«Для нас в фокусе, чтобы цифровые платформы стимулировали экспорт тех товаров, которые, вероятнее всего, без участия платформ не выйдут на эти рынки», — расшаркивались перед маркетплейсами представители федеральных властей на Восточном экономическом форуме. Меньше чем за год разговоры о «приструнивании» маркетплейсов перешли в русло поддержки электронной торговли. О том, почему Татьяна Бакальчук думает, что Wildberries нельзя считать маркетплейсом и работодателем, как китайские налоги мешают создавать цифровое будущее и что, по мнению минпромторга, нужно для развития экспорта, — в материале «БИЗНЕС Online».
Рассуждать о влиянии платформенной экономики на экономическую жизнь страны пригласили даму, которая разбирается в этом, пожалуй, побольше прочих
«Задача не в том, чтобы проявить экономический патриотизм в чистом виде»
Похоже, власти РФ наконец готовы отозвать от маркетплейсов «собак» в виде регуляторики и критики. Сессия Восточного экономического форума под названием «Эра платформенной экономики: победа технологических гигантов» стала кульминацией резкого изменения риторики: если в декабре прошлого года в Казани представители крупнейших маркетплейсов сетовали на непонимание властей и попытки сдержать рост e-com-гигантов, то накануне вся сессия превратилась в сплошную оду цифровым платформам, а представители властей обещали им всяческую поддержку. Но обо всем по порядку.
Рассуждать о влиянии платформенной экономики на экономическую жизнь страны пригласили даму, которая разбирается в этом, пожалуй, побольше прочих. Основательница Wildberries Татьяна Бакальчук солирует на ВЭФ уже второй день. Сразу после того как суд принял ее заявление о разводе с Владиславом Бакальчуком, она выступила на сессии о роли женщины в экономике, заявив, что на ее площадке одержали победу представительницы прекрасного пола, да и вообще бизнесвумен более креативные, более ответственные, чем бизнесмены, и у них меньше требований к себе. А накануне сменила феминистический дискурс на деловой и рассказала, что платформенная экономика — «лучшее, что могло случиться с мировой экономикой»: это прозрачность, потенциал и рост для всех ее участников (и для потребителей, и для производителей услуги или товаров), хорошая история и для государства.
«Я год-два назад стала говорить, что о платформах могу слагать стихи — это правильная, справедливая история. Нравится слово „платформа“, для меня оно означает баланс. Когда нас неоднократно обвиняли в том, что мы играем в игру, что большие обижают маленьких, я говорила, что это не так, что к нам надо относиться не как к онлайновскому ретейлу, альтернативной версии офлайновых магазинов или огромных ТЦ, а как к платформе, которая призвана соблюдать баланс для всех участников. <…> Нас нельзя называть продавцом или работодателем», — рассуждала Бакальчук. А после анонсировала появление на Wildberries услуг.
Татьяна Бакальчук: «Нравится слово «платформа», для меня оно означает баланс»
На вопрос модератора сессии, как игрокам рынка взаимодействовать с ЦП, Бакальчук уверяла, что все опасения пользователей по поводу персональных данных, бизнеса о наличии у больших ЦП пула аналитических данных беспочвенны.
«Многие [представители бизнеса] переживают, что большие компании, обладая всей информацией, всеми цифровыми следами наших потребителей и партнеров, будут каким-то образом использовать информацию против них. Опасений быть не должно. С ростом любой бизнес становится мудрее, взрослеет. На определенном этапе развития ты начинаешь задумываться о том, какой мощью обладаешь, и понимаешь: у тебя есть большие возможности, значит, есть и большая ответственность, — миролюбиво заметила Бакальчук. — У нас сильный фокус на развитие МСП не только в России, но везде, где оперируем. Смотрим на опыт китайских коллег и по опыту их систем планируем запустить новые возможности для развития МСП в стране, поставить его на более профессиональную основу».
А новый бизнес-партнер Бакальчук, главный исполнительный директор RWB и группы Russ Роберт Мирзоян конкретизировал историю с поддержкой МСП: для российских производителей компания заложит «чувствительное снижение» тарифов на логистику, складирование, рекламу и другие услуги, которые предоставляет платформа.
«Задача не в том, чтобы проявить экономический патриотизм в чистом виде. Мы понимаем, что через какое-то время поддержка российских производителей будет не только им в пользу — компании, которые мы начнем поддерживать, будут в последующем поддерживать и нашу платформу», — резюмировал Мирзоян.
Генеральный директор российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев подтвердил, что для МСП цифровые платформы — единственный способ выйти на внешние рынки
«Для нас в фокусе, чтобы ЦП стимулировали экспорт товаров»
Любопытно, что представители власти как один высказывались комплиментарно в сторону цифровых платформ. По крайней мере, на словах. Логично: поздновато высказываться как-то иначе в сторону гигантов, которые формируют до четверти от общего объема торговли в стране.
«Для нас важно обеспечить поддержу, нежели отрегулировать процесс [торговли на онлайн-площадках], — высказался статс-секретарь – заместитель министра промышленности и торговли России Роман Чекушов. — Почему? Потому, что по разным оценкам, <…> по первому полугодию порядка 40 процентов рост к аналогичному периоду прошлого года, по году мы ожидаем процентов 50 роста».
Чекушов отметил, что министерство «точно будет поддерживать» участников рынка и ориентировать их на расширение сети пунктов выдачи заказов (ПВЗ) в стране, возможностей доступа к сервисам цифровых платформ на всей территории России.
Корни такой добросердечности оказались зарыты в экспорте: эти и другие меры поддержки цифровых платформ должны послужить большой цели — наращиванию экспорта российских товаров.
«Для нас в фокусе, чтобы ЦП стимулировали экспорт тех товаров, которые, вероятнее всего, без участия ЦП не выйдут на эти рынки, потому что у него (производителя — прим. ред.) нет маркетинговой службы, представителя на рынке, логистической инфраструктуры. И если он начнет все это создавать и выводить на рынок, то, скорее всего, цена его товара будет неконкурентной в сравнении с аналогичными товарами, производимыми на тех рынках, — прямо отметил Чекушов. — Мы с коллегами, в том числе с Wildberries, обсуждаем развитие логистической инфраструктуры в России и за рубежом, чтобы распространить максимально сервисы для наших производителей — чтобы они могли дотянуться до того рынка. И стимулировать развитие трансграничной торговли — у нас стоит задача по приросту экспорта».
Генеральный директор российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев подтвердил, что для МСП цифровые платформы — единственный способ выйти на внешние рынки.
«Мы являемся инвестором „AliExpress Россия“, в рамках AliExpress есть сильная поддержка по выводу российских компаний на внешние рынки. Российская компания KDV, которая производит конфеты, в Китае в топе покупок на китайских маркетплейсах. „Синергетик“ тоже в топе, и нам такие примеры надо наращивать», — считает Дмитриев. А председатель наблюдательного совета ассоциации цифровых платформ Андрей Шаронов вовсе назвал цифровые платформы признаком экономического суверенитета страны: ЦП — «машина», которая дает возможность небольшим производителям выйти на практически неограниченные рынки. И хорошо, когда эта «машина» не является площадкой другой страны.
«Наличие такого признака экономического суверенитета, как цифровая платформа, облегчает эту работу [по выводу компаний на рынки]. Мелкие компании смотрят на ЦП как на возможность появиться вообще на рынке — через традиционный ретейл сделать это сложнее. А с определенного момента ЦП становятся для производителя инфраструктурой для выхода на зарубежные рынки, которые предоставляют ряд сервисов, неподъемных даже для крупных производителей в силу издержек. Задача любого регулятора — максимальное облегчение выхода любого производителя на эти рынки», — резюмировал Шаронов.
Президент ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов обратил внимание на существенные барьеры в части экспорта в страны Азии
«Проще создавать цифровое будущее, если сможем с коллегами барьеры снять»
Чего же не хватает самим бизнесменам для роста? Ответ дал главный управляющий директор ВЭБ.РФ, директор по специальным проектам агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ) Михаил Хомич. Он рассказал о конкурсе для российских брендов «Знай наших» и общении с его победителями. По словам Хомича, российские компании просили помощи с наружной рекламой, размещением и продвижением на маркетплейсах, участием в GR-форумах. А еще просили найти наставника, «какого-то „большого“ предпринимателя, который уже наошибался и рассказал бы, что делать». Чтобы закрыть эти потребности, придумали проект «Платформа роста», который будет реализован вместе с Wildberries и группой Russ.
«Компании попадают на некую платформу, где они могут разместить рекламу почти на любом носителе в стране, там же, на платформе, смогут найти кого-то более опытного, могут управлять рекламой, и им могут помочь с документами», — рассказал Хомич.
Президент ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов обратил внимание на существенные барьеры в части экспорта в страны Азии. «Если в Китай, например, на экспорт отправляется посылка, с каждой посылки снимают НДС и налог на потребление. Он доходит до 50 процентов в зависимости от товарной категории. Проще создавать цифровое будущее, если сможем с коллегами барьеры снять», — резюмировал Соколов, обратившись к китайским коллегам. Спикеры из Поднебесной на сессии тоже присутствовали, но рисковать заявлениями о снижении налогового обременения не стали.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 6
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.