Казанский цирк к предстоящему сезону готовит новый манеж за 20 млн рублей Казанский цирк к предстоящему сезону готовит новый манеж за 20 млн рублей Фото: Екатерина Халаева

Манеж за 20 млн рублей после реконструкции на 1 миллиард

Если театр начинается с вешалки, то цирк — с манежа. Казанский цирк к предстоящему сезону готовит не только новые шоу, но и новый манеж за 20 млн рублей. Это при том, что полная реконструкция цирка была всего лишь 6 лет назад, в 2018 году. И тогда работы обошлись в целый миллиард!

Главный инженер цирка Павел Осотов объяснил, что за годы эксплуатации манеж потерял амортизирующие свойства, что создает неудобства артистам и в особенности лошадям. Для обновления выбрали новый материал, который еще не использовался ни в одном цирке. Его искали по всей России и в конце концов решили дать техническое задание Казанскому заводу синтетического каучука, который не с первого раза изготовил подходящее покрытие, поскольку возникли трудности с характеристиками образца. Для укладки покрытия пригласили специалистов из Москвы во главе с сотрудником Московского цирка Никулина на Цветном Бульваре Игоря Гусева. Общая толщина пластины — 35 миллиметров. По прогнозам Осотова, материал износостойкий и прослужит минимум 30 лет, а то и все 70, полушутя предположил он.

Директор Эльмира Булатова выразила надежду, что артисты новой межнациональной программы с участием коллег из Вьетнама, Казахстана, Узбекистана и России (Татарстан, Бурятия, Удмуртия и Якутия), которым 19 октября предстоит открыть сезон, оценят обновленное «сердце» цирка. «Чем лучше манеж, тем лучше работает программа, которая может больше принимать специфические номера именно с лошадьми, — подчеркнула она. — Мы все-таки хотим добиться в этой программе того, чтобы зрители увидели настоящую скорость лошадей, которая должна быть в цирке, потому что предыдущее наше покрытие не позволяло разгоняться лошадям, их постоянно сдерживали».

Эльмира Булатова: «Мы стараемся не повторяться ни в номерах, ни в философии самих программ» Эльмира Булатова: «Мы стараемся не повторяться ни в номерах, ни в философии самих программ» Фото: «БИЗНЕС Online»

Старт шоу приходится на саммит БРИКС (22–24 октября), и, как ранее писал «БИЗНЕС Online», делегатов туда тоже должны сводить. Однако в самом цирке это пока отрицают. Тем не менее в дни данного международного события билетов в продаже нет. Со слов Булатовой, программа не готовилась специально под БРИКС, поскольку контент планируется заранее.

«Эхо Азии», которое организаторы обозначили как «Минифест мира», объединит аутентичные национальные цирки Азии. Особенно среди приезжих артистов директор цирка выделила гимнастов из Вьетнама. «Этот воздушный дуэт (Нгуен Тхи Хоа и Чхиа Хуен Фуок) я увидела на фестивале в Якутии и была поражена. Когда ты давно в цирке, много-много чего видишь, у тебя уже пропадает дрожь от восприятия прекрасного, но этот номер у меня вызвал настоящий восторг и радость», — интригует Булатова. Помимо этого, зрители увидят групповой вольтиж «Поющие стрелы» из Бурятии, супержонглирование от группы Virtuoso и джигитовку от конноакробатического ансамбля «Барыс» из Казахстана, силовой номер от Феруза Юсупова из Узбекистана, экстрим-акробатику на семафоре от Андрея Погорелова, который единственный в мире, кто исполняет сальто с пируэтом на семафоре. Также в программе номера с волками, пумой и ягуаром. Режиссер шоу — казанец, выпускник ГИТИСа Артур Амиров.

«Программа получилась хорошая и крепкая. Есть на что посмотреть, она будет, естественно, отличаться от всех предыдущих программ, потому что мы стараемся не повторяться ни в номерах, ни в философии самих программ», — делится директор цирка.

Продлится «Эхо Азии» до 1 декабря, из чего следует, что все заявленные иностранные артисты более чем на месяц задержатся в Казани. Благо инфраструктура цирка это позволяет: на ул. Саид-Галеева предусмотрено общежитие – Дом артиста, в котором актеры живут целыми семьями.


Новое национальное цирковое шоу за 100 миллионов

Главной новостью относительно 135-го сезона стал анонс нового национального шоу под рабочим названием «Мирас», премьера которого ожидается 1 июня 2025 года. Самое дорогое — это оборудование, экраны, дополнительный свет и звук. «Без этого [представление] тоже может состояться, потому что самое главное — артисты. Костюмы мы сами потянем. Но без этих вложений не будет полноценности, потому минимум 100 миллионов», — объяснила Эльмира Хамидовна.

В основу шоу лягут татарские сказки (главное, разобраться со скандалом о присвоении авторского наименования главных татарских персонажей), а режиссерами и авторами сценария станут заслуженный артист РФ Андрей Шарнин и хореограф Юлия Кашкина. Консультировать их будет художественный руководитель театра кукол «Экият» Ильгиз Зайниев, который ставил предыдущий татарский цирковой спектакль по произведениям Тукая «На сенном базаре». На вопрос «БИЗНЕС Online», почему цирку потребовался новый нацпроект, учитывая, что предыдущий имел большой успех у зрителя, но не продлился и сезон, директор цирка ответила так:

Эльмира Калимуллина Эльмира Калимуллина Фото: «БИЗНЕС Online»

«Это шоу стало экспериментом. У нас не было задачи сделать репертуарный спектакль, и вообще „Сенной базар“ я бы отнесла больше к музыке, я страдаю от того, что в Казани нет театра мюзикла, — вдруг перешла на наболевшую тему музтеатра Булатова. — С такими вокалистами, которые есть в Татарстане и Казани, не сделать такой музыкальный спектакль было нельзя. У нас не то что не получилось, мы брали артистов, которые тогда находились в Казани, а ведь очень тяжело, например, надолго вписать в репертуар выступавшую в шоу „На сенном базаре“ Эльмиру Калимуллину. Возможно, этот спектакль вернется, не знаю».

Калимуллина парит под куполом, Батуллу мучают кошмары, а собачки исполняют татарский танец

Однако стоит напомнить, что перед премьерой первого национального циркового шоу Булатова говорила несколько иные вещи. «Конечно, мы бы очень хотели, чтобы этот спектакль жил дальше, но мы об этом скажем уже после того, как его представим, получим отклики. Я думаю, что все будет замечательно и зритель оценит по достоинству этот очень смелый эксперимент. Думаю, это будет не одноразовая акция», — комментировала она тогда. Более того, если спектакль войдет в постоянный репертуар и потребуется заменить номера приезжих цирковых артистов, то, по словам директора, сложность не должна была возникнуть. «Чем хорош цирк? Это мини-тетрис — всегда можно один номер заменить на другой. Здесь основа — сценарий. Самое главное — это задумка режиссера. И не будет проблемой один номер заменить на другой с той же смысловой нагрузкой», — утверждала руководитель. Да и сама народная артистка РТ заявляла «БИЗНЕС Online» о готовности продолжить сотрудничество с цирком.

Сейчас же цирк готов потратить баснословные деньги на новое шоу, а «На сенном базаре» кануло в Лету. Эльмира Хамидовна и в этот раз говорит, что «Мирас» задержится в репертуаре где-то на полгода и еще в планах гастролировать с ним.

По итогам 2022 и 2023 годов цирк занимает 1-е место по внебюджетным доходам среди учреждений культуры. В прошлом году их доход на 1 рубль бюджетного финансирования был равен 4 рублям, всего заработок составил почти 395 млн рублей, и это в 2 раза больше, чем в 2022-м (198,2 млн рублей). Возможно, поэтому цирк может позволять себе такие большие траты в непростые времена, но все же не стоит забывать, что это бюджетное учреждение.

«Естественно, мы будем обращаться к спонсорам и меценатам для того, чтобы нам помогли осуществить эту постановку. Я надеюсь на добрых людей, которые захотят участвовать с нами в этом спектакле. У режиссеров же часто нет граней, только полет фантазии, а нам, руководителям, остается только либо держать их за ноги, либо все-таки постараться осуществить эти планы», — резюмировала Булатова.

По итогами 2022 и 2023 годов цирк занимают 1-е место по внебюджетным доходам среди учреждений культуры По итогам 2022 и 2023 годов цирк занимает 1-е место по внебюджетным доходам среди учреждений культуры Фото: «БИЗНЕС Online»

«Чудесатая цирковая сказка» с белыми тиграми и гастрономическая акробатика

Что касается других премьер, то казанцев на Новый год ждет традиционное волшебное представление. «Чудесатая цирковая сказка» под названием «Лабиринт» сделана совместно с цирком Никулина. Режиссерами-постановщиками шоу выступят Евгений Шевцов и хореограф Ольга Полторак. Булатова поделилась, что это ее любимая постановка со звездным набором артистов, талантливой режиссерской работой и органичным сочетанием балета с цирковыми номерами. Представление основано на сказках английского писателя Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье».


«Там много аллюзий, намеков, тайных смыслов, философских посланий. И это действительно очень красочно и красиво», — отмечает директор. Состав артистов и номера многообещающие: зрители увидят аттракцион с белыми тиграми от заслуженного артиста РФ, дрессировщика Сергея Нестерова, выступление с собачками от легенды российского цирка Асият Агаевой, а также клоуна Акулу (Анатолий Окулов) в роли Чеширского кота и его коллегу-чревовещателя Ольгу Лифенцеву. С акробатическими трюками на сцену выйдут артисты под руководством Ильи Тюфяева и воздушные гимнасты Виталия Попеты. Команда Максима Сельнихина покажет редкий жанр цирковой партерной акробатики — «икарийские игры» с «трюковыми подбрасываниями».

Также в разговоре о предстоящей годовщине Дня Победы директор цирка рассказала, как Казань встретила 9 Мая в 1945 году и в то время в столице гастролировал цирк Юрия Дурова. И в День Победы над фашистской Германией труппа выступила прямо на улицах города. Казанский цирк планирует отдать дань памяти и представить собственную программу, основанную на этом событии. Представителей семьи Дуровых также хотят пригласить на просмотр выступления, а если выдастся такая возможность, может, даже для участия. Подготовка к этой программе начнется сразу после последних показов новогоднего шоу. Выступление ко Дню Победы будут показывать с конца февраля до мая 2025 года.

По итогам работы над иммерсивным «ТРОГАТельным спектаклем» цирк запускает еще один экспериментальный проект — гастрономическое цирковое шоу совместно с рестораном татарской кухни «Тюбетей». «Для того чтобы вам принесли блюдо, его нужно полить, например, шоколадным соусом или какой-нибудь карамелью. Будет спускаться воздушная гимнастка с купола и проводить эти манипуляции. Или, например, на экране процесс приготовления еды. А здесь, [на манеже], перед вами импровизированно то же самое делают, например, в шпагате. Это будет не так, как бывает в ресторане: люди сидят за столами, а их тут же за столиком развлекают подачей, это будет именно спектакль», — объяснила директор. Однако нет стопроцентной гарантии, что подобное будет в этом сезоне.

Стоит готовиться любителям цирка и потратиться на билеты больше обычного. Цены будут повышены, но обещают, что не более чем на 7%.

«Самое простое — сделать цену билета по 4−5 тысяч рублей и давать по 10−15 спектаклей в месяц. Мы не можем на это пойти, не имеем никакого права. Дорожает ведь не только манежное оформление, и у нас не стопроцентное субсидирование, а частичное. Все это, к сожалению, приводит к подорожанию. Это не то же самое, как было раньше в Советском Союзе, когда аншлаги были все время и билет стоил 1 рубль. Я бы сейчас с удовольствием сделала билет по 100 рублей, но мы тем самым обесценим себя», — объяснила директор.