«Джаз — это в первую очередь ритм, а татарская песня — мелодия, поэтому пазл складывается», — говорит известный российский джазмен, трубач, руководитель Большого джазового оркестра Петр Востоков. Он стал художественным руководителем первого международного фестиваля «Съезд диксилендов и этно-джазовых ансамблей стран БРИКС в России», который пройдет в Казани с 28 по 30 августа. В столицу РТ съедутся отечественные коллективы, представители стран БРИКС, группы из Турции, Ирана, Египта, ОАЭ, а в качестве мест для выступления в том числе будут фигурировать городские парки и скверы. Об идеологии фестиваля, его будущем и музыке дикси Востоков рассказал в интервью «БИЗНЕС Online».
С 28 по 30 августа в Казани пройдет первый международный фестиваль «Съезд диксилендов и этно-джазовых ансамблей стран БРИКС в России»
«Джаз — музыка дружелюбия, радости и творчества»
«Джаз — музыка дружелюбия, радости и творчества, игра интеллекта, проявление таланта мыслить быстро и точно, парадоксально и глубоко. Умение спонтанно импровизировать и быть „ансамблевым“ — будь то в музыкальных или иных коллективах и сообществах — необходимо всем людям без исключения: музыкантам и политикам, бизнесменам и госслужащим, рабочим и ученым, врачам и педагогам. Эпоха такая! Джаз приобщает ко всему новому, прогрессивному, к креативной, интересной, драйвовой жизни», — гласит фестивальный манифест «Съезда диксилендов и этно-джазовых ансамблей стран БРИКС в России».
В Казань на этой неделе приедут больше 20 коллективов со всего мира, президентом фестиваля является живая легенда российского джаза, народный артист России Алексей Козлов, председателем оргкомитета феста — глава АИР РТ Талия Минуллина, а художественным руководителем — руководитель Большого джазового оркестра Петр Востоков.
В столицу Татарстана съедутся отечественные коллективы, представители стран БРИКС, группы из Турции, Ирана, Египта, ОАЭ
Главной фестивальной площадкой станет сцена у нынешнего театра им. Камала (ул. Татарстан, 1). Большие концерты участников форума здесь пройдут 29 августа (начало — в 17.00) и 30 августа (начало — в 18:00). Однако выступления в течение этих дней состоятся не только здесь, будут задействованы городские парки, скверы и даже двухэтажный экскурсионный автобус. С подробной программой фестиваля можно познакомиться на его сайте. А худрука форума мы расспросили о задачах, которые стоят перед «Съездом диксилендов» в Казани.
«Главная идея фестиваля заключена в том, что на нем будет звучать музыка дикси»
— Петр, с 28 по 30 августа в Казани пройдет первый международный фестиваль «Съезд диксилендов и этно-джазовых ансамблей стран БРИКС в России». Вы, как художественный руководитель форума, расскажите о его основных задачах.
— Тут есть две составляющие — музыкальная и общественная. Я отвечаю за первую из них: главная идея фестиваля заключена в том, что на нем будет звучать музыка дикси. Это ранняя форма американского джаза, как мне кажется, одна из самых доступных для широкого слушателя. Что касается общественной части, то здесь все понятно: форум предваряет саммит стран БРИКС, который пройдет осенью в Казани. Создать фестиваль предложил музыкальный продюсер Михаил Фрейдлин, а уже непосредственным исполнителем является агентство инвестиционного развития Республики Татарстан.
Петр Востоков: «В джазе есть еще более важная особенность: люди, не говорящие на одном языке, могут играть вместе, импровизируя на сцене, играя мелодии, знакомые джазменам в любой стране — в России, Америке, Италии, Египте, да где угодно»
— Одна из задач фестиваля — укрепление контактов с дружественными государствами. Недаром у форума такой звучный слоган: «Джаз объединяет нас!».
— Музыка — очень неплохой инструмент для объединения людей. Для музыкантов всех стран существуют одни и те же гаммы и используют они все те же 7 нот. А в джазе есть еще более важная особенность: люди, не говорящие на одном языке, могут играть вместе, импровизируя на сцене, играя мелодии, знакомые джазменам в любой стране — в России, Америке, Италии, Египте, да где угодно. Это и есть классика джазовой музыки, поэтому музыканты имеют возможность выступать на одной сцене даже без репетиций. К тому же некоторые формы джаза доступны и привлекательны для большого количества слушателей. Джазовую музыку любят во всем мире, и в России она сейчас очень популярна.
— Среди российских участников форума есть и известные джазовые ансамбли с историей, например «Сибирский диксиленд», и молодые студенческие коллективы. По какому принципу отбирались коллективы, увидим ли мы в Казани некий срез отечественного джаза?
— Акцент сделан именно на музыку диксиленда, поэтому отобраны лучшие ансамбли, которые играют в этом стиле. Но география довольно обширна: приедут коллективы из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Новосибирска, будет замечательный «Уральский диксиленд» из Челябинска. Все это камерные ансамбли из 6–8 человек. Также будут представлены три больших оркестра — мой Большой джазовый оркестр, казанский женский оркестр «Фантазия» и детский оркестр из Ростова-на-Дону школы Кима Назаретова.
Петр Вадимович Востоков — российский джазмен, трубач, руководитель Большого джазового оркестра.
Родился в 1985 году в Москве. Обучался в МССМШ им. Гнесиных по классу трубы, затем — в Российской академии музыки им. Гнесиных на эстрадно-джазовом отделении. Уже студентом выступал в составе известных столичных коллективов — JVL Big-Band Виктора Лившица, биг-бенде Игоря Бутмана, «Арсенале» Алексея Козлова.
В 2006–2010 годах был артистом Государственного артиста джазовой музыки им. Лундстрема, в 2010–2018 годах — старшим преподавателем по классу трубы в РАМ им. Гнесиных.
В 2010 году создал и возглавил свой Большой джазовый оркестр. Коллектив выступает на ведущих концертных площадках страны, принимает участие в различных российских и международных фестивалях — «Триумф джаза», «Джаз в саду Эрмитаж», «Джаз Мэй», Международный фестиваль им. Чайковского в Клину и др.
В 2022 году Востоков был музыкальным руководителем проекта «Большой джаз» на канале «Россия-Культура». С 2023 года руководит джаз-оркестром «Академик-бэнд» Анатолия Кролла.
Напомню, фестиваль международный. У нас есть несколько ансамблей, которые представляют страны БРИКС и им дружественные. Это коллективы из Турции, Ирана, Египта, ОАЭ. Но они будут играть не совсем подобную музыку, а скорее этно-джаз — сплав джазовой музыки и народной.
— На чем специализируется ваш Большой джазовый оркестр, который приедет в Казань?
— Мы занимаемся воссозданием музыки прошлого по всем ее законам и правилам. В поле моего зрения есть образцы и мирового, и отечественного джаза. Но в последние 2−3 года наш оркестр делает упор именно на классику советского джазового и околоджазового искусства.
«В последние 2−3 года наш оркестр делает упор именно на классику советского джазового и околоджазового искусств»
«Олег Лундстрем 10 лет работал в столице РТ и зародил в ней традиции джаза»
— Вы уже упомянули казанский оркестр «Фантазия». А с чем или с кем еще ассоциируется столица РТ в мире джаза?
— Казань — город, который имеет настоящую джазовую историю. Обычно ее связывают с именем Олега Лундстрема. Он 10 лет жил и работал в столице республики и зародил в ней традиции джаза. Многие из его музыкантов остались в Казани после отъезда Лундстрема в Москву, и джазовая музыка здесь начала бурно развиваться. Также Казань славится знаменитым любителем джаза Василием Аксеновым. Он как раз застал его казанский расцвет в 1950-е.
Также на нашем форуме выступит казанский ансамбль «Симха». Это известный коллектив, который специализируется на клезмерской (еврейской народной) музыке. Эта традиция в Казани тоже имеет целую историю.
Еще в столице РТ есть замечательный биг-бенд, которым руководит Сергей Васильев. Это один из самых крепких джазовых оркестров страны, не считая, может, столичных. Здесь есть свои джазовые фестивали, свой джаз-клуб, то есть это город с активной джазовой жизнью и джазовой публикой. Я много раз выступал в Казани сольно и с местным оркестром, но никогда не приезжал со своим московским коллективом. Это будет интересный опыт.
— В репертуаре казанских джазовых коллективов есть импровизации на национальные темы. По-вашему, джазовая и татарская традиционная музыкальная культура совместимы?
— Думаю, да. Слушая казанские записи Лундстрема, можно долго спорить, джаз это или просто аранжированная для джазового оркестра музыка, но в любом случае она прекрасна, очень гармонична. Интересно, что джаз — это в первую очередь ритм, а татарская песня — мелодия, поэтому пазл складывается. А так джаз можно соединить и с русской, и с ориентальной, и с любой другой музыкой.
— Именно поэтому участники из Египта, Саудовской Аравии, ОАЭ и других стран представят преимущественно этно-джаз?
— Да. Но из некоторых стран, например из Китая, приедут настоящие джазовые ансамбли. С другой стороны, услышать этно-джаз и традиционные композиции тоже интересно. На фестивале будет много разной музыки, обо всей не расскажу, потому что я больше занимался российской частью. С иностранными коллективами взаимодействовал Михаил Фрейдлин, я же только мог послушать какую-то запись, утвердить ее или нет.
— Также на фестивале выступит Сводный международный оркестр БРИКС. Что это за коллектив и продолжит ли он существование вне фестиваля?
— Вопрос, будет ли продолжать существовать сам фестиваль. Если дебют пройдет успешно, будет здорово экспортировать его в страны БРИКС и проводить ежегодно. Сводный оркестр — это не отдельный коллектив, он предполагает участие в нескольких номерах всех участников фестиваля, когда много коллективов играют вместе. На финальном гала-концерте Сводный оркестр исполнит два номера: традиционный диксилендовый стандарт и одну очень популярную татарскую народную песню. Большое число прекрасных артистов объединятся на одной сцене. Не хочется, чтобы это была какофония, поэтому нам придется немножко порепетировать (смеется).
— Если фестиваль продолжит существовать, будет ли расширяться его география? Смогут ли в нем принять участие коллективы из Европы или США?
— В первую очередь фестиваль организован в рамках стран БРИКС. Но, думаю, в будущем принять участие могут все желающие. Прописанного положения о том, что, скажем, музыканты из Беларуси или США не могут приехать, нет. «Джаз объединяет нас!» — мы открыты любым творческим контактам.
«Вообще, диксиленд — это обозначение южных штатов США. Музыка дикси, как и весь джаз, вышла именно оттуда (напомню, диксилендом называются ранние формы джаза)»
«Диксилендовые ансамбли — маленькое подобие большого парадного оркестра»
— Расскажите немного о диксилендах как о важной и неотъемлемой части джазовой культуры.
— Вообще диксиленд — это обозначение южных штатов США. Музыка дикси, как и весь джаз, вышла именно оттуда (напомню, диксилендом называются ранние формы джаза). Эта традиция родилась на парадах, поэтому музыка дикси сходна с обычной парадной маршевой музыкой, но, естественно, «отджазированной» — с интонациями блюза, ритмическими новшествами, связанными с музыкой Карибского бассейна. Естественно, это веселые, жизнеутверждающие композиции, а сами диксилендовые ансамбли — маленькое подобие большого парадного оркестра.
Каждый инструмент представлен одним человеком. Например, в среднем регистре труба ведет мелодию, пониже ее контрапунктом поддерживает тромбон, а на октаву выше кларнет импровизирует на ту тему, которую играет труба. Так заполняется регистровое и гармоническое пространство. Еще есть ритм-секция, представленная банджо, барабанами и контрабасом. Если музыканту надо ходить на параде во время игры, вместо контрабаса может быть сузафон. Вот таких групп у нас будет штук 10.
— Как организована репертуарно-музыкальная часть фестиваля — в приоритете будут классические джазовые хиты или композиции, малоизвестные широкому слушателю?
— У всех по-разному, ограничений нет. Мой коллектив, скажем, представит диксилендовую музыку в оркестровом воплощении. Это отдельный интересный жанр, в котором оркестр исполняет музыку маленьких ансамблей, как бы обратно их увеличивая. Также у нас будет блок импровизаций на татарские темы и репертуар, связанный с именем Олега Лундстрема, как героя Казани.
— То, что концерты пройдут в парках, скверах и на других уличных площадках города, созвучно современным джазовым трендам?
— Это созвучно традициям музыки диксиленда. К тому же сейчас лето, и, даже если бы мы играли другую музыку, думаю, концерты все равно были бы на открытом воздухе. А композиции дикси сам бог велел исполнять в парках. У нас пройдет парад диксилендов, концерты на речном транспорте, в автобусах, хотя, будучи здесь, в Москве я пока не могу до конца представить, как будут выглядеть некоторые вещи.
«Сегодня в России много джазменов и все занимаются чем-то своим»
«Об этом спорят 100 лет, появилась ли у нас своя джазовая школа, что такое русский джаз»
— Недавно мы отпраздновали столетие российского джаза. Сформировалась ли за это время у нас национальная школа или джаз — все же американский продукт и мы в России его с небольшими изменениями только копируем?
— Об этом спорят все эти сто лет — появилась ли у нас своя джазовая школа, должна ли она появиться, что такое русский джаз. Тут сколько людей, столько мнений. За прошедшие десятилетия эта музыка сильно трансформировалась, в ней появилось много течений. Конечно, есть и такое понятие, как «советский джаз». Например, его легенда — недавно ушедший Герман Лукьянов, основатель популярного в СССР ансамбля «Каданс». Он как раз продвигал самобытную джазовую традицию, основанную на музыке выдающихся русских композиторов — Скрябина, Прокофьева и других.
Сегодня в России много джазменов и все занимаются чем-то своим. Есть музыканты, которые копируют образцы старого джаза, а есть те, кто пишет другую музыку, основывается на своих композиторских представлениях, в том числе используя фольклор народов России. И то и другое существует — и это замечательно! Музыка — многогранное искусство. Каждый ищет в ней то, что ему по душе, но подчеркну — здесь необязательно что-то копировать. В основе лежит импровизация, и речь идет только о ее масштабе использования. Джазовая музыка — это отдельный вид искусства, где ты играешь по определенным правилам. Кому-то может показаться, что какая-нибудь прозвучавшая композиция — копия, но на деле это никогда не будет исполнено каждый раз одинаково.
— За 150 лет существования джаз как музыкальное течение сильно трансформировался и его понятие несколько размылось. Что, по-вашему, есть современный джаз?
— Это огромный пласт разнообразнейшей музыки, порой диаметрально противоположной. Сегодня джазмены активно экспериментируют с электроникой, соединяют джаз с этнической и академической музыкой. Нельзя сказать, что из этого является более современным — сегодня джаз достиг такого развития, что сам стал классикой. Как мне кажется, это уже классическая музыка ХХ века, она существует в точных формах, строится по определенным канонам, но при этом непрерывно эволюционирует. В этом удивительный феномен джаза. По правде, джаз — это, возможно, даже не только музыка, а форма музицирования: взаимодействие людей на сцене, сам его процесс, и для кого-то из музыкантов он важнее чем результат.
— Где лучше формироваться будущему джазовому артисту? Подходят ли для этого государственные ДМШ или стоит отдавать ребенка в частные джазовые студии?
— В некоторых российских школах искусств есть отделения джаза. Нужно ли туда поступать или идти в джазовую студию? Об этом сегодня тоже много спорят. Я считаю, что ребенок должен получить хорошее академическое музыкальное образование. Оно никак не мешает влюбляться в джаз, рок, любую другую музыку и со временем вливаться в нее. Основа везде одна — это музыкальная грамота, теория музыки, владение инструментом или голосом. Джаз — такое же серьезное искусство, как и академическая музыка, и, ничего не зная, сразу начинать думать об импровизации — это странно. Сначала надо выучить букварь, прочесть много книг и только потом пробовать их писать. Но есть люди, которые хотят сразу писать целые книги. Примерно то же самое и в музыке.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.