Помощник президента РТ и куратор разработки Концепции устойчивого развития Чистополя Олеся Балтусова Помощник президента РТ и куратор разработки Концепции устойчивого развития Чистополя Олеся Балтусова Фото: Сергей Елагин

Как Чистополь теряет облик

Имеющий уши да услышит! Старый Чистополь надо спасать.

Во-первых, от невежества. А во-вторых, от утраты лица. Чтобы наши внуки нам не предъявили, что весь купеческий, хлеботорговый нарядный город превратился в помесь стандартных безликих коттеджей и профнастила. А лицо стирается стремительно и беспощадно. На грани была и Казань… Однако с 2010-х мудрая политика раиса РТ Рустама Минниханова последовательно реализуется и приносит качественный результат в новом строительстве и сохранении наследия. 

Всего исторических поселений (ИП) в Татарстане 13: Чистополь и Елабуга — федерального значения, Лаишево, Мамадыш, Менделеевск, Мензелинск, Тетюши, Свияжск, Болгар, Билярск, Буинск, Бугульма и Казань — регионального. (Арск и Кукмор мы еще не доисследовали, чтобы вносить в список.)  

Историческое поселение — это особый статус города. Им наделяют не все подряд города, а только сохранившиеся с древних времен, имеющие ценность как историческая территория. И выделяют в данный статус опять же не весь город, а сохранившееся до наших дней наследие со средой и ландшафтом. Это прописано в федеральном законе №73, статья 59 описывает его составные части: границы, предмет охраны, требования к градостроительным регламентам. 

Споры о 620 гектарах Чистополя: быть ли в Татарстане «второму Плесу»?

По закону все города должны иметь утвержденный набор документов. Чтобы развивать город, сохраняя его культурную идентичность и историческое лицо. Но на бумаге это просто, гладко, а про овраги приходится говорить на повышенных тонах. Не в каждом городе происходит должное понимание смысла регулирующих документов… 

Для наглядности покажу вам две большие разницы в понимании. 

Первое. Руководители исполкома Чистополя настойчиво называют историческое поселение охранной зоной и утверждают, что эта зона слишком большая, увеличение ее повлечет ограничения и бизнес весь убежит. 

Реальность. Охранная зона бывает только у памятников, а граница ИП — это территория сохранившегося старого города по результатам исследования. Режимы исторического поселения не запрещают, а регламентируют строительство и не являются охранной зоной, это описательный документ, описывающий в зоне реки режим рекреации, в зоне ИЖС — жилье, а в зоне промышленных объектов — режим производств и т.д. 

Памятником в Чистополе является достопримечательное место «Исторический центр Чистополя», там есть все ограничения, как у памятника, именно потому, что все эти улицы сплошь состоят из памятников и музеев. 

Второе. Руководители исполкома Чистополя уверены, что проекты стоят миллионы, проектировщик должен иметь лицензию и никто не способен это осилить, чтобы вынести на комиссию раиса РТ. 

Реальность: в границах исторического поселения только новое строительство идет на комиссию раиса РТ. Эскизный проект нового строительства на рынке архитекторов стоит 50–100 тыс. рублей. Лицензий для этого не требуется. 

Все требования по лицензиям минкульта к проектировщику и подрядчику распространяются только на работу с объектом культурного наследия. 

К сожалению, с местным бизнесом общаются не специалисты, а руководство исполкома. Устрашая несуществующими охранными зонами и лицензиями, они распугивают бизнесменов и самих себя доводят до некорректности. 

К примеру, незаконная гостиница на набережной в Чистополе построена без проекта. Если бы намерения по строительству были озвучены заранее и эскизный проект был показан, обсужден и  поступил к нам с уже устраненными замечаниями, мы на комиссии его рассмотрели бы положительно и застройщик получил бы разрешение. 

Незнание процедуры рассмотрения проекта приводит к негативным последствиям, мягко говоря. И от ответственности не освобождает. 

Чистополь за 10 лет выносил на комиссию один проект строительства дома на Толстого, 126, там магазин цветов. И еще один проект продуктового магазина, который отправили на доработку из-за слабой архитектуры, и он не состоялся. В то же время шло несогласованное строительство, уже заметно исказившее панорамы. 

А ведь есть положительные примеры, и немало: Казань, Елабуга, Лаишево, Мамадыш, Свияжск за 10 лет работы комиссии раиса РТ регулярно выносят проекты, дорабатывают, устраняют замечания, и строительство ведется. Здесь я отвешиваю низкий поклон экспертам комиссии, архитекторам, которые находят время посмотреть на предложения профессионально и помочь советом, проконсультировать, подготовить. Комиссия работает на некоммерческой основе, это общественный орган. 

Всего комиссия рассмотрела 467 проектов и 361 из них согласовала. Остальные отклонила и направила на доработку с последующим повторным рассмотрением. Зачастую Рустам Нургалиевич лично при участии мэра Казани и экспертов объезжает объекты в стадии доработки. Застройщики большей частью вникли в правила: результаты последовательной градостроительной политики Минниханова за 10 лет уже можно увидеть и потрогать: индивидуальные дома, жилые комплексы и разные административные, гостиничные объекты в наших ИП реализованы и введены в эксплуатацию. 

Конечно, основная масса градостроительного комплекса разворачивается в Казани. 

Предлагаемые границы исторического Чистополя обоснованны

Большая беда малых городов — это отсутствие компетенций. Долг руководителей — привлекать специалистов. И не распугивать бизнес, а образовывать его. 

Мы много консультировались с аттестованными экспертами минкульта РФ, проектировщиками, практиками, и можем утверждать, что разработчик небезосновательно заявляет о необходимости утверждения границ. 

Что такое эти 600 гектаров? Территория, веками осваиваемая людьми. Застройка имеет характер, стиль, морфологические особенности. И если на ней хаотически застраиваются улицы, лицо города искажается. Становится усредненным захолустьем. Содействие бизнесу и частным собственникам в зоне ИЖС возможно в сопровождении проекта. Наш общий долг — развивать эти 600 чистопольских гектаров, и развивать их совместно, командой и, вне всякого сомнения, компетентно. 

Экономика, конечно, должна быть экономной. Из бюджета мы не закроем всю реконструкцию и все проекты, но мы в состоянии привлечь средства из федеральных программ на благоустройство улиц, туристические маршруты. 

Возможно, на первый взгляд, мы вышли за рамки разумного, чтобы объять необъятное. Но ведь наше настойчивое желание настаивать на сохранении наследия и исторического облика города объяснимо. Если мы не станем требовать соблюдения этих регламентов, то белые дешевые пластиковые окна, профнастильные заборы и квадратные коттеджи, искажающие улицы старого города, будут повсеместно. 

До 500 га сократить, как в Елабуге, границы исторического Чистополя реально. Но не более. Границы исторического Чистополя обоснованы этапностью его развития, и эти основания научны, для чего и многочисленные исследования проведены. Научная разработка выполнена докторами и кандидатами наук, экспертами по наследию и практикующими архитекторами. 

Я, как куратор разработки, не вижу препятствий для утверждения документации. Кроме негатива со стороны администрации города, не прочитавшей ни одного документа концепции, других препятствий нет. 

Азбуку надо знать, чтобы уметь читать, и развивать города тоже необходимо, опираясь на методики развития. Здесь очень большую роль играет то, что в Чистополе слишком много уже состоявшихся потерь, утерянной исторической застройки. Снесены дома купеческого и мещанского сословия, находившиеся в разной степени сохранности. 

«Сколько ни вливай – как в бездонную яму»: что не так с историческими усадьбами в Чистополе?

Исправление ошибок стоит дорого

Отсутствие компетенций на месте приводит к появлению зданий, мягко говоря, не вписывающихся в историческое лицо города. Это и строящееся здание магазина на Толстого, 90, появляющееся на месте купеческой усадьбы, и здание на Урицкого, 97. То же относится и к новой жилой застройке, в частности на набережной. 

Возможно, я ошибаюсь, но я внимательно выслушала позицию исполкома, и раз эти аргументы, перечисленные мной выше, повторяются со всех руководящих позиций, значит, дело только в недостаточном знании процедуры. 

Потому взываю здесь, чтобы услышал имеющий уши!.. 

Строить в центре старого и славного своей историей города диссонансные объекты в XXI веке уже недопустимо. Это ошибка, которую прошли многие исторические города, исправление стоит дорого. Лучше сразу проектировать с умом, с первых объемных примерок. 

В этом и состоит наш рациональный подход. 

Следующие шаги по реализации разработанной Концепции — это отражение в правилах землепользования и застройки регламентов исторического поселения, подробно описывающих требования к архитектурным решениям в ИП, и качественное регулирование застройки. Качественное означает четко установленные правила регулирования, ясные и понятные всем сторонам, компетенции в области проектирования, градсоветы и обсуждения с проектировщиком его идей на всех этапах. 

Сопровождение застройщика на всех этапах — это когда жители, застройщик, проектировщик, административные структуры из противоборствующих сторон объединяются в одну команду с общими целями и правилами. Тогда смогут снизиться административные барьеры. И через некоторое время старый Чистополь станет не вторым после других, как писали недавно в статье, а первым и неповторимым. По своему историческому праву.

Олеся Балтусова