«Коллекция Исмаила Ахметова формировалась несколько десятилетий и на сегодня является самым значительным собранием современной мозаики», — говорила на открытии выставки «Эмерджентность красоты» директор ГМИИ РТ Розалия Нургалеева. Сам бизнесмен из Москвы Исмаил Ахметов приехал в Казань со своими итальянскими друзьями — именитыми художниками, специализирующимися на мозаике. О встрече на выставке с райской птицей, промышленными трубами и самым знаменитым писсуаром в истории искусства — в материале «БИЗНЕС Online».
На фото справа — Исмаил Ахметов, рядом с ним — художник Марко Бравура и его жена Даниэла
Фанат мозаики из Калужской области
«Татарский Медичи» — ни много ни мало так называли в стенах Галереи современного искусства (ГСИ) предпринимателя и мецената Исмаила Ахметова. Он стал героем вечера в понедельник: здесь, на одной из площадок ГМИИ РТ, открылась выставка мозаики из коллекции Ахметова под названием «Эмерджентность красоты». А «татарским Медичи» его в разговоре с «БИЗНЕС Online» окрестила Даниэла Бравура, супруга итальянского художника Марко Бравуры, представленного в экспозиции. Кстати, пара из Европы уже больше 10 лет живет в Тарусе, что в Калужской области. Здесь же (помимо Москвы) живет и именитый коллекционер мозаики, а приехали сюда европейцы по его личному приглашению.
Ахметов, родившийся в Казахстане, — строитель и крупный изготовитель стройматериалов. Владелец компании Arch-Skin, основатель и владелец группы компаний «БАРС», учредитель фабрики Laminam Rus, представительства в Калужской области итальянской фирмы Laminam. Он основатель фонда собственного имени по развитию образования и поддержке культуры. Ахметов — лауреат общенациональной премии «Меценат года» (2016), учрежденной министерством культуры Российской Федерации. Если говорить о проектах в Татарстане, то фонд бизнесмена выступил заказчиком монументального панно «История татарской письменности», которое теперь находится в школе-интернате для одаренных детей в поселке Богатые Сабы. А еще меценат из Москвы спонсирует работу культурного центра «Искусство жить» в центре Казани.
Но главная страсть Ахметова — современное мозаичное искусство. Его коллекция насчитывает более 500 произведений, на выставку «Эмерджентность красоты» попало около 60 из них. Искусство мозаики зародилось 4 тыс. лет тому назад в древней шумерской цивилизации и служило больше для инкрустации ценных предметов богачей. С течением времени она стала разновидностью монументально-декоративного искусства в период античности, Византии, Возрождения, Нового Времени и вплоть до наших дней. Сегодня мозаика, как принято считать, переживает не лучшие времена. Однако экспозиция в Казани призвана доказать обратное.
Художник Вердиано Марци
«Выставка связана с творчеством моих друзей и великих художников из Равенны»
Что же такое «эмерджентность»? Это явление, когда в системе возникают новые свойства или поведение, которые не характерны для отдельных ее компонентов.
«Коллекция Исмаила Ахметова формировалась несколько десятилетий и на сегодня является самым значительным собранием современной мозаики, — говорила на открытии директор ГМИИ РТ Розалия Нургалеева. — Центральным ядром экспозиции стали произведения итальянских художников из города Равенны Марко Бравуры, Марко де Луки, Вердиано Марци. Они в своих работах создали современные тенденции, которые с большой энергией передают молодым художникам». Впрочем, среди 6 десятков работ в ГСИ есть произведения художников из Италии, России, Франции, Японии, Китая.
Работа Владимира Наседкина
Но прежде всего «Эмерджентность красоты» посвящена итальянским друзьям Ахметова, чьи имена выше назвала Нургалеева. «Выставка связана с творчеством моих друзей и великих художников из Равенны. В этом году у всех троих юбилей, — с теплотой говорил коллекционер. — И когда много лет назад я с ними познакомился, то пообещал, что каждый юбилейный год буду стараться организовывать выставки в тех местах, которые они будут выбирать. Мы проводили выставку в Венеции на биеннале, Санкт-Петербурге, Тарусе (на 70-летие) и теперь в Казани (на 75-летие)».
Причем, по словам Ахметова, выставка в данном формате проходит в последний раз. «Все мы уже немолодые, — говорит он. — Нужно давать дорогу молодым. И я бы очень хотел, чтобы именно Казань стала городом, где расцветет великое искусство мозаики». По мнению мецената, искусство мозаики всегда расцветало во время духовных подъемов в обществе. Так было во времена Византии, Возрождения, Советского Союза. Духовный подъем всегда являлся следствием трудностей, с которыми сталкивался народ. Так что сегодня в России наступает время для очередного возвышения искусства.
«Особенно понравилась инсталляция «Единственная истинная алхимия»
Выставку оформили архитектор Алексей Козырь и куратор Александр Пономарев, которые делали павильоны Антарктиды и Венеции на биеннале в Италии. В Казани они разделили все пространство на две смысловые части. Так, на входе вас встретит «Элизиум», или райский сад, построенный в виде лабиринта. В его стены, покрытые искусственными растениями, вделаны окошки. В каждом из них сидит птица работы Бравуры, а над ней — гнездо руки его дочери Душаны Бравуры.
Огромная инсталляция «Единственная истинная алхимия» (работа Бравуры-младшей)
Пройдя весь лабиринт, вы попадаете во вторую часть экспозиции «Алхимия», здесь вас встречает огромная инсталляция «Единственная истинная алхимия» (работа Бравуры-младшей). Она представляет из себя переплетение промышленных труб, на которых наклеены изображения тысячи произведений искусства, которые были созданы с 1917 года до наших дней. Посетитель проходит всю инсталляцию, разглядывая мозаику из фотографий, а в конце его встречает знаменитый «Фонтан» Марселя Дюшана (работа 1917-го), в который, по словам автора, отфильтровывается и капает золото. Данная инсталляция демонстрирует, как в результате алхимии простые вещи превращаются в золото.
Этажом выше можно встретить и рамы, и монументальные скульптуры, и даже концептуальный «Гроб Малевича» руки художника Вячеслава Мизина. Работа, кстати, как и любое произведение современного искусства, непростая, ее можно, видимо, трактовать по-разному, но самая очевидная трактовка — это страдания виртуального Малевича (в виде некоего видеопортрета изнутри гроба): наверное, это за «Черный квадрат», поставивший точку на всем традиционном искусстве. Такая трактовка самая очевидная с учетом того, что почти все выставка — это красота и золото, понятно, что Малевич — антитеза всей данной красоте. Получается, вот такая месть от итальянской традиции разрушителю Малевичу… Кстати, неподалеку висит произведение с названием «Красная площадь. Парад» еще одного нашего соотечественника Владимира Наседкина. По Красной площади из мозаики шагают солдаты на видеоизображении. Видимо, это такая дань нынешней эпохе СВО.
«Гроб Малевича» художника Вячеслава Мизина
По словам куратора Пономарева, концепция выставки лежит в плоскости той самой эмерджентности, когда свойство части не соответствует свойству целого. Свойство каждой клетки меняется в контексте организма, так же как в мозаике из самодостаточных частей (например фотографий в «Единственной истинной алхимии») получается совсем иное.
На открытии выставки было довольно людно, публика была разной, но фотографий окружающей красоты для соцсетей было сделано немало. Например, две девушки рассказали нашему корреспонденту, что «волонтерили» здесь две недели, помогая устанавливать экспонаты. Но, придя на открытие, все равно удивились: «Особенно понравилась инсталляция „Единственная истинная алхимия“, когда ходишь и рассматриваешь фотографии разных людей, предметов. И все это переливается золотыми красками».
Выставка современной мозаики «Эмерджентность красоты» из коллекции «татарского Медичи» в ГСИ будет работать до 8 сентября.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 6
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.