НА ЧТО УШЕЛ КРЕДИТ?

Проблемы зданий на ул. Большая Красная, находившихся ранее в собственности художественного фонда, существуют уже лет шесть. Один из самых ярких скандальных эпизодов этой истории, - когда в январе 2009 года были назначены торги, на которых собирались продать за долги мастерские союза художников РТ - два здания на Большой Красной. Площадь пятиэтажного - 1937 кв. метров, она была оценена в 60 млн. рублей. Трехэтажное, площадью 1750,5 кв. метров, оценили в 80 млн. рублей. Причина – огромные долги перед кредиторами, прежде всего, перед Энергобанком. Торги тогда отменили, не нашлось желающих купить эти здания. Позже, после множества перипетий, выставочный зал был передан музею ИЗО, а недавно ему же отошли и другие спорные помещения.

История эта восходит еще к 2006 году. Тогда прежний руководитель худфонда Рустем Гимранов взял кредит у Энергобанка в 10 млн. рублей, заложив здание выставочного зала. Первые полгода долг выплачивался, затем выплаты прекратились, начали расти пени. Естественно, начали расти и другие долги. В итоге в отношении Гимранова Вахитовская прокуратура Казани завела уголовное дело, но по фактам невыплаты зарплаты и злоупотребления полномочиями.

«ЗДАНИЯ УШЛИ ЗА 5 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ»

- Рустем Вагизович, вы обратились в редакцию газеты «БИЗНЕС Online» с просьбой дать вам возможность высказаться…

- Да, все о чем я сейчас с вами говорю, это подтверждается документами и многочисленными свидетелями. Это я вам ответственно заявляю.

- Как вы пришли работать в художественный фонд?

- Я пришел в художественный фонд на волне того, что он был передан тогдашним председателем союза художников РТ Абреком Абзгильдиным и его заместителем Зуфаром Гимаевым Владимиру Бабакову в 2003 году. Бабаков был тогда директором худфонда. Поднимите единый государственный реестр за 2002 - 2003 годы. Владельцами художественного фонда стали Бабаков, художник Вячеслав Выборнов и еще два человека: один - слесарь, другой -столяр. Причем, союз художников передал все здания худфонда по остаточной цене за пять тысяч рублей, эти пять тысяч рублей Бабаков внес в кассу. Бабаков превратил выставочный зал в меховую ярмарку. Я же в это время с блеском завершил дизайн КРК «Пирамида», из рук президента РТ Минтимера Шаймиева получил почетную грамоту. Я работал с архитекторами Токаревыми и сделал все интерьеры «Пирамиды», заработав огромные деньги, - это был хай-тек. Это было ново.

- И в этот момент вас позвали в худфонд?

- К Абзгильдину пришли художники и сказали: «Все пропало, нас выгоняют из мастерских!». Я заплатил 50 тысяч долларов адвокатам, которые это дело вытащили, и сказал: «Братья-художники, живите!». Они мне в ножки: "Приходи!". Но я знал их характеры и посоветовал им выбрать кого-то из их собственной среды. Они выбрали Рифа Фахрутдинова - автора татарстанского герба. Через три дня он выпустил распоряжение: покрасить все стены в розовый цвет и таких-то и таких-то художников в худфонд не пускать. Естественно, он вынужден был уйти. Они снова ко мне, я опять отказался. Выбрали Рустема Абаева. Он за месяц все переоформил и всю собственность вернул художественному фонду РТ. Кто, когда передавали худфонд, был председателем союза художников? Абрек Абзгильдин. А кто был его замом? Зуфар Гимаев. Вот на этой волне возвращения собственности я пришел туда.

«ЭТО БЫЛ ИДЕАЛИЗМ»

- Зачем вы пошли?

- Идеализм, чистой воды идеализм! Я был в то время преуспевающий дизайнер - после «Пирамиды» делал интерьеры отеля «Мираж». Но пришел и стал работать. Когда стал руководителем, первым делом выгнал торговцев из храма, прекратил все ярмарки и сказал: «Ребята, мы должны напрягаться и зарабатывать тем, чем мы умеем». Четыре музея в кремле, галерею «Хазинэ» - это все сделал я, когда был директором фонда. За мастерские они мне не платили, я содержал все эти здания, они мне стоили где-то миллиона полтора в месяц.

- А где деньги брали?

- Зарабатывал сам. Но с первого же дня у меня были бесконечные проверки в фонде, выемки документов. Не хочу никого обвинять, но этот лакомый кусочек в центре города был кому-то нужен. Что дальше происходит? Я работаю, художественный фонд справляется, жизнь идет, выставочный зал я вообще отдал союзу художников, сделал там ремонт за три с половиной миллиона. К нам приезжал президент и два часа общался с художниками, я просил его приехать. Он тогда сказал, что всегда хотел быть художником, Асю Миннуллину он во время этого визита для себя открыл.

«Я УГОВОРИЛ ПРЕЗИДЕНТА ДЕЛАТЬ МУЗЕЙ»

- А как началась история с кредитом?

- Я уговорил Минтимера Шариповича сделать музей истории земли Татарстана.

- То есть это нынешний музей естественной истории?

- Да. У меня было два дизайнера – отец и сын Артамоновы, они делали геологический факультет, и у них был макет. Я его у них выкупил за 300 тысяч рублей, долго ждал встречи с президентом, она состоялась, и уговорил Шаймиева делать музей. Мы ударили по рукам на 55 миллионах рублей - это была смета. Я получил 16 миллионов и начал работу. Я быстро освоил эти деньги, потому что у меня была личная договоренность с президентом, что я за год сделаю этот музей. Я процентуюсь на 25 миллионов, а экофонд, официально определенный кабинетом министров плательщик, распускается. Все. У меня неплатежи, невыплата зарплаты, начинается цейтнот. Я советуюсь: как мне быть? Мне говорят: у тебя же есть государственный контракт, он же обеспечится когда-нибудь. Как мне выполнить распоряжение президента и контракт? Естественно, я иду и беру кредит. Под государственный контракт. Мне дают этот кредит, но под залог выставочного зала. И тут начинается вакханалия: «Гимранов продал выставочный зал!» Я уезжаю на один день в Москву, приезжаю - и узнаю, что правление союза художников отстранило меня от должности. Директором фонда назначена Зифа Хасьянова. Вскрыта бухгалтерия, ходит какой-то адвокат с дагестанским удостоверением. Что я делаю? Звоню управделами президента и спрашиваю, как мне быть. Он говорит: «Ты сейчас не командуешь деньгами?». Нет, не командую. Он мне сказал, что раз меня нет в худфонде, отношения с этой организацией завершаются. И мы с ним ноль в ноль - с тем, что у меня выполнено, закрываем контракт. Придумываем схему, чтобы сохранить коллектив. Илья Артамонов открывает свою фирму, и остатки денег уходят к нему. Все это продолжается месяца два. Я сижу в кабинете и говорю: «Ребята, а вы чем сейчас будете платить? Налоги, кадастр, кредиты банку?». Они даже об этом не думают, они утешают друг друга, что они наконец-то свалили Гимранова. Потом мне сверху говорят, что надо продолжать работать, даже несмотря на то, что я отстранен. А параллельно мы еще делаем гербы для кабмина, но этот заказ я перекинул на частную фирму, чтобы деньги сохранить. Я прихожу к ним на правление и говорю: «Вы сейчас молча тут сидите, и я выправляю ситуацию, сейчас придут три миллиона за герб, и мы начинаем работать». Что делает Гимаев? Вызывает милицию и перекрывает мне доступ, назначает себя директором художественного фонда. Параллельно идет судебный процесс надо мной, и он там свидетель обвинения.

«НА СЪЕЗДЕ ПРОИСХОДИЛИ УДИВИТЕЛЬНЫЕ ВЕЩИ»

- А как реагировал союз художников?

- В это время проходит съезд. Очень интересный съезд филиала союза художников РФ. Мандаты печатают с их печатью, о союзе художников РТ нет ни слова. На этом съезде происходят удивительные вещи. Например, одного кандидата выдвигают на председателя союза 96 человек, Гимаева – 70. При голосовании оказывается, что Гимаев набрал 90 голосов, а другой – 40… Ничего не хочу сказать, но это факт. Хочу заметить, что они разграбили мой кабинет, из сейфа исчезли 7 тысяч долларов, все картины.

- Долги висят?

- Кредит 10 миллионов и еще миллиона 2-3 – это пени. Не знаю, как добился Гимаев, но приехали милиционеры на трех машинах, приехал полковник милиции. Я ему говорю: «Собственник здания - художественный фонд». Полковник отвечает: «Ничего не могу поделать - команда». Гимаев за это будет отвечать, сейчас над этим работают мои юристы, Андрей Макаров в том числе, из Госдумы. Зачем Гимаев тогда объявил себя директором? Причем, он подписал этот документ так: председатель союза художников РТ, а ведь его никто не выбирал. Действия Гимева привели к тому, что минзем, чтобы сохранить эти здания за художниками, заплатил 30 миллионов. Это прямой ущерб, нанесенный действиями господина Гимаева, я это утверждаю и я это докажу. Что происходит дальше? Оказывается, Гимаев везде говорит, что Гимранов украл деньги.

«ПУСТЬ РАССКАЖЕТ, КАКИЕ ДЕНЬГИ Я УКРАЛ»

- Да, были такие разговоры в городе…

- Теперь я хочу ответить ему. Мы сейчас вчиним ему иск, и пусть расскажет, какие деньги я украл. Сейчас, как мне рассказали, он подписал какое-то письмо, в котором пишет, что художников из мастерских будут выгонять с 1 августа этого года.

- Очевидно, это связано с передачей зданий музею ИЗО.

- Я рад, что туда приходит Розалия Нургалеева. У нее есть опыт руководства, это требовательный руководитель. Она наведет здесь порядок. Хорошо, что здания переданы компетентному человеку. Надо спасать ситуацию, если правда, что здания переданы музею ИЗО.

- Это правда. Там будет музейный квартал. Но вернемся к делам фонда. Вы сказали, что с вас все обвинения сняты?

- Да. Полтора года шел процесс. Мне вменили несвоевременно выплаченную заработную плату и еще какой-то момент был, когда деньги, выделенные на ремонт выставочного зала, они как бы на мне висели. Там была серьезная экспертиза, и все обвинения с меня сняли.

«Я ЧИСТ!»

- То есть суд вас оправдал?

- Решение суда есть на официальном сайте. С правом реабилитации, восстановления на работе и прочая. Вахитовский суд вынес оправдательный вердикт, Верховный суд РТ оставил это решение в силе. Я чист. Я – несудим. Но вот что интересно. Как я уже говорил, Гимаев – свидетель обвинения. А кем проплачивались адвокаты обвинения? У меня есть подозрения, что они проплачивались московским союзом художников, потому что Гимаев вел разговоры и судился с минкультом РТ, чтобы передать все здания под московское управление. И потом, Гимаев меня заставил, чтобы я платил ему зарплату как консультанту выставочного зала, по семь тысяч. Есть документы, это подтверждающие. Вообще у меня было такое правило – когда ко мне заходил любой художник, никто от меня не уходил без помощи. Но против меня была спланирована целая акция. И теперь я хочу ответить.

- Как сложилась потом ваша жизнь?

- В тот период все было ужасно. Суды, адвокаты – это все деньги. Я был разорен, моя жена - балерина, пошла торговать цветами, но я никому не звонил, никому не жаловался. Но потом обо всем узнали мои московские друзья и предложили мне работу в Москве. Сейчас у меня в Москве мастерская на Курской, я занимаюсь дизайном, я - вице-президент крупной художественно-творческой корпорации. Я сделал очень интересный проект в Дюссельдорфе. Сейчас мне хочется сделать к Универсиаде один интересный проект в Казани – парк славы рок-н-ролла. Мы связались со многими ведущими командами рок-н-ролла мира, и они с радостью приедут в Казань на Универсиаду.

- Сейчас у вас все хорошо?

- Все хорошо. Каждый получает по своему таланту и свой совести.

P.S. Когда материал был уже опубликован, в редакцию поступило письмо от известных архитекторов Виктора и Гульсинэ Токаревых. Они опровергают одно из положений, высказанных в этом интервью нашему изданию Рустемом Гимрановым. В соответствии с федеральным законом о СМИ «БИЗНЕС Online» опубликует это опровержение:

«Вчера, 31.07.2012 г., в интернет-газете «БИЗНЕС Online» было опубликовано интервью с господином Р. Гимрановым «Против меня была спланирована целая акция. И теперь я хочу ответить». Текст интервью содержит целый ряд сведений, не соответствующих действительности и нарушающих наши авторские права. Соответственно - наносящих ущерб нашей творческой и деловой репутации.

В интервью сказано:

«Я же в это время с блеском завершил дизайн КРК «Пирамиды», из рук президента РТ Минтимера Шаймиева получил почетную грамоту. Я работал с архитекторами Токаревыми и сделал все интерьеры «Пирамиды», заработав огромные деньги – это был хай-тек. Это было ново».

Стиль хайтек, действительно, в 2002 году был в моде. Только г-н Р. Гимранов ни к стилю «Пирамиды», ни к архитектурным решениям, ни к авторству дизайнерских решений интерьеров не имеет никакого отношения. Он работал в качестве менеджера бригады - подрядчика, изготавливавшего предметы из металла (поручни, вешалки, облицовку стен и т.п.) строго по нашим авторским чертежам.

Дальше – больше:

«Я был в то время преуспевающий дизайнер – после «Пирамиды» делал интерьеры отеля «Мираж».

К сведению газеты и читателей – автор дизайна гостиницы «Мираж» известный итальянский дизайнер Марко Пива.

Г-н Р. Гимранов еще на этапе строительства Пирамиды и позже делал попытки присвоения авторства архитектуры и дизайна интерьеров Пирамиды. Отсутствие реакции с нашей стороны (в силу занятости – не придавали большого значения, относились иронически) по-видимому, сподвигло г-на Р. Гимранова на полное присвоение нашего авторства в публикации в СМИ. Говоря словами классиков: «Остапа несло….»

Г-н Р. Гимранов – не является ни архитектором, ни дизайнером, ни, тем более, автором («создателем») дизайна интерьеров «Пирамиды». Он – руководитель бригады исполнителей, работавших по чертежам авторов «Пирамиды».

Автор – это тот, чьим творческим трудом создано произведение, в том числе произведение архитектуры или дизайна.

«Право авторства – право признаваться автором произведения и право автора на имя – неотчуждаемы и непередаваемы» (ст.1265, Гражданский кодекс РФ)

Г-н Р. Гимранов – исполнитель определенных работ по чужим чертежам, т.е. по чертежам авторов дизайна.

Авторами градостроительных и архитектурных решений «Пирамиды» являются Гульсинэ и Виктор Токаревы, автором дизайнерских решений КРК «Пирамида» является главный архитектор Пирамиды, заслуженный архитектор РФ и РТ – Г.Ш.Токарева.

Разочаровывает тот факт, что на «страницах» уважаемой и читаемой электронной газеты появляются материалы, дискредитирующие ее авторитет как газеты, заслуживающей доверие.

В КРК «Пирамида» имеется одна авторская работа московского скульптора Аллы Власовой («Богиня Баст») и художника А.Леухина (колонна «Матрица»), работавших по нашему приглашению и по нашему дизайну.

Грамоту, кстати, г-н Р. Гимранов получил как исполнитель, среди многих других подрядчиков-строителей и отделочников, работавших на объекте «Пирамида».

Если вымыслы Р. Гимранова можно оставить на его совести, то вызывает недоумение содержание редакционной справки, опубликованной после текста интервью, где говориться, что г-н Р. Гимранов «Создал интерьеры КРК «Пирамида».

Мы далеки от мысли о намеренной и сознательной дезинформации редактором газеты «БИЗНЕС Online» своих читателей, однако напоминаем Вам, что в соответствии со ст.49, п.2 закона РФ о СМИ журналист обязан «проверять достоверность сообщаемой им информации».

Не можем не согласиться с последней фразой интервью: «Каждый получает по своему таланту и свой совести» (цитируем статью с сохранением орфографии).

Просим опубликовать наше опровержение в полном объеме в соответствии с требованиями закона РФ о СМИ, ст.44, т.е. «Опровержение в периодическом печатном издании должно быть набрано тем же шрифтом и помещено под заголовком «Опровержение», как правило, на том же месте полосы, что и опровергаемое сообщение или материал».

В случае невыполнения наших требований, мы будем вынуждены прибегнуть к защите наших нарушенных авторских и других гражданских прав способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

С уважением,
Гульсинэ и Виктор Токаревы,
заслуженные архитекторы РФ и РТ,
авторы архитектуры и дизайна «Пирамиды»

Справка

Рустем Гимранов родился в 1958 году, служил в Советской армии, учился в студии–мастерской современного искусства Ильдара Ханова в Москве, в МВХПУ (бывшее Строгановское училище) на отделении интерьера, с красным дипломом окончил Московский институт искусств и права. Создал интерьеры КРК «Пирамида», гостиницы «Мираж», был руководителем проектов создания интерьеров музея государственности РТ, музея естественной истории РТ, создания иконостасов и росписи Благовещенского собора в Казани и многих других. Участвовал в бьеннале современного искусства с инсталляцией "Истинной толерантности". Создал и руководит арт-группой «Оранжевый жираф», продюсирует рок-группу «Пульс оф рейсн».