Николай Патрушев посетил завод им. Горького и провел совещание по развитию зеленодольского предприятия «с точки зрения обеспечения современной продукцией, которую может производить этот завод» Фото: prav.tatarstan.ru

Мистахов — Патрушеву: «Главное для корабелов — это серия»

Надо сказать, что поездка на Зеленодольский завод им. Горького стала для Николая Патрушева первым визитом в Татарстан в новом качестве — как помощника президента России Владимира Путина и председателя недавно возрожденной морской коллегии. В предыдущий раз Патрушев посещал республику больше двух лет назад и еще в должности секретаря совета безопасности РФ. Причем поездкой в Казань не ограничился и заехал в Тетюши. Как замечал тогда «БИЗНЕС Online», у Николая Платоновича есть незримая связь с Тетюшским районом через своего помощника Наиля Мухитова, родившегося в местном селе Бакрчи.

Забегая вперед, отметим, что в этот раз уроженец Татарстана Мухитов тоже сопровождал Патрушева. После перехода шефа на новую должность он в июле стал заместителем начальника управления президента России по вопросам национальной морской политики. Судя по официальным кадрам, Мухитов сидел по правое плечо от Патрушева. Отличался нынешний визит от поездки двухлетней давности тем, что тогда Николая Платоновича сопровождал раис РТ Рустам Минниханов, а в этот раз — премьер-министр РТ Алексей Песошин и вице-премьер республики — министр промышленности и торговли Татарстана Олег Коробченко. На обходе не был, но к совещанию присоединился глава администрации раиса РТ Асгат Сафаров.

«Если без лазера мы делали два комплекта в смену, то сейчас — 9» Фото: prav.tatarstan.ru

Некоторые детали визита можно отследить по официальным кадрам. Вполне вероятно, перед публикацией записи прошли проверку и все чувствительные моменты не попали в хронику. Но это тоже своего рода показатель, что считается возможным публиковать в настоящее время. Один из участников визита и состоявшегося дальше совещания ожидаемо не стал раскрывать его деталей и ограничился лишь несколькими фразами. Как отметил собеседник «БИЗНЕС Online», совещание было посвящено перспективам развития зеленодольского предприятия «с точки зрения обеспечения современной продукцией, которую может производить этот завод». «Предприятие всегда исправно выполняло госзаказ, ему доверяют самые серьезные проекты. Поэтому, на мой взгляд, встреча и совещание прошли очень по-деловому, четко и даже где-то, я бы сказал, по-военному», — заметил источник.

Мистахов: «У нас не возникает сегодня проблемы в эксплуатации оборудования» Фото: prav.tatarstan.ru

На одном из кадров генеральный директор судостроительной корпорации «Ак Барс» Ренат Мистахов (кстати, вошедший в состав морской коллегии) докладывает Патрушеву об импортозамещении: «По всем комплектующим (как резательным, так и обрабатывательным) мы нашли решение, как заменить на российскую продукцию. У нас не возникает сегодня проблемы в рамках эксплуатации этого оборудования». «Если без лазера мы делали два комплекта в смену, то сейчас — 9», — рассказывает на другом эпизоде гендиректор АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» Александр Филиппов.

Военные заказы предприятия по понятным причинам в кадр не попали, но помощник президента РФ посмотрел и гражданские. В частности, ознакомился с проектом судна на подводных крыльях «Метеор-2020». «70 километров и 70 узлов — это разные вещи», — поправляет Патрушев Мистахова во время осмотра. «Да-да, 70 километров!» — соглашается гендиректор судостроительной корпорации.

Военные заказы предприятия по понятным причинам в кадр не попали, но Патрушев посмотрел и гражданские Фото: prav.tatarstan.ru

Ранее сообщалось, что в следующем году АО «Флот РТ» получит два новых судна, в 2026-м — еще два. Конкретики по поставкам в другие регионы пока не звучало, во всяком случае публично, а рост поставок видится одной из главных задач для завода. В июне 2024 года увеличение состава «Метеоров» (другими словами, наращивание производства) и планы лизинга таких судов обсуждали раис Татарстана Рустам Минниханов и гендиректор АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК) Евгений Дитрих. На кадрах визита Мистахов обращается к Патрушеву: «Главное для корабелов, конечно, это серия (серийное производствоприм. ред.). Будет серия…» «Вот это и хотел сказать: чем больше вам…» — реагирует помощник президента РФ.

Как уточняет казанский Кремль, Николай Платонович осмотрел корпусозаготовительный и секционно-сборочный цеха, где в рамках программы технического перевооружения установили новое оборудование. «Модернизация производственных линий, обновление оборудования, станочного парка <…> позволяют заводу выпускать конкурентоспособную продукцию под знаком высокого качества и осваивать инновационные проекты», — отмечается в официальном релизе. Впрочем, надо понимать, что программа эта не новая и действует еще с 2011 года, сейчас продолжается. Так что визит Патрушева, вероятно, не был приурочен к какому-то событию и проекту, председатель морской коллегии скорее «осматривает вверенное ему хозяйство», предполагает собеседник «БИЗНЕС Online».

Патрушев: «Завод имени Горького имеет богатый опыт строительства морских и речных кораблей и судов. Расположение позволяет производить поставку кораблей и судов в любые регионы бассейнов Черного, Каспийского, Балтийского морей, Северного Ледовитого океана по внутренним водным путям» Фото: prav.tatarstan.ru

Патрушев: «Наши корабли должны превосходить аналогичные корабли вероятного противника»

После осмотра цехов Патрушев провел совещание о текущем состоянии корпорации «Ак Барс» и перспективах ее развития. В официальном релизе сказано, что обсуждалось исполнение гособоронзаказа и строительство пассажирского флота, но, судя по слайду с названием встречи («… в интересах обеспечения Военно-морского флота современными кораблями»), военная тематика все-таки превалировала.

Он отметил, что структура корпорации позволяет под единым руководством вести разработку, строительство и ремонт кораблей и судов, у входящих в ее состав предприятий «обширные компетенции». «Завод имени Горького имеет богатый опыт строительства морских и речных кораблей и судов. Расположение позволяет производить поставку кораблей и судов в любые регионы бассейнов Черного, Каспийского, Балтийского морей, Северного Ледовитого океана по внутренним водным путям», — эту фразу Патрушева отражает в релизе пресс-служба раиса РТ.

На официальных кадрах помощник президента РФ упоминает о поручении главы государства проработать нормативную базу для отрасли. «Важно также обеспечить серийность строительства кораблей и судов. При этом необходимо организовать процесс постройки корабля в строгом соответствии с конструкторской документацией, исключив бессистемное внесение изменений в проект в ходе его строительства», — подчеркивает Патрушев. Выходит, сейчас некая «бессистемность» присутствует.

«С учетом того, что инвестиционная деятельность корпорации по развитию производственных мощностей осуществляется на плановой основе, необходимо ориентировать инвестпроекты на достижение технологического суверенитета в судостроении, а также в смежных и обеспечивающих отраслях, таких как двигателестроение, радиоэлектронная промышленность, станкостроение», — наставляет Николай Платонович.

«Наши корабли по своим характеристикам и технологическому потенциалу должны превосходить аналогичные корабли вероятного противника», — подчеркнул Патрушев. В качестве важного направления он обозначил создание системы подготовки и переподготовки высококвалифицированных специалистов.

Вопросы развития отрасли кораблестроения являются «стратегически важными для обеспечения обороны и безопасности нашего государства», отметил в ответ Песошин. «Это одна из ключевых отраслей, которая позволяет поддерживать высокий уровень боеготовности наших Вооруженных сил, а также способствует укреплению позиций нашей страны на международной арене», — сказал он. Также премьер-министр РТ добавил: «В Татарстане успешно работают предприятия оборонно-промышленного комплекса, в том числе и в части судостроения».

«[Патрушев] остался очень доволен, но вся информация закрытая», — отметил в разговоре с «БИЗНЕС Online» еще один участник визита помощника президента РФ, представляющий руководство республики. По его словам, «гражданская» часть встречи касалась развития производства и перевозок по воде. «Единственное, нужно работать с гражданскими судами. Сейчас огромный рынок пассажирских и грузовых. Надо работать с нашими судостроителями, увеличивать объем перевозок по рекам и морям и создавать предприятия, которые занимаются грузоперевозками по воде», — сказал спикер.

Татарстан стал третьим регионом, куда Патрушев приехал в качестве председателя морской коллегии РФ Фото: prav.tatarstan.ru

Путин в мае доверил Патрушеву морскую коллегию

Изменения в трудовой биографии Патрушева произошли в мае этого года. Тогда президент освободил его от должности секретаря совбеза и назначил своим помощником, отвечающим в том числе за «морскую» тему. Интересно, что за несколько месяцев до назначения на новую должность руководителя морской коллегии Николай Платонович посетил крупнейший в России судостроительный комплекс, единственную верфь страны, осуществляющую строительство атомных подводных лодок для ВМФ РФ.

Татарстан стал третьим регионом, куда Патрушев приехал в качестве председателя морской коллегии России. До этого 30 августа он посетил «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге, где осмотрел производственные мощности предприятия. Затем, 23 сентября, помощник президента снова прибыл в город на Неве и ознакомился с работой Балтийского завода ОСК — на предприятии строятся ледоколы «Чукотка» и «Якутия». Следом, 27 сентября, проинспектировал прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» в Калининграде. Здесь Патрушева интересовало, как идет реализация программы модернизации производственных мощностей по программе минпромторга РФ.

Само ведомство, которое теперь курирует экс-глава ФСБ, было создано 13 августа этого года. Именно тогда президент России подписал соответствующий указ. Первое заседание коллегии состоялось 27 августа, тогда же и были обозначены ее основные направления работы и задачи. «Создание морской коллегии обусловлено необходимостью выведения на новый качественный уровень государственного управления в сфере морской деятельности в связи с ростом геополитической напряженности, беспрецедентным санкционным давлением на Россию», — сообщалось на сайте Кремля по итогам мероприятия.

Кроме этого, среди основных задач, стоящих перед членами ведомства: социально-экономическое развитие страны и приморских территорий, развитие внешнеэкономических связей, защита национальных интересов в Арктике, проблемы отечественного судостроения и портового хозяйства. Помимо Патрушева, в составе нового ведомства глава госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев, председатель правления «Новатэка» Леонид Михельсон, глава оборонного комитета Госдумы Андрей Картаполов и др. Заместителем главы коллегии стал вице-премьер, полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев.

Назначение Патрушева на данный пост обусловлено его опытом и важностью отрасли, отмечали в Кремле. «Это стратегическая отрасль, огромная, весьма сложная. Огромный опыт Николая Платоновича здесь точно будет играть большую роль», — говорил ранее пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

«То, что Ренат Мистахов вошел в состав коллегии, закономерно. Завод имени Горького всегда был в лидерах советского и российского судостроения — как по сложности выполняемых задач, так и по объемам» Фото: prav.tatarstan.ru

«Кто у нас сегодня из активных строителей? Завод имени Горького, три питерских завода, Калининград»

В беседе с «БИЗНЕС Online» эксперты прокомментировали визит Патрушева в Зеленодольск и порассуждали о вызовах для российского судостроения, который предстоит решить новому куратору.

Владимир Леонов — эксперт в области судостроения:

— Морскую коллегию воссоздали для того, чтобы сформировать общий подход в области судостроения и судоходства, ведь надо, чтобы в процессе участвовали не только судостроители, но и судоходчики. С учетом государственных интересов в целом необходим контакт между заказчиком и производителем. В советское время такие вопросы решались на уровне Совета министров СССР, но не сказать, что очень хорошо. Попытка создания коллегии предпринималась и в новейшей истории, в нулевых, данной структурой командовал Сергей Иванов, но потом ее ликвидировали.

Одна из задач коллегии — привлечь к делу глав регионов: они не должны упускать эту сферу из-под контроля. Судостроение — отрасль тяжелая: она низкодоходная, финансовый оборот в ней медлительный, потому нужно работать с банками. А что банку завод? Да ничего. А вот глава региона — уже другой разговор.

То, что Ренат Мистахов вошел в состав коллегии, закономерно. Завод имени Горького всегда был в лидерах советского и российского судостроения — как по сложности выполняемых задач, так и по объемам. А сейчас мы имеем дело с целой корпорацией, в которой из судостроителей не только зеленодольский завод, но и керченский. А кто же еще в этой коллегии должен быть? Кто у нас сегодня из активных строителей? Он, три питерских завода, Калининград (лодочники — отдельная история) — больше крупных верфей в стране нет.


Виктор Литовкин — полковник в отставке, военный обозреватель ТАСС:

— Перед судостроительной отраслью, так же как перед всей оборонкой, стоят очень серьезные задачи. Мы должны наращивать наши военно-технические возможности по отражению агрессии, которая обрушилась на нашу страну со стороны НАТО, Соединенных Штатов, которые избрали своим наконечником копья Украину, бандеровский режим, который есть на Украине. Поэтому быть по всеоружии, по всем видам боевой техники, как наземной, морской, воздушной, так и космической, по системам обеспечения боя — одна из наших первейших задач. И оборонка откликается на эту задачу всеми, как говорится, возможностями своими, даже сверхвозможностями. Многие предприятия даже перешли на трехсменную работу.

В эту работу вносит серьезный вклад Зеленодольский судостроительный завод. Малые ракетные корабли, которые он строит для российских флотов (Черноморского, Каспийского, Балтийского, Тихоокеанского, в том числе даже Северного) — это серьезный вклад в укрепление обороноспособности нашего Военно-морского флота. Потому что завод выпускает маленькие корабли, а ракеты, которые на них устанавливаются, мощные. В первую очередь крылатые ракеты «Калибры», которые никто не может установить. Мы знаем участие кораблей, созданных в Зеленодольске, в сирийской операции, в специальной военной операции на Украине.

Визиты господина Патрушева на судостроительные заводы в Санкт-Петербурге, Калининграде и Зеленодольске — это не экскурсии, а знакомство с положением дел на предприятии и разговор о том, что необходимо сделать, чтобы повысить эффективность производства, чтобы и рабочие ни в чем не нуждались, и заводы получали возможность работать с полной отдачей.

Создание корабля — конечный этап, а участвует в нем до 600 предприятий, потому нужно налаживать кооперативные связи, повышать эффективность заводов, надежность и выполнение всех заказов, которые находятся на их балансе. Так что здесь, думаю, государственное участие, государственное внимание, государственный контроль и требовательность очень важны. И то, что господин Патрушев этим занимается, вполне естественно и необходимо. Такое говорит о внимании руководства страны к важнейшей судостроительной отрасли.

Сможет ли Николай Платонович со своим опытом в качестве главы ФСБ привнести что-то новое в сферу судостроения? Ну я думаю, что он все-таки политик в первую очередь. Патрушев, конечно, не конструктор, не организатор производства, у него другая задача. Безусловно, его вклад в работу в судостроительной отрасли очень весом, потому что он с точки зрения государственных интересов, с точки зрения своего опыта огромного может оценить состояние дел на том или ином предприятии и понять узкие места, которые надо расшить, предложить меры по повышению эффективности производства. Но он сможет и предпринять какие-то решительные шаги со стороны руководства страны для решения тех задач и проблем, которые есть на том или ином судостроительном предприятии и на предприятиях-смежниках.


Прохор Тебин — кандидат политических наук, директор центра военно-экономических исследований Института мировой военной экономики и стратегии НИУ ВШЭ:

— Все проблемы отрасли известны. Это прежде всего необходимость импортозамещения и создание или закупки в дружественных странах всего необходимого оборудования, технологий. Во-вторых, это кадровая проблема, которая остро актуальна для всей российской экономики на фоне СВО и демографической ситуации. Повышение производительности труда, которое опять же упирается в необходимость автоматизации. Повышение квалификации работников. Финансовые вопросы, потому что сейчас военные расходы достаточно существенные, помимо флота и судостроения, есть целая масса других весьма приоритетных направлений, которые также отвлекают средства. Продолжаем сталкиваться с длительными сроками реализации основных кораблестроительных программ, которые для задач, поставленных, например, морской доктриной, недостаточны. 

Справедливости ради обратим внимание на то, что Патрушев имеет (правда, это было очень давно) профильное образование. И культурно он из семьи с морскими традициями. Во-вторых, о морской коллегии... Мне лично непонятно, почему сейчас все говорят, что она только что создана. Конечно, сейчас там серьезная реорганизация, но, насколько мне известно, морская коллегия при правительстве России была создана еще в 2001-м и давно функционировала. В этом году в соответствии с указом президента нашей страны ее упразднили и создали морскую коллегию РФ. Многие члены морской коллегии при правительстве вошли в состав морской коллегии России.

Один человек все равно мало что решает. Решает целенаправленная системная работа квалифицированных и мотивированных коллективов, которые действуют в условиях развитых процедур, протоколов и налаженных процессов. На мой взгляд, это ключевое определение, пусть и сухо, бюрократически звучащее. А от руководителя требуется привести команду, иметь харизму, аппаратный вес и четкое видение стратегии. Зачастую неправильная стратегия все-таки лучше, чем ее отсутствие. Это, конечно, такое весьма спорное утверждение, но для обострения аргументации, наверное, полезное. Во всяком случае, аппаратный вес у Патрушева огромный, опыт значительный. 

Зеленодольский судостроительный завод — хорошее, важное предприятие, не входящее в контур Объединенной судостроительной корпорации, которое продемонстрировало в предыдущие годы способность более-менее регулярно строить корабли, пусть, конечно, небольшие и как бы тоже не лишенные проблем, тем не менее реальные штуки оно поставляло достаточно уверенно. Его необходимо развивать дальше.