Тимур Калимуллин Тимур Калимуллин Фото предоставлено ФК «Сокол»

«Что было до нас, меня мало волнует — мы строим новый клуб»

— Тимур Рамилович, как появился вариант с приобретением футбольного клуба «Сокол»?

— Все началось с объявления на «Авито». Сперва мне его показал отец — новость о продаже клуба через площадку разлетелась повсюду. Я задумался о покупке, так как давно были планы создать футбольный клуб, а тут такая возможность. Хотя сперва я серьезно к этой новости не отнесся, но все равно попросил помощников связаться с продавцами. Все сложилось благополучно: пообщались с Ильясом Маратовичем (спортивным директором ФК «Сокол» Ильясом Минневалиевымприм. ред.) и быстро обо всем договорились.

— Не смущало, что профессиональный клуб продавался на «Авито»?

— Это имиджевая история, но она меня не смущает. К тому же такой ход сработал. Я, например, не слышал о «Соколе» до этой истории с продажей. А какие проблемы в нем были до нас, меня мало волнует — мы строим новый клуб.

— Купить готовый клуб — это дорого?

— Однозначно дешевле создать любительскую команду. Путь у нас непростой, но очень интересный. Мы с Ильясом Маратовичем единомышленники, душой за команду, плюс он прекрасно знает свое дело.

— В каком состоянии вы приняли «Сокол»?

— Ребятам не платили, но при передаче прав предыдущий собственник закрыл долги по зарплатам. Были долги перед ФНЛ и что-то по мелочи — за форму и тому подобное. Со всем рассчитались.

 «Я стараюсь думать о том, чтобы клуб повысить в классе. Первым делом нужно оптимизировать работу» Фото предоставлено ФК «Сокол»

В какую сумму обошлась вам сделка?

— В объявлении было указано чуть более 5 миллионов рублей, но в общей сложности вместе со всеми долгами вышло около 7 миллионов.

— Сколько стоит содержать профессиональный футбольный клуб?

— Пока точные цифры сказать не могу, но в целом смотря на каком уровне выступать. Мы стараемся делать все качественно: питание, проживание, медикаменты. Были и единоразовые траты: автобус, датчики для тренировок. Можно содержать клуб и на 20 миллионов в год, но профессиональный подход дороже.

— По бюджету «Сокол» на каком месте в группе 4?

— Сейчас где-то в середине, но со следующего сезона бюджет будет одним из самых крупных. Пока не форсируем события.

— Для вашей компании и вас «Сокол» — это инвестиция?

— Не думаю, что сейчас в футболе можно заработать — по крайней мере на этом уровне. Зарабатываем мы в другом месте. Я стараюсь думать о том, чтобы клуб повысить в классе. Первым делом нужно оптимизировать работу.

— Сколько времени для этого нужно?

— Думаю, к концу сезона наведем порядок. Исправим работу финансового, операционного, спортивного блоков.

Какие проблемы в спортивном блоке?

— «Сокол» — дебютант в профессиональном футболе, костяк команды из ребят, которые не играли на этом уровне. Тренерский штаб работает над их ментальностью — чтобы стали профессионалами, но игроки должны и сами совершенствоваться. Мы знаем, кто такой Сергей Рыжиков — великий вратарь нашего города. И он знает, что и как должно быть устроено в клубе, команде, как нужно относиться к делу, как работать над дисциплиной.

Что не так с дисциплиной?

— Первую часть сезона футболисты фактически были предоставлены сами себе, работали без главного тренера. Звучит грубо, но выглядит так, что компания друзей вышла на профессиональный уровень и продолжает вместе играть без какого-либо руководства.

— Но эта команда в первом круге шла в лидерах турнира.

— Это заслуживает уважения, да. И даже если бы были первыми — все равно не было четкого плана. На примере «Амкара» мы видим, как легко можно потерять позиции в футболе. Если мы выйдем в «Серебро» Второй лиги А, без профессионального подхода нам нечего там делать. У нас большие проблемы в структуре клуба, это нужно исправлять.

Сергей Рыжиков Сергей Рыжиков Фото предоставлено ФК «Сокол»

«Рыжиков хочет пройти с клубом от низов до вершин»

Кто вам, не имевшему ранее подобного опыта, помогает управлять футбольным клубом?

— Сергей Викторович подсказывает, как все должно быть устроено со спортивной точки зрения. А Ильяс Маратович создал эту команду в 2018 году, вел ее и ведет сейчас. Чтобы развиваться всем вместе, в клубе должны работать профессионалы. Чувствуется дефицит этого опыта.

Каким видит клуб в перспективе нынешний главный тренер?

— Он добился многого в качестве игрока и хочет добиться не меньшего в качестве тренера. Знаю, что у него есть желание пройти с клубом от низов до вершин. Планы амбициозны. Для начала нас всех интересует выход в «Серебро». Выйдем ли мы в этом сезоне — большой вопрос. Но мы продолжаем верить, математические шансы остаются.

Вторая лига А — это все равно подвал российского футбола. Чем «Сокол» должен привлекать к себе внимание?

— Отличительной чертой должны быть соцсети и медиа, которые помогут влюбить в клуб фанатов, способствовать привлечению зрителей на стадион. Игроки и тренер должны понять, что все неплохо и во Второй лиге — есть поддержка, атмосфера, хочется играть в футбол. На это мы и делаем упор сейчас.

— Клуб может перейти в медиалигу по окончании сезона?

— Нет, это даже не обсуждалось. Но в будущем действительно можем создать вторую команду для медиалиги.

Вы занимались футболом, играли где-то?

— Как и все мальчишки, в детстве я играл в футбол во дворе. Потом у меня была сеть ютуб-каналов о футболе, в которых можно было найти ролики о «Ювентусе», «Реале», «Барсе» и «Ливерпуле» Клоппа. Сейчас эти каналы неактивны.

— А как пришли к тому, что хотите свою футбольную команду?

— Наверное, на опыте «Рубина», когда они создавали свою медиакоманду. Все это казалось интересным: блогеры, рэперы… С появлением медиакоманд футбол показался ближе: вот они, игроки, все перед тобой, вся «нутрянка» показана… А профессиональные клубы, как на небосводе, недоступны. И это отталкивает.

Чем вы занимаетесь? На чем зарабатываете?

— У нас компания «Эдекс», мы резиденты «Сколково», занимаемся разработкой программного обеспечения и предоставлением доступа к этому программному обеспечению клиентам для образовательных целей. То есть обучаем IT-профессиям на нашей платформе. Есть очная форма обучения в Иннополисе, есть заочная.

«Мне нравится, когда можно снять день из жизни футболиста и показать, что он умный, образованный парень»Фото: Андрей Титов

«Было понятно, что с ним сработаться нам не удастся»

— Какое хозяйство вам досталось при покупке клуба: автобус, может, какая-то недвижимость в виде офиса?

— Был офис, но принадлежал он «Соколу» — транспортной компании. По сути, была только форма и коллектив.

— В объявлении при продаже было указано, что достанется сформированный медиаколлектив, но недавно все эти сотрудники были уволены. Почему?

— Медиагруппа не была уволена, медиагруппа ушла сама. Первый месяц мы притирались друг к другу. Я хотел видеть одно, они делали по-другому. После того как стало понятно, что исполнительный директор ФК «Сокол» Ильгиз Валерьевич Гараев уйдет, было решено поговорить и с медиагруппой о том, что нужно подстраиваться под новые реалии, сменить вектор. Я сказал, что все могут остаться на тех же условиях, что и были до нас, но нужно работать совместно с новой группой, которую мы привели, синхронизироваться с ними. Но это предложение было отвергнуто.

— А какой вектор должен быть?

— Больше раскрывать игроков с личностной точки зрения, сделать клуб более медийным и открытым, показать его жизнь — болельщики должны быть больше интегрированы в клуб. Конечно, при этом нужно сохранять баланс между медиа- и профессиональным футболом, но мне интересно, когда много контента от клубов. Сейчас, в век технологий, это крайне важно. Мне нравится, когда можно снять день из жизни футболиста и показать, что он умный, образованный парень.

Новый медиаотдел — кто эти люди?

— Он еще не сформирован полностью. Есть время до конца сезона. Это люди, которые работали с нами давно и в разных плоскостях. Они знают нас и наши требования, кто-то уже работал со мной со времен видеоконтента на «Ютубе». Все казанские ребята.

С чем связано расставание с Ильгизом Гараевым?

— Во-первых, это человек предыдущего собственника — было бы нелогично, если бы он остался. Во-вторых, у него и самого не было желания остаться. В-третьих, мы с ним совершенно разные люди, и было понятно, что сработаться нам не удастся.

— Но когда вы приобрели клуб, он ведь остался. Была надежда, что сработаетесь?

— Нет, нужно было время, чтобы понять, что происходит в клубе. Ильгиз предложил остаться, помочь клубу. Почему нет? Мне не понравилось, как все работает, не получилось выстроить коммуникацию с ним. И мы приняли такое решение.

— Его задело, что его работа не была оценена новым руководством?

— Думаю, что просто не сошлись по человеческим качествам, а не какие-то обиды. Я ведь и не старался что-то портить.

— При расставании руки пожали?

— Конечно, мы на связи до сих пор.

«Мы хотим стать частью казанского сообщества, а не отстраниться»

— Приглашение Сергея Рыжикова — чья инициатива?

— Ильяса Маратовича. Во время переговоров о приобретении клуба нам сказали, что переговоры с Сергеем Викторовичем на финальной стадии, а я не сразу в это поверил: «Это который из „Рубина“?» Был в восторге. В этом смысле я новый человек в клубе, какие требования по тренеру я могу высказать?

— Но в клубе остался Ильяс Минневалиев, хотя ведь он тоже работал с прежним руководством.

— Не совсем так. Ильяс Маратович с самых истоков команды — с 2018 года. Это главный человек клуба, на нем все. Хотелось бы, чтобы спортивный директор занимался своей профессией, но пока так. Нужна структура, чтобы к этому прийти. Точно одно: если бы не Ильяс Маратович — «Сокола» бы не было.

— А с кем вы советовались перед тем, как войти в этот бизнес?

— С близкими людьми, и они меня даже немного отговаривали. Но мне особо не нужны были советы. Появилась возможность — надо за нее цепляться. Об этом я не пожалел. Я почти на каждую тренировку прихожу, езжу на выезды — мне все это нравится, это футбол. Я счастлив от этой истории.

— Сейчас доиграете сезон что дальше?

— Планы у нас амбициозные, ближайшая цель — выход в «Серебро». Зимние сборы планируем на юге — не исключено, что за рубежом. Это зависит от спарринг-партнеров.

«Мы хотим стать частью казанского сообщества, а не отстраниться» Фото предоставлено ФК «Сокол»

— Имя клуба будет изменено?

— Да, уже есть идея. У нас тоже будет детская команда. Есть наработки, есть вектор — это будет национальное название, подчеркивающее Татарстан. Хочется, чтобы клуб представлял республику. Другое дело, что еще и качественно нужно представить. Мы хотим стать частью казанского сообщества, а не отстраниться. Спасибо медиагруппе «Сокола», которая игры с «Рубином-2» преподносила как дружеское дерби, а не встречу непримиримых врагов, как это зачастую принято среди болельщиков.

— Предыдущее руководство позиционировало клуб, где будут играть местные воспитанники. Как теперь?

— Мы тоже придерживаемся этой концепции и в любом случае будем делать упор на татарстанских воспитанников. Но только до тех пор, пока это не будет мешать прогрессу и результатам. Важно понимать, что у нас есть амбициозные турнирные задачи.