В Казанской физической школе (КФШ) с сентября начали работать кружки по физике, куда приглашают всех желающих

Начинаем готовить ребят к олимпиадам по физике и астрономии

В Казанской физической школе (КФШ), разместившейся на Декабристов, 89в, с сентября начали работать кружки по физике, куда приглашают всех желающих. Также с октября здесь стартуют курсы экспериментальной физики и уже открылась регистрация на Казанскую открытую городскую олимпиаду.

Как рассказал основатель КФШ, кандидат педагогических наук Шамиль Шигапов, в прошлом году в этой олимпиаде приняли участие свыше 200 учащихся из более чем 60 школ Казани, Альметьевска, Иннополиса, Нижнекамска и Московской области. Тогда по итогам интеллектуального состязания 40 самых талантливых ребят были приглашены на бесплатную двухнедельную смену по физике Университета талантов, вся образовательная часть которой полностью была обеспечена Казанской физической школой.

«В наступившем учебном году приступаем к подготовке Турнира юных физиков (ТЮФ), который будет организован впервые в истории Татарстана и всего поволжского региона, и приглашаем присоединиться заинтересованных преподавателей. Готовы оказывать им бесплатную организационную и методическую поддержку в подготовке команд и индивидуальных участников», — делится планами Шамиль Зуфарович.

Турнир юных физиков — это лично-командное состязание школьников средних и старших классов в умении решать сложные научные проблемы, убедительно представлять свои решения, отстаивать их в научных дискуссиях — физбоях. Первый Турнир юных физиков был проведен еще в СССР, в 1979 году в Москве в школе-интернате №18 при МГУ по инициативе преподавателя школы, сотрудника физического факультета МГУ Евгения Юносова.

В 1988 году Московский ТЮФ стал всесоюзным, в этом же году на основе Всесоюзного ТЮФ был проведен первый международный турнир, позже ставший известным под аббревиатурой IYPT. Первые международные турниры проходили в Москве и Подмосковье, а с 1994 года они проходят в разных странах. В настоящее время в Международном турнире юных физиков принимают участие 25–30 команд со всех континентов.

Казанская физическая школа — объединение учащихся, учителей, преподавателей, организаторов и учреждений под эгидой Автономной некоммерческой организации «Калейдоскоп талантов», целью которой является повышение качества физического образования в Республике Татарстан. КФШ заработала в Казани два года назад в сотрудничестве с СУНЦ «Инженерный лицей-интернат» КНИТУ-КАИ и уже показала хорошие результаты. К примеру, из 18 участников заключительного этапа Всероссийской олимпиады по физике от Татарстана 12 ребят обучались на курсах и сменах КФШ.

«Конечно, это не наша единоличная заслуга. На первом плане здесь — ежедневный труд и увлеченность самих ребят, поддержка родителей, вклад школьных учителей. Но тот факт, что сильнейшие ребята республики выбирают занятия в Казанской физической школе, для нас является главным показателем того, что мы все делаем правильно», — поясняет Шамиль Шигапов.

Шамиль Шигапов: «Тот факт, что сильнейшие ребята республики выбирают занятия в Казанской физической школе, для нас является главным показателем того, что мы все делаем правильно» Шамиль Шигапов: «Тот факт, что сильнейшие ребята республики выбирают занятия в Казанской физической школе, для нас является главным показателем того, что мы все делаем правильно»

В этом году в КФШ также запускают направление подготовки по олимпиадной астрономии, которая относится к одним из редких интеллектуальных соревнований, с небольшим количеством участников. Дело в том, что обычно ребята участвуют в состязаниях по предметам, в которые они максимально погружены в школе. Астрономию же преподают далеко не во всех учебных заведениях, а если ей и отводится отдельное место в программе, то, как правило, только в старших классах.

Малые группы, лаборатории для опытов и деление по уровню подготовки

Впрочем, и с преподаванием физики в школах все совсем не радужно. Год назад на республиканском августовском совещании педагогов министр образования и науки РТ Ильсур Хадиуллин сообщал, что учителя физики — среди наиболее дефицитных специалистов в системе общего образования. На 1408 школ Татарстана в тот момент оставались открытыми 146 вакансий физиков, а КФУ — республиканская кузница педкадров — выпустил лишь 40 педагогов.

«Учителя массовой школы сейчас находятся в сложных условиях, несут огромную нагрузку, — согласен Шигапов. — Даже если рассматривать непосредственно учебный процесс, тяжело качественно работать с детьми, если у тебя 6 уроков каждый день, в каждом классе по 30 с лишним человек и все разного уровня. Поэтому у нас малокомплектные группы от 4 до 10–15 ребят, есть разделение детей по уровню подготовки. Это позволяет преподавателю индивидуально подходить к каждому ребенку».

Как говорит наш собеседник, одни дети нацелены на победы в Олимпиадах или хотят детально изучить предмет для поступления в вузы. Им в КФШ для этого создают условия «глубокого погружения»: проводят интенсивы с занятиями с утра до вечера, организуют выездные учебно-тренировочные сборы, профильные смены по физике под руководством топовых наставников из Татарстана, Москвы и других регионов. Ближайшая такая смена пройдет уже в конце октября.

Как говорит наш собеседник, одни дети нацелены на победы в Олимпиадах или хотят детально изучить предмет для поступления в вузы. Другим надо просто подтянуть школьный курс, или ликвидировать пробелы по отдельным темам — им помогут, объяснят, покажут Как говорит наш собеседник, одни дети нацелены на победы в Олимпиадах или хотят детально изучить предмет для поступления в вузы. Другим надо просто подтянуть школьный курс или ликвидировать пробелы по отдельным темам — им помогут, объяснят, покажут

Другим надо просто подтянуть школьный курс или ликвидировать пробелы по отдельным темам — им помогут, объяснят, покажут. У преподавателей КФШ для этого есть, во-первых, время, во-вторых, настрой.

«У нас есть возможность выбирать, мы приглашаем только тех педагогов, в которых уверены, у которых большой опыт работы в школах, вузах, образовательных лагерях, они увлечены своим предметом, глубоко в нем разбираются и при этом находят общий язык с детьми», — подчеркивает основатель школы.

КФШ работает в формате общегородских кружков, посещать которые можно после школы, вечером или в выходные дни — одно занятие длится три академических часа. Ребенок и его родители могут выбрать — записаться на один курс или на несколько. Благодаря еженедельным занятиям на протяжении учебного года этот формат, как ни одна другая форма учебной деятельности, дает системный и фундаментальный подход и приводит к пролонгированному образовательному эффекту.

Кандидат физико-математических наук, преподаватель Казанского федерального университета Олеся Салихова рассказала, что на лабораторных занятиях в КФШ целенаправленно готовят олимпиадников к экспериментальному туру Кандидат физико-математических наук, преподаватель Казанского федерального университета Олеся Салихова рассказала, что на лабораторных занятиях в КФШ целенаправленно готовят олимпиадников к экспериментальному туру

К практической части высокоуровневой олимпиады обычно не готовят в школах, и это невозможно изучить онлайн

Физику традиционно начинают изучать с 7-го класса, но в прошлом году летом в КФШ пришли два четвероклассника. И им здесь оказалось невероятно интересно! Особенно на лабораторных занятиях, где девчонки и мальчишки ставят разнообразные физические опыты.

«Оборудование в наших лабораториях условно делится на два типа. Одни приборы — учебные, те, что должны быть в каждой школе, но, возможно, ребятам не хватает времени с ними познакомиться, мы обучаем базовым приемам работы на них, — поясняет Шигапов. — А другой вид оборудования используется на олимпиадах по физике. Это зачастую уникальные установки: на каждую новую экспериментальную задачу – новый комплект».

Кандидат физико-математических наук, преподаватель Казанского федерального университета Олеся Салихова рассказала, что на лабораторных занятиях в КФШ целенаправленно готовят олимпиадников к экспериментальному туру. Ведь даже если учащийся посмотрел все задания прошлых лет, но сам не выполнял их руками, он вряд ли сможет справиться с ними быстро и правильно в реальных условиях.

Многие ребята приходят в КФШ не только за олимпиадной физикой, но и просто, чтобы общаться, заводить новых друзей, узнавать новое и обсуждать все на свете — от ремонта велосипеда до загадок космоса Многие ребята приходят в КФШ не только за олимпиадной физикой, но и просто чтобы общаться, заводить новых друзей, узнавать новое и обсуждать все на свете — от ремонта велосипеда до загадок космоса

«Практическая часть высокоуровневой олимпиады — это то, к чему обычно не готовят в школах, и это невозможно изучить онлайн, — считает Олеся Борисовна. — Потому, что нужны уникальное оборудование и квалифицированный педагог, который научит проводить сложные, нестандартные измерения. А главное, учащийся должен сам все попробовать, набить руку — это навык, который успешно отрабатывается нашими тренировками».

Многие ребята приходят в КФШ не только за олимпиадной физикой, но и просто чтобы общаться, заводить новых друзей, узнавать новое и обсуждать все на свете — от ремонта велосипеда до загадок космоса. В возрасте, когда у подростка возникает миллион вопросов к себе и к устройству мира, здесь есть кому терпеливо, доброжелательно выслушать, ответить, вместе найти решение.

«Учащийся должен сам все попробовать, набить руку — это навык, который успешно отрабатывается нашими тренировками»Фото предоставлено КФШ

Не только олимпиады, но и подготовка к ЕГЭ

У физики сложилась репутация одного из самых сложных предметов школьной программы, но в этом году впервые число выпускников российских школ, которые выбрали его в качестве ЕГЭ, выросло. Как считают в КФШ, это можно связать и с изменениями в программе экзамена, а также с запросом на знания по физике, который появляется у школьных учителей, родителей и самих старшеклассников.

Пришло понимание, что предмет может (и должен) выступить в роли запасного при выборе востребованных инженерных специальностей. Более того, всерьез обсуждается предложение Всероссийского съезда учителей физики сделать ЕГЭ по физике обязательным для поступления на инженерные направления подготовки и специальности.

«Индивидуальные занятия с репетитором, возможно, будут иметь больший КПД, но это механический подход, который ставит вопрос мотивации, — размышляет Шигапов. — На занятиях в КФШ рядом со сверстниками всегда есть элемент соревнования, азарта, взаимной поддержки, когда более слабые ребята начинают тянуться за теми, у кого получается лучше. И бывает так приятно слышать от родителей, что их ребенок, которому, к примеру, раньше „натягивали“ по физике тройку, после наших кружков закончил год с твердой четверкой! Значит, наша главная задача, чтобы ребенок рос, развивался интеллектуально и как личность, выполнена».