«Мы можем все что угодно поставить на учет, предусмотреть меры административного воздействия, но остается одна проблема: кто будет правоприменительной практикой заниматься?» — задаются вопросами эксперты, комментируя инициативу включить питбайки в список регистрируемых транспортных средств. Такая идея накануне прозвучала в мэрии Казани — за 2024 год в городе произошло 6 ДТП на мини-мотоциклах, один человек погиб, а в трех инцидентах за рулем были несовершеннолетние. На проблему ранее обращал внимание и раис Татарстана Рустам Минниханов. Теперь нужна законодательная инициатива. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
«Квадроциклы, питбайки, скутеры и тому подобное — ребенок за рулем этих совсем не детских игрушек представляет угрозу для себя и окружающих!»
«Подростки не знают ПДД и выезжают на проезжую часть»
«Недопустимо бесконтрольно разрешать подросткам и детям управлять транспортом даже в местах, где, казалось бы, опасности нет. Квадроциклы, питбайки, скутеры и тому подобное — ребенок за рулем этих совсем не детских игрушек представляет угрозу для себя и окружающих!» — обращался в середине июля раис РТ Рустам Минниханов к татарстанцам из-за участившихся аварий с детьми на дорогах. Так, 12 июля в Сокурах произошло ДТП с участием двоих несовершеннолетних на квадроцикле — 10-летний водитель скончался на месте. А 26 июля уже в Зеленодольском районе на квадроцикле разбился другой 10-летний мальчик. 8 августа в Лениногорском районе подросток на питбайке столкнулся с лошадью — от полученных травм он скончался на месте.
Вот еще несколько примеров, когда квадроциклами или питбайками управляли несовершеннолетние:
- 13 июля в селе Теньки Камско-Устьинского района сотрудники ГАИ остановили квадроцикл с 9-летней девочкой за рулем, ее пассажиру было 11;
- 3 августа в Пестречинском районе 13-летний водитель питбайка, выехав на встречку, влетел в автомобиль LADA;
- 4 августа в Казани на ул. Школьной 15-летний водитель питбайка столкнулся с автомобилем Chevrolet;
- 11 августа в Зеленодольском районе сотрудники ГАИ остановили 9-летнего мальчика на квадроцикле.
Накануне ситуацию с питбайками обсудили в исполкоме Казани на заседании комиссии по безопасности дорожного движения, сообщили в пресс-службе мэрии столицы РТ. В городе с января по июль произошло 6 ДТП на питбайках, один человек погиб, а в трех инцидентах за рулем были несовершеннолетние, рассказал врио начальника ОГИБДД УМВД России по Казани Артур Газизов. «Подростки не знают ПДД и выезжают на проезжую часть, а родители, подарившие чаду долгожданную игрушку, не думают, что это прямой путь к трагедии», — отметил он.
Как «БИЗНЕС Online» сообщили в пресс-службе управления Госавтоинспекции МВД по РТ, с начала года с участием водителей мототранспорта зарегистрировано 156 ДТП, в которых 13 человек погибли, 162 пострадали. С участием детей зарегистрировано 23 ДТП, в них один ребенок погиб, 24 пострадали. Для сравнения: за аналогичный период прошлого года произошло 19 аварий, один ребенок погиб, пострадали — 22. За нарушение ПДД в отношении водителей мототранспорта составлено почти 3,5 тыс. административных материалов.
С участием лиц, управляющих средствами индивидуальной мобильности (СИМ), зарегистрировано 28 ДТП, в которых 1 человек погиб, 29 пострадали. В прошлом году погибших не было. С участием детей зарегистрировано 9 ДТП, 11 человек пострадали. За нарушение ПДД в отношении лиц, управляющих средствами индивидуальной мобильности, автоинспекторами составлено 1,3 тыс. административных материалов.
Российским законодательством статус питбайков четко не определен. Эти мини-мотоциклы не являются транспортным средством (ТС), для управления не нужна регистрация в ГАИ и водительские права, возрастных ограничений на управление нет. Поэтому ездить на таких мини-мотоциклах можно только по бездорожью или на тренировочных площадках — они не предназначены для движения по дорогам общего пользования. Более того, питбайки продаются как спортинвентарь, т. е. как мячи, клюшки или экипировка.
При этом наказание за езду на дорогах общего пользования на питбайках законом не предусмотрено. Однако водителю может грозить штраф 500 рублей за управление транспортным средством при отсутствии при себе водительского удостоверения (ч. 1 ст. 12.3 КоАП), штраф до 15 тыс. за управление ТС без получения водительского удостоверения и штраф 500–800 рублей за управление ТС, не зарегистрированным в установленном порядке (ч. 1 ст. 12.1 КоАП). В отношении несовершеннолетних, как правило, составленные материалы направляют в комиссию по делам несовершеннолетних. Если речь идет о квадроциклах, то совершеннолетнего собственника могут оштрафовать на 30 тыс. рублей по ч. 3 ст. 12.7 КоАП РФ («Передача управления ТС лицу, заведомо не имеющему права управления транспортным средством или лишенному такого права»).
Руководитель исполкома Рустем Гафаров предложил проработать вопрос с депутатами о включении питбайков в регистрируемые ТС. «В советское время каждый велосипед состоял на учете и имел уникальный номер. Это было правильно, потому с учетом роста количества ДТП и погибших нам нужно начать с этим работать. Давайте также соберем торговые точки, которые занимаются продажей этих ТС, чтобы они сделали правила, книжки и инструкции», — предложил Гафаров.
В городе с января по июль произошло 6 ДТП на питбайках, один человек погиб, а в трех инцидентах за рулем были несовершеннолетние
«В осеннюю сессию эти решения будут приняты»
Депутаты Госсовета РТ пока не выходили с законодательной инициативой о включении питбайков в регистрируемые ТС, рассказал «БИЗНЕС Online» депутат Госдумы от Татарстана Айрат Фаррахов. При этом, по его мнению, любое средство передвижения — от самоката до питбайка — должно регистрироваться. Депутаты практически ежедневно получают сообщения «о тяжелейших травмах, гибели детей или тяжелых происшествиях, связанных с управлением детьми питбайками и самокатами».
«Вопрос очень резонансный. По нему высказывался Рустам Нургалиевич, я полностью поддерживаю эти высказывания, вплоть до полного запрета вождения тем лицам, которые не имеют прав на управление этими средствами», — отметил парламентарий.
И добавил: «[По питбайкам] вопрос в законодательной инициативе. Она может быть в том числе и от Государственного совета. Мы присоединимся, как депутаты Госдумы, к этим законодательным инициативам. Я полностью поддерживаю то, что надо быстрее эти вопросы решать. Думаю, что в осеннюю сессию эти решения будут приняты», — сказал Фаррахов.
Также он напомнил, что с электросамокатами «порядок уже практически навели». В июле Госдума в первом чтении приняла законопроект о штрафах для пользователей СИМ, которые нарушают правила. Второе чтение должно пройти в осеннюю сессию Госдумы.
А что с самокатами?
К слову, ДТП с участием электросамокатов также обсудили в мэрии. За 7 месяцев в Казани произошло 14 таких аварий. В результате один человек погиб, еще 13 получили травмы, трое из них — дети, поделился Газизов. Он напомнил, что правила пользования электросамокатами запрещают управление ими несовершеннолетними, а при выявлении таких фактов аккаунт должен быть заблокирован. Однако, как утверждает Газизов, работа в данном направлении кикшеринговыми сервисами ведется слабо. «Все мы регулярно становимся свидетелями того, как несовершеннолетние на электросамокатах пересекают проезжую часть по пешеходным переходам, не спешившись, передвигаются на одном электросамокате по 2–3 человека», — напомнил он.
Власти как минимум с 2023 года начали активно вводить ограничения для электросамокатчиков. Тогда начали действовать обновленные правила дорожного движения (ПДД), согласно которым транспортные средства, оснащенные электродвигателем, перестали быть «пешеходными» — их выделили в категорию средств индивидуальной мобильности (СИМ). К водителям таких средств стали предъявляться повышенные требования. ПДД для пользователей СИМ ввели, а ответственности за нарушения правил не было. Правовую коллизию начали исправлять 10 июля — парламентарии в первом чтении приняли законопроект о штрафах для пользователей СИМ, которые нарушают правила.
Документ предусматривает, что езда на электросамокате или велосипеде в состоянии алкогольного опьянения обойдется нарушителю в сумму от 20 тыс. до 30 тыс. рублей, а превышение скорости — от 500 до 5 тысяч. За причинение легкого вреда здоровью при ДТП нарушителя, управлявшего СИМ, оштрафуют на сумму от 2 тыс. до 5 тыс. рублей, вреда средней тяжести — до 15 тысяч. Штрафовать будут и за езду на самокате или велосипеде по автомагистрали, за нарушения при пересечении перекрестков, при движении по тротуарам, за оставление места ДТП и отказ от медосвидетельствования на состояние опьянения.
Сторону кикшеринговых сервисов на заседании представлял операционный менеджер ООО «ВУШ» (Whoosh) Артур Фахрутдинов. По его словам, более 99% поездок на электросамокатах компании в городе проходят без нарушений. А для того чтобы снизить риск ДТП, самокаты не разгоняются быстрее 20 км/ч, в зонах ограничения скорость автоматически снижается до 5–15 км/ч, а в местах запрета движения —самокат блокирует возможность передвижения до выхода из зоны.
Кроме того, представители кикшеринга уже сами начали вводить наказания для нарушителей. Так, за поездки на СИМ лиц младше 18 лет выписывается штраф в размере 10 тыс. рублей и блокируется аккаунт в сервисе. Всего с начала года сервис заблокировал около 4 тыс. пользователей, также были внедрены технологии «антитандем» (против поездок вдвоем) и проверки возраста. Как сообщали в пресс-службе кикшеринга МТС «Юрент», на 5 августа в сервисе заблокировали более 540 несовершеннолетних.
За 7 месяцев в Казани произошло 14 аварий с участием электросамокатов
«Не поставишь гаишника на каждом углу»
Ужесточить контроль за передвижением питбайков необходимо, хотя контролировать исполнение достаточно сложно, отметил в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» заместитель главного редактора журнала «За рулем» Игорь Моржаретто. «В Татарстане масса маленьких населенных пунктов, где не поставишь гаишника на каждом углу. Есть деревни, где гоняют ребята на таких штуках», — отметил он. А вот вопрос, считать ли питбайк транспортным средством, необходимо обсуждать со специалистами. «Окончательное мнение я не могу сейчас сказать, — сказал он. — Но пока на первом этапе надо серьезно ужесточить контроль на дорогах, чтобы они там не появлялись».
Экс-депутат Госдумы, автомобильный эксперт Вячеслав Лысаков в свою очередь считает, что включение любого движущегося средства в регистрируемые ТС скорее не даст какого-то эффекта. Он вспомнил пример с мопедами: «Многие ездили не по дорогам общего пользования, а где-то на даче, в деревне. Пришла кому-то идея сделать права на обладателей этих средств. Я тогда был [депутатом] в Думе, возражал против этого. Тогда тоже ссылались на то, что дети катаются, есть травматизм, надо это дело прекратить, регламентировать строго. Я же исходил из того, что, во-первых, почему должны быть созданы сложности для людей, которые не попадают в эту группу малолеток. Второе — если пацан взял отцовский мопед, никаких прав он получать не будет, он все равно сядет и поедет. А если его ловить, чтобы наказать, это будет как раз создавать угрозу и даже создаст определенный дерзкий вид спорта — как убежать от полиции, сотрудника ГАИ».
С тех пор ситуация с водителями мопедов не улучшилась, а наоборот, обрастает проблемами, продолжил Лысаков. Для их решения, по его мнению, нужно строить инфраструктуру, где могли бы ездить любители самокатов и питбайков. «Во всем мире дороги имеют полосу, выделенную для тех, кто передвигается не на своих двоих ногах, а на мобильных средствах, — указал он. — Второе — общая культура. Так было с пешеходными переходами. Буквально 20 лет назад водители разгоняли пешеходов, сигналили, подъезжая к пешеходу, а сейчас все пропускают. Этого добились не только штрафами, но и разъяснительной работой, общим повышением культуры».
Как отметил Лысаков, популярность питбайков больше зависит от региона. В основном они актуальны на больших дорогах, где у молодежи больше возможности их купить. Но больше всего проблем сейчас все-таки создают именно самокатчики, считает эксперт. «Мы можем все что угодно поставить на учет, предусмотреть меры административного воздействия, но остается одна проблема — кто будет правоприменительной практикой заниматься? <…> Если транспортное средство поставлено на учет, на нем будет номер, тогда камера станет фиксировать нарушение скоростного режима. Штраф будет приходить владельцу ТС. А если за рулем наркоман, пьяный, не имеющий прав, то камера этого не видит. А если не будет на дороге инспекторов, которые могут остановить гонщика, в том числе подростка, составить протокол, привлечь родителей к ответственности за неподобающее воспитание, наложить штраф... Реализовывать эти меры на дорогах по отношению к водителям любых транспортных средств (пусть это будут электросамокаты, байки, питбайки, велосипеды и так далее) должны должностные лица, а их на дорогах нет».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 61
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.