«Ваша честь, желаю давать показания в конце», — говорил в Вахитовском суде Казани владелец банкротящегося «Юникома» Нурсиль Хусаенов. Племянника бывшего молочного короля РТ Вагиза Мингазова обвинили по двум статьям УК — о мошенничестве и незаконных валютных операциях при работе с белорусскими фирмами. Сам предприниматель неожиданно признал вину, но сохранил интригу, с какой именно частью обвинения согласился. Подробности — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Племянника бывшего молочного короля РТ Вагиза Мингазова — Нурсиля Хусаенова (на фото слева) обвинили по двум статьям УК — о мошенничестве и незаконных валютных операциях при работе с белорусскими фирмами
Нажился на сырных поставках в детские дома?
Два дня потребовалось на оглашение финального обвинения владельцу «Юникома» Нурсилю Хусаенову, по совместительству приходящемуся племянником бывшему молочному королю Вагизу Мингазову. Первые слушания стартовали в Вахитовском райсуде еще в начале июля. Но фабула и многогранность данной истории оказалась настолько запутанной и объемной, что выступление гособвинителя пришлось переносить на другой день.
В суд Хусаенов является своим ходом. После непродолжительного пребывания в следственном изоляторе предпринимателю выдали браслет, кнопочный телефон для связи с экстренными службами и перевели под домашний арест. В первый день Хусаенов взял с собой еще сложенный лист бумаги, который он бережно носил с собой. По всей видимости, там была подготовленная речь в свою защиту — ни он сам, ни его адвокат Юрий Некрасов еще ни разу не оглашали свою позицию по предъявленному обвинению (по крайней мере, на просьбы нашего корреспондента). Забегая сильно вперед — этот листок Хусаенову так и не понадобился.
На первом судебном заседании по традиции слово предоставили прокурору Марку Гильманову. Он огласил обвинение в адрес Хусаенова. Тому вменяют две статьи Уголовного кодекса — 159 («Мошенничество») и 193.1 («Валютные операции с использованием подложных документов в крупном размере по предварительному сговору»).
В чем именно обвиняют Хусаенова? Весь перечень преступных схем Гильманов в первый день озвучивал почти два часа. Так, зачитал прокурор, предприниматель обвиняется в создании ряда аффилированных фирм, через которые якобы совершал преступные махинации при реализации и перепродаже «качественного» сыра. Через фирмы-прокладки «Юником», следовало из выводов следствия, продавал сырный продукт с заменой молочного жира, при этом не гнушаясь банального переклеивания этикеток с указанием ложных сведений о производстве и качестве продукта. То есть под видом готового сыра продавали не совсем сыр, а его дешевый аналог, который шел на полки торговых сетей и, что самое вопиющее, в бюджетные учреждения.
Фирм-прокладок под покровительством Хусаенова было 8 — все их Гильманов озвучил в суде: «Северный групп», «Агротрейд116», «Алексеевский молочный комбинат», «Сервис плюс», «Милк Опт», «Про-Милк», «Форт Трейд», «Милквей Трейд». Директора везде формально были разными, но, со слов прокурора, всеми их вопросами и деятельностью якобы занимался непосредственно Хусаенов.
Что же до получателей не совсем сырной продукции, то их в деле несколько. Среди них — Мамадышская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья, детский сад комбинированного вида в Иваново, детсад №7 в Хабаровском крае, детский сад «Умка» в Тамбовской области, комплексный центр соцобслуживания населения Западнодвинского муниципального округа, Тамбовский психоневрологический интернат, детский сад №53 в Сыктывкаре. Изначально по каждой поставке в эти учреждения были отдельные эпизоды уголовного дела, но в последствии все объединили в одно и квалифицировали как ч. 3 ст. 159 УК РФ.
Правда, ущерб по этому эпизоду «копеечный» — всего 31 тыс. рублей (на старте следствия сумма была в 10 раз выше. Но тяжести с содеянного это не снимает.
Общая сумма сомнительных переводов составила 50,6 млн рублей
«Подробно поясню, когда будут давать показания»
Оглашение второго более крупного эпизода дела Хусаенова суд отложил на две недели. Накануне предприниматель даже слегка опоздал на процесс. Хусаенов что на первом заседании, что на втором выглядел очень растерянным, словно не понимая сути происходящего. Накануне прокурор Гильманов продолжил зачитывать следующий эпизод.
Речь шла о валютных махинациях с подложными документами по предварительному сговору (ст. 193.1 УК РФ). По словам гособвинителя, Хусаенов по фиктивным внешнеторговым контрактам на поставку сыра, перевел за границу 50 млн рублей. Что здесь не так? Как еще было установлено следствием, Хусаенов перевел эти средства на счета нерезидентов, которые не находятся в пределах России, что якобы было оформлено не совсем легально.
Так, в 2021 году Хусаенов, следовало со слов Гильманова, зарегистрировал аффилированное ему юридическое лицо, которое должно было выступать в качестве покупателя молочного сухого продукта на территории Беларуси. Эта же фирма, зарегистрированная за границей, должна была выступать как продавец молочного сухого продукта, но по факту компания этот продукт ни продавать, ни покупать не собиралась.
Одной из таких фирм стало ООО «Лактик Милк» из пригорода Минска. Хусаенов ввел в заблуждение некоего Талипова, который руководил данной фирмой. Дескать, Хусаенов уговорил мужчину открыть расчетные счета в банках Беларуси. Потом тот передал Хусаенову все электронные ключи доступа к счетам «Лактик Милк», документы не подписывал и распоряжением денег сам не занимался, отметил гособвинитель.
В Татарстане такой подставной компанией стало якобы ООО «Сыркомбинат». Его руководитель Флорис Вакказов также был подставным, всей деятельностью организации занимался Хусаенов. Для валютных операций по переводу денег в Казани также создали расчетный счет от имени Вакказова.
Вызвавший вопросы у силовиков контракт между казанским «Сыркомбинатом» и белорусским «Лактик Милк» заключили в 2021 году. По данному контракту из Татарстана в Беларусь перечислили 50 млн рублей за поставку молочных продуктов. Сотрудники «Юником», по указанию Хусаенова через «Сыркомбинат» сначала отправили на счет «Лактик Милк» 3 тыс. рублей — как назначение платежа по контракту, а далее еще 50 млн рублей, хотя по факту поставок продукции не было. Подтверждение в банк предоставлено, но, пришли к выводам следователи, контракт и накладные оказались фиктивными. По аналогичной схеме якобы осуществили проводку еще 643 тыс. рублей, но через другую фирму Вакказова — ООО «Ваман». Общая сумма сомнительных переводов составила 50,6 млн рублей.
После выступления прокурора федеральный судья Динар Хабибуллин дал слово самому Хусаенову, спросив, как относится к своему обвинению. Тот неожиданно заявил, что с озвученным частично согласен. «Вину признаю частично, более подробно поясню, когда будут давать показания», — заявил Хусаенов, откладывая свое выступление то ли на допрос, то ли уже на прения.
Вместе с тем процесс переходит к судебному следствию. На следующем заседании уже 15 августа в суде заслушают потерпевших и свидетелей по данному уголовному делу.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 9
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.