«У меня один ученик говорит: «Нашел классного преподавателя». Спрашиваю: почему он классный? Оказывается, потому, что в Dota играет и пишет ролики об этом», — рассказывает репетитор по математике и физике. Вопрос качественной подготовки к ЕГЭ сегодня стоит особенно остро: образование дорожает, все больше «льготников», поступающих без экзаменов. Высокий балл необходим как никогда. А потому родители оплачивают курсы в онлайн-школах и репетиторов, а дети не вылезают из видеороликов, чатов и задачников. О том, как устроен рынок подготовки к ЕГЭ в Казани, когда готовиться к экзамену и сколько стоит максимальный балл, — в материале «БИЗНЕС Online».
Вокруг ЕГЭ сегодня крутится вся жизнь школ, единым экзаменом школьников пугают с начальных классов
Из инструмента ЕГЭ превратился в универсальный измеритель и «божество»
«Госэкзамен перестал быть инструментом, он стал божеством на пьедестале», — говорят наши спикеры из образовательной среды. Вокруг ЕГЭ сегодня крутится вся жизнь школ, единым экзаменом школьников пугают с начальных классов. Из инструмента, который позволяет успешно поступить в вуз, он стал великим измерителем качества работы учителей, школы и образования в целом.
В доегэшное время в вузах были свои экзамены и свои контрольно-измерительные материалы, они отличались по количеству и качеству заданий, уровню сложности. Соответственно, подготовка к вступительным испытаниям была сконцентрирована в самих вузах. Это решало сразу две задачи: первая — подготовка к экзаменам велась по требованиям конкретного вуза, вторая — во время занятий будущие абитуриенты знакомились с преподавателями, а те в свою очередь более лояльно относились к ним на экзаменах. Это уже не говоря о третьей, неофициальной составляющей, когда ребенок никуда не ходил и ничего не сдавал, но поступал в вуз. И речь не всегда шла о коррупции в традиционном понимании, зачастую это были дружеские отношения, или, скажем так, кумовство.
ЕГЭ, который окончательно был введен в РФ в 2008 году, решил проблемы и с кумовством, и с коррупцией. При этом точка получения прибыли от «услуг по поступлению» переместилась с вузов (и/или вузовских преподавателей) на репетиторов. Неудивительно поэтому, что вокруг подготовки к ЕГЭ выстроилась настоящая индустрия образовательных услуг. Лет 5–6 назад на этот рынок также зашли онлайн-школы. Кроме того, часть «пирога» берут на себя платные курсы по подготовке к ЕГЭ при школах и вузах, но сегодня они не играют весомой роли, уверены наши спикеры.
Спрос на эти услуги, к сожалению, только подогревается самой системой образования. Результаты ЕГЭ стали одним из мощнейших маркеров, по которым федералы судят о работе представителей сферы образования в регионах. Чиновничья машина устроена таким образом, что каждый год она требует отчета об улучшении показателей хотя бы на 2–3%. Вот и министр образования и науки Татарстана Ильсур Хадиуллин на ежегодном августовском совещании неизменно рапортует о растущих показателях. Так произошло и в 2024-м — министр «порадовал», что средний балл по республике снова подрос почти по всем предметам, а баллы значительно превышают средние по стране.
Региональные чиновники строго спрашивают со школ за показатели по ЕГЭ. И это давление на школы и муниципалитеты с годами только возрастает. Минобрнауки РТ ранжирует районы республики по количеству высокобалльников, подмечая «отстающие» районы. В этом году, например, 14 районов Татарстана не подготовили ни одного стобалльника, за что их публично отчитали все на той же «августовке».
Директора казанских школ, с которыми нам удалось пообщаться, признаются, что на хорошие результаты ЕГЭ и наличие высокобалльников в школе мотивированы буквально все — от директора до учителя-предметника. И тому несколько причин:
1. Один из блоков обязательной аттестации у учителя (проходит раз в три года) — это результаты ЕГЭ у его учеников. Стать учителем первой, высшей категории без высокобалльников не получится. Нет категории — труднее продвижение по карьерной лестнице, ниже зарплата и т. д.
2. Материальные поощрения. И министерство, и школа (при наличии возможностей) доплачивают учителям за стобалльников. Суммы назвать опрошенные спикеры отказались, но утверждают, что поощрения «весомые».
3. Контроль системы. «Ежегодно мы, директора, прописываем план по подготовке детей к ЕГЭ. Расписываем сроки, мероприятия, все в деталях. План этот публикуется на сайте образовательного учреждения, его оценивают в управлении образования города», — объясняет директор казанской школы.
3. Личная мотивация. Школьные педагоги — люди идейные, говорят наши спикеры, и, конечно, им хочется видеть высокие результаты своей работы.
4. «Рейтинги» школ. Директора напоминают, что управление образования Казани и минобрнауки региона несколько лет назад отошли от рейтингов школ. Но народную молву декретом не упразднишь. К тому же СМИ также периодически приводят разного рода «табели о рангах» директоров школ.
«Родители говорят: «Остальные предметы нам особо не нужны»
Настроения профильных министерств четко считывают и сами школьники, а также их родители. Некоторые семьи наставляют своего ребенка целенаправленно готовиться только по «нужным» предметам. Например, учить заставляют только те предметы, которые потребуются при сдаче ЕГЭ, — русский язык, математику и еще пару дисциплин, на остальные смотрят сквозь пальцы.
Да и сами дети уже с начальной школы начинают понимать, что к чему, и задавать разные неудобные вопросы, например: «А зачем мне этот предмет, если на ЕГЭ он мне не пригодится?» Ответы на эти вопросы порой не в силах бывают найти ни родители, ни учителя.
Прежде всего гонку за высокими баллами подстегивает возможность поступления на бюджетные места в вуз, что оправданно с учетом стремительно дорожающего платного обучения
При этом школяров-высокобалльников поощряют финансово: например, КФУ несколько лет назад учредил стипендию «Стобалльник», и теперь первокурсники, набравшие по результатам ЕГЭ 100, 200 и 300 баллов, получают единовременные выплаты по 100 тыс., 200 тыс. и 300 тыс. рублей соответственно, на 2024 год поощрение продлили. Это слышат и видят как ученики выпускных классов, так и их родители.
Минобрнауки региона также одаривает рублем высокобалльников. Выпускников текущего года, получивших максимальный результат на ЕГЭ, обещали поощрить единовременным персональным денежным вознаграждением в 15 тыс., 25 тыс. и 35 тыс. рублей — с учетом набранного результата. Для многих это также является дополнительным стимулом сдать экзамен на заветную сотку.
Но прежде всего гонку за высокими баллами подстегивает возможность поступления на бюджетные места в вуз, что оправданно с учетом стремительно дорожающего платного обучения. «Запрос любого родителя — бюджетное место в вузе, качественное образование и, как следствие, высокие результаты ЕГЭ у ребенка, который по результатам этих экзаменов поступит в тот вуз, в который он хочет поступать», — говорит директор одной из казанских школ.
Алексей Лопатин: «Во многих организациях в какой-то момент бухгалтерия начинает играть самое важное значение, так произошло и с ЕГЭ»
«ЕГЭ стал основным инструментом поступления в вузы. Во многих организациях в какой-то момент бухгалтерия начинает играть самое важное значение, так произошло и с единым госэкзаменом. Не ЕГЭ стал служить школе и образованию, а школа стала работать на ЕГЭ и ради ЕГЭ. Это все происходило постепенно, не без участия школ, разумеется. И если раньше была „благодарность“ за поступление, то сейчас эта „благодарность“ растянулась на год в виде репетиторства», — рассуждает ученый завкафедрой реактивных двигателей и энергетических установок КНИТУ-КАИ Алексей Лопатин.
Итак, мотивация понятна, самое время разобраться, как в Татарстане устроен рынок подготовки к ЕГЭ, сколько стоит «натаскать» ученика на заветные 100 баллов и не «доели» ли расплодившиеся онлайн-школы олдскульных офлайн-репетиторов?
Самостоятельная подготовка: миссия невыполнима?
Строго говоря, основных способов подготовиться к ЕГЭ три: в школе, самостоятельно и с помощью наставников. Благо вариантов даже для самостоятельной подготовки масса: в сети множество бесплатных онлайн-курсов, лекций на открытых ресурсах. Смотри, обучайся! Но наши спикеры в один голос уверяют: подготовиться самостоятельно почти невозможно.
«Еще два года назад я считала, что ребенок сможет подготовиться и самостоятельно к ЕГЭ по русскому языку. Сейчас почти уверена: это невозможно», — объясняет репетитор по русскому языку Альбина Скворцова. Сегодня на ЕГЭ большое количество баллов начисляется за сочинение. Но в одиночку ребенок не способен объективно определить свой уровень. «Ну сколько сочинений напишет ребенок в школе? Максимум 5–6 сочинений, а надо 50–60. Как ребенок оценит, проверит свои ошибки? Второй момент — общее снижение грамотности и речевой компетенции среди школьников. Сегодняшние выпускники намного хуже владеют русским языком, чем школьники 15 лет назад», — констатирует Скворцова.
Основных способов подготовиться к ЕГЭ три: в школе, самостоятельно и с помощью наставников
Сказывается и «незрелость» подросткового мозга: наставники уверяют, что даже мотивированный ребенок, который будет усердно учиться по доступным в сети материалам и нарешивать задачи, столкнется с трудностью структуризации знаний в собственной голове — этому навыку мы, люди, учимся с возрастом. Но больше всего копий в пользу самостоятельной подготовки ломается о детскую… лень.
«В этом году Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ, орган, отвечающий за организацию ЕГЭ) значительно облегчил сдачу: чуть ли не по всем предметам был опубликован документ, который называется „Навигатор самостоятельной подготовки“. По русскому языку в „Навигаторе“ было опубликовано огромное количество слов с приставками, словарных слов, которые встретились на ЕГЭ. Такого раньше не было, ФИПИ в текущем году сделал максимально удобный способ подготовки. Когда я объявляла ученикам об этом и о том, где такое найти, у всех был „вау-эффект“. А вы думаете, кто-то сидел и учил? Посмотрели, восхитились и закрыли», — рассказывает Скворцова.
«Происходит подмена настоящего образования услугами»: кто и как готовит к ЕГЭ в Татарстане?
В основном будущие выпускники выбирают себе в наставники или репетиторов (в том числе из школьных педагогов, преподавателей вузов), или онлайн-школы. В Татарстане такими услугами пользуются около 70% выпускников школ, заявил на последнем заседании VI созыва Госсовета РТ депутат от КПРФ Фадбир Сафин. По его подсчетам, жители республики тратят на такое «теневое образование» для подготовки к ЕГЭ как минимум 1 млрд рублей в год.
«У нас, по статистике, не менее 70 процентов, а в Москве и Питере 100 процентов выпускников обращаются к репетиторам, то есть происходит подмена настоящего образования услугами. Образовался громадный теневой рынок репетиторства», — заявил Сафин.
Исходя из общения с репетиторами, представителями директорского корпуса, владельцами онлайн-школ, мы постарались понять, как поделен рынок образовательных услуг в сфере подготовки к ЕГЭ. Спикеры утверждают, что львиная доля рынка у онлайн-школ, они консолидируют от 50 до 60% средств выпускников, которые те тратят на подготовку к единому государственному экзамену. Еще порядка 40–45% рынка занимают частные репетиторы. Оставшиеся 3–5% рынка приходится на курсы по подготовке к ЕГЭ при школах и вузах.
Но один способ подготовки вовсе не исключает остальные, а зачастую дополняет их. Например, русский и математику выпускник может слушать онлайн, а к профильному предмету готовиться с репетитором (или наоборот). Параллельно с занятиями в онлайн-школе или с репетитором ученики могут посещать курсы при школах или вузах.
«Когда мы говорим об успехе, те, кто пишет ЕГЭ на 90 баллов, — это всегда результат комплексной подготовки. В долях у каждого по-своему, но даже дать примерную прикидку данным долям (условно, вот эти 30 процентов знаний ребенок получил с репетитором, эти 30 процентов — в школе, эти 40 процентов — на онлайн-платформе) нельзя, все индивидуально», — рассказывает репетитор по математике, физике, информатике Никита Балакирев.
Подтверждают тенденцию и директора казанских школ: если у семьи есть финансовая возможность платить везде, то ребенка загружают по полной — он ходит и на школьные курсы подготовки, и к репетиторам, и в онлайн-школу. Так что основных факторов, определяющих вектор подготовки ребенка к ЕГЭ, два — «стартовый уровень» ученика и глубина родительского кошелька.
«Результат на ЕГЭ — всегда вопрос вероятностей, факторов много. А стратегически все смотрят на бюджет», — рассуждает один из наших спикеров. Стоимость, плюсы-минусы и время подготовки разберем далее.
Как бы ни относились опрошенные нами спикеры к явлению онлайн-школ, все признают за ними лидерство на рынке услуг по подготовке к ЕГЭ
«Они будут приводить топовые результаты, а тем, кто не сдал с ними ЕГЭ, дарить курс на следующий год»: чем живет рынок онлайн-школ?
Как бы ни относились опрошенные нами спикеры к явлению онлайн-школ, все признают за ними лидерство на рынке услуг по подготовке к ЕГЭ. В пользу этого говорят и цифры. В 2023-м российские онлайн-школы из топ-10 по числу выпускников обучили более 470 тыс. человек — на 68% больше, чем годом ранее, согласно исследованию Smart Ranking. Суммарно крупнейшие игроки заработали 10,2 млрд рублей (плюс 37% к 2022-му), эти данные приводит EdTechs.ru.
По оценке того же Smart Ranking, по итогам 2023 года больше всего учеников подготовила «Умскул» — 180 тыс. человек, суммарно за 8 лет существования школа подготовила к экзаменам и выпустила более полумиллиона школьников — это самый высокий показатель на рынке образовательных платформ по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.
На 2-м месте по результатам 2023 года — онлайн-школа «Сотка» и 76 тыс. подготовленных выпускников, на 3-й позиции — «ЕГЭLand» с 65 тыс. человек. Также в топ-10 онлайн-школ по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ вошли Maximum Education, «Вебиум», «Фоксфорд», Skysmart, «99 баллов», «Учи.ру» и «Турбо».
Татарстан тут снова в топах: среди онлайн-школ – лидеров по обороту в направлении подготовки к ОГЭ и ЕГЭ три компании родом из республики. Это «Умскул», которая заработала в прошлом году 3,5 млрд рублей (лидер топа), «Сотка» (1,1 млрд рублей и 2-е место) и «99 баллов» (390 млн рублей, 8-я строчка). Однако подсчитать, сколько в онлайн-школах тратят именно татарстанские школьники, не представляется возможным, поскольку все эти онлайн-школы имеют общефедеральный охват.
Задача онлайн-школ — охватить максимальную аудиторию, школьникам обычно предлагается месячная подписка на курс или набор предметов. Формат онлайн-школ предполагает набор групп по 20–30 учеников на одного куратора-преподавателя. Один курс длится около месяца. Несколько раз в неделю преподаватель проводит вебинары, проверяет домашние задания учеников и отвечает на возникшие вопросы. В группе есть технический персонал на случай проблем с образовательной платформой или оплатой. Впрочем, вебинары с популярным преподавателем могут одновременно прослушивать и более тысячи человек одновременно.
Как работают и на чем зарабатывают онлайн-школы? Разброс цен приличный. Например, месяц подготовки к ЕГЭ для 11-х классов по четырем предметам (математика, русский, история, обществознание) обойдется от 5,5 тыс. рублей в «Сотке» и почти 26 тыс. рублей в «Школково» (с учетом предоставляемых скидок). Стоимость подготовки на протяжении учебного года (9 месяцев) начинает «плавать» из-за маркетинговых предложений. Так, год подготовки в той же «Сотке» обойдется в ожидаемые 47 тыс. рублей, а в «Школково» — в 101,6 тыс. рублей.
Цены отличаются по разным факторам: предмет, длина курса, время записи, величина группы. «Если рассматривать подготовку к ЕГЭ по профильной математике, то средняя цена за весь курс будет около 35 тысяч рублей. Если начинать подготовку к ЕГЭ в 10-м классе, то средняя цена курса для 10-классников будет ниже — около 30 тысяч рублей. Например, у нас в „Умскул“ можно приобрести четыре предмета для подготовки к экзаменам на год, которые в сумме будут стоить около 70 тысяч рублей», — объяснили в «Умскул».
В чем сильные стороны онлайн-школ? Спикеры утверждают — массовость и относительно невысокая стоимость услуг. Ведь к действительно высококлассному репетитору можно и не попасть, да и стоят его услуги недешево. За 30–35 тыс. рублей в онлайн-школе можно купить полный курс подготовки, а у репетитора за эквивалентную сумму, по подсчетам издания, — до трех месяцев персональных занятий по 2 раза в неделю.
«Надо понимать, что решением вопроса окончательной подготовки онлайн-школа быть не может. Но для огромного пласта семей России онлайн-школа — единственный способ дать какое-то образование своему ребенку, когда обычные школы представляют собой формальную штамповку аттестатов, где историк ведет физику, информатику и еще танцы вдобавок», — считает Балакирев.
Никита Балакирев: «Для огромного пласта семей России онлайн-школа — единственный способ дать какое-то образование своему ребенку, когда обычные школы представляют собой формальную штамповку аттестатов, где историк ведет физику, информатику и еще танцы вдобавок»
Еще одна фишка онлайн-школ — использование цифровых технологий: нейросетей, голосовых помощников и других систем на базе искусственного интеллекта (ИИ), а также элементов геймификации. Цифровые технологии позволяют внедрять новые методики обучения и ориентироваться на предпочтения школьников, а еще заинтересовывать отстающих и формировать статистику: в «Умскул», например, нейросети помогают сравнивать прогресс учеников и оценивать эффективность обучения каждого.
Удивительно, что и репетиторы, которым онлайн-школы составляют прямую конкуренцию, и директора школ поддерживают онлайн-школы как явление. Мол, и бюджетнее, и детям удобно заниматься в таком формате (особенно если хватает мотивации). Но и критики в адрес «теневого» онлайн-образования слышится прилично.
За что критикуют онлайн-школы? Источники подчеркивают, что онлайн-школы — это прежде всего бизнесовая история, причем с большими расходами на маркетинг. Как следствие, маркетинг должен быть максимально эффективным, чтобы привлечь как можно больше клиентов. И тут зарыта собака.
«Структура маркетинга онлайн-школ построена на том, что они всегда станут приводить топовые результаты в своих статистиках, а ученикам, которые с ними не сдали ЕГЭ, будут просто давать бесплатный курс на следующий год. Такова методология — и это нормально», — рассказывает Балакирев. Скворцова вспоминает случай, когда школа по подготовке к ЕГЭ вдвое завысила количество стобалльников.
Второй момент — это уровень преподавания. Онлайн-школа, как считают наши спикеры, не наймет действительно сильного и опытного репетитора — дорого, а для репетитора переход от индивидуальных занятий к «массовости» — нежелательный дауншифтинг. Как следствие, качество подготовки в онлайн-школах под вопросом.
«В онлайн-школах преподавателями работают в основном вчерашние выпускники тех же самых онлайн-школ. Вас привлекают активной рекламой, говорят, что будут преподавать молодые преподаватели, которые сами недавно сдали ЕГЭ на высокие баллы. Это тоже маркетинговый выход, потому что в голове у людей сейчас есть такое убеждение, что старый человек не научит сдавать ЕГЭ», — согласен с позицией предыдущих ораторов Лопатин.
Хотя в самих онлайн-школах этот момент парируют: мол, они настолько уверены в своей системе подготовки, что даже в оферту включают пункт о гарантии высоких баллов. Но с оговоркой — 80 и более баллов получили ученики, которые занимались весь год и выполнили от 75% домашних заданий. Никакой магии, все снова упирается в мотивацию ребенка.
Еще сложнее оценить, сколько совокупно получают репетиторы, поскольку этот рынок в буквальном смысле находится в тени
Что в карманах у персональных наставников?
Еще сложнее оценить, сколько совокупно получают репетиторы, поскольку этот рынок в буквальном смысле находится в тени. Некоторые репетиторы, разумеется, «обелились», став самозанятыми, но значительная часть частных педагогов по-прежнему получает «зарплату в конвертах». По оценкам наших спикеров, их услугами пользуются порядка 40–45% от тех, кто в принципе оплачивает труд помощников при подготовке к ЕГЭ.
Этот рынок вовсе не умер с приходом онлайн-школ. Многие родители и ученики по-прежнему доверяют именно частным наставникам с хорошим резюме, обычно их фамилии передают по сарафанному радио друзьям и знакомым.
«Если школьник собирается поступать в высшее учебное заведение и оно первого уровня (КФУ, КНИТУ-КАИ, московские, петербургские вузы), то уверена на 80–90 процентов, что он будет заниматься с репетиторами», — делится директор одного из ведущих лицеев Казани и Татарстана. В пользу репетиторства говорит их опыт работы на этом попроще: персональные наставники из числа вузовских педагогов первыми начали готовить ребят к «страшному зверю» — ЕГЭ.
Сколько стоят занятия у репетиторов? Репетиторы и правда удовольствие недешевое: наши источники отмечают, что «крепкий, уверенный» профи, который занимается только частной практикой, берет от 2–2,5 тыс. рублей за занятие (1 час), за учебный год (9 месяцев) набегает 90 тыс. рублей. И это один предмет и одно занятие с наставником в неделю.
«Причем это не так, что ты платишь 90 тысяч рублей и „покупаешь“ себе 60–70 баллов, платишь 300 тысяч — и этого хватит на 90+. Нет. Все зависит от ребенка, но по теории вероятности за годичную подготовку в 90 тысяч рублей ты купишь дельту на 20–25 баллов, а дальше все зависит от старта. Если ребенок был с отличной школьной базой в 70 баллов, то занятий в течение года раз в неделю с крепким репетитором будет достаточно, чтобы побороться за 90+. Если у ребенка база в 30 баллов, то на 50 баллов он, наверное, сдаст», — объясняет Балакирев.
Если родители и сам ребенок «замахиваются» на 100 баллов, то идеальный вариант, по мнению самих репетиторов и директоров школ, — заниматься с 9-го класса раз в неделю. Так можно и к ОГЭ подготовиться, и залатать пробелы в знаниях, которые выявит экзамен в 10-х и 11-х классах. Обойдется удовольствие в среднем в 270+ тыс. рублей.
Большинство персональных наставников ушли в онлайн — это удобнее и для самих репетиторов, и для учеников
Как работают репетиторы? Большинство персональных наставников ушли в онлайн — это удобнее и для самих репетиторов, и для учеников. Сильные предметники на слуху у всей страны, потому репетитор из Казани обучает ребят по всей России и даже за ее пределами.
Но, в отличие от онлайн-школ, ресурс репетитора очень ограничен. Скворцова объясняет, что ей, например, комфортно провести 4–5 занятий в день: парочку в первой половине дня и 2–3 — во второй. За полный рабочий день репетитор может «поднять» 8–10 тыс. рублей, если занимается только этим. Но к популярному репетитору еще нужно попасть.
Да и на качество подготовки профессионалу не наплевать: педагоги, которые полностью перешли на ниву репетиторства, сильно заботятся о собственной репутации, а она формируется результатами. По крайней мере, на это смотрят родители.
«Подростки больше обращают внимание на бренд, не на регалии. Им вообще без разницы, кто ты, в основном смотрят на то, как материал подаешь. Думаю, онлайн-школы хорошо с этим экспериментируют. У меня один ученик говорит: „Вот нашел классного преподавателя“. Спрашиваю: почему он классный? Оказывается, потому, что в Dota играет и пишет ролики об этом», — рассказывает репетитор по математике и физике.
В чем сильные стороны репетиторов? Из явных плюсов работы репетитора наши спикеры выделяют контроль работы ребенка и индивидуальный подход к ученику. «Бывают дети, которые стесняются отвечать в классе, задавать дополнительные вопросы. Эта проблема решается при индивидуальном подходе, но некоторые родители предпочитают обращаться к репетиторам», — говорит директор одной из казанских школ.
Еще один плюс — у репетитора можно «купить» необходимый уровень квалификации, который не найдешь в онлайн-школе или школе у дома. «Если брать физику и математику, то в этих дисциплинах ничего особенно не меняется, работает советский подход: ты учишь дисциплину, потом сдаешь ЕГЭ. С информатикой не так, она идет в программирование. Это требует высокого уровня квалификации от репетитора. Если раньше было достаточно какого-то базового образования школьного учителя, на 60–70 баллов готовить [учеников] и на этом жить, то теперь нужно быть программистом, самому писать программы. На меньшее ученики не придут, с их стороны тоже есть запрос на более высокий уровень квалификации», — объясняет Балакирев.
За что критикуют репетиторов? Главное — высокая цена, в том числе и по причине нерегулируемости этого рынка: ценник за занятие репетитор устанавливает исходя из собственных амбиций. Как следствие — шанс нарваться на молодого, но распиаренного педагога, который не даст нужного уровня знаний. Стоимость занятия у грамотного спеца не может быть низкой, уверены игроки отрасли, не каждая семья может позволить себе хорошего репетитора, особенно если подтянуть нужно не один, а несколько предметов.
На занятия при школе ребята ходят, как говорится, для галочки. Считается, что для серьезной подготовки на высокий балл уровня обычного школьного преподавателя будет недостаточно
«Высокие результаты по ЕГЭ — заслуга школы»: где роль школы в подготовке к единому госэкзамену?
Курсы по подготовке к ЕГЭ, как правило, есть при школах, их посещают под 60–70% учеников школ. Стоят такие занятия обычно недорого — порядка 500 рублей в месяц, поэтому, говоря именно о рынке подготовки к единому госэкзамену, наши собеседники отводят этому сегменту подготовки к ЕГЭ не более 3–5%. Данный сегмент рынка также крайне сложно оценить по финансовой выручке, поскольку платежи оседают в общем котле внебюджетных доходов школ и не афишируются.
На занятия при школе ребята ходят, как говорится, для галочки. Считается, что для серьезной подготовки на высокий балл уровня обычного школьного преподавателя будет недостаточно. «Мое глубокое убеждение, что если педагог за 45 минут школьного урока, за свою зарплату не может нормально научить, то он потом хоть за полторы тысячи все равно не научит», — делится своими наблюдениями наш анонимный спикер из сферы образования.
Но опять же школа школе рознь. В некоторых особо продвинутых учебных заведениях даже пришкольных курсов может хватить для восполнения пробелов в знаниях и подготовки к экзаменам. Это объясняется еще и тем, что общий уровень «отборных» детей в таких школах, а также их мотивация к учебе и так на высоте.
Для престижных школ высокий средний балл ЕГЭ — это еще и магнит для будущих учеников. «Родители, которые хотят попасть в ту или иную школу, все равно в первую очередь будут смотреть на количество стобалльников, на результаты ЕГЭ. Поэтому в школу станут идти более мотивированные учащиеся», — напоминает директор казанской школы. За такими семьями впоследствии приходит репутация, атмосфера в классах, внебюджет. Через внебюджет поощряются учителя и лучшие выпускники.
«В РТ есть пласт гимназий, у которых базовый уровень очень высокий. Там подготовить на 90 баллов и выше ребенка реально. Плюс, если у молодого человека изначально высокий уровень мотивации (что не редкость в таких школах) и он настроен на итог от 90 баллов, с 8-го класса занимается, нарешивает, высокий результат вполне возможен и без дополнительных вложений», — рассуждает Балакирев.
Для престижных школ высокий средний балл ЕГЭ — это еще и магнит для будущих учеников
Опрошенные нами директора утверждают: при достаточной мотивации ученика и его упорстве в дополнительных курсах нет необходимости. Для успешной сдачи требуются в первую очередь знания, а во вторую — проработка навыков, техническая готовность ученика и др. При этом руководство любой школы так или иначе организовывает подготовку к ЕГЭ — через допзанятия или кружок.
«Высокий результат ЕГЭ — заслуга школы. Понятно, что все стараются, чтобы эти результаты были», — утверждает директор одной из школ-новостроек Казани. Наш спикер открыл в своем учебном заведении бесплатные курсы для подготовки к ЕГЭ, работу преподавателей школа оплатила за счет внебюджета.
Некоторые школы организуют и платные курсы — со своими педагогами, но цены очень демократичные. И посещают их почти все выпускники образовательного учреждения, в том числе и те, чьи родители могут оплатить и репетитора, и онлайн-школу.
За школой остается и важная социальная задача: не все семьи могут позволить себе репетитора или онлайн-школу, их единственная надежда на образовательное учреждение. А в некоторых случаях школьники и вовсе могут положиться только на учителей и директора. Например, есть дети из неблагополучных семей. Есть такие, которые учатся на свой максимум назло и показывают хороший результат.
За что критикуют курсы при школе? Не во всех школах имеются свои качественные кадры, которые могут натаскать ребят на сдачу ЕГЭ, особенно остро стоит вопрос с преподавателями-предметниками. И здесь не всегда идет речь о низком уровне компетенций самих педагогов. Между знанием физики и сдачей ЕГЭ по физике есть большая разница, и не всегда даже гениальный учитель сможет стать хорошим наставником по подготовке к единому госэкзамену.
«30–40 процентов российских школ вообще не имеют учителя информатики. Оценки ставят формально. Нормальных информатиков и не будет сейчас в школах, потому что это должен быть программист с хорошим образованием, а для него школа — отсутствие перспектив. Физиков годов с 80-х нет хороших, наверное», — делится Балакирев.
Второй минус — учителя, видимо пытаясь замотивировать школьников, намеренно нагоняют страха перед ЕГЭ. Но эффект получается обратный. «Школы сами породили те же онлайн-школы! Когда тебе годами твердят, что не сдашь единый госэкзамен, ты любые деньги отдашь тому, кто скажет: „Вы сдадите ЕГЭ“», — вспоминает журналист «БИЗНЕС Online», у которого свежи воспоминания о госэкзаменах и школе.
Меньше всех, по оценкам наших спикеров, от куска «егэшного пирога» откусывают курсы по подготовке к ЕГЭ при вузах
«Три ребенка ходили — все трое поступили»: как готовят к ЕГЭ на курсах при вузах?
Меньше всех, по оценкам наших спикеров, от куска «егэшного пирога» откусывают курсы по подготовке к ЕГЭ при вузах. Но, как и в случае со школами, наши собеседники могут лишь экспертно назвать приблизительную долю, которую таковые занимают на рынке (1–3%). Во-первых, не все высшие учебные заведения проводят подобные курсы. Во-вторых, такая подготовка оправданна, если при поступлении велика доля оценки за творческий экзамен, который проводит вуз самостоятельно, или, например, если ребенок точно определился, что именно в этот вуз он будет поступать, а во время курсов он познакомится и с самим вузом, и с педагогами.
«Среди выпускников этого года были три ребенка, которые ходили на курсы подготовки к единому госэкзамену при вузах — в КФУ и Университет Иннополис. Процент небольшой, но дети и планировали поступать в эти учебные заведения. Результаты ЕГЭ были отличными, все трое поступили туда, куда и хотели», — рассказывает директор одной из казанских школ.
Что предлагают в вузах? Большинство вузов предлагают подготовительные занятия один раз в неделю по несколько академических часов. Выбор предметов ограничен: например, в Энергоуниверситете готовят к ЕГЭ по физике, математике, русскому языку, к ОГЭ — по тем же предметам плюс обществознание. В КГМУ проводят вечерние образовательные курсы по русскому языку и профильным химии, биологии, а в рамках индивидуального курса «Репетитор» — еще и по физике.
Сколько стоят занятия при вузах? Стоимость обучающих курсов разнится от количества занятий и их длительности, но в среднем на курс длиной в 7–8 месяцев нужно готовить от 20 тыс. рублей. Так, курс в 128 академических часов в КФУ обойдется в 23,4 тыс. рублей, в КГМУ вечерний курс обучения одному предмету стоит почти 33 тыс. рублей, а индивидуальные занятия в рамках курса «Репетитор» — 76,3 тыс. рублей.
Среди вузов в этом отношении выделяется Энергоуниверситет: курс подготовки к ЕГЭ по одному предмету стоит 8,4 тыс. рублей, при этом занятия проводятся 3 раза в неделю. В аграрном университете в рамках подготовки к единому госэкзамену проводят и вовсе бесплатные подготовительные консультации. Занятия проходят с января по апрель-май 2024 года, 100 академических часов, из них 70 практических.
За что критикуют? В целом стратегию обучения при вузах считают устаревшей. Критика звучит в основном в части методологии преподавания предметов. Вузовские педагоги привыкли читать курсы более взрослым слушателям, а школьникам нужна иная, более простая подача материала.
С 9-го класса, а еще лучше с 8-го советуют начать подготовку и репетиторы, и школьные педагоги
«Ребенок, может, ни одного задания на ЕГЭ не решил, а тут он решает четыре-пять. Вроде прогресс колоссальный, но цели-то он все равно не достиг»: схема подготовки на максимальный балл
В завершение публикации нам хотелось бы пару слов сказать о том, какие есть секреты получения высоких баллов по ЕГЭ, и постараться сформировать некую стратегию подготовки к финальным госэкзаменам.
1. Готовиться заранее. С 9-го класса, а еще лучше с 8-го советуют начать подготовку и репетиторы, и школьные педагоги. Схема проста: ребенок повторяет пройденный материал к ОГЭ, заполняет пробелы, пишет основной госэкзамен и следующие два класса углубляет знания и работает над «слабыми местами». Балакирев считает, что подготовиться на 90+ баллов можно и вовсе бесплатно, если привить ребенку привычку с 8-го класса нарешивать примеры из ОГЭ и ЕГЭ с постепенным увеличением их количества. Весь вопрос — в привычке и мотивации.
«С каждым годом время подготовки к ЕГЭ увеличивается. Сейчас говорят, что чуть ли не с 9-го класса надо начинать. Если ребенок звезд с неба не хватает и учится в обычной школе, то действительно надо с 9-го класса начинать заниматься. А уж с 10-го — это точно, практика показывает, что у ребят гигантские пробелы в знаниях. У нас есть студенты, которые дроби не умеют переводить», — рассказывает Лопатин.
Еще один нюанс — индивидуальные особенности мозга ребенка. Одни схватывают на лету, другие долго раскачиваются и тяжело структурируют новую информацию в голове. Но ЕГЭ сдавать и тем и другим.
«Мы должны отталкиваться от самого ученика, его базы, его интеллектуального и психологического потенциала. Вот, например, буквально вчера ко мне поступил запрос на 90+ от мамы 8-классницы. У девочки четверка по предмету, поэтому мама и дочка хотят с 8-го класса потихоньку повышать уровень знаний, чтобы было комфортно подойти к ЕГЭ. Мне кажется, это самая комфортная и эффективная схема для большинства детей», — говорит Скворцова.
«Ко мне приходили ученики, им нужно было за две недели (ко времени „путинской“ пересдачи) из их „не порога“ сделать „порог“. И родители такие мотивированные, мол, будем заниматься по три часа каждый день. Результаты очень разные. Кто-то ОГЭ с „не порога“ на пятерку пишет, кто-то просто делает „порог“. Но краткое время для подготовки всегда история не очень, потому что бывает, что мозг оказывается не готов», — считает Балакирев.
2. Брать и школьные курсы подготовки, и курсы в онлайн-школе. Понятно, что количество и качество источников допподготовки к ЕГЭ зависит от родительского кошелька, но если у ребенка есть возможность ходить на бесплатные или бюджетные занятия при школе, этим нужно пользоваться. По опыту опрошенных спикеров, именно стратегия использования нескольких источников знаний — школьных курсов, репетиторов, онлайн-школ или интернет-лекций — имела наибольший успех.
3. Тренировать и hard skills, и soft skills. Знания знаниями, но волнения никто не отменял. Директор одной из казанских школ, который совсем недавно готовил выпускников к ЕГЭ по русскому языку, вспоминает, что ребята, которые уверенно шли на свои 100 баллов, в итоге получили 97–98 — сказалось волнение, а те, кто не ожидал абсолютного результата и писал более «расслабленно», как раз получили заветную сотку.
«Из года в год я наблюдаю, что есть дети, которые без репетиторов могут получить и получают высокие баллы. Для этого нужна мотивация и очень большая поддержка со стороны семьи. Есть и такие родители, которые „шантажируют“ детей, грозятся, что не будут платить за них в вузе, тюкают: „Ты не сдашь!“ Это один из рычагов родительского управления, но в данном случае нужна психологическая поддержка. Не надо пренебрегать работой психолога в школе», — говорит педагог.
***
Газета «БИЗНЕС Online» со своей стороны поздравляет всех школьников с первым учебным днем и желает всем ученикам упорно трудиться — и не только (не столько) ради балла ЕГЭ, но и ради знаний, которые, мы уверены, им пригодятся в жизни.
Инфографика: «БИЗНЕС Online»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 119
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.