Станислав Зарубин: «Я сам был свидетелем того, что заказанная на маркетплейсе надгробная плита приехала треснувшая»<br> Станислав Зарубин: «Я сам был свидетелем того, что заказанная на маркетплейсе надгробная плита приехала треснувшая»

Новый тренд — создание семейно-родовых мемориальных комплексов и памятник при жизни

— Станислав, в последнее время памятники начали появляться даже на маркетплейсах. Насколько их появление может изменить рынок ритуальных услуг?

— Если говорить исключительно про памятники, никаких изменений ждать не стоит. Одна из причин — слишком высоки риски повреждений. Я сам был свидетелем того, что заказанная на маркетплейсе надгробная плита приехала треснувшая. Такую недавно принесли нам, и мы отправили ее на переработку. Проблема в том, что памятники очень тяжелые и осуществлять их доставку теми ресурсами, которые есть у площадок в сегменте e-commerce**, очень сложно.

Второе: я считаю, что появление ритуальных товаров на маркетплейсах — хороший сигнал. Это популярные площадки, которые позволят повысить общую культуру. К слову, мы и сами открыли свой магазин на Ozon, где предлагаем различные товары: кресты, обелиски и многое из того, что подходит для последующего использования на кладбище.

Третье и, пожалуй, самое важное: все меньше людей хочет классическую плиту на могилу. Им хочется что-то более запоминающееся, что расскажет их потомкам о наследии. Плюс к этому исторически сложилось так, что в Казани много старых кладбищ и получить там земельный участок под захоронение все сложнее.

Поэтому сейчас в тренде создание семейно-родовых мемориальных комплексов.
Станислав Зарубин основатель «Ритуал PRO»
Станислав Зарубин основатель «Ритуал PRO»

Такие места для многих становятся не местом скорби, а местом истории их семьи. В нашем портфолио уже есть семейный мемориал на 7 захоронений: прабабушки, дедушки, родители — все лежат рядом. И это сильно облегчает преемственность поколений, визуализирует семейные связи.

Заранее проектируя мемориальный комплекс, можно продумать концепцию того, как это может быть реализовано. Согласитесь, что одиноко стоящая плита не так сильно впечатляет, нежели семейно-родовое захоронение, которое имеет свой особенный формат…

С его помощью можно интересно отразить, кто из родственников чем занимался, передать историю в красках. Все-таки в нашей республике проживает очень много людей, достойных того, чтобы их след остался в памяти.

<span style="color: rgb(36, 36, 36);">«Согласитесь, что одиноко стоящая плита не так сильно впечатляет, нежели семейно-родовое захоронение, которое имеет свой особенный формат…»</span> «Согласитесь, что одиноко стоящая плита не так сильно впечатляет, нежели семейно-родовое захоронение, которое имеет свой особенный формат…»

— Не противоречит ли такому подходу законодательная база?

— В этом плане законодательство на стороне заказчика и разрешает после процесса минерализации (а это 15 лет) осуществлять повторное захоронение по принципу «могила в могилу».

<span style="color: rgb(36, 36, 36);">«При минимальных требованиях и бюджете можно уложиться в несколько сотен тысяч рублей. Если финансовое положение позволяет, то чек может быть и миллион рублей»</span> «При минимальных требованиях и бюджете можно уложиться в несколько сотен тысяч рублей. Если финансовое положение позволяет, то чек может быть и миллион рублей»

— Проектировать и заказывать семейный мемориал нужно при жизни… Многие ли к этому готовы?

А что в этом такого? Многие сейчас весьма по-современному смотрят на этот вопрос. И когда мы у них спрашиваем: «Почему решили сейчас заняться выбором памятника себе?» — чаще всего слышим ответ: «Не хочу никого обременять этим вопросом, когда меня не станет». Более того, большинство из них добавляет, что хотели бы покоиться рядом со своими родственниками, а не где-то в другом месте.

Более того, есть в нашей практике даже случаи установки памятника при жизни, но без даты смерти.
Станислав Зарубин основатель «Ритуал PRO»
Станислав Зарубин основатель «Ритуал PRO»

— Многие ли могут себе позволить мемориальный комплекс?

— В этом вопросе все зависит от двух факторов: возможностей, пожеланий заказчика и размеров объекта. Естественно, при минимальных требованиях и бюджете можно уложиться в несколько сотен тысяч рублей. Если финансовое положение позволяет, то чек может быть и миллион рублей.

«В нашем понимании почивший достоин лучших условий, поэтому предлагаем самые современные автомобили для его транспортировки» «В нашем понимании, почивший достоин лучших условий, поэтому предлагаем самые современные автомобили для его транспортировки»

— Каков алгоритм и сколько потребуется вам времени на изготовление?

— На всю работу под ключ требуется от 3 до 6 месяцев. Первый этап — сбор данных с клиента. Наши сотрудники внимательно изучают пожелания, формируют техническое задание, которое предстоит реализовать сначала дизайнерам, а потом и каменщикам.

Далее проводятся замеры на участке, где будет реализовываться мемориал. После подготавливается визуализация проекта в 3D и смета. Как только заказчик утверждает их, приступаем к возведению.

В основном проектируем таким образом, чтобы все максимально было закрыто — так будет удобнее и проще поддерживать в надлежащем состоянии мемориал.

<span style="color: rgb(36, 36, 36);">«Это полноценный бизнес-класс для усопшего: убранство внутри такое же, как у премиальных зарубежных авто»</span> «Это полноценный бизнес-класс для усопшего: убранство внутри такое же, как у премиальных зарубежных авто»

«VIP***-похороны — это не просто когда вам продали гроб за 200 тысяч, это нечто большее»

— У вас на сайте есть раздел «VIP-похороны». Что это за услуга и насколько она востребована?

— Сразу хочу отметить, что VIP-похороны — это не та история, когда вам просто продали гроб за 200 тысяч! Прежде всего это набор услуг, позволяющих забыть обо всех организационных вопросах в день траура. В нашем случае это не только «классический набор» с похоронным комплектом, куда входят венки, гроб, крест, носильщики, сингуматор (лифт для гроба) и оформление документов. Под VIP-обслуживанием мы подразумеваем следующее:

  • Персональный менеджер. За клиентом закрепляется ответственное лицо, которое на связи 24/7 и решает все его вопросы.
  • Сопровождение скорой помощи и двух врачей. К сожалению, нередко на панихидах кому-то становится плохо. И тут важно моментально оказать профессиональную, качественную помощь.
  • Ритуальный оркестр. Правильно подобранная классическая музыка очень успокаивает людей в скорбный день. Это важный психологический момент, позволяющий иначе пройти через это событие. Сам неоднократно был на панихидах, где играл оркестр, — совершенно другие эмоции.
  • Оформление траурного зала. Постамент, шторы для траурной стены, ограничители движения, траурная музыка, траурный портрет. Пожалуй, самая продолжительная часть — поминальный обед. И тут очень важно создать правильную атмосферу, чтобы прощание получилось. Оформление зала и музыка играют в этом главенствующую роль.
  • Дополнительный уход. У нас всегда наготове вода в нужном объеме, зонтики. Погода может резко измениться: может пойти дождь или безжалостно палить солнце. Чтобы всем пришедшим на панихиду людям было комфортно — у наших сотрудников все необходимое есть под рукой. Их даже не надо просить, они сами все принесут.
  • Микроавтобус пассажирский Mercedes. Приглашенные на похороны лица не должны чувствовать дискомфорт в перемещениях. И тут на помощь приходит один из наших микроавтобусов.
  • Элитный автокатафалк. В нашем понимании, почивший достоин лучших условий, поэтому предлагаем самые современные автомобили для его транспортировки. Недавно наш автопарк пополнил премиальный Mercedes V-класса, рассчитанный на перевозку только одного пассажира — усопшего. Насколько мне известно, такого автомобиля в ПФО, кроме нас, никто не предлагает.

— В чем преимущество этого эксклюзивного катафалка?

— Это полноценный бизнес-класс для усопшего: убранство внутри такое же, как у премиальных зарубежных авто. На потолке алькантара, стены обшиты кожей, но самое главное в другом — в нем установлена мощная система кондиционирования и рециркуляции воздуха, что немаловажно для бездыханного тела, закрытого в гробу, особенно в теплое время года.

<span style="color: rgb(36, 36, 36);">«Если честно, появление этой машины — мое стремление предвосхитить возможные пожелания клиентов и еще выше повысить уровень оказываемого нами сервиса и культуру ритуальных услуг»</span> «Если честно, появление этой машины — мое стремление предвосхитить возможные пожелания клиентов и еще повысить уровень оказываемого нами сервиса и культуру ритуальных услуг»

— Катафалк бизнес-класса для усопшего пользуется спросом?

— Удивительно, но да: в первую же неделю на него поступило два заказа. Если честно, появление этой машины — мое стремление предвосхитить возможные пожелания клиентов и еще повысить уровень оказываемого нами сервиса и культуру ритуальных услуг. Требования к появлению такого транспорта со стороны потребителя не было. Но раз есть спрос, значит, я не ошибся.

С учетом всего, что у нас входит в VIP-похороны, это недорогая услуга. Стоимость начинается от 150 тысяч рублей.
Станислав Зарубин основатель «Ритуал PRO»
Станислав Зарубин основатель «Ритуал PRO»

Как не ошибся и с тем, чтобы предлагать людям услугу под ключ. Например, «Ритуал PRO» — один из немногих игроков на рынке, кто готов взять на себя и организацию поминальных обедов в одном из своих залов. Просто эта услуга отдельно считается, в зависимости от количества гостей и требуемого времени.

«Предугадать смерть нельзя. Но можно защититься от ее последствий!»

— Планируете ли вы дополнять услугами направление VIP-похорон?

— Безусловно! Недавно я был на похоронах в Москве — их вел церемониймейстер. С его участием мероприятие обретает совсем другой масштаб и настроение.

Обычно люди на похоронах стараются зацепиться взглядом за знакомые лица, чтобы панихида не прошла молча. Но если знакомых нет, а об усопшем вы знаете не так много, то нахождение на таком событии становится неловким. Церемониймейстер же берет инициативу в свои руки и управляет всеми процессами так, чтобы каждый присутствующий чувствовал себя в своей тарелке. Пока я только начал поиск такого специалиста, но не сомневаюсь, что его наличие, как и многое из VIP-услуг, через несколько лет станет неотъемлемой частью большинства похорон.