Шинный комплекс Татарстана обзавелся новым загадочным собственником. Вместо АО «Татнефтехиминвест-холдинг» учредителем 6 предприятий теперь значится некое АО «Воронеж. Искусственный интеллект», зарегистрированное в Москве. Гендиректор и единственный акционер — никому не известная Марина Стрельцова. О том, что за всем этим стоит, — в материале «БИЗНЕС Online».
Шинный комплекс Татарстана обзавелся новым загадочным собственником
«Татшину» переложили в новый карман
Всего два года АО «Татнефтехиминвест-холдинг» удалось продержать в руках шинный комплекс республики. Судя по данным сервиса «Контур.Фокус», новым собственником предприятий стало московское АО «Воронеж. Искусственный интеллект». В периметр сделки вошло 6 компаний: ООО «Татшина» (прежнее название — ООО «УК „Татнефть-Нефтехим“»), ООО «Нижнекамский завод грузовых шин», ООО «Торговый дом „Кама“», ПАО «Нижнекамскшина», АО «Нижнекамский механический завод» и АО «Ярполимермаш-ТШ».
Что известно о структуре «Воронеж. Искусственный интеллект»? Фирма с уставным капиталом в 30 тыс. рублей была создана только в ноябре 2023 года, ее основной вид деятельности — консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления. Генеральным директором и единственным владельцем значится некая Марина Стрельцова. Других юрлиц на нее больше не записано. Нам удалось найти ее страницу в соцсетях — женщине 40 лет, она живет в Москве и воспитывает дочь. Судя по одной из фотографий, предположительно, работает в московском «БиоЭнерго». В Татарстане компания реализует проект по строительству биокотельной.
Бессменный гендиректор компании Рафинат Яруллин отказался от комментариев
Эта связь не случайна. Как говорят наши источники, смена собственника шинного комплекса чисто номинальная. По факту предприятия остаются под контролем властей республики. Чем регион не устроило управление ТНХИ-Х — вопрос открытый. Бессменный гендиректор компании Рафинат Яруллин отказался от комментариев. Без ответа оставили наш запрос и в самой «Татшине».
Финансовые показатели предприятий шинного комплекса РТ доступны только по итогу 2021 года. Совокупная выручка 6 компаний за этот период — 78,3 млрд рублей. Меж тем внутри «Татшины» «сидят» еще три компании. Так что всего «Воронеж. Искусственный интеллект» получил 9 предприятий.
Во главе шинной империи — ПАО «Нижнекамскшина» с выручкой в 7,28 млрд рублей. Самый большой вклад в оборот комплекса, конечно, внесла дилерская сеть ТД «Кама» — 60,6 млрд рублей. На 3-м месте по обороту — ООО «Нижнекамский завод грузовых шин» с 6,7 млрд рублей. Это предприятие выпускает грузовые, сельскохозяйственные шины, камеры, ободные ленты, резинотехнические изделия и сопутствующие товары.
АО «Нижнекамский механический завод» выпускает машиностроительную продукцию и выполняет капитальный ремонт оборудования шинного производства. В 2021 году завод принес в актив комплекса 2,4 млрд рублей выручки. Единственное убыточное предприятие в пакете — ООО «Татшина». Оно ушло в минус на 17,5 млн рублей (при выручке 1,1 млрд рублей). Выручка ярославской «дочки» татарстанских шинников — «Ярполимермаш-ТШ» — увеличилась на 37% до 222,5 млн рублей.
Что эта новость означает для обычных потребителей? Вероятно, в ближайшее время не следует ждать каких-либо глобальных изменений ни в качестве продукции, ни в ее стоимости, рассказал нам автоэксперт, владелец холдинга «Покрышка.ру» Алексей Шастов. Возможно, шины под брендами KAMA или Viatti ждет ребрендинг и со временем на рынок выйдут покрышки с другими названием, посмотрим. Сейчас об этом говорить рано, поскольку решение о переходе собственника было принято очень быстро.
Продажи шин для всех видов автотехники в России в 2023 году выросли на 15% в сравнении с 2022-м и составили 55 млн штук
Продажи шин в России растут за счет импорта
Несмотря на то что республика сохраняет контроль над шинным комплексом, прописка номинального владельца в Москве имеет свое объяснение. После ухода с российского рынка иностранных «шинников» (Michelin, Nokian Tyres, Cordiant, Continental), их производственные площадки в стране перешли к отечественным игрокам, в том числе «Татнефти», купившей мощности Nokian Tyres. И тут, говорят наши собеседники, получился неожиданный эффект: топ-менеджмент в новых структурах, работавший по западным стандартам, оказался во многом сильнее и подкованнее, чем у новых владельцев, поэтому и «мозговой центр» шинного комплекса смещается из Нижнекамска в Москву и Питер. Команде гендиректора «Татшины» Гюзель Хабутдиновой тут есть над чем работать.
Как себя в целом чувствует шинная промышленность? Продажи шин для всех видов автотехники в России в 2023 году выросли на 15% в сравнении с 2022-м и составили 55 млн штук, следует из расчетов «Ведомостей». Общий объем предложения шин в РФ составил 70,65 млн покрышек против 64,7 млн годом ранее. 58% предложения, или 40,85 млн шин (минус 5% к 2022-му), обеспечили заводы в России. Импорт за прошлый год вырос на 37% к предыдущему году, составив 29,8 млн штук.
Директор ООО «Татшина» Гюзель Хабутдинова
При этом каждую третью отечественную шину изготовили в Нижнекамске. По итогам 2023 года общая реализация шин KAMA TYRES составила 13,2 млн штук (четверть от общего объема продаж в РФ). Это на 8% выше прошлого года и на 9% выше 2021-го. «Вторичный рынок России остается ключевым рынком сбыта продукции KAMA TYRES и составляет 80 процентов от всех объемов продаж, это порядка 10,6 миллиона шин. При этом по итогам 2023-го доля KAMA TYRES в общем производстве шин в России составила 35 процентов, что на 6 процентных пунктов выше предыдущего года», — рассказывал исполнительный директор торгового дома «Кама» Тимур Шарипов.
Скорее всего, в 2024 году заводы иностранных концернов будут перезапущены новыми собственниками под другими брендами и размер импорта снизится, оптимистично прогнозирует независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. Отрасль надеется, что с приходом новых собственников производство шин в России вернется к докризисному уровню — до 80 млн штук в год. От этого напрямую зависит и другое крупное предприятие в РТ — ПАО «Нижнекамскнефтехим» (входит в СИБУР), поставляющее для шин синтетический каучук. Пока этот сегмент бизнеса переживает не лучшие времена.
«У нас есть хорошие специалисты, которые понимают, что такое шина»
В конце 2022-го Яруллин говорил о сложностях при производстве шин из-за недоступности импорта многих компонентов и спецхимии. Сейчас предприятия как раз решают эту проблему. Не всегда замена сырья влияет на свойства шин, рассказал «БИЗНЕС Online» главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. «Компоненты, которые, например, поставляли из Германии, можно заменить похожими компонентами из Индии или Китая. В результате шинные заводы начали запускаться почти без проблем, хотя приходилось решать массу всяких нюансов от софта до как раз изменения технических цепочек, но с этим наши шинники справляются очень хорошо. У нас есть хорошие специалисты, которые понимают, что такое шина и как ее делать», — указал он.
Отрасль надеется, что с приходом новых собственников производство шин в России вернется к докризисному уровню — до 80 млн штук в год
За последние годы качество шин российского производства заметно выросло и по соотношению цена – качество, они являются лучшими на рынке, опережая не только именитые европейские бренды, но и китайских производителей, говорит Шастов. Что касается спроса на шины в стране, то он определяется в первую очередь количеством зарегистрированных машин. Без автошин невозможна эксплуатация как частных, так и коммерческих транспортных средств. Спрос на первые будет стабилен и пропорционален количеству автомобилей, находящихся в эксплуатации, уверен эксперт. «По статистике количество машин в России растет с каждым годом, несмотря на все сложности в области политики и экономики, и на 2024-й составляет 46,4 миллиона автомобилей. Число новых проданных автомобилей LADA российского производства за последний год составило более 30 процентов. Это очень существенная доля на рынке, которая говорит, что на шины отечественного производства будет большой спрос не только на вторичном рынке авто, но и на стадии их производства», — уверен наш собеседник.
Как «Татнефть» сбросила шины Яруллину
Шинный комплекс совсем недавно уже менял владельца. В мае 2022 года предприятия, принадлежавшие «Татнефти», выкупило республиканское АО «Татнефтехиминвест-холдинг». Нефтяники продали доли в ООО «УК „Татнефть-нефтехим“», ООО «Нижнекамский завод грузовых шин» и ООО «Торговый дом „Кама“», а также акции в ПАО «Нижнекамскшина», АО «Нижнекамский механический завод» и АО «Ярполимермаш-Татнефть» (Ярославль). Уже тогда сообщалось, что ярославское предприятие и управляющая компания при закрытии сделки получат новые названия.
«Сделка по продаже шинного бизнеса не приводит к каким-либо кадровым изменениям, снижению социальных и иных обязательств перед работниками шинного комплекса», — заверили тогда нас в «Татнефти». Прямо причины продажи крупного и успешного комплекса там не называли. При этом компания сослалась на «значительные изменения экономической ситуации, в том числе вызванные геополитическими процессами», и подчеркивала, что продажа шинного бизнеса позволит группе «Татнефть» сконцентрироваться на ключевых стратегических проектах.
Совпадение или нет, но уже в начале июня 2022 года Евросоюз ввел санкции против OOO УК «Татнефть-нефтехим», ООО «Нижнекамский завод грузовых шин», ПАО «Нижнекамскшина», ООО «Торговый дом „Кама“». В августе 2022-го из отчета «Татнефти» выяснилось, что сумма сделки составила 35,55 млрд рублей, условием была рассрочка платежа.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 35
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.