«Образовался из чата, который в свое время создал Айрат Гатиятов. Это чат именно друзей, казалось бы, не связанных между собой какими-то рабочими делами. То есть это такая сборная солянка друзей из разных сфер», — так описывают создание нового клуба «Татары Москвы» его участники. В среду в полпредстве РТ в РФ прошла первая встреча. Как говорится в уставе клуба, его миссия — сохранение татарстанской идентичности, а главная задача — помощь землякам в Москве. Одна из таких категорий — это студенты. «БИЗНЕС Online» пообщался с членами VIP-клуба, чтобы узнать, почему он появился и как в него попасть. Подробности — в нашем материале.
Новый клуб «Татары Москвы» собрался вечером в среду в полномочном представительстве Татарстана в РФ
«Он же образовался из чата друзей…»
Новый клуб «Татары Москвы» собрался вечером в среду в полномочном представительстве Татарстана в РФ. Сам клуб был создан еще в декабре 2023 года, но широкую известность получил только на этой неделе. Президентом организации выбрали депутата Госдумы Айрата Фаррахова. Так что теперь он возглавляет не только группу татарстанских парламентариев.
Как оказалось, клуб появился из обычного чата в мессенджере, который создал еще один выходец из Татарстана, заместитель министра науки и высшего образования РФ Айрат Гатиятов. «Это был чат именно друзей, казалось бы, не связанных между собой какими-то рабочими делами. То есть это такая сборная солянка друзей из разных сфер», — вспомнил в разговоре с «БИЗНЕС Online» один из членов клуба, ведущий новостей на Первом канале Максим Шарафутдинов.
По его словам, это объединение — единственное на базе полпредства РТ в Москве, инициированное снизу. «Без какого-то предложения сверху люди собрались, сделали свой клуб и решили дать ему легитимный статус, создать устав», — рассказал спикер.
Президентом организации выбрали депутата Госдумы Айрата Фаррахова. Так что теперь он возглавляет не только группу татарстанских парламентариев
Вклад Гатиятова отмечает и Фаррахов. «На самом деле, когда он поделился со мной своим предложением, я вспомнил 2013 год, когда переехал в Москву, — рассказал „БИЗНЕС Online“ президент „Татар Москвы“, который тогда стал заместителем министра здравоохранения РФ. — Я не очень-то хотел переезжать, но в целом и руководство республики, и министр здравоохранения России очень просили. Я полгода жил в полпредстве Татарстана, оно максимально мне во всем помогало. Но если в Татарстане ты успешный руководитель, у тебя много подчиненных, друзей, своя среда, семья, то в Москве этого очень не хватает». По мнению нынешнего депутата Госдумы, создание нового сообщества «полностью решает эту проблему, как будто ты никуда и не уезжал».
«Мы с Дамиром Фаттаховым (экс-заместитель руководителя Росмолодежи — прим. ред.) как-то сидели, и появилась идея создать такой клуб, — вспоминает уже Гатиятов. — А у нас друзей общих достаточно много, которые переехали в Москву. Мы иногда встречались, ходили на матчи „Рубина“ и „Ак Барса“, когда они приезжали, на концерты».
Дамир Фаттахов
«У нас есть дом татарского народа — это полпредство Татарстана»
В среду 62 члена клуба утвердили устав, логотип, фирменный стиль. В составе клуба, кроме наших собеседников, вышеупомянутый Фаттахов, полпред РТ в РФ Равиль Ахметшин, депутаты Госдумы Илья Вольфсон, Марат Нуриев, Ильдар Гильмутдинов и Руслан Гаджиев (кстати, выходец из Дагестана, представитель одной из горских национальностей), замминистра промышленности и торговли России Альберт Каримов, замминистра строительства и ЖКХ РФ Юрий Муценек и Алмаз Хусаинов, банкир Камиль Юсупов, сити-менеджер «Сколково» Руслан Шагалеев, советник предправления ТАИФа Тимур Шигабутдинов, актер Камиль Ларин и др. Т. е. очевидно, что входят в него не только по национальному признаку, скорее речь идет об известных татарстанцах, переехавших в Москву. Во время первого заседания клуба одной из популярных (добрых) стала шутка о Вольфсоне как главном татарине…
К слову, нет определенной системы входа в клуб. Единственный критерий — вас должны лично знать и порекомендовать члены клуба. Так, согласно уставу, членом клуба может стать человек, который родился, учился и работал в Татарстане не менее трех лет. При этом нового кандидата должны порекомендовать три члена клуба, президиум или президент организации.
«Безусловно, будут появляться новые члены. Но опять же, как он будет расширяться? — задается вопросом Шарафутдинов. — Попасть в клуб, с одной стороны, очень легко, но с другой — непонятно, каким образом. Члены клуба должны предложить какого-то нового участника, то есть они должны знать этого человека. Хоть я и не слышал, чтобы кто-то был против тех, кого мы предлагали, но, насколько я знаю, желающих очень много и пока не все приняты». По словам телеведущего, на очереди в «Татары Москвы» уже больше 100 человек.
Согласно уставу, членом клуба может стать человек, который родился, учился и работал в Татарстане не менее трех лет. При этом нового кандидата должны порекомендовать три члена клуба, президиум или президент организации
В уставе прописана и миссия клуба: сохранение татарстанской идентичности членов клуба. Принадлежность к РТ для членов клуба — это чувство гордости. Среди задач клуба перечисляются такие, как поддержание связи с республикой и содействие ее развитию. Декларируется взаимовыручка членов клуба, а также содействие студентам и молодым специалистам из Татарстана, которые обучаются или впервые трудоустраиваются в Москве.
«У нас в уставе есть положение о том, что нужно бросить все дела и помочь члену клуба, — поясняет Фаррахов. — Это нормально, естественно. Клуб создан не для праздного времяпрепровождения, а чтобы, работая в Москве, чувствовать себя в Казани. Самое главное — помогать всем татарстанцам, в том числе студентам. Например, только в Высшей школе экономики учатся 800 выходцев из республики. Они все хотят говорить на татарском языке, объединяться. А клуб объединяет людей, у которых серьезные компетенции, экспертиза и большой ресурс».
Отдельной штаб-квартиры у клуба не будет. «У нас есть дом татарского народа — это полпредство Татарстана. Мы, я думаю, там неоднократно будем мероприятия проводить. Отдельного ничего не планируется», — поделился Гатиятов.
Членский взнос составляет 30 тыс. рублей в год и используется для финансирования мероприятий клуба. Заседания будут проводиться не реже одного раза в квартал. По словам Гатиятова, клуб собирается участвовать в московском молодежном форуме «Мост Москва – Татарстан», спортивных и культурных мероприятиях.
Членский взнос составляет 30 тыс. рублей в год и используется для финансирования мероприятий клуба. Заседания будут проводиться не реже одного раза в квартал
Третий татарский клуб
Интересно создание «Татар Москвы» тем, что для российской столицы это далеко не первое подобное объединение. Существует официальная татарская национально-культурная автономия Москвы под руководством Фарита Фарисова (сюда входят прежде всего давно осевшие в столице татары, в том числе выходцы их разных регионов страны и СНГ). А также, например, «Штаб татар Москвы», который возглавляет Рустэм Ямалеев. «Штаб» возник на базе клуба, который в 90-е годы создал Фикрят Табеев, легендарный экс-руководитель Татарии. До сих пор негласно сюда входит немало влиятельных татар, особенно связанных с силовым и судейским блоком. Кстати, не секрет, что между двумя этими организациями порой бывает непонимание. Поэтому возникает ощущение, что статусные выходцы из РТ, решив создать новую структуру, косвенно выражают некоторое недовольство работой уже существующих. С другой стороны, в Москве столько татар, в том числе статусных, что неудивительно, что им нужно больше разных формальных и неформальных объединений. Ну и всегда актуальна, видимо, шутка о том, что там, где два татарина, создается три партии.
Впрочем, Ямалеев в беседе с «БИЗНЕС Online» приветствовал создание нового объединения и отметил, что Фаррахов — его земляк из Агрызского района и просто «очень положительный человек». Однако глава «Штаба татар Москвы» оговорился, что подобные сообщества создаются десятками, но об их работе ничего неизвестно.
«Ведь в полпредстве Татарстана в РФ уже есть землячество, созданное 10 лет назад, — напоминает наш собеседник. — О нем мы ничего не слышим. До сих пор создаются клубы и в полпредстве, и в других организациях. Но что они конкретно сделали? Сегодня не клубы нужны. Сейчас надо, например, с молодежью заниматься идеологическим воспитанием».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 169