«Без системы образования ни одно серьезное мероприятие не может пройти на самом высоком уровне», — говорил на августовской конференции педагогических работников Казани глава минобрнауки РТ Ильсур Хадиуллин о нагрузке на учителей. Вопрос семейного образования «очень серьезный», а закрепляемость молодых специалистов, которая теперь станет KPI для директоров школ, высокая. О том, как начальник управления образования Ирек Ризванов попросил по-новому взглянуть на роль воспитателя, а мэр татарстанской столицы Ильсур Метшин отчитался о строительстве школ и модернизации столовых, — в материале «БИЗНЕС Online».
С утра в гимназии №184 в микрорайоне ЖК «Светлая долина», что называется, кипела жизнь
Окопные свечи, робот-собака и «Инспектор Паркинг»
Ровно через неделю после республиканской августовской конференции педагогических работников настала очередь подвести итоги казанского образования. С утра в гимназии №184 в микрорайоне ЖК «Светлая долина», что называется, кипела жизнь. На КПП несколько сотрудников встречали своих знакомых учителей, директоров школ и детских садов. А вот к незнакомым здесь в этот день относились с настороженностью: то ли всех гостей обязательно должен был кто-то встретить, то ли антитеррористическая безопасность.
Тем не менее не попавшие в пробку на Мамадышском тракте гости успели еще и ознакомиться с выставкой, расположившейся сразу в трех холлах второго этажа. Там можно было увидеть достижения некоторых школ, вузов и образовательных центров. В их числе, например, технический клуб школы «СОлНЦе», ученики которой выстроились с медалями на шее. По соседству передовая инженерная школа КНИТУ «ПромХимТех» и Институт искусственного интеллекта, робототехники и системной инженерии (ИИРСИ) КФУ, который привез робота-собаку, управляемого ИИ.
Среди всех площадок особенно выделялся стенд школы №101 им. Полушкина поселка Дербышки. Его представляли школьницы с большими белыми бантами в форме «Юнармии». «Из остатков церковных свечей, парафина и картона, стеарина делаем окопные свечи. Есть разные виды, они могут гореть 8 часов», — рассказали ученицы корреспонденту «БИЗНЕС Online». А их педагог-организатор Эльвира Сафина добавила: «Мы отправляем гуманитарные грузы в зону спецоперации. Наша школа — площадка волонтерского отряда». В основном они собираются в школе на выходных и даже проводят мастер-классы для жителей поселка: кроят подушки в виде косточек для удобства и собирают сухой душ — набор из одноразового полотенца и губки, пропитанной специальным медицинским средством. Кроме того, в школьной столовой для бойцов готовят еще и чак-чак. «Испекли уже более 700 килограммов. Делаем все сами, помогают и учителя, и дети, и пожилые. Кроме нас, никто не делает, а отправляем по заявкам полков», — добавила директор школы Татьяна Петрова.
Ученик 9-го класса школы №98 Эмиль Сайфуллин представлял школьный кванториум, где изучают робототехнику, лазерные технологии, программирование и 3D-моделирование. Одним из представленных проектов был «Инспектор Паркинг» — это прототип робота, с которым Сайфуллин выиграл всероссийскую олимпиаду. «Он нацелен на охрану парковочных зон. Робот камерой считывает номера, отправляет предупреждения о завершении времени бесплатной парковки. Определяет, заклеены ли номера. У робота есть клешня, с помощью которой он может снять бумажку или протереть номера от грязи», — объяснил Эмиль задумку, добавив, что в будущем робота можно развить и представить спонсорам.
Также на стенде были и проекты, созданные при помощи 3D-принтера из экологического пластика, который создается на основе тростникового сахара.
Началось совещание с объемного доклада начальника управления образования исполкома Казани Ирека Ризванова
Экологическая повестка, семейное образование, профориентация и закрепляемость кадров
Само совещание прошло в актовом зале, где собрались мэр Казани Ильсур Метшин, министр образования и науки РТ Ильсур Хадиуллин, главы районов, а также работники образования. Началось все с объемного доклада начальника управления образования исполкома Казани Ирека Ризванова.
В этом году государственная итоговая аттестация (ГИА) прошла для 19 тыс. выпускников Казани. Профильную математику написали лучше, чем в прошлом году. Средний балл ЕГЭ — 70,5, что на 7 баллов больше, чем в 2023-м. Кроме того, казанским выпускникам удалось улучшить средний балл по 9 предметам — биологии, химии, физике, английскому языку, истории, литературе, французскому и немецкому языкам. А вот средний балл по русскому языку составил 67,1, что меньше на 4 балла. Результаты по обществознанию, информатике, географии также оказались ниже результатов прошлого года.
Вот еще основные тезисы из выступления Ризванова:
- В прошлом учебном году в Казани запустили проект по поддержке школ, где выявлена невысокая успеваемость. Команды 10 учреждений прошли обучение в Высшей школе экономики. Также им выделили 5 млн рублей на укрепление материально-технической базы. В итоге наблюдается положительная динамика по результатам ЕГЭ. Мэр Казани выразил готовность кратно увеличить сумму: «Готовьте предложение, мы обязательно поддержим».
- На семейном образовании находятся 2,3 тыс. человек — они нуждаются в особом внимании. Качество результатов экзаменов таких учеников, как правило, ниже по сравнению со школьниками, которые обучаются по очной форме. Поэтому среди родителей и детей нужно проводить качественную разъяснительную работу. «Переход на семейное образование должен быть крайней, вынужденной мерой, а не модной тенденцией», — подчеркнул Ризванов.
- На заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников казанские ребята привезли 148 медалей. «Мы остаемся городом-миллионником с самым большим количеством призеров и победителей на 100 тысяч населения, обгоняя по данному показателю Москву и Санкт-Петербург», — похвалился Ризванов. В этот момент в зале кто-то не сдержался и практически в полный голос сказал: «Ура».
- В столице РТ наблюдается высокая закрепляемость молодых специалистов. Большинство педагогов, придя в школу, «остаются, а не уходят, разочаровавшись». В 2023 году в образовательные организации трудоустроились 357 молодых специалистов. Сегодня доля молодых педагогов в возрасте до 35 лет составляет 32% — это на 9% выше российских показателей. «Коллеги, привлечение молодых педагогов и создание для них благоприятных условий — одна из важнейших задач каждого руководителя уже сегодня, — указал Ризванов. — Хочу обратить ваше внимание на то, что в новом учебном году трудоустройство и закрепление молодых специалистов станут одним из показателей работы руководителей».
- В систему казанского образования приезжают работать педагоги не только из районов республики, но и из других регионов. За последние два года в Казань переехали 153 педагога из 23 субъектов РФ.
- Одним из приоритетных направлений остается профориентация. Работу нужно начинать с раннего возраста. «Только задумайтесь! Если ребенок с четырех лет будет каждый месяц знакомиться с какой-либо новой для себя профессией, то к 12 годам он сможет получить представление о 100 разнообразных направлениях деятельности — от строителя до дизайнера виртуальной реальности», — привел пример Ризванов.
- Особое внимание в новом учебном году необходимо уделить мониторингу выбора экзаменов по химии, физике, биологии, информатике. Также важно отслеживать долю детей, обучающихся в профильных классах и выбравших профильные предметы.
Также Ризванов попросил по-новому взглянуть на роль воспитателя и классного руководителя. По его словам, необходимо взять на контроль воспитательную работу, создать методические объединения, поощрять лучшие практики и организовывать повышение квалификации.
Профильную математику написали лучше, чем в прошлом году. Средний балл ЕГЭ — 70,5, что на 7 баллов больше, чем в 2023-м
В контексте современного развития страны важно патриотическое воспитание. Яркий пример — юнармейское движение. Еще одно важное направление — экологическое просвещение. «В новом учебном году одной из наших приоритетных задач будет экологическая повестка. Мы все хотим видеть будущее устойчивым, то есть таким, где соблюдается баланс отношений человека и природы. Казань уже сейчас учится проектировать город, учитывая экологические, экономические и человеческие ресурсы на многие годы вперед», — указал Ризванов.
Поддержал этот посыл и Метшин. Зеленая повестка, устойчивое развитие и сохранение природных ресурсов — один из важнейших городских приоритетов, подчеркнул он. «Просто задумайтесь. Когда я начинал работать, в Казани собирали 500 тонн мусора, а сейчас ежедневно 1,5 тысячи тонн, а в праздники — 1,8 тысячи. Мы из этого города никуда не уедем, вокруг Казани 900 гектаров мусорных полигонов [с учетом санитарных зон]. Я прошу уделить этому внимание», — попросил градоначальник.
Ильсур Хадиуллин: «Ребенок наш, мы его приняли в первый класс, довели до 9-го. Не надо избавляться от ребенка в 9-м классе»
«Если на семейное образование ребенок переходит в 9-м классе в конце апреля — это преступление!»
Тему профильного образования выделил и Хадиуллин. Но сначала он признался, что ему «приятно находиться» на конференции столичного образования (неудивительно — 10 лет, вплоть до 2017 года, он возглавлял столичное управление). А чуть позже заметил: «Аура очень хорошая». Предприятия, по его словам, должны быть заинтересованы в подготовке кадров со школьной скамьи. А в школах надо обеспечить условия для работы по инженерному, техническому и другим направлениям.
Что касается семейного образования (все-таки нужно было «немножко покритиковать»), то этот вопрос «очень серьезный».
«Вы должны знать: если на семейное образование ребенок переходит в 9-м классе в конце апреля — это преступление! — обозначил позицию Хадиуллин. — На начало учебного года количество „семейников“ гораздо меньше, а к концу их становится больше. Чтобы показать результаты, мы не должны идти на такой шаг. Ребенок наш, мы его приняли в первый класс, довели до 9-го. Не надо избавляться от ребенка в 9-м классе», — призывал Хадиуллин.
С 1 сентября в российских школах начнет действовать запрет на использование мобильных во время занятий
Говоря о детских садах, министр отметил, что работа с родителями сложнее, чем работа с детьми. Но при этом родители должны знать, что за каждым ребенком в группе осуществляется контроль и забота. «Поэтому, пожалуйста, чтобы дети не пропадали — чтобы заборы были закрыты, чтобы через заборы не проникали и не уходили», — потребовал-попросил Хадиуллин. И перешел к теме телефонов: «Уходят тогда, когда ребенок остается без внимания, потому что [учителя] отвлекаются на телефон. Это тот фактор, который отвлекает и детей, и учителей, и воспитателей. Телефоны мы должны оставлять там, где они должны храниться». Он напомнил, что с 1 сентября в российских школах начнет действовать запрет на использование мобильных во время занятий. «Это жестко должно пресекаться! — подчеркнул Ильсур Гараевич. — Конечно, примером должны быть наши учителя: чтобы во время урока никуда не уходили, не выходили, чтобы разговоров не было».
Пояснил он и свои слова о снижении нагрузки учителей. Неделю назад министр просил раиса РТ Рустама Минниханова «дать поручение главам районов, руководителям министерств и ведомств о соблюдении прав педагогических работников, а именно — исключить из практики возложение на них работы, не относящейся к образовательной деятельности». Это, как он отметил, не означает неучастие учителей и директоров в общественной жизни страны, республики и города. Речь, по его словам, идет о снегопадах, дождях, ливнях и «других моментах». «Когда происходят такие катаклизмы — чтобы с уроков учителей не снимали, не направляли на выполнение каких-то других не свойственных педагогу работ. Вот об этом речь! А о снижении нагрузки… Над этим мы будем работать, заниматься — и считаю, что у нас это получится», — пояснил министр.
Ильсур Метшин: «Образование — бег на длинную дистанцию. Успех тут всегда — это сумма множества слагаемых, каждое из которых имеет свое огромное значение»
«Я слышу 25 лет: вот снижаем-снижаем-снижаем эту нагрузку»
Через 10 дней более 250 тыс. детей в Казани переступят порог детсадов и школ. Вместе с родителями это 50% населения города. Все они причастны к казанскому образованию, подхватил Метшин.
Он немного остановился на социально-экономическом развитии столицы РТ и напомнил о проведении саммита БРИКС этой осенью. «Для нас это и большая честь, и большая ответственность, и — скажу прямо — еще одна возможность привлечь финансирование для модернизации городской инфраструктуры», — отметил он. В этом году благоустроено 18 парков и скверов, отремонтировано 40 участков дорог, также будут капитально отремонтированы 179 домов. А по итогам первого полугодия Казань посетили свыше 2,1 млн туристов.
Власти используют любой шанс на участие в различных программах для строительства новых школ и детсадов. Сегодня Казань — рекордсмен среди городов-миллионников по строительству образовательных организаций. Только за последние 10 лет построили 90 детских садов и 25 школ. «Эти объекты никто нам на блюдечке не принес. Мы боролись за появление в городе каждой новой школы, каждого нового детского сада. Эту работу мы ведем вместе и будем вести, пока не закроем все наши потребности», — пояснил градоначальник.
В ближайшее время завершится проект по модернизации школьных столовых. В новом учебном году обновленные рестораны появились в 17 школах. А всего их теперь 184. «Нам осталось немного — и мы завершим модернизацию всех пищеблоков и дизайнерский ремонт обеденных залов по индивидуальной концепции для каждой школы. И перейдем к детским дошкольным учреждениям», — добавил Метшин.
«Образование — бег на длинную дистанцию. Успех тут всегда — это сумма множества слагаемых, каждое из которых имеет свое огромное значение. Сегодня я бы хотел особо выделить три из них, которые обычно остаются в тени, уступая пальму первенства итогам ЕГЭ, планам на капремонт. Я бы хотел поговорить об открытости, уважении к педагогу и связи образовательного процесса с практикой», — продолжил мэр.
Говоря об открытости, он напомнил о дневниках родительского контроля: «Когда мы открыли наши двери, пригласили родителей в школьные столовые, после этого практически на ноль сошли жалобы на качество школьного питания в СМИ и надзорные органы». Метшин отметил: сотрудничество с родителями надо развивать, а для этого — найти новые формы и методы взаимодействия.
Самое страшное — когда учитель чувствует себя уязвимым и беззащитным. Необходимо не давать выгорать педагогам, вернуть их «из сервисной роли, которую им ложно навязали, в центр школьной жизни». Подсветил он и тему снижения бюрократической нагрузки на учителя. «Я слышу 25 лет: вот снижаем-снижаем-снижаем эту нагрузку. Ильсура Гараевича спросил, он говорит: „Первые пять пунктов убрали, в оставшиеся переписали еще 10“. Не знаю, что должно случиться, кто еще должен на это повлиять, чтобы у вас было поменьше писанины. Надеемся, что все-таки эта работа продолжится», — сказал Метшин под аплодисменты зала.
Необходимо не давать выгорать педагогам, вернуть их «из сервисной роли, которую им ложно навязали, в центр школьной жизни»
Важно сформировать у каждого ученика умение ориентироваться на рынке труда — работу надо начинать с детского сада. «Своевременная профориентация позволит детям не зацикливаться на высшем образовании как главной цели после выпускного», — считает градоначальник. Важна связь бизнеса и сферы образования в вопросах подготовки кадров. Например, для создания специальных профильных классов, оснащения этих классов, проведения стажировок на предприятиях.
Завершая выступление, Метшин обратил внимание на бурные аплодисменты, которыми учителя встречали Хадиуллина. «Одно неизменно — вы также уважаете нашего министра, — обратился мэр к присутствующим. — Он был ректором Института развития образования (в 2004–2007 годах — прим. ред.). Мы ему дали почему-то слово, и [прозвучал] гром аплодисментов, люстры тряслись. Я говорю: „А что это его так любят?“ Это важно! 20 лет прошло, Ильсур Гараевич, а уважение к вам и авторитет, где бы вы ни работали, остаются неизменными».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 106
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.