1. В преддверии саммита БРИКС в центре «Эрмитаж», в казанском представительстве Государственного Эрмитажа, открывается выставка с интригующим названием — «„Мужи благородства спешат ко двору“…Пир и охота в странах Востока». Она посвящена изобразительному и декоративно-прикладному искусству Индии и Китая, Ирана и Египта — двум первым и двум недавно присоединившимся членам альянса. Экспонаты иллюстрируют роскошные застолья светского общества, дворцовые приемы и традиции охоты. У входа нас встречает инсталляция восточного шатра, на полотнах изображены фрагменты миниатюр иранского художника Реза Абасси.

  2. «Мужи благородства спешат ко двору…» — это стихотворный отрывок из древней китайской «Книги песен», где аристократы спешат ко двору правителя на торжественный прием. Для стран Востока пиры и охота — это не просто светские развлечения, но и повод для обсуждения важных политических и социальных вопросов.

  3. «Мы очень любим делать выставки в Казани, потому что у сотрудников здесь всегда вдумчивый подход к концепции и организации материала в витринах», — начал экскурсию для «БИЗНЕС Online» накануне официального открытия экспозиции куратор проекта, научный сотрудник отдела Востока Эрмитажа Константин Петров.

  4. Витрина напоминает пиршественный стол, а на небольшом расстоянии от ее углов расставлены четыре стенда. По задумке, это якобы кожура экзотического фрукта — с одной стороны зеленые стены, с другой — красочный Восток. Расстановка создает некое ограждение от внешнего мира — так же, как и для простых смертных были недоступны пиршества людей, наделенных властью, так и для внешнего зрителя экспонаты отдалены.

  5. Изначально планировалась совсем небольшая экспозиция — поступил запрос собрать несколько предметов по одному из восточных регионов. Однако в распоряжении Эрмитажа оказался целый зал, поэтому сотрудники решили представить несколько культур. Сложность состояла в том, чтобы сделать это сбалансированно — предметы тщательно отбирали по материалу, дате изготовления и непосредственно географии.

  6. Например, тарелка с позолотой была сделана в начале XVIII века специально для императора Китая Канси, современника Петра I, который уделял много внимания идеологии и преподносил себя как мудрый конфуцианский правитель. «Одно очень пышное празднование, связанное с фигурой самого императора, было проведено в честь его 60-летия, — рассказал куратор выставки. — Посуда была изготовлена на это мероприятие, причем император не просто должен был собраться со своими подданными — туда приглашали умудренных опытом мужей старше 65 лет. Любой человек пожилого возраста мог участвовать в этих празднованиях. То есть император таким образом как бы говорил: смотрите, я дожил до такого возраста, но продолжаю чтить старших».

  7. Есть и такая тарелка с очень говорящим рисунком — здесь и пир, и мужи…

  8. Охота — тоже довольно распространенный сюжет в восточной культуре. Для нее индийцы иногда приручали гепардов. По словам Петрова, у могольского императора Акбара Великого в XVI веке при дворе содержались десятки гепардов, которые сопровождали всадников на охоте.

  9. Самые древние экспонаты — серебряные блюда, созданные в иранской империи Сасанидов. Это государство III–VII веков нашей эры, объединившее территории Ирана, Средней Азии, Междуречья и Аравийского полуострова.

  10. Бо́льшая часть экспозиции относится к XVII–XIX векам, когда все регионы так или иначе переплетались друг с другом и заимствовали что-то из чужих культур. На выставке представлен экспонат-микс — составной кальян. Резервуар сделан в Индии, а чаша для табака и угля — иранская.

  11. Несмотря на разброс по времени, произведения искусства перекликаются. Между созданием китайской погребальной статуэтки и иранского изразца для декора печей около тысячи лет. Функционал, материал и география предметов совершенно разные, но мотив один. «Совершенно замечательная пара — это две собачки, которые смотрят друг на друга. Как видите, они практически идентичны. У них и поза одна и та же, и это, скорее всего, одна и та же порода — борзая, просто в разных вариациях», — обратил внимание куратор.

  12. Некоторые экспонаты предоставлены фондом художественного музея, и их дебют в Эрмитаже состоится после выставки. До конца года там откроют несколько новых залов китайской постоянной экспозиции. Туда попадет, к примеру, та же самая китайская погребальная фигурка.

  13. На стене зала представлена китайская живопись крупного художника конца XVII – начала XVIII века по теме охоты. Изображение сокола нечасто выставляется в Эрмитаже, но скоро составит его постоянную выставку, поделился гость из Петербурга.

  14. Продолжая тему о Китае, куратор представил шахматы из слоновой кости. «Одно из самых известных искусств китайских резчиков по кости — эти шары, на которых стоят фигурки. Знаменитые „шары в шаре“, когда из цельного куска кости, без разрезаний, без всяких дополнительных операций, резцами мастер внутри вырезает несколько шариков, которые свободно там крутятся». Это экспортная вещь — в самом Китае были распространены другие игры, а такие шахматы изготавливались для европейских покупателей.

  15. На выставке можно не только увидеть произведения искусства, но и почувствовать благоухание Востока. Для каждого региона — своя ароматическая станция. Например, у Египта сухой и маслянистый запах, а в составе индийского аромата — сладковато-древесный сандал. Причем практически все последние проекты в центре «Эрмитаж-Казань» сопровождаются ароматическими станциями. «Мы работаем в сотрудничестве с парфюмерной компанией, ставим задачу, что важно раскрыть, какой необходим аромат, на что сделать акценты. Нам присылают пробники, мы их слушаем и выбираем, какой конкретно подходит для выставки», — рассказала ведущий специалист центра Ильсияр Низамиева.

  16. Ароматам посвящен отдельный раздел выставки. В богатых домах Востока держали курильницу — что-то вроде шкатулки или статуэтки, из которой поднимались клубы ароматного дыма. Кальян как источник благоухания распространился уже в Новое время и быстро набрал популярность в исламском мире.

  17. Предметы сотканы из мелких деталей — так сразу и не разглядеть тонкую ручную работу. Нарисованные на утвари сцены пиршеств, ажурные прорези в металле, обратная сторона экспонатов — все это можно также увидеть в импровизированном кинозале перед входом к витринам выставки.

  18. Вот еще один любопытный экспонат — иранская курильница в виде павлина. Конструкция полностью разбирается, а пользовались так — у павлина откидывалась «крышка» и внутрь клали благовония.

  19. Накануне в ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» директор ГБУ РТ «Историко-архитектурный и художественный музей-заповедник „Казанский Кремль“» Ильнур Рахимов отметил, что только страховка экспозиций из Государственного Эрмитажа обычно стоит в районе 60–70 млн рублей. Кроме этого, есть затраты на логистику, охрану и поддержание подходящих условий. Экспонаты перевозят из Петербурга в специальных фурах.

  20. Если сейчас экспозиция — это оперативный емкий проект, то в дальнейшем она может расшириться. Петров рассчитывает привлечь коллекцию оружия из отдела арсенала Эрмитажа в качестве дополнения к предметам охоты. «Может, когда-нибудь мы вернемся в Казань уже в масштабе большой выставки на пять залов», — выразил надежду он.

  21. Выставка «Мужи благородства спешат ко двору…» будет работать всего месяц, до 27 октября, а затем вернется в Северную столицу.