«Он сразу обратил на себя внимание: мог организовать вокруг себя людей, контролировать, ставить задачи, став исполняющим обязанности старшины» «Он сразу обратил на себя внимание: мог организовать вокруг себя людей, контролировать, ставить задачи, став исполняющим обязанности старшины»

«Он был одним из первых, кто откликнулся на призыв»

Старший сержант Ильнур Хаертдинов, которому месяц назад исполнилось 42, был одним из первых добровольцев Татарстана. В июне 2022-го он попал в набор именного батальона «Тимер». «Он был одним из первых, кто откликнулся на призыв, кто пришел в батальон в момент формирования. Я его впервые встретил на полигоне в Нижегородской области, где батальон проходил подготовку. Он сразу обратил на себя внимание: мог организовать вокруг себя людей, контролировать, ставить задачи, став исполняющим обязанности старшины», — вспоминает замполит батальона с позывным «Уокер».

Попав в зону СВО, Хаертдинов получил позывной «Фаза» и стал выполнять задачи на БМП, попав на горячий участок фронта в районе населенного пункта Пологи Запорожской области. Далее батальон ушел в тыл на подготовку к следующим боям.

«На запорожском направлении Хаертдинов применил свои профессиональные качества. По образованию он был электриком, и его навыки очень сильно пригодились во взводе связи. Начиная с лета 2023 года, когда произошел пресловутый контрнаступ, встал очень сильно вопрос о подвозе материальных средств на „передок“ и, соответственно, эвакуации раненых, которые стали появляться в больших количествах. Тогда на переднем краю было принято решение, что это можно делать на мотоцикле», — вспоминает офицер.


Так вышло, что во время контрнаступления ВСУ использовали огромный перечень оружия, пытаясь захватить территории Запорожья и прорваться к Крыму. Враг бил артиллерией, минометами всех видов, а вскоре тут появились ударные дроны-камикадзе, поэтому крупная техника, даже УАЗы «буханки», стала легкой целью для врага. Нужна была техника меньших размеров, проворнее и не такая уязвимая. Выбор пал на «Урал», за руль которого Фаза и сел без раздумий.

Как говорил Фаза, на позиции за ранеными товарищами он ездил без раздумий Как говорил Фаза, на позиции за ранеными товарищами он ездил без раздумий

В расположении батальона наш военкор застал Фазу прошлым летом после 39 дней тяжелых боев в Работино, где наступление врага встретил в том числе батальон «Тимер». Он был скромным парнем, который о своих подвигах и вылазках практически ничего не рассказывал. Говорил больше о мотоцикле, о том, какая хорошая техника ему досталась.

Они защищали Запорожье: 39 дней батальона «Тимер» под огнем в Работино

«Моя работа — воевать. Но получилось так, что подвернулся „Урал“, мы его восстановили, довели до ума и в связи с тяжелыми условиями боевых действий вывозили на нем раненых. Мотоцикл стал легендарным, мы вывозили на них раненых товарищей из всех бригад. „Урал“ — прекрасный мотоцикл, мы дорожим им и любим его. В бою случалось всякое. И непосредственно с поля боя забирали тяжелых „трехсотых“. Применение было очень большим. Разбился вертолет Ка-52, мы оттуда вывозили чемоданы. „Урал“ помогает всем», — говорил сам Фаза.

«Деревню и поле бомбят, а из-под взрывов и клубов дыма на „Урале“ вылетает Фаза. Привозит раненых, весь черный, уставший, а ему вновь говорят, что надо на эвакуацию, он вздыхает, собирается с силами и вновь едет под взрывами артснарядов», — говорили о нем сослуживцы, показывая видео, где мотоцикл Фазы вместе с ранеными буквально вылетает из столба дыма и огня за Работино.

Как говорил Фаза, на позиции за ранеными товарищами он ездил без раздумий: «Все продумываешь, с наименьшими рисками вывозишь бойца, а спустя время, когда он уже у врачей, начинаешь думать, что произошло, как произошло. Забрать — дело одно, но важно не попасть под „кассеты“, бомбардировки, минометы».

«Товарищ „Фаза“ после нескольких грамотных рейсов показал, что он является грамотным специалистом, показал полное отсутствие страха» «Товарищ Фаза после нескольких удачных рейсов показал, что он является грамотным специалистом, продемонстрировал полное отсутствие страха»

«Тогда он начал творить чудеса…»

Он никогда не действовал вслепую, все маршруты подвоза материальных средств (вода, боеприпасы и др.) и эвакуации раненых были четко спланированы и продуманы, вспоминает замполит Уокер. «Товарищ Фаза после нескольких удачных рейсов показал, что он является грамотным специалистом, продемонстрировал полное отсутствие страха, уже тогда начал, можно сказать, творить чудеса», — отметил собеседник «БИЗНЕС Online».

По словам Уокера, Фаза активно участвовал в эвакуации раненых под Работино. Этот населенный пункт батальон сначала оборонял, а затем штурмовал. «Он всегда говорил: „Если я до него не доеду, то никто не доедет, и товарищ может погибнуть“. Когда выезжал, уже не думал о себе — только о том, как быстрее добраться до раненого и вывезти его как можно скорее. К сожалению, не заботился о своей безопасности, думал о людях», — отметил замполит «Тимера».

Подземелье «Тимера»: фотоистория о жизни татарстанского именного батальона на СВО

По его словам, в период активных боевых действий случалось так, что бойцу не удавалось поспать несколько суток. «Приходил в блиндаж, не снимая бронежилета и амуниции, ложился на спальник, закрывал глаза на 20 минут и, когда был сигнал о раненом бойце, брал автомат, рюкзак, запускал мотоцикл и ехал в ночь», — поделился собеседник. Периодически Фазе приходилось уходить от вражеских FPV-дронов, ремонтировать мотоцикл из-за артиллерийских обстрелов. «Никогда больше суток в тылу не находился, всегда на „передке“», — подчеркнул Уокер. За свое бесстрашие Фаза в прошлом году был награжден медалью «За спасение погибавших».

«С ним мы были как за каменной стеной. Он был поддержкой и опорой не только для меня и наших детей, но и для всех родственников, — поделилась в беседе с „БИЗНЕС Online“ супруга Ильнура Диляра. — Он делал все для семьи, мог решить любой вопрос. А еще очень любил прогулки с семьей и собакой по вечерней Казани». 

Душа компании, жизнерадостный, веселый, активный и харизматичный — так описала Диляра своего мужа. Она отметила: «Ничего не делать и сидеть на месте — это не про него! Если кому-то нужна была помощь, всегда делал все что мог, чтобы помочь». 

Ильнур, по словам нашей собеседницы, также любил экстремальный активный отдых — сплав, охота, горные лыжи, парашютный спорт. Кроме того, он сдал экзамен на инструктора по купольной акробатике и участвовал в соревнованиях. Свободное от работы и хобби время проводил на даче с родителями и семьей. 

На вопрос, как Ильнур решил пойти на СВО, девушка ответила: «Просто решил, что это его долг, и сделал такой выбор. О подвигах рассказывал, но чаще о нелепых или курьезных случаях, обходя стороной самые тяжелые и страшные моменты. Я думаю, так и должны делать настоящие мужчины».

«С момента прихода в батальон знал, что у нас есть такой военнослужащий Фаза, он штатно числится во взводе связи, но преимущественно занимается эвакуацией раненых и подвозом на передовую. Но никогда бы не подумал, что нас когда-нибудь сведет так судьба и мне понадобится его помощь в эвакуации», — вспоминает боец «Тимера» с позывным «Профессор».

«Случай был такой. Мы выехали на боевую задачу — нужно было выдвинуться на позицию и произвести обстрел противника из 100-миллиметрового орудия. После того как приехали, по нам отработал дрон-камикадзе. Первый удар был в переднюю часть машины, a второй попал в двигатель. Я получил осколочные ранения, ожоги, скатился с БМП и отполз с горящей машины в кусты. Доложил по рации, что я „трехсотый“, и на самом деле уже ждал, что по мне отработает „сбросник“. Но буквально через 5–10 минут услышал звук „Урала“, на котором приехал Фаза», — рассказал сослуживец погибшего военного.

«Он был очень хорошим человеком. Мы нечасто с ним виделись, так как Фаза почти всегда был на передовой, но, когда выдавался случай, он всегда поднимал всем настроение, рассказывал анекдоты смешные. Говорил о своей семье, что он скучает по ним, как он их любит», — поделился Профессор. 

«Была ли его гибель шоком для батальона? Я думаю, что шок — это мягко сказано. Все, наверное, просто были в оцепенении. На время как будто все остановилось, было тяжело принять потерю и тот факт, что его больше нет с нами. Ведь он столько сделал хорошего, спас столько жизней. Половину батальона он точно вывез. И звание Героя России он должен был получить при жизни», — добавил наш собеседник.

Сколько бойцов спас Фаза — сосчитать практически невозможно Сколько бойцов спас Фаза, сосчитать практически невозможно

Последний маршрут

Батальон «Тимер» на данном участке фронта сражался до этого года. А весной подразделение передислоцировали на другой горячий участок — под Угледар, где идут не менее ожесточенные бои, а эвакуация раненых стала совсем рисковым делом. За год СВО сильно изменилась, и дроны-камикадзе перестали быть «редким» случаем. По словам Уокера, здесь эвакуация раненых сложнее из-за большого количества беспилотников у противника. Огневое воздействие идет постоянное, передал наш собеседник.

Жизнь Хаертдинова оборвалась 6 июня, на прошлой неделе. Фаза спешил на очередную эвакуацию, чтобы спасти как можно больше бойцов. Его мотоцикл мчался на «ноль», так называют точку эвакуации. Но переднее колесо легендарного «Урала» наскочило на мину, запрятанную в дороге, раздался взрыв. Фаза погиб мгновенно.

Сколько бойцов спас Фаза, сосчитать практически невозможно. Но «официально», по словам замполита батальона Уокера, с июля прошлого года на своем «Урале» Фаза вывез 126 раненых и 29 погибших бойцов. Все это, напомним, ему удалось под жестокими обстрелами, кассетными ударами и роем дронов-камикадзе. «И это только нашего батальона, — добавляет Уокер, отмечая, что Фаза не разделял ребят на солдат своего и чужого батальона. — В воинских частях знали, что звук мотора приближающегося мотоцикла означает спасение. Его знали, восхищались его геройскими поступками».

Командованием батальона «Тимер» Фазу представили к высшей государственной награде — Героя России посмертно. По словам сослуживцев, старшего сержанта похоронят на малой родине. Дата символичная — 12 июня, День России.