На площадке IТ-парка имени Башира Рамеева открылся форум «Формируя будущее», где собрались 500 гостей, в том числе более сотни зарубежных На площадке IТ-парка им. Рамеева открылся форум «Формируя будущее», где собрались 500 гостей, в том числе более сотни зарубежных

«Вы не знаете, с ними можно сделать селфи?»

Главным событием недели для Татарстана станут спортивные игры БРИКС, но это не вся международная повестка. На «разогреве» у спортсменов, которые начнут соревноваться 13 июня, сегодня выступали зарубежные чиновники из сферы образования. На площадке IТ-парка им. Рамеева открылся форум «Формируя будущее», где собрались 500 гостей, в том числе более сотни зарубежных. Событие, главным куратором которого выступает минпросвещения РФ, проходит в Казани во второй раз, и в этом году его «вписали» в программу председательства России в БРИКС. Статус мероприятия, казалось бы, стал выше, однако уровень участия первых лиц в форуме, наоборот, понизился. Что выглядит несколько удивительно, ведь событие не только профильное, но и политическое с учетом приглашения стран БРИКС и все более растущего внимания к организации. Параллельно с форумом в Казани, заметим, проходит встреча министров иностранных дел в Нижнем Новгороде в формате БРИКС+.

Год назад выступал помощник президента РФ Андрей Фурсенко, а в этот раз главным федеральным гостем оказался глава минпросвещения РФ Сергей Кравцов. Благо успел прилететь еще до утреннего закрытия аэропорта. Раиса РТ Рустама Минниханова «подменял» спикер Госсовета РТ Фарид Мухаметшин (впрочем, это не помешало гостю из Китая поприветствовать перед своим выступлением «господина Минниханова»). По ходу дела подъехала на площадку вице-премьер республики Лейла Фазлеева, но, в отличие от прошлогоднего форума, не оказалось среди участников госсоветника Татарстана Минтимера Шаймиева. В итоге главными героями, как и на недавнем саммите «Россия – исламский мир: KazanForum», оказались представители пока еще запрещенного «Талибана»*.

Гостей из Афганистана тщательно оберегали от вопросов прессы, не выступали они и на пленарном заседании

Скоро ли увидим талибов** в БРИКС и какие у них вызовы в сфере образования, узнать не удалось. Гостей из Афганистана тщательно оберегали от вопросов прессы, не выступали они и на пленарном заседании. Впрочем, надо сказать, что талибы** посещали и прошлогодний форум, но тогда такого политического контекста не было. Не расположены к излишнему вниманию оказались и гости из африканского государства Эсватини.

«Как будет Кравцов передвигаться? Программа какая? Одному богу известно…» — обсуждали в кулуарах график Кравцова. Пока одни участники мероприятия ждали министра, другие осматривали выставку с отечественными достижениями в сфере просвещения. Особый интерес у прибывающих иностранных делегаций вызвала экспозона центра открытого образования и издательства «Просвещение», а также экспозиция лагеря «Артек». «Главное, правильно позиционировать, что мы международный детский центр. И после этого, безусловно, интерес (у иностранных гостей) только повышается», — рассказала корреспонденту «БИЗНЕС Online» начальник международного отдела лагеря Анастасия.

«Мы-то не только про отдых. Мы еще и про образование, и про оздоровление. Наша локация подразумевает для детей такое разнообразие: горы, море, воздух! Поэтому мы хотим, чтобы как можно больше детей отдыхали и учились в нашем артековском „Хогвартсе“», — объяснила девушка задачу участия лагеря в форуме.

Глава минпросвещения Кравцов в Казани: «Каждый у нас понимает в образовании и футболе»

«Татнефть» представила образовательную экосистему компании. «Казалось бы, „Татнефть“ — нефтяная компания, но на самом деле очень большое внимание уделяется социальной политике, социальным инвестициям и, в частности, образованию», — заметила руководитель корпоративного университета компании Ольга Цыгина. Один из членов делегации из Сьерра-Леоне долго осматривал макет старейшей школы Альметьевска, которую реконструировали в прошлом году. Делегация из Афганистана остановилась у интерактивного операционного стола Пирогова на стенде «Просвещения». Свое знакомство с экспонатом представители «Талибана»* снимали на айфоны. Гости из этой восточной страны были главными неофициальными звездами мероприятия. «Вы не знаете, с ними можно сделать селфи?» — спросил у корреспондента «БИЗНЕС Online» участник форума, неотступно следовавший за талибами**.

Такое обилие иностранных делегаций из стран второго и третьего мира, по мнению организаторов, вполне объяснимо, ведь у России есть вполне успешный опыт в выстраивании суверенной модели образования. «Форум проводится на фоне неослабевающего санкционного давления со стороны коллективного Запада. При этом запрос на его проведение инициативно продиктован со стороны иностранных делегаций… Государства Азии, Африки и Латинской Америки уже давно входят в пул основных потребителей российских образовательных разработок», — отметил один из организаторов.

Появившийся в холле министр Кравцов стремительно промчался мимо стендов, снимая все на телефон. Он торопился в зал пленарного заседания, где волонтеры выстраивались около входа, чтобы помочь гостям с рассадкой. «А если спросят на английском?» — переживал молодой человек. «Разберемся!» — успокаивали его.

Обращение президента России Владимира Путина зачитал Кравцов. Зарубежные участники, увидев на большом экране портрет российского лидера, активно стали фотографировать его Обращение президента России Владимира Путина зачитал Кравцов. Зарубежные участники, увидев на большом экране портрет российского лидера, активно стали фотографировать его

Путин похвалил российские дипломы, а Мухаметшин — татарский Сабантуй

Обращение президента России Владимира Путина зачитал Кравцов. Зарубежные участники, увидев на большом экране портрет российского лидера, активно стали фотографировать его. Как отмечалось в обращении, участникам форума предстоит обсудить важные вопросы, в том числе повышение роли образования в преодолении «глобальных вызовов».

«Мы твердо и последовательно выступаем за обеспечение гарантий реализации права каждого человека на получение образования согласно его потребностям и интересам. За создание условий, которые позволят молодому поколению максимально раскрыть свой потенциал и таланты. Продвигаем эти идеи в самых разных форматах, в частности в рамках представительства нашей страны в БРИКС и СНГ», — говорилось в обращении Путина.

Вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко (его обращение показали в записи) подчеркнул, что государство внимательно относится к воспитанию и формированию ценностных установок личностей: «В их основе должны лежать традиционные духовно-нравственные ценности» Вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко (его обращение показали в записи) подчеркнул, что государство внимательно относится к воспитанию и формированию ценностных установок личностей: «В их основе должны лежать традиционные духовно-нравственные ценности»

Президент также заметил, что у всех детей в России «равный доступ к бесплатному образованию», а ведущие отечественные университеты по праву на достойных позициях в мировых рейтингах. «Российские дипломы востребованы среди иностранных учащихся», — уверял Путин. Вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко (его обращение показали в записи) подчеркнул, что государство внимательно относится к воспитанию и формированию ценностных установок личностей: «В их основе должны лежать традиционные духовно-нравственные ценности».

«I am very happy to see many friends (в переводе с английского «я очень рад видеть множество друзей»прим. ред.)», — пощеголял английским с примесью татарского Мухаметшин и отметил, что профильные «ивенты» по теме образования проходят в России регулярно. Фарид Хайруллович также добавил, что на школы и детсады выделяются огромные деньги: «Как глава парламента, принимающего бюджет, добавлю, что на развитие образования выделяется самая высокая доля бюджетных средств. По итогам прошлого года эта цифра достигла свыше 100 миллиардов рублей», — подчеркнул Мухаметшин. Разумеется, не обошлось без тезиса о «многовекторной экономике» Татарстана, а еще спикер вспомнил о Сабантуе.

«Наверное, слышали, татарский национальный праздник, — просветил Мухаметшин аудиторию. — Собирает всех людей на майдан, на площадку. Я в двух районах в субботу и воскресенье был, очень порадовался тому, что, к сожалению, стареющее сельское население и численно уменьшающееся (как и во многих регионах Российской Федерации) продолжает производить огромный объем продукции. Не только кормит наш народ, но и сохраняет ценности, которые мы бережем и чтим». Так и осталось неясным, рад ли спикер занятости старшего поколения или, наоборот, огорчен оттоком молодежи. «Это было великолепное, Сергей Сергеевич, событие! Жалко, вы не приехали на сутки раньше», — обратился Мухаметшин к главе минпросвещения. Договорились, что Кравцов посетит московский Сабантуй, чтобы лично убедиться, что люди в Татарстане умеют не только работать, но и отдыхать.

Фарид Мухаметшин: «На развитие образования выделяется самая высокая доля бюджетных средств. По итогам прошлого года эта цифра достигла свыше 100 миллиардов рублей» Фарид Мухаметшин: «На развитие образования выделяется самая высокая доля бюджетных средств. По итогам прошлого года эта цифра достигла свыше 100 миллиардов рублей»

Цифровизация от Китая и приветствия «горячо любимому Путину» из ЦАР

Далее представители министерств образования различных стран (Узбекистан, Куба, Иран, Бенин, Гамбия, Абхазия и др.) по очереди выходили к трибуне и «рекламировали» свое образование. Министр образования Беларуси Андрей Иванец заметил, что у Беларуси нет больших природных запасов и развивать человеческий ресурс — стратегический приоритет. По словам чиновника, республика относится к государствам с «очень высоким уровнем человеческого развития» — 47-е место из 189, а по доступу к базовым знаниям занимает 16-е место из 170 стран. Уровень грамотности взрослого населения составляет практически 100%, охват детей от года до 6 лет дошкольными учреждениями — почти 90%. Кроме того, вузы Беларуси стали привлекательными и для иностранных студентов: если в 2010 году в республике обучались порядка 10 тыс. иностранцев, то сегодня их уже более 30 тысяч.

Цифровизация и искусственный интеллект меняют подходы к обучению, поэтому в последние годы правительство Китая активно внедряет цифровые технологии в систему образования, отметил в свою очередь замминистра образования КНР Чень Цзе. Общую образовательную платформу страны за два года посетили более 40 млрд раз, там опубликовали уже более 88 тыс. материалов для среднего образования и 27 тыс. — для высшего, поражал китайский гость цифрами.

С 2023 года материалы через онлайн-системы начали предоставлять студентам в отдаленных местностях, проводятся онлайн-экзамены. «Таким образом, большое количество выпускников после окончания школы в этих регионах может учиться через эти системы», — отметил Цзе и заверил: Китай готов делиться своими достижениями в области цифровизации образования. «У нас так же, как и у России, очень обширная территория, труднодоступных районов довольно много, но все дети в разных районах должны иметь равный доступ к образованию», — нашел Чень Цзе общее между странами.

Министр просвещения Абхазии Инал Габлия представил новую учебную литературу «с самыми современными подходами» в изучении родного абхазского языка Министр просвещения Абхазии Инал Габлия представил новую учебную литературу «с самыми современными подходами» в изучении родного абхазского языка

Центрально-Африканская Республика была представлена сразу двумя министрами — министр национального образования Орельен Симплис Конгбеле-Зингас и министр высшего образования, научных исследований и технологических инноваций Жан-Лоран Сисса-Магале. Последний передал «самые горячие и дружеские приветствия» от президента ЦАР российскому народу и «горячо любимому президенту [Владимиру] Путину». Сотрудничество с РФ, по его словам, позволяет «вернуться [системе образования] к нормальной жизни после многих лет кризиса». Однако вопросы еще остаются — спрос в сфере государственного образования превышает предложения, есть еще и нехватка квалифицированных преподавателей. Кравцов, видимо вдохновившись теплыми словами о России, пообещал приехать в ЦАР.

Чиновник из Кубы рассказал, что страна достигает своих успехов в условиях санкций, когда «достаточно сложно развивать какие-то свои проекты». К слову, позже Кравцов заметит, что российская система образования от санкций «нисколько не страдает». Знающий о санкциях не понаслышке гость из Ирана отмечал, что образование должно быть доступным для всех и бесплатным. А вот в случае с современными решениями надо быть осторожными: «Всегда нужен точный план относительно того будущего, к которому мы хотим прийти». Несмотря на «безумные» санкции, Иран продолжает развивать образование, отдаст должное позже глава минпросвещения РФ.

«Российская Федерация имеет определенные результаты по качеству образования, сопоставимые с международными исследованиями. Мы имели до 2022 года первое место по национальному исследованию PIRLS (международное исследование качества чтения и понимания текста, Progress in International Reading Literacy Study прим. ред.), в пятерку входили по PISA (международная программа по оценке образовательных достижений учащихся, Programme for International Student Assessmentприм. ред.). Но, несмотря на санкции, которые введены, мы нисколько не страдаем, мы развиваемся, у нас своя национальная система оценки качества образования. Мы видим, какие проблемы существуют», — отметил Кравцов. Также он подчеркнул, что у России почти 100-процентное дошкольное образование.

Российское образование — одно из лучших в мире. Со слов министра просвещения РФ Кравцова, качество образования в Российской Федерации находится на достаточно высоком уровне. Это подтверждается результатами различных исследований. Так, до 2022 года Россия занимала первое место в исследовании PIRLS (международное исследование качества чтения и понимания текста), входила в пятерку лидеров по результатам TIMSS (Международное исследование качества математического и естественно-научного образования) и PISA (международная программа по оценке учебных достижений).

Несмотря на введенные санкции, Россия продолжает развиваться и имеет свою национальную систему оценки качества образования. Она позволяет выявить существующие проблемы и предпринять шаги для решения. Создан интегративный показатель качества образования, который включает систему профориентации, систему воспитательной работы, оценку качества образования, оценку качества учителей. Все школы проранжированы.

Охват школьного образования на данный момент — практически 99,8%. В распоряжении учеников современные детские сады, которые можно увидеть и в Татарстане. Основной задачей дошкольного образования является развитие ребенка. Это прежде всего игра, формирование психики. Здесь в нашем распоряжении множество исследований, в том силе по вопросам коррекционной педагогики.

Обучение 18 миллионов школьников в России обеспечивают 40 тысяч школ. Российские школьники уверенно занимают ведущие места в международных олимпиадах, преимущественно, по естественнонаучным направлениям. Так, в 2023 году в копилке наших школьных команд 34 золотые медали и 8 серебряных. Кравцов отметил, что специалисты по информатике и математике из России востребованы на рынке труда.

«Никогда информационная технология не заменит традиционную систему образования». «Мы считаем, что никогда информационная технология не заменит традиционную систему образования. Но <…> информационные технологии могут оказать помощь там, где действительно это требуется, — труднодоступные регионы, когда дети болеют…» — отметил министр. В этой области накоплен определенный опыт. Создан «белый интернет» со своей системой видео-конференц-связи, социальными сетями и электронными ресурсами. Здесь все персональные данные школьников защищены.

Восстанавливается утраченная в 90-х система воспитания. В каждой школе есть ответственный за воспитательную работу — таких сотрудников порядка 35 тысяч. «Самое главное, чтобы это было интересно ребятам. Чтобы не было формализма, как отчасти в советское время, в конце Советского Союза, что привело к определенным последствиям», — заключил Кравцов.

Россия открыта к международному сотрудничеству в сфере образования. Страна готова предложить программы по подготовке педагогов. Также существует проект «Российский учитель за рубежом», в рамках которого учителя русского языка, физики, химии и биологии отправляются для работы в страны-партнеры. Проект уже охватывает порядка 13 стран. Среди них Киргизия, Таджикистан, Турция. Работает проект «Сила ума», который предполагает подготовку учеников других стран по физике и математике на русском языке. Также ведется строительство совместных школ — такие учреждения уже открыты в Таджикистане, Киргизии, Эмиратах. Здесь реализуются совместные программы. В 53 странах открыты центры образования на русском языке, аналогично такие центры других государств могут быть открыты и в России. Также российские специалисты под запрос той или иной страны могут предложить разработку учебников, основанных на российской программе и подкорректированных на национальные интересы заказчика.

«Мы все прекрасно понимаем, что инфраструктура — это важно, но главное — какой учитель, какие программы. От этого, конечно, во многом зависит качество обучения и воспитательной работы», — подытожил Кравцов.

Министр просвещения Абхазии Инал Габлия представил новую учебную литературу «с самыми современными подходами» в изучении родного абхазского языка. Это линейка учебников «Умница» — «коробка, в которой лежат букварь и рабочие тетради». Также он представил несколько совместных с Россией проектов. О сотрудничестве с РФ рассказал и первый замминистра дошкольного и школьного образования Узбекистана Усман Шарифходжаев. Так, количество филиалов российских вузов достигло 14, в них сейчас обучаются около 10 тыс. студентов. Скоро будет открыто еще два филиала. Кроме того, в рамках российско-узбекского проекта «Класс!» («Зур!»), который направлен на повышение качества преподавания русского языка и общеобразовательных предметов на русском языке в школах Узбекистана, за три года протестированы более 10 тыс. учителей. В следующем году планируется привлечение не только преподавателей русского языка, но и педагогов по точным наукам школ республики. Также был разработан учебник по русскому языку, его подготовили авторы из двух стран, по нему обучаются 5,5 млн школьников.