Прошлым летом Даку приходил в «Рубин» совсем неизвестным игроком. В его послужном списке были команды из Косово, Албании, Словении и Хорватии — далеко не сильнейших чемпионатов Европы. К тому же форварду было 25 лет. Уже не молодой талант, а сформировавшийся игрок. Но в «Рубине» в Даку разглядели черты форварда для основы — он сразу же стал играть в старте и в дебютной игре отметился голом в ворота «Локомотива». Этот момент он считает самым эмоциональным в прошедшем сезоне.

Мирлинд Даку: «Это приятно, что тебя высоко оценивают — значит, они видят ту работу, которая была проделана» Мирлинд Даку: «Это приятно, что тебя высоко оценивают — значит, они видят ту работу, которая была проделана» Фотоколлаж: «БИЗНЕС Online» (Фото: «БИЗНЕС Online»; rubin-kazan.ru; Panoramic / Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

«Я дал себе слово, что не подведу тех людей, которые в меня верят»

— Мирлинд, вас связывают с многими командами. Вы отвечаете профессионально, что у вас контракт с «Рубином». Какая у вас цель?

— Меня часто об этом спрашивают. Никогда не знаешь, что произойдет: футбол — вещь непредсказуемая. Сейчас я спокоен и вообще на этом не зацикливаюсь. Это приятно, что тебя высоко оценивают — значит, они видят ту работу, которая была проделана. В «Рубине» все супер, мне все нравится. Здесь люди поверили в меня, отнеслись с доверием. У меня есть правило с того дня, когда я впервые подписал профессиональный контракт, — дал себе слово, что не подведу тех людей, которые в меня верят, и стараюсь следовать этому принципу.

— Выбирая топ пять европейских чемпионатов, где бы вы хотели оказаться в дальнейшем?

— Хотелось бы когда-нибудь поиграть в Англии. Я в детстве смотрел много матчей премьер-лиги, а мой любимый клуб — «Манчестер Юнайтед». Я даже смотрел игры чемпионата. В какой-то степени игра в Англии стала бы исполнением мечты. Но я не зацикливаюсь на этом. Появится вариант из Германии, Испании или Италии — я буду выбирать, подходить к вопросу с холодной головой.

— Вы единственный форвард в «Рубине», у вас нет сменщика. Отсутствие конкуренции дает уверенность в своих силах?

— У нас в составе в первой части сезона был Джоэль Фамейе, а зимой к нам присоединился Касра Тахери. Да и Дардан Шабанхаджай может играть в атаке. Так что я не был единственным форвардом в команде. Но это правда, что в игре часто нужны свежие силы, быстрые ноги — тут бы помогло усиление со скамейки. И конкуренция заставляет прогрессировать. Ее отсутствие не дает большей уверенности, а, наоборот, больше напряжения и ответственности. Потому что если ты единственный, то все возлагают на тебя надежды.

— «Рубин» играет больше вторым номером, на контратаках, и мы увидели ваши сильные стороны. Остаются вопросы, как вы будете действовать в позиционном нападении. Какой стиль игры ближе?

— Для нападающего очень важно открываться, проделывать большой объем работы и свежесть. Так что я бы назвал позиционную атаку, потому что там ты больше сохраняешь сил. Например, мы в сборной Албании играем больше позиционно.

— Весной судьи свистели не все фолы на вас. Думают, что вы симулируете?

— Я большой нападающий, крепкий, и они думают, раз я такой большой, то меня не уронить. Но мне часто достается от защитников, и бывает, что некоторые фолы остаются без внимания.

«Если я останусь — проведу отличный сезон»

— Как оцените сезон для «Рубина» с точки зрения итогового места? Могли забраться выше в таблице?

— Свои очки мы недобрали. Мы могли быть выше, нам это по силам. Нам в некоторых матчах не хватило концентрации в каких-то моментах. А еще у нас случались травмы игроков, поэтому некоторым партнерам приходилось играть на непривычных для них позициях. Как только мы сыгрались, почувствовали химию и связь друг с другом, кто-то травмировался. А потом зимний перерыв, пришли новые футболисты — снова сыгрываться.

— А какие задачи стояли перед командой перед началом сезона? Что вам говорило руководство?

— Главная задача — это сохранить прописку в премьер-лиге, занять в таблице место как можно выше.

— Как оцените свои выступления в этом сезоне? Все ли получилось?

— С одной стороны, я доволен своим сезоном, но в некоторых играх я мог сделать больше, забить больше. С другой стороны, для меня это был первый сезон в новом чемпионате, в новой стране. РПЛ по уровню выше, чем там, где я выступал.

Мирлинд Даку Мирлинд Даку Фото: «БИЗНЕС Online»

— Зимой вы говорили, что забить 7–8 мячей будет хорошим индивидуальным результатом. В итоге забили 10. Довольны?

— Как нападающий я всегда голоден до голов и считаю, что моя статистика могла быть лучше: много голевых моментов упустил. Это мое замечание к себе. Голевые моменты мне предоставлялись, и я должен был забивать еще больше. Если я останусь, уверен — проведу отличный сезон.

— У вас не было пункта в контракте, что забьете определенное количество голов и будет бонус?

— Нет, мы такое не обсуждали.

— Какой для вас самый запоминающийся матч сезона?

— Можно сказать, что игра с «Зенитом», но я назову свою первую игру в России против «Локомотива». Меня еще тогда признали игроком матча. Наверное, тот момент более особенный для меня.

— Удивляет ли вас, что на домашнем стадионе так мало зрителей?

— Нас всегда активно поддерживают. Не буду отрицать, что нам хотелось бы видеть больше зрителей на стадионе. Но вижу, что и в других городах посещаемость не самая высокая и, возможно, это связано с Fan ID. На «Рубин» станет ходить еще больше людей, если будем бороться за медали.

— В каком матче была самая классная атмосфера? Неважно, гостевой или домашний.

— Мне запомнилась игра в Краснодаре. Это невероятные ощущения, которые тебя заряжают, когда ты играешь перед большой аудиторией.

— Спустя почти год что вас впечатлило больше всего в клубе и городе?

— В клубе прекрасная инфраструктура, я такой еще не встречал в своей карьере. База, условия… Город? Это Кремль — мое первое и самое любимое воспоминание. Первый раз в Казань я прилетел ночью и видел, как горели огни в Кремле. С того дня это место стало любимым в Казани.

«Вуячич — лучший защитник в РПЛ. Очень жаль, что Зотову и Иванову за 30»

— Против какой обороны вам сложнее всего было играть?

— Сложнее всего против «Краснодара» и если называть конкретного футболиста, то против Алонсо. Он чуть ниже меня ростом, но его настолько тяжело сдвинуть с места, очень тяжело вести против него борьбу. Хорошо, что за нас играет Игор Вуячич, иначе бы я назвал его — он лучший защитник РПЛ.

Руслан Безруков и Игор Вуячич Руслан Безруков и Игор Вуячич Фото: «БИЗНЕС Online»

— У вас было повреждение в матче против «Оренбурга». Повлияло ли искусственное поле?

— Играть на искусственных полях для меня не в новинку. Просто последние несколько лет я играл только на натуральных покрытиях, сложно резко перестроиться. Могу сказать, что в Оренбурге хорошее поле.

— Кого бы вы назвали топ-форвардами в России и в мировом футболе?

— В России много хороших нападающих: Кассьерра, Кордоба, Тюкавин, Чалов — каждый из них индивидуально хорош, это подтверждает и статистика. Но голы зависят и от партнеров по команде. А вот лучшим в мире я назову Эрлинга Холланда — топ-бомбардир. Но ведь нападающий это не только голы, верно? Это и движение, единоборства с защитниками. В этом плане есть игроки превосходящие Холланда. Наверное, это Роберт Левандовский в своей пиковой форме. В плане взаимодействия с полузащитой Левандовский превосходит Холланда.

— Рашид Рахимов говорит, что игроки сами выбирают капитана команды. Как Вуячич проявляет свои лидерские качества?

— Игор дает эмоции, заряжает нас. Он большая личность и сильный игрок. Здорово, что я играю вместе с ним в одной команде, а не против него. Каждый день он показывает свои качества в коллективе. У нас многие игроки не говорят на русском, русские игроки — на английском, но все вместе мы говорим на языке футбола. Игор дает эмоции, заряжает нас. Но мы учим русский и начинаем общаться.

— Осенью прилетало от него, что вы, нападающие, мало забиваете?

— Нет, но прилетало от тренера. Весной я начал забивать и тренер был требовательным ко мне: «Выполняешь мало беговой работы». (Смеется.) Но это наша шутка с тренером. У меня в любом случае есть ответ на это: нападающим нужно сохранять свежесть до конца матча и дождаться своего момента, чтобы на 90-й минуте реализовать свой шанс.

— А еще Рахимов назвал Мартыновича и Иванова сердцем команды. Как они помогают команде? Они ведь немного играют, уже ветераны.

— Опытные ребята — это не только слова. Они прекрасно знают все команды, условия, кто как играет, где и какие могут быть сложности. Нам, новичкам, они объясняют, как действовать против конкретного соперника, команды и как это делать правильно.

— Отдельно хочется спросить об Иванове. Говорят, вы сильно впечатлены его игрой на тренировках. Что вас поразило?

— Одним словом, мастер. Я говорил спортивному директору про Иванова и Зотова: «Очень жаль, что им за 30. Какая бы у нас была полузащита, если бы они были моложе!»

«Рахимов ждет от меня стабильности»

— Зимой вы провели первый полноценный сбор у Рахимова. Как вам?

— Было сложно. Сборы — это время для упорной работы. Но тренер нас всегда подгоняет, чтобы мы выдавали максимум. Тут не расслабишься.

— Рахимов — жесткий тренер? Тренер-генерал?

— По-разному. Он может быть жестким, может и подбодрить в личных беседах. Он по натуре победитель. Мне он всегда говорит, что, если хочу стать большим игроком, нужна стабильность, не должно быть изломов в игре, когда один матч проводишь блестяще, а второй — плохо.

Рашид Рахимов Рашид Рахимов Фото: «БИЗНЕС Online»

— Часто ли он срывается на крик в раздевалке?

— Нет, вообще нет. На тренировках он может накричать, но в раздевалке он мотивирует, доносит свои мысли.

— Какие требования у Рахимова? Что нужно делать в первую очередь?

— Не терять концентрацию — это важный аспект, о котором говорит тренер. А еще улучшать физическую форму и сохранять мотивацию.

— Порой вас переполняют эмоции и вы бурно реагируете на эпизоды, Рахимов вас отчитывает за это?

— Да! Отношения с тренером — это не всегда медовый месяц, мне порой сильно попадает! Но надо понимать, что когда тренер критикует, нужно сохранять позитивный настрой, а не обижаться или опускать руки. Он делает это, чтобы мы прогрессировали, улучшали свою игру, прибавляли и не расслаблялись.

— Лучший совет, который вам дал Рахимов на сегодняшний день?

— Нет вчерашнего дня — есть только сегодня и завтра. Наверное, так. А еще нельзя расслабляться и почивать на лаврах — нужно всегда требовать от себя большего. Мы с ним часто разговариваем об этом.

— Рахимов недавно продлил контракт. Как вы переживали период, когда не было ясности с его будущим в клубе?

— Я всегда надеялся, что решение найдется и новый контракт будет подписан. Он заслужил продление своей работой. Не только в отношении нас, футболистов, но и в целом в клубе. Он вывел «Рубин» в РПЛ, и мы стали конкурентоспособными в лиге. Ни один соперник не сможет сказать, что матч с «Рубином» будет для него легкой прогулкой.

— Как Рахимов убедил вас выбрать «Рубин», а не Бундеслигу, откуда у вас были предложения?

— Мой агент мне сказал, что, поработав с Рахимовым, я получу хороший опыт и выросту как игрок. Рахимов многих игроков вывел на новый уровень.

— Вам 26 лет, и вы приехали в Россию уже созревшим футболистом. Почему у вас не получилось уехать в большие клубы раньше?

— Все должно идти своим чередом. Нужно принимать все то, что жизнь тебе преподнесет. Считаю, что в Россию я приехал в нужный момент и в оптимальном возрасте.

«Моя самая дорогая покупка в жизни — квартира для родителей»

— Расскажите о своем родном городе Гжилане.

— Это точно не курортный город, у нас нет моря, но есть река. Как в Казани, кстати. Когда была Югославия, у нас в городе было очень много заводов и Гжилан считался одним из важнейших промышленных центров.

— В каком состоянии город сейчас?

— Многие люди продолжают жить там. Кто-то уезжает в другие страны. Это обычная практика, такое происходит везде: кто-то ищет другие места в целях улучшения качества жизни.

— Ваша семья до сих пор там живет?

— Да, но только родители. Один из братьев в Швейцарии, сестра в Германии. Они живут обычной жизнью. Я помогаю семье и, когда стал зарабатывать в футболе, стал обеспечивать родителей, чтобы они не работали и ни в чем не нуждались.

Мирлинд Даку Мирлинд Даку Фото: «БИЗНЕС Online»

— Вы говорили, что у вас было незавидное финансовое положение. Это научило вас ценить деньги?

— Да, 100 процентов. Поэтому и сказал отцу, дескать, больше ты работать не будешь.

— А кем работал ваш отец?

— В магазине по продаже холодильников.

— Когда появился большой контракт, не стали ли вы расточительным человеком?

— Иногда такое случалось, но я брал себя в руки. Я стараюсь подходить к тратам рационально. Моя самая дорогая покупка в жизни — это квартира для родителей.

— Вы выглядите как парень с улицы, который может доставить проблемы.

— В игре я, может, и такой, и, наверное, те, кто меня не знают, тоже могут так подумать. Но я дружелюбный и открытый.

— В Казани в 90-е был бандитизм, ребята организовывали группировки, дрались и воровали. Как было у вас?

— У нас тоже была непростая ситуация. В городе были две банды, они устраивали рэп-батлы, но заканчивались они далеко не музыкой. Соперничество, как у West Coast и East Coast. Они могли начать разборки, когда встречали друг друга. Много молодых ребят к ним присоединялись, дрались и жили по принципу «свой-чужой».

Гжилан, Албания Гжилан, Албания Фото: Vedat Xhymshiti/ZUMAPRESS.com, www.globallookpress.com

— Вы рассказывали, что приостанавливал карьеру в 18 лет. Чем вы занимались?

— Я 6 месяцев просто играл в футбол с друзьями, думал о своем будущем, искал обычную работу.

— Чем занимаются ваши друзья?

— У меня много друзей музыкантов, есть актеры. Это друзья моего детства, и только один из моих друзей играет в футбол.

— Есть видео, как вас встретили в Гжилане после дебюта в сборной. Какие были эмоции?

— Это неожиданно. Невероятные чувства. Ради этих людей мы и играем в футбол. Эти люди приходят на игры, покупают билеты, чтобы посмотреть на то, как твоя команда играет. Ты не можешь их разочаровать. У нас главный вид спорта — это футбол. В Казани есть хоккей, баскетбол, но там, откуда я родом, — только футбол.

— Как часто вы бываете дома и узнают ли вас на улице?

— Когда бывает свободное время. Мы живем там же, где я провел свое детство. Я открыт к общению со всеми, никому не отказываю. Я не из тех, кто зазвездился. Стараюсь всем помочь, если кому-то нужна помощь. Я и сам был в сложной ситуации и понимаю, как может быть трудно этим людям.

— Но ведь есть и люди, которые знают, что вы хорошо зарабатываете, и просят денег.

— Помогаю тем, кого я хорошо знаю, кого встречал в своей жизни. Что я понял, так это то, что дружба проверяется временем.

— А в Казани узнают на улицах?

— Да, но не так часто. Мне кажется, хоккеистов чаще. (Смеется.) Но, когда мы будем бороться за высокие места, узнавать станут чаще.

— У себя дома вы популярнее, чем ваш земляк Джердан Шакири?

— Точно нет. Это невозможно. (Смеется.) Он потрясающий футболист. Я с ним знаком, мы общаемся, но не так часто. У нас разные часовые пояса в странах, другой календарь чемпионата, и поэтому нам трудно пересечься.

«Я очень горд, что меня вызвали в сборную Албании»

— То, что вас не вызвали в сборную в марте, породило мысль: а могли ли вас ранее вызвать в сборную только для того, чтобы заиграть за Албанию?

— Нет, это точно не так. Тренер давно следил за моими выступлениями. В марте меня не вызвали, потому что была небольшая ротация в составе.

— Силвиньо объяснял, когда вы попали в команду, в какой футбол играет Албания?

— Он сторонник атакующего футбола. Как правило, мы не играем длинными передачами, больше позиционно.

Силвиньо Силвиньо Фото: Pawel Andrachiewicz, Keystone Press Agency, www.globallookpress.com

— Вам удалось все его требования выполнить?

— Думаю, да. Мы не проигрывали, прошли цикл без поражений, и мы единственная европейская сборная, которая не пропустила в домашних матчах.

— Вы выбрали сборную Албании, потому что она более квалифицированная команда?

— Меня вызвали в сборную Албании, и я очень горд. Это большая честь для меня. Я приложу все силы, чтобы помочь команде.

— Когда вы приехали в сборную, кто из команды взял над вами шефство? Показывал что, где и как?

— Мы со многими футболистами пересекались ранее, и все в команде были дружелюбны. Поэтому я адаптировался достаточно быстро, в этом не возникло проблемы.

— Наверное, в «Рубине» вы были таким же, когда пришел Дардар, ваш друг.

— Да, но так было и в «Муре». Я уже играл в команде, когда он пришел, и я тоже ему помогал. История повторилась и в «Рубине». Но Дардану я помогал не только потому, что он мой соотечественник, я готов ко всем прийти на помощь.

— Когда он вас спрашивал о «Рубин»е, тренере и Казани, какую рекомендацию вы ему дали?

— Я ему сказал очень просто: «Приезжай».

— У вас из клуба спрашивали о Дардане, каким вы его представили?

— У него невероятная скорость, он подходит нам под наш стиль игры. Особенно осенью, когда мы выходили вперед через контратаки. От меня были только хвалебные отзывы о нем.

Дардан Шабанхаджай Дардан Шабанхаджай Фото: «БИЗНЕС Online»

— Почему у него пока не получается показать все, что он может?

— Подождите, потерпите. Я ведь тоже не сразу показал все, в первые 6 месяцев тоже адаптировался. Более чем уверен, он проведет отличный следующий сезон.

— После игры с «Локомотивом» вы поменялись майками с Артемом Дзюбой. Вы в курсе, кто он такой?

— Да, конечно! Легенда. Это первый игрок в России, у кого я попросил футболку. У меня в целом небольшая коллекция футболок — в основном от друзей. Может, после Евро эта коллекция пополнится.