Рустам Хайруллин: «Наша главная цель, чтобы человек в свободное для него время в легкой форме получил базовые понятия о своей вере, традициях» Рустам Хайруллин: «Наша главная цель, чтобы человек в свободное для него время в легкой форме получил базовые понятия о своей вере, традициях»

«В «Гаиля» могут приходить и дети, и их родители, даже бабушки с дедушками»

— Рустам хазрат, до начала нового учебного года остаются считаные дни, вы с 1 сентября в «Гаиля» вновь запускаете примечетские курсы по основам ислама. Кто может их посещать?

— Да, по милости Всевышнего мы 1 сентября открываем примечетские курсы, они подойдут для всех членов семьи. В мечеть «Гаиля» могут приходить и дети, и их родители, даже бабушки с дедушками. Мы стараемся делать эти курсы в удобное время, если люди работают, то для них подойдет вечернее время, выходные дни, пенсионерам может подойти и дневное время. Обучение идет в три смены: утром, днем и вечером. А для тех, у кого вообще нет времени, мы подготовили несколько путей, один из них — это онлайн-курсы. Человек обучается на основе видеокурса, а если ему требуется консультация, он может прийти к нам, мы сами даже можем выехать к человеку, чтобы провести индивидуальные занятия. Выполним все «хотелки», ведь наша цель — провести ликбез, чтобы человек стал религиозно грамотным.

— На каком языке проходит обучение?

— Мы понимаем, что не все владеют татарским языком, поэтому для таких учеников делаем русскоязычные группы. В то же время стараемся проводить и занятия по татарскому языку, чтобы тот, кто хочет овладеть своим родным языком или улучшить свои знания, мог это сделать.

Повторюсь, наша главная цель — чтобы человек в свободное для него время в легкой форме получил базовые понятия о своей вере, традициях. Даже простые вещи — например, человек утром просыпается и знает, с какой ноги встать, какую молитву читать перед уходом из дома на работу, как делать курбан и так далее.

«У нас на курсах более 600 учеников, более 40 преподавателей, очень опытные муаллимы, которые в совершенстве владеют педагогическими методиками» «У нас на курсах более 600 учеников, более 40 преподавателей, очень опытные муаллимы, которые в совершенстве владеют педагогическими методиками»

— Есть какие-то ограничения по возрасту учеников?

— У нас есть различные возрастные категории. Например, в «Гаиля» есть группа «Тәрбияле бала» («Воспитанный ребенок»), куда ходят с 3 лет, их каждый день приводят родители, и ребята в игровой форме изучают основы ислама. У нас на курсах более 600 учеников, более 40 преподавателей, очень опытные муаллимы, которые в совершенстве владеют педагогическими методиками. А преподаем мы по стандартам, утвержденным ДУМ РТ. Взрослому, пришедшему после работы, нужно по одной методике преподавать, школьнику после уроков — по другой.

— Понятно, что ребенку легче освоить материал, чем тому же пенсионеру.

— Я всегда шучу, что мы стараемся сделать наши курсы 0+, то есть чуть ли не с грудного возраста (кстати, у нас есть проект «Под сердцем», где обучают будущих мам), а самая старшая наша ученица недавно справляла юбилей — ей исполнилось 90 лет. Поэтому не надо стесняться, мол, я уже пожилой и не смогу учиться, наши преподаватели к любому человеку найдут подход. Да, как говорит татарская пословица, то, что изучил в детстве, оно как вырублено на камне, а то, что изучаешь в старости, как будто на воде написано. У нас трехгодичные курсы, и, скажем, бабушки просто не хотят их покидать, просят продлить. Оказывается, как только начинаешь учиться в пожилом возрасте, сначала бывает тяжело, но потом втягиваешься в работу. По окончании курсов наши ученики ходят друг к другу в гости, проводят совместные чаепития, ездят вместе на экскурсии в Болгар и так далее.

«В мечеть „Гаиля“ часто приходят мамы, просят делать дуа за здравие детей, а иногда жалуются, что сын выпивает, кричит на родителей, то есть в детстве что-то упустили. Мы занимаемся не только образованием, но и воспитанием» «В мечеть «Гаиля» часто приходят мамы, просят делать дуа за здравие детей, а иногда жалуются, что сын выпивает, кричит на родителей, то есть в детстве что-то упустили. Мы занимаемся не только образованием, но и воспитанием»

«Есть те, кто по окончании медресе возвращается к нам в качестве преподавателей»

— По окончании ваших курсов есть ли возможность поступить в мусульманские учебные заведения?

— Мы благодарны нашему правительству, что в Татарстане выстроена вся система высшего религиозного образования. Но мы не ставим себе цель сделать из ребенка муллу или абыстая. Мы хотим, чтобы курсанты знали свои традиции. Как говорит наш главный казый Джалиль хазрат Фазлыев: если мы с детства не будем объяснять ребенку веру, что, где бы ты ни был, Всевышний тебя видит, то в старости мы будем Ему жаловаться на своего ребенка.

В мечеть «Гаиля» часто приходят мамы, просят делать дуа за здравие детей, а иногда жалуются, что сын выпивает, кричит на родителей, то есть в детстве что-то упустили. Мы занимаемся не только образованием, но и воспитанием. Нам, хазратам, часто жалуются, что раньше дети были воспитаны, уступали место в трамвае, а сейчас молодежь не такая, когда я такое слышу, то понимаю — мы тоже недорабатываем. Бывает, что родители запускают ребенка, он становится хулиганом и его приводят к нам на перевоспитание. Хвала Аллаху, когда удается его перевоспитать.

«Мы ждем всех, для этого нужно прийти в нашу мечеть, у нас на вахте сидит человек, можете выбрать, в какую смену вам удобно записаться на курсы» «Мы ждем всех. Для этого нужно прийти в нашу мечеть, у нас на вахте сидит человек, можете выбрать, в какую смену вам удобно записаться на курсы»

— И все же что насчет дальнейшего образования по окончании курсов в «Гаиля»?

— Мы даем направление, наш выпускник может поступить в любое медресе, они на хорошем счету во всех учебных заведениях. Бывает так, что приходит человек, который у нас не учился и просит направление, но мы так сделать не можем, поскольку дорожим репутацией. Есть те, кто по окончании медресе возвращается к нам в качестве преподавателей. «Гаиля» в этом году исполнилось 11 лет, за это время мы наработали большую базу. За это время, конечно, многие учителя и постарели, что поделать. Например, Язиля-апа вместо себя оставила преемницей свою ученицу, которая продолжает традиции. Нам очень нравится эта преемственность. У нас есть все условия для обучения.

Спасибо всем, кто помогает, в том числе «БИЗНЕС Online», ведь благодаря вашей газете, например, мы решили вопрос газификации, нашелся человек, который, прочитав статью, закрыл данный вопрос. Мы ждем всех. Для этого нужно прийти в нашу мечеть, у нас на вахте сидит человек, можете выбрать, в какую смену вам удобно записаться на курсы, нужно заполнить анкету.

«Мы, как мечеть „Гаиля“, стараемся быть полезными нашему народу, ежегодно проводим анкетирование: если бы я был имамом, то чтобы сделал?» «Мы, как мечеть «Гаиля», стараемся быть полезными нашему народу, ежегодно проводим анкетирование: если бы я был имамом, то чтобы сделал?»

«По милости Всевышнего примечетские курсы бесплатны»

— В какую сумму обойдется обучение на ваших курсах?

— По милости Всевышнего примечетские курсы бесплатные, разве что ученики могут сами собраться, провести совместное чаепитие. Для нас это не бизнес-проект, еще раз скажу, что цель — ликвидировать религиозную безграмотность. Ведь если будет вера, грамотность, воспитанность, то и бесчестия в мире будет намного меньше.

— Но это же затратное дело для мечети, нужно платить за «коммуналку», зарплату преподавателям, покупать оборудование и так далее.

— Да, это так, но по милости Аллаха у нас в «Гаиля» полный хозрасчет. Мы не получаем никаких дотаций от государства, мечеть — самостоятельный финансовый орган, сама должна думать о том, как ей заработать.

Поэтому стараемся предоставлять различные платные услуги. Например, у нас есть специальные банкетные залы, ведь не секрет, что у большинства людей жилье не такое большое, чтобы вместить всех гостей, а тут можно провести обряды никаха, имянаречения, поминки, разные семейные праздники. Наши повара готовят блюда из разнообразного халяльного меню. Естественно, мы берем за это определенную плату, кстати, одну из самых низких в Казани. За счет этого покрываем коммунальные расходы, платим сотрудникам мечети, преподавателям.

— Какова вместимость банкетных залов?

— Есть залы на 30, 40 и 100 человек, каждый может прийти, есть возможность провести любые мероприятия. Пожалуйста, приходите: я думаю, вы не будете разочарованы. Хвала Аллаху, банкетные залы не стоят пустыми, поэтому просьба: если вы собираетесь провести какое-нибудь мероприятие у нас, то надо обращаться заранее, связаться с нашим администратором и забронировать места.

Мы, как мечеть «Гаиля», стараемся быть полезными нашему народу, ежегодно проводим анкетирование: если бы я был имамом, то чтобы сделал? Благодаря такому опросу у нас появилась детская площадка, где независимо от вероисповедания абсолютно все могут приводить своих детей. Также мы открыли родник, отсюда любой желающий может брать воду. Мы хотим быть полезными людям, есть у нас даже служба знакомств «Адәм белән Хава».

— Служба знакомств — это на самом деле актуально: исповедующие ислам девушки и молодые люди жалуются, что трудно найти себе пару.

— Это верно. Не помню где, в Индонезии или Малайзии, существует даже государственная программа знакомств, там человек заполняет анкету, где более тысячи вопросов, и компьютер подбирает наиболее актуальные варианты. У нас пока такого нет, но приближаемся, кроме того, проводим различные встречи для молодежи.

Сейчас, к сожалению, возраст молодоженов с каждым годом становится все больше. Если раньше в 20 лет создавали семью, то сейчас и 40-летние только вступают в брак, даже старше. Думаю, нас портит западное влияние, когда девушки ищут себе парня с квартирой, машиной; не понимают, для того чтобы стать женой генерала, нужно выйти замуж за курсанта, лейтенанта.

— Важно и сохранить семью. Не секрет, согласно статистике, более половины семейных пар распадается.

— При службе знакомств «Адәм белән Хава» существует и служба сохранения семьи, у нас есть анонимный федеральный номер телефона доверия 8 (800) 222-05-62, куда бесплатно можно позвонить, излить душу, спросить совет. Здесь можно поговорить с психологом, имамом. Если нужна офлайн-встреча, мы приглашаем людей к себе.

Еще мы открыли «Мәрхәмәт бүлмәсе» («Комната милосердия»), где собираем от населения вещи, обрабатываем их и раздаем нуждающимся. Даже не думал, что так много людей, которым нечего надеть. Также специально с благотворительным проектом «Приютом человека» открыли пункты питания, где ежедневно кормим более 100 человек.

Мы мечеть «Гаиля», по-татарски это «Семья». У нас как раз Год семьи, поэтому хотим донести до людей важность вечных семейных ценностей.