В Советский райсуд Казани суд Ильвиру Пузыреву доставили к вечеру среды В Советский райсуд Казани Ильвиру Пузыреву доставили к вечеру среды

Вину не признала

В Советский райсуд Казани Ильвиру Пузыреву доставили к вечеру среды. Сюда же пришли ее родственники — супруг и 29-летняя дочь, которых, впрочем, суд попросил удалиться с процесса: вероятно, их допросят по делу как свидетелей, а значит, находиться на заседании им до этого времени нельзя.

Председатель комитета земельно-имущественных отношений и градостроительной деятельности Альметьевского района отворачивалась от камер. На вопросы корреспондента «БИЗНЕС Online» отвечать отказалась, а потом конвоиры и вовсе принесли ей медицинскую маску — всем своим видом чиновница показывала, что на диалог не настроена. Оказалось, что так же было и на допросах: дважды следователь допросил ее в качестве подозреваемой, и дважды она отказалась от дачи показаний, ссылаясь на 51-ю статью Конституции России. В ней говорится, что никто не обязан свидетельствовать против себя.

В статусе обвиняемой Пузырева тоже отказалась что-либо рассказывать следствию. Лишь указала, что свою причастность к преступлению категорически не признает.

Весь процесс Пузырева провела в аквариуме Весь процесс Пузырева провела в «аквариуме»

Судьба участка

Весь процесс Пузырева провела в «аквариуме». Следователь второго, «должностного» отдела по расследованию особо важных дел СУ СКР по РТ Ленар Сабиров рассказал, что чиновницу обвиняют в превышении должностных полномочий (ч. 1 ст. 286 УК РФ) и мошенничестве (ч. 3 ст. 159 УК РФ).

«По версии следствия, Пузырева, занимая должность председателя палаты земельных и имущественных отношений (так ранее именовался КЗИОприм. ред.) исполкома Альметьевского района, произвела незаконное отчуждение земельного участка, расположенного на улице Ленина, 189а, третьим лицам за денежное вознаграждение», — рассказал следователь. По данным СКР, участок, рыночная стоимость которого была не меньше 700 тыс. рублей, Пузырева продала некой Асылкаевой за 50 тыс. рублей по бумагам, а затем получила через посредника Равиля Хафизова вознаграждение от нее — не менее 500 тыс. рублей.

Распорядитель альметьевской земли в наручниках: силовики год охотились за начальницей КЗИО

По данным источников издания, знакомых с делом, а также из материалов дела, озвученных в суде, история с этим участком вообще берет начало в 2011 году. Тогда заместитель главы исполкома ныне покойный Василий Самойлов попросил местную жительницу Гульнару Шарафееву, у которой муж работал водителем в исполкоме Альметьевска, взять этот земельный участок в аренду на «определенное время». По крайней мере, так заявила на допросе сама Шарафеева. Зачем это было нужно — вопрос открытый. Так или иначе, в ноябре 2011 года на нее и заключили договор аренды участка на улице Ленина, 189а.

В октябре 2017-го Шарафеева передала право аренды участка Равилю Хафизову. На допросе в СКР он назвался безработным, по одной из версий, которую озвучивают знакомые с делом источники издания, Хафизов — друг семьи Пузыревой.

В июле 2019 года Пузырева от имени исполкома инициировала расторжение договора с Хафизовым. По версии следствия, это была часть плана. Потому что якобы в тот же день с Хафизовым заключили новый договор без проведения торгов под предлогом того, что на участке есть объект незавершенного строительства. А значит, арендатор, т. е. Хафизов, имеет право на дальнейшую аренду участка. Только вот Пузырева будто бы знала, что никакого строительства на участке не ведется, считает следствие. По версии СКР, Пузырева использовала фиктивные документы, например акт ввода объекта в эксплуатацию от 2017 года, которого не существовало. А офисное здание, строительство которого по документам было завершено несколько лет назад, появилось там якобы только в 2022-м.


В июне прошлого года, считает следствие, Пузырева от имени исполкома продала этот самый участок Асылкаевой, которая была указана собственником офисного здания на этой земле. Причем в договоре была заниженная стоимость продажи — 55 тыс. рублей. Следствие обратилось к эксперту, который указал, что рыночная стоимость объекта намного выше — не меньше 700 тыс. рублей. По версии следствия, Пузырева через Хафизова получила от Асылкаевой 500 тыс. рублей — в качестве «вознаграждения» за продажу участка. По информации источников, знакомых с расследованием дела, это только та сумма, «движение» которой получилось отследить — другими словами, эти деньги, мол, упали на карту Пузыревой. По одной из версий, она называла Асылкаевой сумму в 3 раза больше — 1,6 млн рублей, а на «вырученные» деньги планировала купить дочери квартиру, но доказать это СКР пока не смог. В отношении Хафизова, к слову, тоже возбудили уголовное дело, он подозреваемый и пока находится на свободе. На допросах он, к слову, говорил, что передавал ей деньги частями.

«Вина Пузыревой полностью подтверждается материалами дела, в том числе показаниями свидетелей, — заявил на суде следователь, добавив, что Хафизов дал на Пузыреву „изобличающие показания“. — Следствие считает, что к совершению данного преступления в том числе причастен ряд должностных лиц из числа сотрудников исполнительного комитета Альметьевского района».

«В ходе осмотра телефона Хафизова обнаружены переписки Пузыревой, где она дает прямые указания на продажу земельного участка, обозначает цену», — рассказывал следователь. Судья Сергей Аптулин его остановил: мол, в ходатайстве следствия таких данных нет, а значит, нельзя сейчас на них ссылаться.

Защитники Пузыревой — Андрей Белов и Ильдар Абдуллаев Защитники Пузыревой Андрей Белов и Ильдар Абдуллаев

Адвокаты: «Исполнение решения суда не преступление!»

Один из главных аргументов, на который ссылались защитники Пузыревой Андрей Белов и Ильдар Абдуллаев, в том, что судьбу спорного земельного участка еще в 2019–2020 годах разрешал суд.

Суть спора описана в судебном акте. Там указано, что земельный участок — тот самый, что фигурирует в уголовном деле, — передали без торгов Хафизову. Без торгов он перешел потому, что на нем есть незавершенный объект строительства, — закон это позволяет. Хафизов приложил полученное разрешение на строительство и показал, что на участке действительно ведутся работы, в частности положен фундамент. Однако при заключении договора аренды не было учтено, что действие разрешения на строительство уже истекло. Поэтому исполком обратился в суд, указав, что, получается, Хафизов не представил все нужные документы по закону, а значит, договор аренды изначально нарушает требования закона и должен быть признан недействительным.

Суд, впрочем, встал на сторону Хафизова, указав, что, когда между исполкомом и мужчиной был заключен первый договор аренды, разрешение на строительство еще действовало. По закону же Хафизов имеет право достроить начатый им объект, тем более что он обратился за новым разрешением на стройку в уполномоченные органы.

Это решение вступило в силу, и его никто не стал обжаловать.

«По сути, способ приобретения земельного участка уже был рассмотрен судом, — подчеркивал адвокат Белов. — Это решение имеет значение по нашему уголовному делу». «Они пытались расторгнуть, но не смогли», — поддакивала Пузырева из «аквариума». «Это конкретно тот договор, который указан в постановлении [о возбуждении уголовного дела]», — добавлял адвокат.

«Исполнение решения суда не является преступлением!» — подчеркивал Белов и призывал следствие «цивилизованно во всем разобраться», а на период этого разбирательства просил не арестовывать Пузыреву. Он приобщил документы о том, что у Пузыревой есть квартира в столице РТ, которую она приобрела в июле прошлого года и в которой, например, может сидеть под домашним арестом. Уж из Казани повлиять на свидетелей, которые находятся в Альметьевске, будет невозможно, заверял адвокат.

А как же обвинения в продаже участка по заниженной цене и, как считает следствие, получении денег? «Вопросов много, мы говорим о формах причастности к этому преступлению. У органов предварительного следствия своя версия, предварительное следствие началось только 16 июня. Все, что они нам предоставили, вызывает много сомнений», — отвечал адвокат Абдуллаев.

Судья, выслушав доводы сторон, ушел в совещательную комнату, где провел больше получаса. А затем огласил решение: избрать Пузыревой меру пресечения в виде заключения под домашний арест до 16 августа. Ее освободили в зале суда, теперь ее ждет браслет от УФСИН и ряд запретов — на пользование интернетом, телефоном, выход из дома и общение со свидетелями.