«Раньше я работал в министерстве. Знаете, как было? Туда хрен попадешь! А сейчас там голяк, вакансии, текучки», — так, не сдерживая эмоций, оценивает текущую кадровую обстановку на татарстанской госслужбе один из наших экспертов. Чиновники все чаще стали сбегать с государственной службы на вольные хлеба, причем после министерских окладов не гнушаются уже и работы курьерами. Инсайдеры предостерегают, что отток ценных кадров может привести к обрушению качества госуправления. О том, насколько глубокая пропасть в зарплатах республиканских чиновников и есть ли шанс ее преодолеть, — в новом зарплатном обзоре «БИЗНЕС Online».
Судя по расчеткам чиновников, в кошельках начальников отделов госорганов, например, появилось почти на 10 тыс. рублей больше
«В июле было принято стратегическое решение. Хотя…»
С 1 июля этого года раис РТ Рустам Минниханов повысил зарплаты муниципальных и государственных служащих республики. Повышение коснулось как окладов, так и премиальной части: размер ежемесячного денежного поощрения увеличили с 18 до 41%. В последний раз подобное изменение этой статьи доходов местных чиновников производилось два года назад.
Какая надбавка в рублях? Судя по расчеткам чиновников, в кошельках начальников отделов госорганов, например, появилось почти на 10 тыс. рублей больше. Сумма ощутимая, особенно когда твоя зарплата на 10–20% ниже средней по Татарстану, которая составляет, если судить по данным Татарстанстата за полугодие, порядка 68,5 тыс. рублей.
Но в министерских и ведомственных кабинетах большой эйфории от повышения зарплат не почувствовали. К указу многие отнеслись не иначе как к обычной ежегодной индексации, причем «запоздалой, года этак на два», и слабо решающей накопившийся ворох кадровых вопросов. Самый важный из них — с каждым годом усугубляющаяся неконкурентоспособность госслужбы на рынке. В министерствах и ведомствах уже готовы бить в набат. Коммерция своим ценником перебивает интерес к госслужбе, откуда потихоньку начинают сбегать — кто на стройку, а кто и в доставщики.
В Татарстане трудятся чуть менее 6 тыс. государственных служащих и лиц, замещающих госдолжности. Больше их не становится (это запрещено на законодательном уровне, хотя и бывают исключения), с каждым годом все меньше и меньше. Конкретные цифры средней текучки в правительстве РТ собеседники из числа руководящего состава министерств и ведомств не называют — только по вверенным им структурам, и то нехотя. Например, по одному не самому большому министерству республики еще полтора года назад текучка кадров составляла выше 40%. В 2023-м негативный тренд переломили, текучка составила уже около 30%. Но и это много. По словам другого министра, у него этот показатель в отдельные моменты доходил и до 50%, а в среднем — 30%. В целом «нормальной» текучкой собеседник называет для своего министерства уровень в 20–25%.
«В июле было принято, конечно, стратегическое решение. Ну хотя насколько оно стратегическое? У меня вот начальник отдела грязными получает 60 тысяч. Человек, который у меня занимает эту должность, если пойдет в бизнес, будет получать минимум 150 тысяч грязными. Это больше даже не в 2 раза», — делится болью с нами один из республиканских руководителей.
Новоиспеченный чиновник может рассчитывать на среднюю по году зарплату в размере чуть больше 30 тыс. рублей
Сколько получают начинающие госслужащие и начальники отделов
Насколько глубок этот разрыв зарплат между коммерческим и государственным сектором? Для ответа на вопросы мы подсмотрели в расчетки ряда сотрудников министерств и ведомств, а также поговорили с несколькими их руководителями.
«Младшая» группа специалистов. Только попадая на государственную службу, где действует своя табель о рангах и система должностей, вы получаете должность старшего специалиста 3-го разряда. В этой позиции новоиспеченный чиновник может рассчитывать на среднюю по году зарплату в размере чуть больше 30 тыс. рублей (в редких случаях, в зависимости от министерства и его финансовых возможностей, чуть больше 40 тыс. рублей). Примерно столько получают только выпустившиеся (или окончившие магистратуру) студенты.
При этом если они выберут какой-то альтернативный старт карьеры — скажем, курьером, то смогут рассчитывать до 100+ тыс. рублей. Даже официантам готовы с легкостью предложить 50–70 тыс. рублей и больше.
«Средняя» группа специалистов. Ежемесячное денежное довольствие старшего специалиста 1-го разряда сегодня кое-как добивается до 36 тыс. рублей. Если смотреть усредненно по году (с учетом разных премий), то специалисты этой категории могут получать на руки около 50 тыс. рублей. Если брать в расчет ведущих специалистов, то их средняя зарплата — почти 60 тыс. рублей.
Это уровень оператора кол-центра, или консультанта в банке, или специалиста письменной поддержки, в обязанности которого входит лишь сидеть и отвечать на вопросы интернет-пользователей. Кассирам в пиццерии ныне предлагают минимум от 60 тыс. рублей, продавцам-консультантам в магазине одежды — до 70 тыс. рублей. Но, разумеется, все индивидуально.
«Руководящая» группа. Если вести речь о начальниках отделов министерств и ведомств с 10–15-летним стажем, то в среднем по году они могут зарабатывать от 80 тыс. рублей в месяц и выше. По словам собеседников, если год будет хорошим на переработки, то среднюю зарплату можно добить и до 100 тыс. рублей.
Для сравнения: столько предлагают старшим менеджерам в банках без опыта работы, сборщикам на базах маркетплейсов, сотрудникам склада, массажистам в элитных спа-комплексах, что, впрочем, потребует краткосрочных курсов. Даже водитель такси, если верить разным вакансиям, получает больше, чем начальник отдела какого-либо министерства, — в районе 100–110 тыс. рублей.
С началом СВО публиковать декларации о доходах/расходах временно прекратили. Подсчитать, сколько сейчас зарабатывают министры, руководители ведомств и т. д., проблематично
Сколько получают министры и их замы
Заместители министров в Татарстане ежемесячно получают 120–150 тыс. рублей. В разрезе года с учетом премий может получиться чуть-чуть больше — эта история во многом индивидуальна и зависит от целого ряда параметров, речь о которых пойдет ниже. Но в среднем примерно так.
Таким образом, зарплата замминистра — на одном уровне с квалифицированным сварщиком 5-го или 6-го разряда, или водителя бензовоза, или автослесаря. Если нет желания работать руками, то есть ставки менеджеров по продажам, которые ничем не уступают при должном уровне самоотдачи зарплатам заместителей министров, или мастеров по маникюру. Правда, потребуются специализированные знания, например умение работать с кутикулами, зато обещают стабильные еженедельные выплаты.
Особняком в пищевой цепочке держатся денежные довольствия руководителей ведомств и министров. Принципы начисления денежного содержания для них слегка отличаются от остальных. Как следствие — их средние зарплаты тоже. В среднем эта разница может быть и в 2 раза выше оплаты труда замминистра.
С началом СВО публиковать декларации о доходах/расходах временно прекратили. Подсчитать, сколько сейчас зарабатывают министры, руководители ведомств и т. д., проблематично, поэтому наш корреспондент запросил эти данные у ряда руководителей госорганов в лоб. Два министра назвали сумму своей средней зарплаты по году (с учетом премиальных) в районе 250–270 тыс. рублей в месяц. Третий собеседник назвал цифру чуть меньше — 180 тыс. рублей, по всей видимости, речь шла лишь о голом окладе. Еще один источник без премий назвал цифру в 250 тыс. рублей, в среднем по году — 300–350 тыс. рублей. В госкомитетах, по нашим данным, получают в месяц куда меньше министров — «грязными около 120 тысяч».
Но что в случае с лицами на госдолжностях, что с гражданскими государственными служащими — куча нюансов, как формальных, так и неформальных.
Вообще, понятие «чиновник» само по себе в юридической плоскости шире привычной всем народной трактовки
Откуда такие зарплаты: как считают
Начисление зарплат госслужащим строго регламентировано. Базисом выступает закон Татарстана «О государственной гражданской службе РТ» от 16 января 2003 года №3-ЗРТ.
Вообще, понятие «чиновник» само по себе в юридической плоскости шире привычной всем народной трактовки. В этом понятии есть несколько позиций: 1) лица, замещающие государственные должности (раис, министры, руководители ведомств и т. д.); 2) лица, состоящие на государственной службе (непосредственно работники госорганов); 3) лица, замещающие должности не из перечня госслужбы (условно говоря, персонал, обслуживающий работу ведомств: уборщики, водители и т. д.). Различать эти категории важно хотя бы потому, что юридически для каждой из них существуют свои методики расчета зарплат. База для первых — это (помимо федерального законодательства) закон Татарстана №16-ЗРТ от 2006 года, вторых — закон республики «О государственной гражданской службе РТ» от 16 января 2003-го №3-ЗРТ, третьих — Трудовой кодекс РФ.
Должности госслужбы подразделяются на категории: руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты, а также на группы: высшие, главные, ведущие, старшие, младшие. Для рядового человека все это, возможно, неинтересно, но фактически важно, если вести речь о зарплатах. На каждую категорию и группу действуют свои ставки, особенно если учитывать еще и третью характеристику чиновника — его классный чин. Это исключительно персональная история, практически как воинское звание в армии.
Фактически должность и классный чин — базовые определяющие размер зарплаты чиновника, но далеко не единственные. Вообще на госслужбе, если выражаться юридическим языком, нет такого понятия, как зарплата, есть денежное содержание. Оно состоит из месячного должностного оклада, оклада за классный чин и дополнительных выплат. Первые два, можно сказать, — константы, которые устанавливаются раисом республики. Так, согласно указу Минниханова от 22 марта 2018 года №УП-239 «О денежном содержании государственных служащих РТ» (здесь и далее все акты упоминаются с учетом последних правок и изменений), должностной оклад высчитывается кратно базовому в размере 13 323 рублей (это после индексации 1 июля, до этого он составлял 11 163 рубля).
Размер доплаты за классный чин высчитывается исходя из процентных ставок к должностным окладам. Но вот каковы размеры этих коэффициентов кратности и процентных ставок, в указе раиса РТ не раскрывается. Точнее, там сказано, что все они содержатся в приложениях, которые по каким-то причинам нигде не опубликованы (возможно, по тем же самым, по каким перестали публиковать декларации о доходах и расходах чиновников). Но для понимания общих принципов можно взять другие «сопутствующие» указы — в них эти таблицы с коэффициентами содержатся. Например, указ главы Татарстана Рустама Минниханова №УП-242 об окладах госслужащих в администрации раиса республики (с учетом последних правок). Там оклад управделами рассчитывается исходя из коэффициента кратности в 4,354 (x13323 = 58 тыс. рублей); руководителя пресс-службы или помощника раиса РТ — 3,527 (x13323 = 46,9 тыс. рублей); рядового ведущего специалиста — 2,107 (x13323 = 28 тыс. рублей) и т. д. И это речь только об окладах, к которым добавляются еще и разные надбавки. Подобные коэффициенты к окладам применяются и к «не госслужащим» в госорганах. Механизм представлен в указе №УП-240 «Об условиях оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями гражданской службы РТ». В документе четко прописывается порядок начисления зарплат работникам «без госдолжностей», но не раскрываются точные цифры кратности окладов, от которых высчитываются все остальные надбавки. Но в целом по своему перечню они, по словам наших собеседников, в большинстве своем идентичны тем, что предусмотрены для госслужащих.
При этом размер окладов сам по себе не отражает уровень зарплат татарстанских чиновников. Значительный их объем скрывается в тех самых «дополнительных выплатах» денежного содержания. Как рассказывает один из наших собеседников из казанского Кремля, в республике примерно до 2018 года при расчете зарплат местных чиновников применялась следующая схема: 25–30% зарплаты — оклад, 70–75% — надбавочная часть. После 2018-го принцип расчета зарплаты поменяли, теперь примерно 25% денежного содержания госслужащего — надбавки, 75% — твердый оклад. Поменяли схему, кратно увеличив размеры окладов, можно сказать, для повышения гарантий получения энной суммы уже с первого дня трудоустройства. Правда, есть мнение, что это только снизило мотивацию госслужащих.
Доплата за выслугу лет (1–5 лет — 10% от должностного оклада, 5–10 лет — 15%, 10–15 лет — 20%, свыше 15 лет — 30%), за особые условия (если высшая должность государственной службы — 12% от должностного оклада, если главная должность — 9%, ведущая — 7%, старшая — 5%, младшая — 3%), за доступ к гостайне (50–75% от оклада); премии, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется нанимателем и не ограничен верхним пределом (могут, например, доплачивать специалистам, совмещающим в ведомстве обязанности юриста); ежемесячное денежное поощрение (до 1 июля было 18%, теперь — 41% от должностного оклада); отпускные (120% должностного оклада) и материальная помощь в рамках фонда оплаты труда; ежемесячные компенсационные выплаты за спецрежим, сложность и напряженность (для высших и главных должностей, а также всех, кто работает на ненормированном графике, — 2% от должностного оклада; если госслужащий работает с НПА, визирует их в качестве юриста — надбавка 8%); ежемесячная надбавка за профильную ученую степень (кандидат наук — 1,5% должностного оклада, доктор наук — 2%).
А как все это реализуется на практике
Если взять среднестатистического начальника отдела одного из республиканских комитетов, то структура его дохода после 1 июля в расчетке выглядит следующим образом: 34,3 тыс. рублей — должностной оклад, 2,4 тыс. — ежемесячная надбавка за чин первого класса (7%), 5,1 тыс. — за выслугу лет (15% от 5 лет), 14 тыс. — ежемесячное денежное поощрение (41%), 686 рублей — надбавка за ненормированный день (2%). Итого грязными, до вычета налога, — почти 56,5 тыс. рублей в месяц.
С рядовыми сотрудниками картина выглядит чуть менее радужной. Например, если взять ведущего специалиста того же министерского отдела, то его расчетка складывается из следующего: 24,5 тыс. рублей — должностной оклад, 4,9 тыс. — ежемесячная надбавка за выслугу лет (20%), 1,7 тыс. — за особые условия (7%), 492 — за спецрежим (2%), 10 тыс. — ежемесячное денежное поощрение (41%), 1,7 тыс. — за классный чин (7%), 492 — дополнительная надбавка (2% от оклада). Итого грязными — 43,9 тыс. рублей в месяц. Для старшего специалиста 1-го разряда (по сути, не считая низшего 3-го разряда, стартовая позиция при приеме на работу в министерство) все еще печальнее. Там кое-как денежное содержание добивается до 36 тыс. рублей (все из-за низкого коэффициента оклада в 19,5 тыс. рублей, от которого высчитываются остальные надбавки).
Все эти голые цифры плюс-минус одинаковы для данных должностей госслужащих в разных госорганах — у всех одна и та же сетка расчета зарплат. Но это если говорить о «базовых» вещах. В абсолютных же цифрах зарплаты больше, они могут разниться от ведомства к ведомству. Все из-за премий и допвыплат. Для понимания: один из бывших начальников отдела минсельхоза РТ рассказывает, что на старте его оклад составлял около 23 тыс. рублей (до повышения), все остальное добивалось премиями.
«При этом у нас была вообще непрозрачная система премирования. То есть я никак не могу понять, как и за что они начислялись. Например, в честь праздника могли, за проведение коллегии, и то не всем и разные суммы. Помню, в ноябре-декабре были хорошие премии, под 80 тысяч доходило. Но в начале следующего года несколько месяцев я уже получал на уровне голого оклада», — рассказывает собеседник. Если смотреть усредненно в разрезе года, то конечная его зарплата в руководящей должности составляла в районе 50 тыс. рублей. И это на старте, без опыта и стажа. С последним было бы чуть больше.
Ключевая премия — квартальная. Она-то и «сглаживает» усредненно по году все зарплаты чиновников. «Здесь нужно отличать голое содержание рядового сотрудника, которое после 1 июля наконец перевалило за отметку в 30 тысяч рублей (или осталось около него), и среднее по итогам года с учетом всех премий. Обычно их за год набирается от 6 и выше — тут уже все зависит от силы министра, — рассказывает нам руководитель одного из министерств. — Раньше сотрудникам при приеме говорили, что по итогам года средняя зарплата будет около 40 тысяч, при этом в месяц рядовой сотрудник мог получать 27 тысяч на руки. Это после вычета налогов».
Вот есть ставка старшего специалиста 1-го разряда, которая привязана к базовому окладу. Со всеми надбавками его денежное содержание министерству обойдется в 28 727 рублей. Мало? Ничтожно. Но в реальности средняя зарплата по году у этого старшего специалиста будет выше 58 тыс. рублей, что уже почти дотягивает до средней по республике. За счет чего? Например, отпускных (единовременная выплата к отпуску в 120%, причем не от оклада, как было раньше, а с недавних пор от денежного содержания, т. е. с учетом надбавок и премий, что по итогу получается чуть-чуть больше), к ним еще есть матпомощь (конкретно в этом министерстве — единовременная выплата около 50 тыс. рублей) и, конечно, квартальные премии.
Как они формируются? Во многом их размер зависит от оценки эффективности деятельности того или иного госоргана. У каждого министерства есть довольно обширный перечень показателей эффективности. «Если ты все их выполнил, то твоя эффективность — 100 процентов. Если не выполнил что-то — общий фонд оплаты труда для министерств снижается, — рассказывает один из министров. — И тут могут быть самые разные истории. Вот, например, если отчетность на день позже была сдана (кстати, по техническим причинам), или если нормативно-правовой акт не вовремя внес, или если есть просроченное контрольное поручение, если по госзаказам не добрали долю субъектов МСП — все это влияет на снижение общего фонда оплаты труда. Не на конкретного специалиста, а на всех сразу».
Несколько иначе считаются зарплаты занимающих государственные должности. Весь их перечень указан в отдельном документе за подписью главы республики. Грубо говоря, это раис, все члены кабмина РТ, министры, премьер, вице-премьеры, руководитель администрации раиса, председатель Счетной палаты Татарстана, его заместители, главы ЦИКа, госкомитетов и т. д.
Всем им также полагается ежемесячное денежное содержание (для простоты назовем его окладом). Оно высчитывается по вилке коэффициентов от оклада министра (46,5 тыс. рублей после повышения 1 июля, было 41,7 тыс. рублей). У раиса это 1,9 оклада министра, премьера — 1,5, министра – члена президиума кабмина — 1,3, у остальных — 1,0. К этой сумме прибавляется (судя по указу еще Минтимера Шаймиева от 27 марта 2006 года №УП-122) еще и ежемесячное денежное поощрение. С учетом последнего повышения для раиса РТ его размер составляет x2,92 от оклада, для премьера — x2,839, первого вице-премьера, главы администрации раиса, Счетной палаты РТ — x2,675, вице-премьера, главы ЦИКа, замглавы Счетной палаты, министра — x2,512, председателя госкомитета, аудитора Счетной палаты, члена конституционного совета — x2,762 (но председателя конституционного совета — x2,266), министра или председателя госкомитета РТ — x2,292 и т. д. Итого, исходя из этой «высшей математики», получается, что ежемесячный оклад раиса составляет порядка 225 тыс. рублей, премьера — 200 тыс. рублей, министра — 150 тыс. рублей, а дальше следует весьма обширная надбавочная часть зарплаты.
Лицам на госдолжностях, как и госслужащим, положены премии за выполнение особо важных и сложных заданий, за достижения высоких результатов в социально-экономическом развитии РТ, в связи с праздниками, знаменательными датами и т. д. Их размеры не раскрываются. Кому и в каком размере поощрить человека, решает специальная комиссия по премированию или вышестоящий начальник. Для министра это, например, премьер. Кроме того, чиновникам высшего ранга положены единовременные выплаты раз в год по случаю отпуска (два оклада), санаторного отдыха (один оклад), а также иные выплаты по усмотрению раиса. Но при премировании есть свои ограничения. Например, за выполнение особо важных и сложных заданий нельзя получить свыше трех окладов. Также в УП-122 «О денежном вознаграждении лиц, замещающих госдолжности РТ» говорится о том, что никакие иные условия оплаты труда к высокопоставленным чиновникам не применяются.
Но это все в теории. В реальности же, во-первых, в разных госорганах получают по-разному. Меньше всего получают руководители управлений, больше — министры. Где-то между ними, в соответствии с «градацией» госорганов, расположились инспекции и госкомитеты. Как пояснил один из собеседников из казанского Кремля, все дело в тех самых коэффициентах, которые хоть и не кратно, но отличаются от ведомства к ведомству.
Во-вторых, разница в зарплатах обусловлена персональными параметрами: стажем человека, успехами или неудачами его госоргана, реализованными проектами, а еще некоторые чиновники (им, конечно, запрещено заниматься бизнесом) преподают или, по крайней мере, могут числиться преподавателями и получать за это легальные надбавки. Например, один из наших высокопоставленных собеседников, помимо управления госорганом, входит еще и в состав экспертного совета по своему профилю — за это ежемесячно получает порядка 20 тыс. рублей.
В итоге получается, что конечные зарплаты в разных министерствах и ведомствах отличаются, причем иногда разительно. Условно говоря, в один год в минспорте РТ могут добрать премий за проведение какого-нибудь чемпионата и сверхурочные в размере одной полноценной месячной зарплаты, а через год несколько месяцев сидеть на голом окладе. Кроме того, у каждого человека свои персональные параметры: классный чин, стаж. Внутри министерств действуют еще и внутренние сетки премирования сотрудников (рейтинг). Т. е. нет такого, что один работает от звонка до звонка и получает столько же, сколько трудится другой сотрудник, буквально живущий на работе. Последний получит больше, соразмерно своему труду: премия за выполнение показателей, премия за реализацию проекта, за выполнение поручения и т. д. А еще есть премии по случаю знаменательных дат, имеются различные выплаты в честь награждения, скажем, благодарностью раиса. Суммы, возможно, и небольшие. Но если «поднапрячься» и реально работать, добирая доплаты то тут, то там, то можно неплохо разогнать свою месячную зарплату.
То же самое касается и «новичков». 30 тыс. рублей выплачиваются лишь в первые несколько месяцев, дальше — больше. По закону через три месяца госслужащий получает свой первый классный чин, от которого начинает возрастать его оклад. Еще через год появляется возможность повысить чин, а также уже претендовать на надбавку по выслуге лет. Правда, что первое, что второе — повышение уровня лишь в «несколько тысяч рублей».
«Мне уже и мои сотрудники говорят: «Может, я лучше курьером пойду? Там больше получу». В «Яндекс.Доставке» сегодня 80–100 тысяч можно получать»
Куда бегут чиновники от маленьких зарплат
«Сегодня везде рынок. А мы занимаемся в том числе строительными вопросами. Строительный рынок сегодня настолько перегрет, что министерство строительства страдает в настоящее время больше всех. Очень многие люди уходят в те же девелоперские компании. Из минземимущества уходят в „Унистрой“ или еще к кому-то, кто работает с землей. А что? Компании тоже нуждаются в компетенциях, людей же мало, еще меньше толковых специалистов, понимающих, как все устроено. Кого ни спроси — никто… Да даже ГИСУ не может найти себе людей, — рассказывает руководитель одного из татарстанских ведомств. — Все перегрето сейчас. Строительные компании платят в 2–3 раза выше средней цены, лишь бы люди приходили и впахивали в 3–4 смены. Все это только усугубляет обстановку. Люди видят эти цены и просто говорят: „А зачем я к тебе пойду?“ О какой уж тут госслужбе может идти речь? Мне уже и мои сотрудники говорят: „Может, я лучше курьером пойду? Там больше получу“. В „Яндекс.Доставке“ сегодня 80–100 тысяч можно получать. Или если пойти там в Wildberries или KazanExpress на сортировку — минимум 100 будет. А там тебе еще и трансфер станут оплачивать, и двухразовое питание. Люди обо всем этом тоже думают. Просто страшнейший перекос. Раньше я работал в министерстве. Знаете, как было? Туда хрен попадешь! А сейчас там голяк, вакансии, текучки. Да о чем мы вообще говорим? По прошлому году из администрации раиса человек 10 точно уволились».
Сейчас на сайтах по поиску работы, а также на официальном портале gossluzhba.gov.ru есть несколько открытых вакансий от республиканских министерств и ведомств. Например, в Госжилинспекцию РТ требуется ведущий консультант (обещают от 23 тыс. до 40 тыс. рублей); в чистопольский гостехнадзор нужен начальник отдела, который проводил бы ТО для машин, проверял аттракционы (32–41 тыс. рублей); в управление раиса Татарстана — специалист по работе с обращениями граждан (47–67 тыс. рублей); в минздрав республики на пятидневку ищут пресс-секретаря (от 40 тыс. рублей); в минлесхоз РТ — кадровика (от 33 тыс. рублей); в минстрой Татарстана — секретаря руководителя (65 тыс. рублей), ведущего специалиста департамента развития территорий (35–65 тыс. рублей); в республиканский минюст требуется юрист (25–48 тыс. рублей); а в минземимущество РТ нужен старший специалист 1-го разряда отдела информатизации на зарплату в 20 тыс. рублей.
При этом к кандидату выдвигается перечень необходимых компетенций аж на пару страниц — от наличия стажа госслужбы до профобразования по 12 различным специальностям. Судя по описанию обязанностей, соискателю предстоит заниматься кибербезопасностью и защитой сведений, составляющих гостайну… за 20 тыс. рублей (на аналогичную позицию нужен специалист в минэкономики РТ, но там предлагают до 80 тыс. рублей). За куда меньший объем обязанностей в казанский магазин мебели ищут обычного сисадмина на зарплату до 100 тыс. рублей.
По словам собеседников, отток кадров с госслужбы на фоне низких зарплат чаще всего происходит даже не в чисто коммерческий сектор, а в сторону подшефных госорганам предприятий. Особенно это касается социального блока правительства РТ. За счет майских указов президента Владимира Путина, отмечают эксперты, было установлено, что уровень зарплаты, условно, учителей не может быть ниже средней по региону (другой вопрос, конечно, как исполняются эти указы в Татарстане). То же самое касается врачей, работников культуры и пр. «Это привело к тому, что заработная плата в учреждениях социальной сферы выросла в государственных, муниципальных и бюджетных учреждениях. Особенно это чувствуется на муниципальном уровне. Работники отделов культуры, образования с удовольствием уходят в школы или клубы, потому что там зарплата выше», — поясняет один из министров.
Данные о среднемесячных зарплатах на подведомственных министерствам предприятиях и в организациях находятся в открытом доступе. Так, например, гендиректор ГУП «Электрические сети» в месяц получает 290 тыс. рублей, его бухгалтер — 202 тыс. рублей; гендиректор ГУП «Медицинская техника и фармация Татарстана» — 404 тыс. рублей, его зам — 355 тыс. рублей; гендиректор ГУП «Татинвестгражданпроект» — 437 тыс. рублей (по данным на 2022 год); директор казанской школы «Адымнар» получает по 218 тыс. рублей в месяц, а заместители — от 60 тыс. до 80 тыс. рублей. Данные касаются только руководителей, их замов и бухгалтеров, но среднюю температуру по больнице по ним понять примерно можно.
Логика проста — с переводом из чиновников в бюджетники ответственности и задач, нагрузки меньше, чем в министерствах и ведомствах, а зарплаты либо сопоставимы, либо больше за счет возможностей предприятий вести коммерческую деятельность и дополнительно пополнять зарплатные фонды. На госслужбе с этим строго: есть куча законов и регламентов, бюджет, через который не перепрыгнешь.
Для сохранения своих трудовых коллективов и стабильности в работе ведомств их руководители порой идут на разные ухищрения. Некоторые из них становятся достоянием гласности, занимая почетные места на страницах криминальной хроники. Другие находятся на грани серой зоны: где-то намеренно нанимают меньшее количество сотрудников, чем в штатном расписании, дербаня зарплатный фонд вакансий между остальными (но это приводит либо к переработкам, либо к снижению качества работы), а где-то выводят часть сотрудников и функций министерства на аутсорс, в условное ГУП. Особенно наглядно это в случае с наймом айтишников, которых сегодня днем с огнем не заманишь на министерские зарплаты, а работать кому-то надо.
«Даже у меня что ни день — какая-то проверка, всем что-то надо. Внимание к государственным служащим сегодня крайне обострено»
О нагрузке и высоком спросе
Все эти простые примеры ярко демонстрируют общую тенденцию: за тот набор навыков и опыт, который нарабатывается у чиновников за несколько месяцев, на рынке готовы предлагать суммы в 2–3 раза больше, при этом ответственности и спроса с них будет порой на порядок меньше.
«Мне сейчас нужен юрист, который возьмет на себя ответственность, который будет со всеми другими ведомствами взаимодействовать, в судах круглыми сутками сидеть. Ему зачем это надо? Он может спокойно уйти в частную практику, станет арендовать через дорогу от меня офис, иметь свободный график — сам себе хозяин. И при этом у него минимум будет 150 тысяч в месяц выходить, — отмечает собеседник. — А мне необходим именно компетентный юрист. Студенты мне не нужны, они сегодня даже исковое не могут написать, ощущение, что их там нынче этому даже и не учат. Нет, мне нужны нормальные и адекватные кадры».
Небольшие в сравнении с коммерческим сектором зарплаты — далеко не единственное, что сегодня отпугивает от госслужбы. Первое — масса предусмотренных ограничений и ответственность за их нарушение. Несмотря на то что публиковать декларации перестали, никто не отменил внимание контролирующих органов к карманам чиновников.
«На кого ни посмотри — с бюджетом вообще никто не хочет связываться. Даже у меня что ни день — какая-то проверка, всем что-то надо. Внимание к государственным служащим сегодня крайне обострено. Ладно сейчас хотя бы декларации перестали публиковать. Но все равно везде: это не покупай, туда не езди, здесь не так — не женись. Это тоже все влияет. Прокуратура тебе постоянно представления выписывает: „Вы неправильно указали данные в справке…“ — „Да идите вы со своей госслужбой!“ Это я тебе рассказываю, как люди реагируют», — отмечает один из чиновников.
Другой собеседник из казанского Кремля рассказывает, как однажды один из госслужащих оформил сим-карту одного из мобильных операторов, а у того была «акция», о которой его не предупредили, — автоматическое открытие кредитной линии в банке оператора. В декларацию эта статья не вошла, а проверяющие ее нашли и строго спросили за то, о чем чиновник даже и не знал. Подобных историй, отмечает профильный по кадрам собеседник, огромное множество. А за каждое нарушение деловой этики идет в лучшем случае дисциплинарное взыскание с депремированием, в худшем — вплоть до уголовной ответственности.
«Общество сформировало образ чиновника как некоего коррупционера. К сожалению, такой взгляд доминирует, — отмечает один из наших собеседников из министерского корпуса. — Именно по данной причине в том числе часть людей, которая приходит на госслужбу, делает это именно в ожидании того, что им будут что-то приносить, где-то что-то они там станут решать. Ну нет этого сейчас! Мы как черт от ладана бежим от такого. Ко мне приезжают старые друзья, которых я много лет не видел, коробку конфет привозят — так я 10 тысяч раз подумаю, принимать ее или нет».
Ввиду того, что в стране ввели мораторий на проверки бизнеса, контролирующие и силовые органы, грустно шутят наши собеседники, переключились на госорганы. С завидной периодичностью поступают запросы от УБЭП, прокуратуры, антикоррупционного управления, каждый из которых отрабатывается в обязательном порядке: составляются отчеты, собираются пакеты документов. И таких «проверок» проводится порой далеко не единичное число раз за год.
Второй отпугивающий от госслужбы аспект — несоразмерная уровню зарплаты сложность выполняемой работы и жуткие переработки. По словам самих чиновников, они редко покидают свои рабочие места раньше 20:00–22:00 (далеко не все, конечно). Руководящий же состав, по их словам, и вовсе якобы не знает такого понятия, как пятидневка. «Не работает сегодня госслужащий по 8 часов. Мало кто в 18:00 просто встает и уходит, все сидят до глубокого вечера, потому что задачи режут. Нет, какой-то сопутствующий персонал еще, может, уходит в это время, но начальники отделов у меня сидят. Про субботы я вообще сам забыл. 14 лет у меня выходных по субботам никогда не было», — отмечает руководитель одного из госкомитетов. «Они уходят куда угодно, где им могут предложить личное пространство. Здесь его нет. Абсолютно. Все в стране отмечают Новый год, а мы работаем, особенно бухгалтерия и финансовые службы, они закрывают год», — добавляет один из министров.
Третий неприятный момент на госслужбе — нестабильность зарплаты. Квартальные премии, надбавки, матпомощь — все это выравнивает зарплаты госслужащих по году на уровень средних республиканских значений на рынке труда. Однако эти дополнительные выплаты имеют свойство приходить не сразу, а по истечении определенного времени: в конце четвертого месяца, в конце года и пр. В результате возникают трудности при планировании личных расходов, несколько месяцев сотрудники вынуждены буквально жить в долг. И это речь еще даже не о семейных чиновниках, у которых финансовых обязательств больше. «Человек приходит и просит у меня 100 тысяч рублей. Я его спрашиваю: „Зачем?“ — „Ипотека 40 тысяч рублей“. Я ему объясняю, что есть ежеквартальные премии же, а он мне отвечает: „Мне сейчас нужно минимум 80 тысяч. Мне не надо по итогам года, потому что у меня то, то и то. Плюс еще на машине как-то надо добираться до вас, на бензин тратиться“», — приводит пример общения с соискателем руководитель одного из госкомитетов.
Наконец, все из опрошенных (прежде всего руководителей, средний персонал этой проблемы не видит) обращают внимание на крайне низкий, демотивирующий уровень престижа госслужбы.
«Люди уже начинают скрывать, что они работают в министерстве, потому что им стыдно, потому что это сразу формирует какое-то негативное отношение, — подчеркивает один из министров. — Это самая большая проблема. А тем более если ты за это унижение еще и получаешь 30 тысяч… И не за пять дней в неделю, а за куда большее число дней, и не с девяти до шести, а порой и 24 на 7… При этом ты можешь работать в такси, доставщиком пиццы, еды — и никаких обязательств: пришел, отдал — и все, алга… Просто несопоставим уровень ответственности, психологический климат госслужбы со статусом и вознаграждением за работу».
Молодежь (70% должностей сегодня вполне доступны и для студентов) приходит на госслужбу в первую очередь ради опыта и знаний. Раньше еще приходили, по словам экспертов, ради того, чтобы обзавестись полезными связями
Зачем тогда все еще работают
Несмотря на все эти обстоятельства, никто из опрошенных нами экспертов о катастрофичном дефиците кадров на госслужбе не высказался. Не звучит эта тема и в публичной плоскости (называть точные данные высокопоставленные собеседники не стали). Недокомплект есть, но он в сравнительном плане небольшой (по неподтвержденным данным, в среднем на уровне 10–15%) и касается в основном узких специальностей (юристы, бухгалтеры). Во многом это, кстати, заслуга грамотной кадровой политики: система подготовки, создание при министерствах и ведомствах кадровых резервов, аналогичный есть при раисе РТ, который постоянно обновляется, и т. д.
Тогда возникает закономерный вопрос: что продолжает манить людей на госслужбу? Один из министров республики в беседе с нашим корреспондентом выделил две категории приходящих в свое ведомство новых сотрудников:
1) те, кто уже ранее был на госслужбе, а потом ушел — они добирают стаж для пенсии по госслужбе (формула разная, но примерно плюс 7 тыс. рублей в месяц; при максимальном стаже 25 лет надбавка к пенсии может быть сопоставима и с денежным содержанием по ряду должностей);
2) молодежь, которая совмещает учебу в магистратуре и госслужбу, потом кто-то остается, а кто-то уходит. «После ковида очень многие из таких ушли на какую-то альтернативную дистанционную занятость», — отмечает собеседник.
Молодежь (70% должностей сегодня вполне доступны и для студентов) приходит на госслужбу в первую очередь ради опыта и знаний. Раньше еще приходили, по словам экспертов, ради того, чтобы обзавестись полезными связями, однако в 2024 году эти возможности якобы почти отсутствуют, хотя бы из-за всеобъемлющего электронного документооборота, который свел прямые коммуникации внутри ведомств к минимуму. «Сейчас уже на госслужбу не идут даже „темщики“, так как знают, что оттуда ничего нельзя дернуть уже, все гайки закручены, поэтому и идут либо болваны, либо я не знаю кто… мелкокалиберные специалисты, — эмоционально делится один из руководителей госкомитетов Татарстана. — Почему престиж госслужбы и падает? Да потому что не должен госслужащий, который курирует стройку, получать в 10 раз меньше строителя».
При этом оба отмечают, что им регулярно поступают предложения о работе в коммерческом секторе, где предлагают зарплаты в 2–3 раза выше нынешней. На вопрос, что же держит, один отвечает: «Я не знаю. Это точно все не об идее. Какая-то другая мотивация».
Другой собеседник на аналогичный вопрос отвечает, что его держат люди и коллектив, а также достигнутые за все время службы результаты. Еще один министр выделил следующие мотивы: патриотизм и стремление послужить стране, возможность самореализации, построение карьеры или хотя бы просто «красивая отметка в послужном», шанс себя реализовать на новой ниве. Собеседник из казанского Кремля, отмечая, что не «все хотят работать курьерами», в этот же перечень добавил еще и возможность получить некое признание (благодарности, грамоты, медали), знания в конце концов, но никак не материальную мотивацию: «Денег на госслужбе точно не заработаешь».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 196