«В «Водоканал» я пришел в 1984 году в качестве слесаря аварийно-восстановительных работ. Когда переехал, даже не знал названия улиц. А спустя несколько лет работы выучил наизусть большинство схем сетей города, поэтому без труда могу по памяти сказать, где проходят трубы, задвижки, колодцы и как с минимальными временными потерями ликвидировать аварию», — говорит главный диспетчер аварийно-диспетчерской службы МУП «Водоканал» Насых Зарипов. В интервью нашему изданию он рассказал, кто посоветовал ему устроиться в «Водоканал», как часто приходилось бросать все, чтобы устранить очередную аварию, почему в слесари «Водоканала» идут даже бывшие сотрудники МВД и сколько лет еще планирует работать на своем посту.
На службе «Водоканала» много уникальных людей, работающих на благо жителей не один десяток лет. Один из них — главный диспетчер МУП «Водоканал» Насых Зарипов
Коллеги о Насыхе Зарипове: «Таких, как он, никогда не заменит искусственный интеллект»
МУП «Водоканал» — одно из старейших предприятий Казани, которое наряду с теплоэнергетикой является важнейшей составной частью системы городской жизнедеятельности. В работе государственной структуры задействовано свыше 2100 сотрудников, благодаря которым тысячи домов, социальные учреждения и десятки предприятий имеют снабжение питьевой водой и работающую канализацию.
На службе «Водоканала» много уникальных людей, работающих на благо жителей не один десяток лет. Один из них — главный диспетчер МУП «Водоканал» Насых Зарипов. В этой должности он с 2004 года. А 18 июня исполнилось ровно 40 лет, как он стал частью предприятия.
С 40-летним юбилеем работы на предприятии Насыха Сабирзяновича поздравил и выразил слова благодарности директор МУП «Водоканал» – депутат Госсовета РТ Рустам Абдулхаков: «Многие стремятся найти свое призвание и остаться верными ему на протяжении многих лет. Такие истории о преданных сотрудниках, которые служат своей компании десятилетиями, говорят о многом и напоминают о том, что уважение к опыту и преданность сотрудников — это фундамент успешной работы коллектива».
С 40-летним юбилеем работы на предприятии Насыха Сабирзяновича поздравил и выразил слова благодарности директор МУП «Водоканал» – депутат Госсовета РТ Рустам Абдулхаков
Зарипов — кладезь практических знаний, которых нет ни в одном учебнике и даже в интернете. Его коллеги говорят: «Таких, как он, никогда не заменит искусственный интеллект. Человека, знающего больше о подземных коммуникациях города, просто не существует».
Рабочая деятельность Насыха Сабирзяновича началась в далеком 1978 году. Окончив школу и получив среднее профессиональное образование с присвоением квалификации «механик», он заведовал мастерской в колхозе им. Чапаева более 5 лет. В «Водоканал» пришел в 1984 году в качестве слесаря аварийно-восстановительных работ. С 1998 по 2003 год работал мастером, а позже он занял должность главного диспетчера аварийно-диспетчерской службы МУП «Водоканал». Как говорят, эту позицию создали специально для Зарипова.
Именно диспетчеры «Водоканала» следят за тем, чтобы в каждом доме города был доступ к чистой воде и канализационным услугам. Их работа заключается в оперативном реагировании на различные ситуации, связанные с водоснабжением и канализацией. А Зарипов курирует работу всех диспетчеров.
О том, сколько человек работает в службе, кто помогает диспетчерам следить за состоянием труб и почему в некоторых частях Казани по-прежнему встречаются коммуникации XIX века, Зарипов рассказал в своем интервью.
«К 90-м все кардинально изменилось: ту диспетчерскую снесли и построили новую»
«Мой наставник проработал в «Водоканале» 50 лет»
— Насых Сабирзянович, в 1984 году вы заведовали мастерской в колхозе им. Чапаева. Почему решили перебраться в Казань и устроиться слесарем в «Водоканал»?
— Я родился в Куйбышевском районе, который сейчас носит название Спасский. Окончил там десять классов, потом поступил в Чистопольский сельскохозяйственный техникум. Отслужил в армии и устроился в колхоз. К сожалению, в 80-е он начал разваливаться, работы не стало. Мой дядя, который к тому моменту уже трудился в «Водоканале», позвал меня на предприятие, и я согласился.
Было очень непривычно: большой город, где я не знаю даже названия улиц, не говоря уже о том, где и какой лежит водопровод. Всеми этими знаниями со мной поделился мой бригадир Рустам Нигметзянов. Помимо меня, в команде было еще двое слесарей.
У меня был еще один наставник — руководитель управления водопроводным хозяйством Владимир Рябов. Он проработал в «Водоканале» 50 лет! После того как вышел на пенсию, консультировал нас: объяснял, где и какие трубы или колодцы проходят. Я очень часто с ним советовался.
— Когда вы пришли на предприятие, условия были хорошие?
— Не очень… Старую диспетчерскую организовали в бывшей конюшне, поэтому удобств не имелось, а внутри зимой было очень холодно. Но ближе к 90-м все кардинально изменилось: ту диспетчерскую снесли и построили новую.
— Много ли было работы у слесаря в «Водоканале» в 80-х годах?
— Полно! Помню, как сильно удивился тому, что тут, в отличие от деревни, надо работать всю смену целиком…. Как-то на улице Нариманова случилась авария: лопнула задвижка на трубе в 200 миллиметров. С самого утра возились, но к 2 часам дня все устранили. Я думаю, что все, можно домой, а бригадир мне говорит: «Ты куда собрался? У нас работы еще до конца смены полно!» В деревне было проще: сделал дело и отдыхаешь. В «Водоканале» восстановиться успевал — работали сутки через двое.
На мой взгляд, работа в аварийной службе очень благодарная: ты ликвидируешь проблемы и возвращаешь людям воду в дома или на предприятия.
— За вашей бригадой был закреплен какой-то определенный участок?
— Да, вся южная сторона Казанки, а это Вахитовский, Приволжский и Советский районы. Мы обслуживали уличные сети — работали со всем, кроме канализации. Естественно, аварии происходят в самый неподходящий момент…
— Часто ли случались серьезные аварии?
— В те годы, что я работал слесарем, нет. Но помню, как под Новый год затопило один из машинных залов насосной станции. Если бы не решили проблему, то многие казанцы бы встречали один из главных праздников в году без воды. Авария была серьезная: только на откачку воды потребовалось несколько часов. Потом надо было произвести демонтаж двигателей, просушить их и включить. На ликвидацию всех последствий потребовались целые сутки, но мы справились — и праздник был спасен.
«Наша диспетчерская — большой компьютерный мозг, куда стекается информация со всего города»
«Застал времена, когда об аварии сообщали по пейджеру»
— Сколько вы проработали слесарем?
— 14 лет, а потом меня повысили до мастера аварийно-диспетчерской службы. Я не рвался наверх, мое повышение — пожелание руководства. Возможно, одна из причин заключалась в том, что почти все чертежи и водопроводные схемы были в моей голове. В 90-е компьютеров не было и мне нравилось изучать документацию по расположению водопроводов, колодцев, задвижек. Все свободное время я проводил в архиве, изучая чертежи. Эти знания позволяли мне ликвидировать аварию с минимальными временными потерями. Руководство это заметило — и мне предложили новую должность.
— Даже если все компьютеры в вашей службе отключатся, вы по памяти найдете нужный узел?
— С вероятностью в 95 процентов — да. Нюанс в том, что часть старых чертежей содержит неточности, расположение некоторых труб указано неверно. Я лично встречал такое в Советском районе. Безусловно, когда сталкиваешься с подобным, схема дорабатывается, чтобы в будущем коллеги не испытывали проблем.
— График работы у вас как-то поменялся после перехода на новую должность?
— Я перешел на пятидневную рабочую неделю. Но опять же в случае необходимости сразу же выезжал на место ЧП. Как-то поехал на Сабантуй с семьей в деревню — она расположена в 180 километрах от Казани. Только приехали, расположились, звонок: «Срочно приезжай, авария у театра имени Галиаскара Камала!» Ничего не поделаешь, сел в машину и поехал.
В 2004-м предложили стать главным диспетчером, и я согласился. Прежде такой позиции на предприятии не было.
— Когда вы стали главным диспетчером, сколько людей оказалось в вашем подчинении?
— Штат достаточно большой: в службе трудится порядка 60 человек. Возможно, численность была бы ниже, если бы не нововведения. Например, в нулевые появились четыре бригады по раскопке — они отвечают за доступ к трубе, коллектору или колодцу, если авария случилась где-то глубоко под землей.
— Как технически поменялась работа: как раньше узнавали об аварии и как сейчас?
— Я застал времена, когда об авариях на «Водоканале» сообщали по пейджеру… Потом оперативным инструментом связи были рации, а в последние годы все цифровизировано. Наша диспетчерская — большой компьютерный мозг, куда стекается информация со всего города: в режиме реального времени мы видим работу всех линий, насосов и даже давление в трубах некоторых частных домов — они по своему желанию присоединились к нашей мониторинговой системе. Поэтому о всех ЧП информация появляется почти мгновенно.
Помимо этого, работаем и с внешним контуром. Жители звонят нам, если случилась какая-то авария у них, а не на наших сетях. К их услугам всегда несколько диспетчеров, которые владеют всей необходимой информацией. Бывают случаи, когда к разговорам подключаюсь я сам — некоторые заявители требуют старшего.
— У вас напряженная работа, связанная со стрессом. Часто ли за эти 40 лет возникало желание уйти?
— Если честно, таких мыслей никогда не было! И другие предложения не рассматривал, хотя они поступали. Я патриот «Водоканала»: мне здесь все нравится. В компании более 2 тысяч человек, достаточно молодежи. Их привлекает хорошая зарплата, наличие всех социальных льгот, возможность быстро подняться по карьерной лестнице. Руководство предприятия очень ценит активных сотрудников и охотно предлагает им повышение. У меня тут еще несколько родственников работают: один уже лет 18 оператором ГНБ, второй слесарем. Второй до этого работал в полиции. У него золотые руки: все умеет делать, поэтому и перешел.
— Сколько еще лет планируете проработать в «Водоканале»?
— Хоть я тут уже 40 лет работаю, хочу еще потрудиться. В то же время понимаю, что я не вечен и надо растить себе замену. Как только будет готов сменщик, уйду.
— Последние годы часто муссируется вопрос о том, что многие трубы, коллекторы в Казани — пережиток советского времени и требуется срочная замена…
— Это так и есть, потому что до сих пор в некоторых частях города можно встретить трубы, проложенные в Казани еще 150 лет назад. Надо отдать должное тем, кто их укладывал и обслуживал — некоторые из них до сих пор хорошо справляются со своей функцией.
Задача нашего предприятия — обслуживание и замена коммуникаций. Безусловно, если бы это было возможно, заменили бы трубы везде, но пока замена идет только там, где постоянно происходят аварии. Например, перед тысячелетием Казани были заменены коммуникации на улицах Баумана, Кремлевской, Карла Маркса, где прежде часто что-то рвалось.
Сейчас в рамках капитального ремонта ведется очень много работ по замене труб по всему городу. Делается все возможное, чтобы оптимизировать материально-техническую базу.
Фото на анонсе: Сергей Елагин