«Это нужно звонить на Казанский авиазавод и выяснять, в какой мере у них хватает ресурсов решать задачи по производству Ту-214 в то время, когда перед ними другие задачи. Которые для них имеют более высокий приоритет», — комментирует эксперт «БИЗНЕС Online» сегодняшнее крупное соглашение между ГТЛК и ОАК. На Восточном экономическом форуме стороны договорились о поставке 238 лайнеров, в том числе 41 казанского Ту-214. При этом пока речи о твердом контракте не идет, компании только обозначили условия будущего соглашения. А еще оговариваются, что число самолетов может измениться. При этом ровно два года назад на ВЭФ «Аэрофлот» договаривался на поставку 40 Ту-214, но теперь сдает назад. О том, не повторится ли история, — в нашем материале.
АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК) и Объединенная авиастроительная корпорация (ПАО «ОАК», входит в госкорпорацию «Ростех») договорились о поставке 238 российских самолетов, в том числе 41 среднемагистрального самолета Ту-214 казанского производства
ГТЛК купит 41 самолет Ту-214, но это пока не точно
В среду, на второй день Восточного экономического форума (ВЭФ) во Владивостоке, произошло, возможно, его самое значимое событие для Татарстана. И уж точно важное для Казанского авиационного завода. В рамках форума АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК) и Объединенная авиастроительная корпорация (ПАО «ОАК», входит в госкорпорацию «Ростех») договорились о поставке 238 российских самолетов, в том числе 41 среднемагистрального самолета Ту-214 казанского производства. Сроки поставки — 2027–2032 годы.
Документ подписали генеральный директор ОАК Юрий Слюсарь и генеральный директор ГТЛК Евгений Дитрих. Что о нем известно? Как мы помним, дьявол кроется в деталях, так что имеет смысл обратить внимание на формулировки в официальных релизах ОАК и ГТЛК. Из них следует, что сегодня было заключено «соглашение об условиях поставки» воздушных судов. «Документ закрепляет основные условия поставки в 2027–2032 годах воздушных судов, которые в дальнейшем будут отражены в твердых контрактах», — сказано в релизе ОАК.
Другими словами, пока речи о твердом контракте не идет и стороны только договорились об условиях, на которых ОАК производит и продает самолеты, а ГТЛК — покупает их. Стоимость контракта пока не обозначена. При этом уточняется, что, помимо 41 Ту-214, ОАК поставит 132 ближнемагистральных самолета «Суперджет» и 65 региональных турбовинтовых самолетов Ил-114-300. Когда планируется заключить твердые контракты, в релизах не сказано. Между тем это самые важные, ключевые вопросы, если убрать красивую и пышную «обертку». Почему? Потому что возникает легкое чувство дежавю.
Отмотаем ровно на два года назад. Сентябрь 2022-го, Восточный экономический форум. На нем ОАК и группа «Аэрофлот» подписывают соглашение о намерениях на поставку 339 самолетов до 2030 года. Т. е. о твердом контракте речи тогда тоже не шло. Соглашение предусматривало поставку крупнейшей российской авиакомпании 210 самолетов МС-21, 89 самолетов SSJ New и 40 казанских Ту-214. Причем планировалось, что поставки начнутся в 2023 году, а в 2024-м компания получит первые 7 самолетов Ту-214. Как стало известно позже, планы несколько разошлись с реальностью. В конце 2022 года выясняется, что «Аэрофлот» отказывается заключать твердые контракты, пока ОАК не сократит летный экипаж самолета до двух человек.
В конце 2022 года выясняется, что «Аэрофлот» отказывается заключать твердые контракты, пока ОАК не сократит летный экипаж самолета до двух человек
В январе 2023 года в свет выходит инвестпрограмма кабмина РФ, из которой следует, что лизинговая структура «Ростеха» — «Авиакапитал-Сервис» — закупит 11 Ту-214 и передаст лайнеры «Аэрофлоту». Минимальная стоимость одного самолета для авиакомпании составит 3,1 млрд рублей, говорится в документе.
Сентябрь 2023 года, очередной ВЭФ, но контракт снова не подписан. «Аэрофлот» еще «конфигурацию досогласует», твердое соглашение на поставку «первых» Ту-214 будет до конца года, уверяет лизинговая структура «Ростеха». В январе 2024-го контракта, судя по открытым данным, все еще нет, но в распоряжении РБК вдруг оказывается переписка ОАК и «Аэрофлота», из которой следует, что согласовали часть параметров салонов самолетов Ту-214. И вот в мае 2024 года гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов объявляет, что «Аэрофлот» и ОАК подписали контракт на поставку самолетов, заказчик получит 11 бортов, но в перспективе хочет еще. Казалось бы, история благополучно завершена, но не тут-то было.
Меньше чем через месяц после выступления Чемезова «Аэрофлот» заявляет, что хочет отказаться от закупки 40 казанских Ту-214 в пользу МС-21 и «трансформировать» свое соглашение с ОАК. Причем причиной компания назвала даже не сложности с кабиной (чтобы была компоновка на двух членов экипажа), а сдвиг сроков выпуска лайнеров. В конце июля источники «БИЗНЕС Online» подтвердили, что КАЗ больше не рассчитывает на «Аэрофлот» как на главного получателя первых Ту-214 и переориентировался на других заказчиков.
Для КАЗа сегодняшняя новость практически ничего не значит, критично оценивает ее один из собеседников «БИЗНЕС Online»
«Это не контракт. Просто слова. Обычный белый шум»
Для КАЗа сегодняшняя новость практически ничего не значит, критично оценивает ее один из собеседников «БИЗНЕС Online». «Это не контракт. Просто слова. Обычный белый шум. Новость для новости», — подчеркнул спикер и вспомнил историю с самолетами для «Аэрофлота».
Сейчас, следует из релизов, прорабатывается возможность финансирования сделки с использованием средств фонда национального благосостояния (ФНБ) в рамках нового инвестиционного проекта, что «позволит обеспечить льготную лизинговую ставку для отечественных авиаперевозчиков». Таким образом, выходит, что под упомянутое сегодня соглашение готовится некий новый инвестконтракт. Но подробностей о нем опять же нет.
Но интересно, что в самом конце сегодняшних официальных релизов ОАК и ГТЛК словно «подкладывают соломку». «Количество воздушных судов, поставляемых по проекту (речь, видимо, о новом готовящемся инвестпроекте — прим. ред.), в дальнейшем может быть скорректировано в соответствии с комплексной программой развития авиационной отрасли РФ до 2030 года», — говорится в публикации.
«Подписанное соглашение формирует долгосрочный механизм финансирования поставок новой авиационной техники через государственную лизинговую компанию. Более 200 самолетов различной пассажировместимости и дальности от магистральных до региональных пойдут в парки российских авиакомпаний. Наше взаимодействие с ГТЛК будет способствовать реализации стратегии импортозамещения, удовлетворению потребности авиакомпаний в отечественных самолетах и обеспечению транспортной доступности и связанности регионов России», — красиво прокомментировал сегодняшнее соглашение гендиректор ОАК Слюсарь.
Еще интересно, что на сегодняшнем подписании, кажется, не было раиса Татарстана и председателя совета директоров АО «Туполев» Рустама Минниханова, хотя на Восточный форум он приехал. КАЗ — это филиал «Туполева», входящего в свою очередь в ОАК.
«Ту-214, в принципе, испытанный, хороший самолетик. Ну и вообще-то выпуск, даже то, что они там подписали, это надо 500 двигателей. А 500 двигателей раньше, чем через 10 лет, никто не сделает, а потому отодвинут на более поздние сроки»
«Сейчас завод спокойно может делать при соответствующем финансировании 20 машин в год»
Эксперт в авиационной отрасли, пожелавший остаться анонимным, в беседе с «БИЗНЕС Online» не увидел ничего страшного в том, что пока твердых контрактов нет. «Всегда, во всем мире приобретение или заказ самолетов — многоэтапный процесс. Это не так, как если бы они со склада поставлялись. Там много этапов, поэтому то, что пока нет твердого контракта, — нет ничего предосудительного в такой „размытости планов“. Это совершенно нормальная деятельность, потому что это все долгосрочные процессы, которые необходимо соответствующим образом планировать», — указал спикер.
Справится ли Казанский авиазавод с выпуском 40 Ту-214 для ГТЛК до 2032 года? «Ничего определенного сказать нельзя. Это скорее вам нужно звонить на Казанский авиационный завод и у них выяснять, в какой мере и насколько у них хватает ресурсов решать задачи по производству Ту-214 в то время, когда перед ними другие задачи, которые для них имеют более высокий приоритет. А это, как говорится, вопрос уже другой», — заметил собеседник издания.
Соглашение о поставках 339 самолетов между Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) и группой «Аэрофлот» было подписано еще в 2022 году на полях Восточного экономического форума. В нем подразумевалась поставка «Аэрофлоту» 210 самолетов МС-21, 89 самолетов SSJ New и 40 самолетов Ту-214 к 2030 году. Первые 7 Ту-214 должны были отправиться к перевозчику уже в 2024-м. Контракты с «Аэрофлотом» в рамках этого соглашения ОАК планировала заключить в 2023–2025 годах.
Правда, у «Аэрофлота» были свои требования по модернизации кабины «тушек». Основная проблема в том, что казанские Ту-214, в отличие от крупных международных производителей вроде Boeing, рассчитаны на троих членов экипажа. Помимо двоих пилотов, на воздушном судне предусмотрен бортинженер, который контролирует различные системы самолета. На иностранных лайнерах бортинженер давно отсутствует. В конце 2022 года гендиректор перевозчика Сергей Александровский утверждал, что «Аэрофлот» отказывается заключать твердые контракты до тех пор, пока ОАК не сократит летный экипаж до двух человек.
Позднее сообщалось, что поставки первых «тушек» перевозчику запланированы на 2023-й. В ноябре того же года на Казанском авиазаводе даже начали строить дополнительные мощности под производство Ту-214, чтобы обеспечить заказы к сроку. Тогда же в первый раз скорректировали комплексную программу развития авиационной отрасли РФ до 2030 года и начало поставок Ту-214 перенесли с 2023-го на 2024-й.
В июне прошлого года в кулуарах ПМЭФ все тот же Александровский заявлял, что поставки самолетов Ту-214 производства Казанского авиазавода им. Горбунова ожидаются в декабре 2024 года. Контракты на поставку этих самолетов пока не заключены, но «они в очень высокой степени проработки и согласования», отмечал он. Информация о заключении твердого контракта на поставку «Аэрофлоту» 11 «тушек» появилась только в середине мая этого года, заявление сделал гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов. Впрочем, тогда же стало известно о новых корректировках по срокам: в 2024 году якобы поставят один Ту-214 вместо 7, в 2025-м — четыре, а на 10.
А в июне 2024 года гендиректор «Аэрофлота» заявил о том, что задержка с поставкой самолетов российского производства побуждает авиакомпанию отказаться от приобретения Ту-214 (а также SSJ-New) и полностью переориентироваться на МС-21. На этом фоне появились сообщения о том, что КАЗ ждет аудиторская проверка в связи с переносом сроков поставок авиалайнеров. Причиной срыва сроков стали отсутствие необходимого оборудования и острая нехватка персонала, заявлял управляющий директор АО «Туполев» Константин Тимофеев. В мае в корпоративной газете КАЗа писали, что техническое перевооружение предприятия затягивается, закупки материалов и комплектующих ведутся неритмично, межотраслевая кооперация почти отсутствует, наблюдается острая нехватка рабочих рук. В итоге план не выполняется, сроки по сдаче самолетов сдвигаются вправо.
О том, что самолеты Ту-214 для «Аэрофлота» пропали из ближайших производственных планов Казанского авиазавода, стало известно в июле. Между тем завод получил на эти 11 машин авансы и запустил производственный процесс. По данным «БИЗНЕС Online», реальная цена Ту-214— примерно 6,7 млрд рублей, тогда как по программе льготного лизинга стоимость составляет 3,144–3,285 миллиарда.
Завод «легко справится», если будут государственная поддержка и финансирование, отметил в разговоре с «БИЗНЕС Online» заслуженный пилот России, летный директор «Внуковских авиалиний» Юрий Сытник. «Сейчас завод спокойно может делать при соответствующем финансировании 20 машин в год, а они там вторую линию строят. Вот как раз эта вторая линия будет не хуже первой, тогда будет 40 машин в год. Потому это реально. Я был несколько раз на Казанском заводе, видел мощности, видел людей, которые там работают, слава богу», — сказал спикер.
При этом Сытник допускает, что сроки выпуска сдвинутся еще. «Ту-214, в принципе, испытанный, хороший самолетик. Ну и вообще-то выпуск, даже то, что они там подписали, это надо 500 двигателей. А 500 двигателей раньше, чем через 10 лет, никто не сделает, а потому отодвинут на более поздние сроки. Но надо понимать, что под лежачего офицера коньяк не течет. Все равно нужно шевелиться. А вот это шевеление — уже благо и для авиационной промышленности, и для эксплуатантов, ну и в целом для государства и народа. Потому что летать-то не на чем. Уже сегодня цена билета космическая, наверное, легче слетать уже в космос», — подчеркнул заслуженный пилот России.
Спикер также обратил внимание на отношение «Аэрофлота» к производителям самолетов, якобы компания смотрит «с чужой точки зрения». «Он же обнадеживает, что заплатит деньги, а потом начинает предъявлять такие необоснованные претензии. То им не нравятся три члена экипажа, то полки багажные — они не такие вместительные, как на Airbus или Boeing. То еще какие-то причины высасывают из пальца. А лизинговая компания очень позитивная и порядочная. Лизинговые компании, видимо, будут привлекать деньги не государства, у которого уже денег нет, а скорее всего, будут частные инвестиции. Но они долгосрочные, потому что вообще авиационная деятельность никогда не была высокоэкономичной в смысле отдачи кредитов, денег, лизингов. Это такая вещь, но она необходима государству, поэтому преференции со стороны государства все равно обязательны», — сказал Сытник.
По словам пилота, проекты МС-21 и обновленного «Суперджета» из российских комплектующих «буксуют» и потому «надежда только на машины чисто российского производства». «Грузовой вариант Ил-76, Ту-214 и модификации его, которые выпускает Казань. Может быть, с таким вот контрактом запустят часть производства в Ульяновске на заводе „Авиастарт“. Скорее всего, это сделано для самолета Ту-214. Потому что все наше правительство и сам президент летают на 214-х. Вот сейчас он прилетел в Монголию, притом на Дальнем Востоке, я смотрю заставки, которые показывают нам телевидение, там стоит 214-й самолет. А это говорит о том, что самолет нормальный. Если глава нашего государства летает на этой модели, то, значит, модель достаточно и экономичная, и безопасная, и эффективная. А то, что выеживается „Аэрофлот“… На них ориентироваться и не нужно», — сказал Сытник.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 53
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.