У «Сочи» обновился тренерский штаб: с мая команду возглавляет Сергей Зубов, а за вратарей будет отвечать Андрей Царев. Последний хорошо знаком казанской публике. Он пришел в «Ак Барс» на рубеже веков, застал грандиозную закупку иностранцев в 2005-м, а затем, будучи тренером, вернулся в столицу Татарстана в 2018-м. В интервью «БИЗНЕС Online» он рассказал о своем назначении в «Сочи», оценил игру обладателя Кубка Стэнли Сергея Бобровского и вспомнил истории из «Ак Барса».
«Нет универсального метода — ко всем нужен индивидуальный подход»
— Андрей Анатольевич, вы работаете тренером вратарей более 10 лет. Как за это время изменилась ваша деятельность?
— Моя работа поменялась, притом сильно, ведь всегда учишься чему-то новому. А главное, пришло понимание: нет универсального метода — ко всем нужен индивидуальный подход.
— Многие тренеры пользуются статистическими программами. На ваш взгляд, они прямо отражают вклад игрока в результаты?
— Не сказал бы. Ситуация двоякая. От статистики ты никуда не денешься, это важный момент, но бывает такое, что полевые игроки заблокировали 30 бросков, команда выиграла с минимальным счетом и кажется, что идет большая помощь вратарю. Но голкипер в том матче сам может сделать несколько важных спасений. Или мало бросков по воротам, но парочка шайб все же залетела. Процент отраженных бросков в таком случае оказывается ниже 90, но вратарь сыграл хорошо, и в пропущенных голах его вины нет.
— Соответствующее видео надо показывать вратарям как можно чаще?
— Это сугубо индивидуальный вопрос. Все происходит при общении, тогда ты и понимаешь, какой должна быть ситуация. Конечно, на первом этапе общения ты показываешь видео, стараешься высказать свою точку зрения, проговариваешь, какой видишь ситуацию. Когда сезон идет, то одни вратари хотят смотреть как можно больше видео, другие, наоборот, не любят это делать. Считаю, что молодым нужно постоянно смотреть видео — это путь к развитию. Опытным, наверное, можно это делать реже.
— Вы полдесятилетия были тренером вратарей «Торпедо», а после за 6 лет сменили пять команд. Почему не удается найти свое место?
— Среди этой пятерки были команды из МХЛ и ВХЛ, а я все-таки стремлюсь работать в КХЛ, хотя каждая лига интересна по-своему и я получил хороший опыт. Мне всегда хотелось надолго задержаться в клубе. Сейчас при переходе в новую команду тоже думаешь, что надо работать здесь как можно дольше.
Амплуа: вратарь.
Дата рождения: 30 августа 1975 года.
Место рождения: Горький (ныне — Нижний Новгород).
Карьера игрока: «Торпедо-2» (Нижний Новгород) — 1992/1993; ЦСКА-2 (Москва) — 1994–1998; ЦСКА (Москва) — 1994–1999; «Ак Барс» (Казань) — 1999–2005; «Нефтехимик» (Нижнекамск) — 2005/06; «Торпедо» (Нижний Новгород) — 2006–2008; «Дмитров» — 2008/09; «Керамин» (Минск, Беларусь) — 2009/10; «Неман» (Гродно, Беларусь) — 2009/10.
Карьера тренера: «Саров» — 2012/13; «Торпедо» (Нижний Новгород) — 2013–2018; «Ак Барс» (Казань) — 2018/19; «Трактор» (Челябинск) — 2019/20; «Чайка» (Нижний Новгород) — 2020/21; «Лада» (Тольятти) — 2021–2023; «Адмирал» (Владивосток) — 2023/24; «Сочи» — с 2024 года.
Достижения игрока: серебряный призер российской суперлиги (2000, 2002); бронзовый призер российской суперлиги (2004); победитель Кубка Ческе Поиштовна (2002); победитель Шведских хоккейных игр (2003); лучший вратарь Шведских хоккейных игр (2003) года (лучший вратарь турнира).
«Вижу, как у Зинэтулы Хайдяровича горят глаза»
— В 2018-м, после пяти лет в «Торпедо», вы перешли в «Ак Барс». Почему приняли такое решение?
— В «Торпедо» сменилось руководство и пришел Дэвид Немировски. Он привез свой тренерский штаб, поэтому я стал безработным, надо было трудоустраиваться. В тот момент позвонили из Казани, сказали, что они ищут замену тренеру-иностранцу, который у них был. Я согласился.
— Травма Гарипова — одна из главных причин неудачи «Ак Барса» в минувшем сезоне?
— Конечно. Потеря основного вратаря скажется на любой команде. Мы ждали возвращения Эмиля, однако здоровье ему не позволило. Но в тот сезон здорово раскрылся Влад Подъяпольский. Рад, что сейчас он показывает хороший хоккей.
«Мы ждали возвращения Эмиля, однако здоровье ему не позволило»
— Как в плей-офф выбирали между Подъяпольским и Шарыченковым?
— Подъяпольский — молодой парень, для него это был первый опыт в плей-офф. Саша Шарыченков — опытный вратарь, который видел все изнутри. Когда поняли, что Влад немного перенапряжен, дали шанс Александру. В третьей-четвертой играх Подъяпольский уже был похож на себя.
— Сезон вы провели в тренерском тандеме с Сергеем Абрамовым. Какой оцените эту работу?
— Сергей Михайлович — опытный специалист. Еще когда я играл в «Ак Барсе», Абрамов был тренером вратарей команды. С ним у нас не было разногласий, сложились хорошие отношения. К слову, «Ак Барс» в мой единственный тренерский сезон возглавлял Билялетдинов. Зинэтула Хайдярович — очень грамотный специалист с большим опытом.
— В чем сила Абрамова?
— В опыте, мудрости. Он неравнодушный специалист. Столько лет занимать свой пост и отдаваться полностью — это дорогого стоит.
— Удивились, когда Билялетдинов вернулся к работе в 2022 году?
— Не сказал бы. Я вижу, как у него горят глаза. С его желанием можно работать и работать. Когда он вернулся в «Ак Барс», я был очень рад.
«Абрамов — неравнодушный специалист. Столько лет занимать свой пост и отдаваться полностью — это дорогого стоит»
«В локаут в команде был перебор звезд, некому было «таскать рояль»
— С Билялетдиновым вы один год поработали в качестве тренера, а как игралось под его руководством?
— Это был локаутный сезон 2004/05. Тогда в «Ак Барс» приехало много звездных игроков, а из голкиперов были я, Брэтуэйт и Хабибулин. Я тогда угодил в запас и был вторым-третьим вратарем.
— Вы знали о планах руководства «Ак Барса» по грандиозной закупке звезд?
— Насколько помню, локаут произошел по ходу сезона, примерно в октябре. У меня была возможность уехать из «Ак Барса», но руководство не могло меня отпустить — само не знало, когда закончится локаут. Никто не думал, что он продлится до конца сезона.
— Какими вам показались иностранцы, приехавшие из НХЛ?
— В команде была хорошая атмосфера. Жаль, мы тогда быстро вылетели. Не знаю, почему так получилось. Может, в команде был перебор звезд и некому было «таскать рояль».
— В том сезоне шли разговоры о чемпионстве «Ак Барса» любой ценой? Ведь на носу было 1000-летие Казани.
— О 1000-летии что-то говорилось, но у «Ак Барса» всегда была одна цель — выиграть трофей. Все остальное расценивается как неудача. Так и сегодня.
«У «Ак Барса» всегда стояла одна цель — выиграть трофей» (на фото — звезды «Ак Барса» в сезоне 2004/05)
— Хабибулин приехал из выигравшей Кубок Стэнли «Тампы». Чувствовался уровень вратаря?
— Мы с вами говорили о Бобровском и пришли к выводу, что просто так Кубки Стэнли не выигрывают. Хабибулин — вратарь с большой буквы. Когда он приехал в Казань, в НХЛ активно ставили новую вратарскую технику «баттерфляй» — катание на щитках. Не могу сказать, что это было в диковинку, но до конца никто не мог понять, как это применять. Хабибулин нам все объяснил.
«Самый душевный тренер»
— В Казани вы успели поработать под руководством Юрия Моисеева. Многие полевые игроки говорили, что он дает запредельные нагрузки. А как обстояли дела с вратарями?
— Начну с того, что Юрий Иванович — легенда. Это золотой человек, которого я всегда буду чтить. Он помог поверить в свои силы, вывел меня на новый уровень. Юрий Иванович мне доверял, много со мной общался, мог и покритиковать один на один. Да, ребята рассказывали о нагрузках в его первый приход, но я застал только второй. Мы все много тренировались, никто не жаловался, ведь это наша работа. Но и Крикунов был очень требовательным. Как бы то ни было, для меня Моисеев — самый душевный тренер.
— «Баллоны» Крикунова помните?
— Конечно! Их все помнят. Было тяжело, но Владимир Васильевич прекрасно понимал, когда и что надо дать.
Юрий Моисеев (слева) и экс-президент «Ак Барса» Фарид Мухаметшин
— После Моисеева и Крикунова, двух требовательных тренеров, «Ак Барс» возглавил Вуйтек. Его можно назвать демократом?
— Наверное. Это тренер с европейской психологией. Все было более свободно и раскрепощенно. Его видение хоккея тоже приносило результат.
— Самый памятный матч за «Ак Барс»?
— В 2002 году мы играли дома с «Авангардом». Это был пятый матч серии. Основное время завершилось со счетом 2:2. Ян Бенда забил решающий буллит и вывел нас в финал. Назову этот матч самым запоминающимся за всю игровую карьеру. Он очень дорог мне.
— И все же вас в Казани многие помнят по моменту, когда вы с Дмитрием Ячановым вместе стояли в воротах. Что тогда произошло?
— Помню тот момент, будто он был вчера. Мы играли финальную серию в «Лужниках» с «Динамо». Игру начинал я, после чего пропустил три шайбы и отправился на лавку. Во втором периоде Диме забили три гола, и Владимир Васильевич сказал, чтобы я вернулся в ворота. Подъехал, а Дима стоит и не хочет уходить. Важно понимать, что делал он это с юмором, а не из-за проявления характера или еще чего-то. Дима мне говорит: «Раз мы с тобой сегодня ничего не можем поймать, давай вместе встанем в ворота». Мы буквально секунду вместе находились в воротах, но нас успели сфотографировать.
— До вас в «Ак Барсе» выступал еще один Андрей Царев — нападающий. Вас путали?
— В Казани мы не пересеклись, но в «Торпедо» вместе поиграли. У меня на майке было написано «Андрей Ан. Царев», а у него — «Андрей Ал. Царев». Было пару раз, что меня поздравляли не в мой день рождения или называли Андреем Александровичем.
— Из того «Ак Барса» с кем-то общаетесь?
— Могу позвонить кому-нибудь из них, меня может кто-то набрать. С теми, кто в хоккее, часто видимся. Стараемся встречаться, вспоминаем моменты из прошлого, смеемся. Все друг другу очень рады. В «Ак Барсе» всегда были добрые, хорошие и общительные ребята. Там все по-мужски, по-честному и ничего лишнего.
«Иванову нужно трудиться и доказывать»
— В начале июня «Сочи» объявил, что вы станете тренером вратарей. Как прошел ваш переход?
— Скажем так: он получился неожиданным. По окончании контракта с «Адмиралом» я планировал вернуться домой и работать в системе «Торпедо»: очень соскучился по родному городу и клубу — хотелось приносить пользу там. Но следом мне поступило предложение от «Сочи». Взвесив все за и против, решил перейти в этот клуб — работать в КХЛ, делиться опытом с молодыми вратарями.
— В следующем сезоне в «Сочи» будет играть голкипер Сергей Иванов, с которым вы знакомы по работе в «Адмирале». Этот факт вам сильно помогает?
— Мы с ним хорошо общались. Знаю его характер, сильные стороны. Думаю, это поможет.
— Иванова называют одним из самых перспективных вратарей лиги. Согласны?
— Сергей — молодой и одаренный парень. Ему предстоит еще много работать, чтобы подтвердить все авансы. Данные для этого есть, надо только каждый день трудиться и доказывать.
«Иванову предстоит еще много работать, чтобы подтвердить все авансы»
— На просмотровом контракте находится вратарь Алексей Красиков, который прошедший сезон провел в чемпионате Словакии. Видео из этой лиги тоже можно найти?
— Да, есть специальные хоккейные сайты. Видео сейчас можно достать даже из не самых известных лиг.
— Вы будете работать только с вратарями «Сочи» или за вами еще и присмотр за голкиперами из фарм-клубов?
— Сезон длинный, по ходу него все возможно, поэтому буду следить за всеми вратарями системы. Для того ведь и существуют фарм-клубы, чтобы в случае чего вызвать их игрока в первую команду.
— Зубов в недавнем интервью сказал, что команда хочет играть в быстрый хоккей, а не от обороны. Как меняется игра вратаря в зависимости от стиля игры команды?
— Каким бы ни был стиль игры команды, задача вратаря одна — не пропускать. В хоккее принято, что есть главный тренер, тренер по нападающим, защитникам и вратарям. Но они работают не по отдельности, а вместе. Все стараются сделать так, чтобы в обороне всегда был порядок. Даже если у команды быстрый хоккей, то об игре в своей зоне никто никогда не забудет.
«Бобровский все переварил, переборол и стал героем»
— Чем, помимо подготовки к следующему сезону, вы занимаетесь этим летом?
— Прошедший сезон получился непростым, я долго не видел семью, поэтому, когда вернулся в Нижний Новгород, много времени проводил в кругу близких. Слетали отдохнуть. А сейчас я соскучился по работе, уже провел лагерь с вратарями.
— Следили за НХЛ и Кубком Стэнли?
— По мере возможности — да. В основном я смотрю хайлайты или отслеживаю результаты матчей. Что касается Кубка Стэнли, то очень рад за всех наших ребят, а в особенности — за Бобровского.
«Бобровский все переварил, переборол и стал героем»
— Бобровский стал ключевым фактором в успехе «Флориды»?
— Мой принцип — не отделять вратаря от команды и команду от вратаря. Голкипер выполняет свою работу, а полевые игроки делают все, чтобы команда победила. Сергей — большой молодец, это умный и трудолюбивый вратарь. На его плечи свалился большой груз ответственности, притом не только в этом плей-офф, но и в других сезонах. Бобровский все переварил, переборол и стал героем. Можно снять перед ним шляпу. Без сильного вратаря трофей не выиграть. Впрочем, как и без массажистов, докторов, сотрудников пресс-службы.
— Сезон 2023/24 вы провели в «Адмирале». Каким он для вас получился?
— Скомканным: мы начали с одними вратарями, затем ушел Серебряков, и все поменялось. Пришел новый спортивный директор, и снова изменения. Приходилось прямо по ходу сезона перестраиваться. Задачу на сезон мы не выполнили, поэтому осталась недосказанность.
— Ваш бывший партнер по «Ак Барсу» Ильнур Гизатуллин, который работает в «Адмирале», вам помогал?
— Конечно. С Ильнуром мы всегда близко общались.
— Вы впервые работали на Дальнем Востоке. Как вам?
— Пришлось ко многому привыкать, сыграли свою роль и постоянные перелеты со сменой часовых поясов. Но перелеты терпимы, если побеждаешь, но, если проигрываешь, результат воспринимается намного хуже.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.