это вернется, все это возвращается, все это не забудется».

Между тем собеседники «БИЗНЕС Online» обращают внимание, что с отношением к памяти в татарской культуре не все так однозначно, и приводят в качестве примера национальный драматический театр. Разве забыт Марсель Салимжанов? Нет, в честь своего многолетнего главрежа театр им. Камала каждый год 7 ноября выпускает премьерный спектакль. Именем рано ушедшего из жизни режиссера Дамира Сиразиева, которого некоторые считают так до конца и не раскрывшимся гением, названа ежегодно вручаемая республиканская театральная премия. А буквально на этой неделе проститься с одним из главных камаловских «стариков», ушедшим из жизни артистом Ринатом Тазетдиновым, пришли Рустам Минниханов и Минтимер Шаймиев.

«Как только он ушел, все сожгли, декорации убрали»: 110 лет со дня рождения Нияза Даутова

«Ну это же Салимжанов!» — так отреагировал один из коллег корреспондента «БИЗНЕС Online» на сравнение того, как хранят память о татарском музыкальном и театральном искусстве ответственные за это институции. Но не оттого ли мы помним имя главного режиссера ТГАТ им. Камала, умершего больше 20 лет назад, что его регулярно вспоминает родной театр? А разве вклад главного режиссера театра им. Джалиля Нияза Даутова в оперное искусство республики меньше? Но никто не вспомнил о его 110-летии в прошлом году. «К сожалению, как только он ушел из жизни, все сожгли, декорации убрали и новые постановки пошли все хуже и хуже», — вспоминала в интервью «БИЗНЕС Online» все та же Сунгатуллина.

19 января исполнится ровно 100 лет со дня рождения тенора Азата Аббасова, редчайшего примера оперного певца из Татарстана, ставшего народным артистом СССР 19 января исполнится ровно 100 лет со дня рождения тенора Азата Аббасова, редчайшего примера оперного певца из Татарстана, ставшего народным артистом СССР Фото: tatarstan.ru

«Не нашлось места ни при жизни, ни после смерти в театре, которому он посвятил свою жизнь»

Примеров забытых музыкальных легенд прошлого можно приводить множество. Одну из таких историй вспоминал в интервью нашей газете знаменитый конферансье Рашит Сабиров.

«Был прославленный певец Усман Альмеев, который еще в конце 1930-х вместе с Мусой Джалилем хотел создать татарский оперный театр. Джалиль писал либретто, Альмеев исполнял партии. Усман-абый был большим оперным певцом, его мечта создать оперный театр сбылась, сейчас он носит имя Мусы Джалиля. И это правильно, — вспоминал Сабиров. — Когда Усману Альмееву исполнилось 95 лет (а он дожил почти до 96 лет), было решено провести празднование его круглой даты, это было в 2010 году. Так для этого выделили зал Дома актеров вместимостью 200 зрителей. Я, услышав об этом, возмутился: как так, человеку, который был основоположником татарской оперы, первой ласточкой у татар, местом проведения юбилейного вечера назначили Дом актеров?.. В итоге было решено поменять место на зал филармонии. Через год Усман Альмеев скончался, траурные мероприятия прошли в театре имени Карима Тинчурина. Почему не в театре оперы и балета имени Мусы Джалиля? Почему нельзя было провести 95-летие основоположника татарской оперы в оперном театре? Почему его нельзя было проводить оттуда в последний путь? Смотришь на такие вещи и думаешь, что нас ждет такая же судьба, как Усмана Альмеева, которому не нашлось места ни при жизни, ни после смерти в театре, которому он посвятил свою жизнь».


Поддерживает эту мысль и Сунгатуллина: «Там столько дат было — и Венера Шарипова, и Зулейха Хисматуллина. Тоже посвятили какой-то спектакль, вывесили афишу, и все на этом. Спросите у молодых: кто такой Азат Аббасов, кто такой Фахри Насретдинов? Никто не знает. Ни одного портрета нет в театре оперы и балета, ни одного солиста. Во всех театрах обычно портреты висят, а у нас такого нет».


Кстати, 19 января исполнится ровно 100 лет со дня рождения тенора Азата Аббасова, редчайшего примера оперного певца из Татарстана, ставшего народным артистом СССР. Видимо, кроме формального посвящения какого-то спектакля памяти легендарного тенора, никаких мероприятий по такому случаю не ожидается. «Аббасов — это был удивительный актер, — рассказывает профессор Сунгатуллина. — Я с ним и в концертах вместе много пела. Потом у него последний спектакль был „Наемщик“, он там играл. А еще в „Борисе Годунове“ он Шуйского исполнял. Изумительно хорошо пел. С возрастом у него даже голос обертоны какие-то приобрел. Говорят, что с возрастом голос амортизируется, — нет, у него Шуйский прекрасно звучал. И как человек он изумительный был».

Призывает не оставить без внимания 100-летие Аббасова и народный артист Ибушев. «Это народный артист СССР! Азат Аббасов — величайший певец. Я его хорошо знал. Он меня уважал, но мы не такими друзьями были, в гости не ходили. Вы знаете, сейчас молодежь не знает великих певцов — Фахри Насретдинова, Азата Аббасова, Венеру Шарипову. Я практически не слышу сейчас о них. Почему же вот по московскому телевидению и про Лемешева, и про Козловского все время есть передачи, их вспоминают? У нас это очень-очень редко, у нас показывают эстрадников. Это наша беда. Значит, мы, татары, не уважаем своих кумиров. Так получается? В оперном театре художественный руководитель или директор должны об этом думать. И об этом должны знать в министерстве культуры. Там же все есть, кто и когда умер, сколько лет жил, какие звания, кто он был… Обязательно мы должны знать свое национальное достояние».

Интересно, что вскоре на нас надвигается еще одна важная дата, которая может стать тестом на уважение к национальному музыкальному наследию. В 2026-м исполнится 70 лет открытию нынешнего здания театра им. Джалиля на площади Свободы. В 2024 году по случаю 150-летия оперы в столице РТ здесь поставили «Жизнь за царя» Глинки, именно этим произведением полтора века назад открылось казанское театральное предприятие импресарио Петра Медведева. Так вот, осенью 1956-го новый дом Татарского театра оперы и балета начал свою жизнь с премьеры оперы Назиба Жиганова «Алтынчеч». Ждать ли свежую постановку к круглой дате? Вопрос риторический.