Фаил Камаев: «У нас нет телевизора, газет нет. Никто ничего не приносит, это не гостиница»

Камаев о досуге в СИЗО: «Новости не читаю»

В очередной раз бывшему главе Тукаевского района РТ Фаилу Камаеву продлевали меру пресечения в виде заключения под стражу. В СИЗО-5 Чистополя он находится уже с апреля, старший следователь 6-го отдела по расследованию особо важных дел СУ СКР по РТ Марат Хадеев ходатайствовал о продлении до 18 декабря.

Камаев приехал в суд в той же одежде, что и обычно. Но выглядел сегодня бодрее, чем в прошлые разы. А на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о том, как у него дела, и вовсе ответил: «Отлично!»

Кроме того, он с удовольствием поделился с нашим журналистом, чем занимается в СИЗО. По его словам, с момента задержания он прочитал уже с десяток исторических книг.

«В СИЗО читаю книги разные. Например, исторические. Прочел с десяток книг, которые есть в библиотеке… Новости не читаю. У нас нет телевизора, газет нет. Никто ничего не приносит, это не гостиница», — сказал он.

Также Камаев рассказал, с кем разделяет камеру в СИЗО. «В камере нахожусь с преступниками (смеется). С такими же людьми. Вы думаете совсем по-другому о людях, находящихся там. Там такие же нормальные люди, которые умеют работать и жить, но где-то ошиблись, может быть», — заключил он.

Поддержал он также разговор о том, кто возглавит Тукаевский район после него. Он поинтересовался у нашего корреспондента, кто придет на смену, т. к. сам не слышал об этом. А представить главу могут уже в конце октября. Услышав, что на его место обсуждается кандидатура главы Заинского района Разифа Каримова, но есть и другие кандидаты, он сказал: «Я в эти вопросы не вникаю, мне неинтересно».

У Камаева теперь помимо Евгения Котова появился адвокат Евгения Алтынова У Камаева теперь, помимо Евгения Котова, появился адвокат Евгения Алтынова

Новых эпизодов нет

У Камаева появился еще один новый защитник. Помимо Евгения Котова, его интересы теперь представляет адвокат Евгения Алтынова. «Новых эпизодов не предъявляли, но с учетом Чулакова что-то будет все равно…» — рассказал журналистам Котов еще до начала судебного заседания. Насчет того, что известный челнинский бизнесмен Валерий Чулаков был задержан, Камаев тоже в курсе.

В Тукаевском районе опять земельный скандал. В СИЗО – владелец ресторана, где обедали Путин и Медведев

Федеральный судья Набережночелнинского городского суда РТ Ильдар Адгамов зачитал ходатайство Хадеева. Причастность Камаева к совершению преступлений подтверждается показаниями Абдульминова, Тукмакова, Латфуллиной, Закирова, протоколами очных ставок, проведенными между свидетелями Тукмаковым и Камаевым, и другими материалами уголовного дела.

Фаила Камаева задержали 18 апреля 2024-го. Уголовное дело вокруг него зрело примерно год, с тех пор как в поселке Новом в Азьмушкинском сельском поселении появился красивый двухэтажный дом. В местном истеблишменте говорили, что там живет глава района, — туда он перевез свою вторую супругу Гульназ Камаеву.

По документам дом был оформлен на сестру Камаева, которая живет в родном Муслюмово. Но владением сразу заинтересовались силовики — сотрудники челнинского межрайонного отдела управления экономической безопасности МВД по РТ. Материалам дали ход после того, как министерство возглавил Дамир Сатретдинов.

В этом доме силовики провели обыски, а оттуда Фаила Мисбаховича доставили на допрос в 6-й отдел по особо важным делам СКР по республике. Ему предъявили обвинение в получении взятки стройматериалами в 1,3 млн рублей. «Взяткодатель» — бизнесмен Рамиль Тукмаков, который проводил ремонтные работы в одной из местных школ и получил за это 135 млн рублей. Он дал обширные показания на Камаева, получив взамен более мягкую меру пресечения в виде запрета определенных действий.

Далее главу района поместили в изолятор временного содержания, позже его отправили под стражу.

Летом дело Камаева обросло еще четырьмя эпизодами — на 7 миллионов. Они идут вновь же по ст. 290 УК РФ («Получение взятки») и связаны со строительством дома чиновника в поселке Новом — глава якобы получил взятки в виде земельных участков и стройматериалов в 2022–2023 годах. Кроме того, уверены силовики, была взятка в виде участка в СНТ «Савино» в 2018-м.

Срок предварительного следствия был продлен до 8 месяцев, как раз до 18 декабря 2024 года. Хадеев отметил в своем ходатайстве, что закончить расследование уголовного дела до 18 октября не представляется возможным в связи с тем, что необходимо провести ряд процессуальных и следственных действий. А именно — закончить осмотр изъятых предметов и документов — банковских выписок, дополнительно допросить свидетелей Тукмакова, Чиркова, Шарафетдинова, Ахунова, получить ответы на ранее направленные запросы и поручения, ознакомить обвиняемого и защитника с заключениями судебных экспертиз, провести следственно-процессуальные действия, направленные на установление иных эпизодов преступной деятельности.

Хадеев уверен, что при избрании иной меры пресечения, не связанной с лишением свободы, обладая обширными связями, Камаев может угрожать свидетелям. А он обвиняется в совершении особо тяжкого преступления, срок лишения свободы по которому более 10 лет. Прокурор его ходатайство поддержала.

«Лоббирования со стороны Камаева лиц, которые указаны в обвинении, не имелось», — отметил Котов

«Я никуда убегать не собираюсь»

Защитник Котов оперировал тем, что Камаев может содержаться и под домашним арестом. Он сдал свой загранпаспорт, а, кроме того, с 28 июня 2024 года не работает главой Тукаевского района. И вообще, следователь Хадеев, по его мнению, не предоставил суду материалы, которые может проанализировать суд в части обоснованности продления меры пресечения.

«Они напрямую влияют на квалификацию. Я говорю о заключениях экспертиз по эпизоду, связанному со строительством дома. Очевидно, что сумма затрат на строительство меньше миллиона. Значит, квалификация уже меняется», — обозначил Котов. Кроме того, он хотел приобщить документы, связанные с оценкой земельных участков, — сумма на несколько миллионов уменьшилась, уверен адвокат. Также существенно снизилась сумма и после оценки земельных участков СНТ «Савино», сказал он.

Хадеев отметил, что данные документы не влияют на тяжесть совершенного преступления. При этом он добавил, что обвинение планируется предъявить с учетом вновь установленных обстоятельств уже завтра во время следственных действий.

Котов рассказал суду, что защита делала запросы в различные инстанции и хочет приобщить их ответы. Он уверен, что они смогут повлиять на результаты расследования. «Лоббирования со стороны Камаева лиц, которые указаны в обвинении, не имелось», — добавил адвокат.

Что просил приобщить адвокат Котов:

  • ответ руководителя исполнительного комитета в части участка в СНТ «Савино»;
  • ответ руководителя исполнительного комитета в части предоставления субсидий и предоставления студентам для прохождения практики, что предъявляется в обвинении ООО «Гигант», — о том, что не предоставлялись студенты;
  • ответ заместителя министра сельского хозяйства РТ о том, что глава района не влияет на вопрос выделения субсидий и грантов для сельхозпредприятий;
  • ответ исполнительного комитета Тукаевского района о регламенте и оформлении земельных участков в собственность ООО «ТракРесурс». «О том, что регламент соблюден, нарушений нет», — отметил Котов;
  • ответ исполнительного комитета о том, что транспортные услуги с ООО «ЧелныТранс» не заключались. «Камаеву вменяется лоббирование этой организации», — обозначил адвокат;
  • характеристика Камаева от главы Республики Татарстан;
  • копия трудовой книжки на имя Камаева о его трудоустройстве, прекращении полномочий главы и наградах с 2013 по 2024 год. Среди них медаль 100-летия ТАССР, за доблестный труд и Всемирной летней Универсиады 2013 года.

«3 мая, к моему 55-летию, меня готовили к медали за заслуги перед республикой, но, к сожалению, до этого арестовали!» — выразил свое мнение по поводу ходатайства Камаев.

Адгамов, несмотря на то что и Хадеев, и прокурор были против приобщения всех документов (кроме наград), удовлетворил ходатайство в полном объеме.

Камаев и его защита были против продления меры пресечения. «Я никуда убегать не собираюсь, я готов сотрудничать, работать со следствием. Я на сегодня не глава района, ни на кого воздействия не имею, под домашним арестом могу спокойно сотрудничать, работать!» — сказал экс-глава Тукаевского района суду.

Камаев останется в СИЗО до 18 декабря

В перерыве Фаил Мисбахович тихо спрашивал у следователя: «Почему невозможно [отправить меня под домашний арест]?» А потом сам же ответил на него: «Потому что вы сами не решаете, и все…»

Обсудили и недавний уход из жизни главы совхоза «Гигант» Рифа Имамова, который проходил свидетелем по уголовному делу. Адвокат Котов с некоторым упреком сказал Хадееву: «Вы же знаете, что человек после операции. Зачем нужно доводить до такого состояния? Он же через месяц буквально в больницу попал!»

Камаев же вспомнил, как он помогал Имамову: «Когда он первый раз заболел, я отменил все совещания в понедельник, его отвезли в БСМП! Я ему помог лечь в больницу как руководителю предприятия, который заболел. Я лично помог положить его в БСМП. Как человек человека. Для меня руководители Тукаевского района все были важны!» — сказал он. Котов отметил, что Имамов висел первым на доске почета в Тукаевском районе как передовик сельского хозяйства.

— Он же мне дал деньги, поэтому я его туда повесил, — с иронией заметил Камаев.

— Да-да, дорогого стоит! — шутил в ответ Котов.

А потом судья Адгамов вышел из совещательной комнаты и постановил: ходатайство Хадеева удовлетворить. Камаев останется в СИЗО.