«Важнейший момент — численность персонала. В законопроекте никак не изменены критерии по численности для УСН. Многие предприниматели из-за этого уходят в серую зону», — рассказывает управляющий партнер казанской аудиторской фирмы «Палладиум», эксперт совета по налогово-финансовому консультированию «Опоры России» Альбина Губайдуллина. Комментируя грядущие налоговые изменения, она назвала «очень жестким» лимит в 60 млн рублей для «упрощенки» и предупредила, что не всегда этот режим может быть выгодным для бизнеса. О том, стоит ли компаниям нанимать новых бухгалтеров, все ли могут позволить себе поднять цены и почему дробление бизнеса может обойтись себе дороже, — в интервью газете «БИЗНЕС Online».
По подсчетам минфина, сейчас 96,8% предпринимателей на УСН имеют выручку до 60 млн рублей. При этом на остальные 3,2% приходится 46% доходов УСН
Почему мы решили взять это интервью
На прошлой неделе министерство финансов РФ представило правительству законопроект об изменениях в налоговой системе. Болезненным ударом по малому и среднему бизнесу стала корректировка упрощенной системы налогообложения (УСН) для организаций и ИП. Одним из главных преимуществ «упрощенки» всегда было освобождение от уплаты НДС, что делало данный налоговый режим привлекательным для малого бизнеса. УСН позволяет малому бизнесу платить 6% с доходов, или 15% с разницы между доходами и расходами — при выручке до 199 млн рублей в год, количестве сотрудников не более 100 человек и стоимости основных средств до 150 млн рублей. Ставка налога повышается, соответственно, до 8 и 20% — в случае, когда сумма выручки составляет от 200 млн до 265,8 млн рублей, численность сотрудников — от 100 до 130 человек, а стоимость основных средств находится в рамках 150 млн рублей.
По новым же правилам, если выручка организации перевалит за 60 млн рублей, то компании придется заплатить еще и НДС. Бизнесу будет предоставлена альтернатива по выплате данного налога на выбор: либо общий режим со ставкой 20% (10% для определенной категории товаров) и всеми вычетами, либо 5% НДС — без права на вычеты при выручке 60–250 млн рублей и 7% при выручке 250–450 млн рублей. Критерий остаточной стоимости основных средств планируют поднять с 150 млн до 200 млн рублей, а максимальная численность сотрудников останется неизменной (не более 130 человек). По подсчетам минфина, сейчас 96,8% предпринимателей на УСН имеют выручку до 60 млн рублей. При этом на остальные 3,2% приходится 46% доходов УСН. Вот эту часть «упрощенцев» и обложат дополнительным налогом.
Кроме того, по инициативе российского минфина предлагается повысить с 20 до 25% налог на прибыль организаций, работающих на основной системе налогообложения (ОСНО). В 2025 году государство планирует за счет реформы дополнительно получить около 2,6 трлн рублей, из них 1,6 трлн как раз должно принести повышение налога на прибыль. Но регионам от этого «пирога» не достанется. Дополнительные 5% «съест» федеральный бюджет. Власти РТ между тем не раз называли налог на прибыль самой болевой точкой республиканского бюджета, особенно с учетом колебаний цен на нефть и нефтепродукты. К этому «букету» нововведений c 0 до 5% повышается ставка налога на прибыль для IT-компаний.
Также вводится прогрессивная шкала НДФЛ, причем коснется она в том числе доходов, полученных от дивидендов, но частично до 15 процентов. Предлагается следующая шкала: для доходов от 2,4 млн до 5 млн рублей — 15%, для доходов от 5 млн до 20 млн рублей — 18%, для доходов от 20 млн до 50 млн рублей — 20% и для доходов свыше 50 млн рублей — 22%. Важная деталь — повышенные ставки налога будут применяться не ко всему доходу, а к сумме превышения. Так, человек, зарабатывающий 250 тыс. рублей в месяц, заплатит 1 тыс. рублей дополнительно (или на 12 тыс. рублей больше за год с годового дохода в 3 млн рублей), а зарабатывающий 400 тыс. рублей — 4 тыс. рублей (или 48 тыс. рублей дополнительно в год с годового дохода в 4,8 млн рублей).
Накануне правительство внесло судьбоносный для российского бизнеса законопроект в Госдуму. Ожидается, что парламент рассмотрит инициативу в течение 30 дней. Возможно, будут и коррективы. Поэтому до тех пор, пока документ не превратится в закон, мы не можем знать все нюансы, связанные с новой налоговой системой. Однако общие контуры реформы, безусловно, уже видны, что порождает у бизнесменов массу вопросов. Какой вариант «упрощенки» с НДС выгоднее? А может быть, перейти на ОСНО? Стоит ли рискнуть и раздробить бизнес? Нужно ли нанимать дополнительно бухгалтера для работы с НДС? На эти и другие вопросы ответила кандидат экономических наук, управляющий партнер АФ «Палладиум» Альбина Губайдуллина. Наш собеседник также является экспертом совета по налогово-финансовому консультированию партии «Опора России», участвует в разработке законов по налогам и учету на федеральном и региональном уровнях.
Альбина Губайдуллина: «Критерий остаточной стоимости основных средств планируют поднять с 150 миллионов до 200 миллионов рублей. Это положительный момент для арендного бизнеса»
Предпринимателям рекомендуют глобальный анализ бизнеса
— Альбина Рамилевна, минфин России презентовал новую налоговую систему. Что уже сейчас нужно знать бизнесу, чтобы подготовиться к грядущим изменениям?
— В первую очередь важно проанализировать структуру бизнеса, понять налоговую нагрузку в текущем периоде. Мы часто в работе сталкиваемся с тем, что многие бизнесмены даже не знают, сколько налогов они платят. Ряд предпринимателей, которые сейчас находятся на упрощенной системе налогообложения (УСН), достаточно поверхностно относятся к ведению учета — платят 6 процентов с доходов, и все. В новых реалиях если доходы превышают 60 миллионов рублей, уже нужно задуматься, какую налоговую стратегию выбрать в дальнейшем. Законодатель предлагает нам два варианта «упрощенки» с НДС: первый — платить 20 процентов НДС (10 процентов — для определенной категории товаров) и получать все полагающиеся вычеты. Второй — платить 5 процентов НДС (при выручке 60–250 миллионов рублей) или 7 процентов (при выручке 250–450 миллионов рублей), но без права на вычеты. Многие предприниматели сейчас нас спрашивают, будет ли облагаться налогом только 60 миллионов рублей дохода или вся сумма. Судя по законопроекту, платить придется со всей суммы.
Я рекомендую предпринимателям провести глобальный анализ своих расходов, первичных документов, в том числе входящих счет-фактур, договоров. Многие не обращают внимания на то, есть ли у них «входящий» НДС или нет и какую долю он составляет. Если, например, ты занимаешься торговлей, скорее всего, он у тебя есть. И тогда будет выгоднее перейти на «классический» НДС с применением вычета. Потому что вот эти 5 и 7 процентов не дают права применять вычеты и это ложится сверхнагрузкой на бизнес.
Альбина Губайдуллина — кандидат экономических наук, основатель и управляющий партнер ООО «АФ „Палладиум“», специализируется на вопросах налоговой и имущественной безопасности более 15 лет. Губайдуллина также является экспертом уполномоченного по защите прав предпринимателей при раисе РТ, экспертом совета по налогово-финансовому консультированию «Опора России», аккредитованным судебно-бухгалтерским экспертом. Многократный лауреат конкурса «Лучший бухгалтер России».
— При каких условиях можно вообще не платить НДС?
— Льготы предусмотрены для ряда предприятий, которые занимаются, например, общественным питанием, образованием, внутренним туризмом, медициной. При соблюдении ряда условий они могут перейти на общую систему налогообложения (ОСНО) и не платить НДС. Например, у общепита с 2024 года есть обязательное условие по уровню заработной платы для освобождения от НДС. Она должна быть выше среднеотраслевой по региону, а выручка — не больше 2 миллиардов рублей. Им нужно будет рассчитать, что выгоднее — платить дополнительно НДС или повысить зарплату, если она где-то недотягивала, и перейти на ОСНО.
— Грубо говоря, им нужно выйти из тени?
— Можно сказать и так. Но есть предприятия общепита в районах Татарстана, где средняя зарплата составила менее 36 тысяч рублей в 2023 году, то есть она не дотягивает до средней по отрасли в регионе. Понятно, что в Казани и крупных городах зарплаты выше, но в районах такое условие неприменимо. Но при этом у них выручки достаточно существенные, потому что есть свои особенности и в лимиты УСН они уже не вписываются.
— Кто-то вообще останется в плюсе от предлагаемых изменений?
— Критерий остаточной стоимости основных средств планируют поднять с 150 миллионов до 200 миллионов рублей. Это положительный момент для арендного бизнеса. Этот сегмент часто жалуется на то, что недвижимость очень сильно дорожает, из-за этого организации «вылетают» с УСН. Представьте, что у бизнесмена есть офисный центр, который стоит 165 миллионов рублей, ежегодно за аренду он получает 50 миллионов рублей, но все равно должен платить НДС, потому что не вписывается в УСН. Но, если у них доходы больше 60 миллионов рублей, они также должны будут платить дополнительно еще НДС. Этот аспект важно рассмотреть, потому что ряд предпринимателей задумываются о создании личных фондов, которые не ограничены по стоимости основных средств, а при сдаче в аренду доходы облагаются налогом в 15 процентов. Это сложная процедура. Ее тоже планируют упростить в ближайшее время.
Важный положительный момент в том, что увеличивается стоимость «упрощенки». Предприниматели, чей доход был до 450 миллионов рублей, но выше 265 миллионов, имеют право перейти на УСН, при этом важно восстановить и уплатить принятый ранее к вычету НДС. Так, здесь встает вопрос восстановления НДС за прошлые периоды за приобретенные основные средства, товары, по которым НДС принимали к вычету. Этот аспект нужно учитывать, многие об этом не задумываются, когда переходят на УСН. В этой части тоже может возникнуть существенная налоговая нагрузка.
— Какие отрасли больше всего это затронет?
— В сегменте купли-продажи может быть выгоднее перейти на классический НДС с вычетами. Но в целом это, естественно, приведет к увеличению налоговой нагрузки у всех отраслей. В сфере услуг нет «входящего» НДС, они не смогут получать никаких вычетов, им придется дополнительно просто заложить в свою модель ведения бизнеса, что налоговая нагрузка увеличивается на 5 или 7 процентов в зависимости от величины дохода.
«Есть множество легальных инструментов, которые позволяют сохранять критерии по выручке. Если рассматривать увеличение налога на прибыль до 25 процентов, то есть повышающие коэффициенты по расходам у высокотехнологичных компаний, например»
«Упрощенка не всегда может оказаться выгодной»
— Если у предпринимателя несколько организаций — ИП и ООО, выручка каждой будет считаться отдельно?
— Да, отдельно. Но здесь важно, чтобы это не было дроблением бизнеса. Есть бизнесы совершенно разной направленности, но с одним владельцем, это нормальная законная практика — иметь несколько ООО. Но если речь идет, например, о розничной сети магазинов с одинаковым названием… Есть что проанализировать на наличие признаков дробления. Есть еще «модная» модель бизнеса, когда ИП продает в розницу, а ООО с НДС продает такой же товар в опт, да еще из этого же розничного магазина — это близко к дроблению. Все не так однозначно, конечно. Но важно отметить, что ФНС нужно провести глубокий анализ, чтобы она смогла привлечь бизнесмена за дробление.
— Есть ли легальные способы удержать порог в 60 миллионов?
— Очень важно грамотно подходить к структурированию и разработке налоговой стратегии. Иногда даже грамотно составленный договор поможет сильно снизить нагрузку. Договор купли-продажи существенно увеличивает оборот. Но если договор агентский, то остается только величина наценки. Есть множество легальных инструментов, которые позволяют сохранять критерии по выручке. Если рассматривать увеличение налога на прибыль до 25%, то есть повышающие коэффициенты по расходам у высокотехнологичных компаний, например. Даже покупка энергосберегающей лампочки подходит под этот критерий. К сожалению, не многие предприниматели знают об этих нюансах. Элементы минимизации налогового бремени все-таки есть. Важно о них просто знать, повышать налоговую грамотность бизнеса. К сожалению, она у нас не в ту сторону выстроена. Все при слове «оптимизация» думают о каких-то нелегальных схемах, хотя есть много инструментов налогового планирования, которые прописаны в Налоговом кодексе. Правительство разрабатывает меры поддержки, которые позволяют снизить налоговое бремя.
Кроме того, мы анализируем какие-то проекты и начинаем считать финансовую эффективность. Допустим, несколько организаций платят на УСН по 1 проценту, по 6. Все это друг на друга накладывается. Выходит, что налоговая нагрузка эффективнее в других режимах. «Упрощенка» не всегда может оказаться выгодной при том, что она проще. Она считается кассовым методом: деньги пришли — они уже являются доходом. А если рассматривать налог на прибыль, аванс не является доходом и не формирует налоговую базу. Если сейчас дробиться по 60 миллионов рублей — все вновь созданные фирмы нужно будет администрировать, формировать и заново сдавать отчетность. В мае, кстати, вышли новые критерии оценки налогоплательщика. Один из критериев — это своевременная сдача отчетности. Если вы разделились на четыре предприятия, по одному забыли отчетность — у вас уже ухудшается рейтинг.
«Даже повышенную ставку на УСН не все хотят платить, тем более что в льготных регионах ставка составляет всего 1 процент»
«Все в конечном итоге ляжет на конечного потребителя»
— Как много предпринимателей у нас сидит на «упрощенке»?
— Я не знаю статистику, но меня удивили цифры, озвученные минфином России. Они говорят, что 96,8 процента предпринимателей на УСН имеют выручку до 60 миллионов рублей. Мы анализировали информацию относительно организаций с выручкой 100–150 миллионов: предприятий с доходами больше 150 миллионов действительно очень мало. Не секрет, что многие все-таки дробятся. Даже повышенную ставку на УСН не все хотят платить, тем более что в льготных регионах ставка составляет всего 1 процент. Поэтому мне планка в 60 миллионов рублей, особенно в условиях текущих цен и инфляции, кажется не совсем реалистичной.
— Насколько обязанность по уплате НДС, по вашему мнению, будет критичной для нашего бизнеса?
— Я уже очень много разговаривала с предпринимателями за эти дни, и все говорят, что будут повышать цены. Никто не готов залезать в свою рентабельность, потому что она и так достаточно сильно страдает. Все нацелены на то, чтобы поднимать цены. Соответственно, если все поднимут цены, это приведет к инфляционным процессам. Все в конечном итоге ляжет на конечного потребителя.
— Есть ли резервы для повышения цен?
— Многие бизнесы, конечно, ограничены в этом плане, не могут повышать цены. Они говорят, что будут делать это постепенно. В 2019 году, когда ставку НДС повысили с 18 до 20 процентов, многие предприниматели шли не на конкретное увеличение цен, а на уменьшение объема предоставляемых услуг. Например, если раньше они производили 100 граммов какой-то продукции в упаковке, то начали производить 80–90 граммов за ту же цену. Или, например, какие-то услуги будут дополнительно оплачиваться. Если раньше доставка была включена в стоимость, теперь за доставку станут брать отдельную плату. Такие аспекты могут иметь место.
«Отмечу, что 89 процентов налоговых проверок в России связаны с НДС — с разрывами, проблемными контрагентами и так далее»
О «росте переживаний» у бухгалтеров
— Наверное, один из минусов еще и в том, что бухгалтерам, которые сидят на УСН, придется осваивать новую науку?
— Да. Когда мы приходим с аудитом в компанию, очень часто сталкиваемся с тем, что для бухгалтеров НДС — это совершенно загадочная область, находящаяся за гранью их понимания. Соответственно, многим придется перестроиться, повышать квалификацию, учиться корректно рассчитывать НДС. Там есть множество аспектов. НДС — это налог, который жестко контролируется. Многие думают, что вот у них есть входящий НДС, его можно принять к вычету и платить с разницы налог. Все было бы не так сложно, если бы не НДС с авансов. Затем стоит вопрос с восстановлением НДС. Это очень сложная область для многих бухгалтеров на сегодняшний день.
— Это если брать «классический» НДС с вычетом. Но если перейти на упрощенный вариант, то просто добавляешь 5 или 7 процентов к расчетам?
— Да. В таком случае сложностей не должно быть, это так же, как «упрощенка», просто с оборота дополнительно оплачивают еще 5–7 процентов в зависимости от дохода.
— Дополнительно людей придется брать в бухгалтерию компании, как вы считаете?
— Если мы рассматриваем историю с «упрощенкой» и классическим НДС — тогда да, может потребоваться. В другом случае, думаю, нет. Бухгалтер сможет справиться, потому что там действительно нужно рассчитать только налог с оборота. Но все равно какую-то долю переживаний и роста объема работы у бухгалтеров это может вызвать.
— В оформлении документов что-то меняется?
— Пока вносятся поправки, не говорится об изменении документов. Но, если этот законопроект будет принят, дальше обязательно должны измениться и формы деклараций. Но это уже следующий этап.
— Те, кто сидел на «упрощенке», всегда были довольны, дескать, заплатил 6 процентов и спишь спокойно, налоговая к тебе уже не придет, там искать-то нечего, все понятно. Теперь появляется дополнительный стимул у налоговой проверять такие компании, потому что они будут платить НДС?
— Если они переходят на упрощенный НДС, то там, конечно, и так все прозрачно. В системе с вычетами контроль действительно усилится. Отмечу, что 89 процентов налоговых проверок в России связаны с НДС — с разрывами, проблемными контрагентами и так далее. Налоговая очень хорошо умеет это контролировать.
«Если анализировать статистику, в целом все говорят, что за последние годы наблюдается снижение рентабельности»
«Не проще ли положить эти деньги в банк? Особенно с нашей текущей высокой ставкой»
— Налог на прибыль предлагается увеличить с 20 до 25 процентов. Как относитесь к этому?
— Там есть интересный аспект. Заложено много льгот для предприятий, которые занимаются высокотехнологичной деятельностью. Для них предусмотрены повышенные коэффициенты на расходы (с 1,5 они вырастут до 2 процентов). Обрабатывающие производства могут платить страховые взносы в размере 7,6 процента вместо 30 процентов. Очень интересно для Татарстана введение федерального инвестиционного вычета. Это очень классно для предпринимателей, которые открывают новые производства, масштабируют свой бизнес, приобретают высокотехнологичное оборудование, занимаются роботизацией. Ключевой фактор в том, что налог, зачисляемый в федеральный бюджет (доля которого составит в 2025–2030 годах 8 процентов) можно уменьшить до 50 процентов от величины произведенных вложений. В Татарстане регионального инвестиционного вычета нет, так что это новая возможность для предприятий республики.
— Насколько для крупного бизнеса критичны эти 5 процентов?
— Они съедают прибыль. Если анализировать статистику, в целом все говорят, что за последние годы наблюдается снижение рентабельности. Допустим, рентабельность у бизнеса сейчас на уровне 12 процентов, если она сократится еще на 5 процентов, есть ли смысл вообще им заниматься? Не проще ли положить эти деньги в банк? Особенно с нашей текущей высокой ставкой. Тут тоже очень важно заняться глобальным анализом, аудитом своей деятельности, просчитать все показатели, найти какие-то резервы использовать инструменты законного налогового планирования.
— Часто мы слышим от производителей молочной продукции, что у них рентабельность составляет 2–3 процента в год. Они зарабатывают с оборотов в основном. Как они будут выживать?
— Действительно, есть виды бизнеса с очень маленькой рентабельностью. За счет того, что у них большая оборачиваемость, они и существуют. На них увеличение налоговой нагрузки в виде 5 процентов окажет сильное влияние. Они должны будут находить резервы внутри себя, чтобы понять, за счет чего им придется платить этот налог. Ведь все равно рентабельность чистыми 5 процентов от прибыли не заберет.
Об НДФЛ и дивидендах
— Рост НДФЛ до 22 процентов касается дивидендов?
— При выплате дивидендов также уменьшается сумма, начиная с которой применяется повышенная ставка, но максимальная ставка составит 15 процентов. При этом считается общая сумма доходов по базе. Есть нюансы, связанные с тем, как рассчитываются эти базы. Например, зарплату вам платят в одной организации, а дивиденды выплачивают в другой, причем там, где вам выплачивают дивиденды, не знают, что у вас удерживают НДФЛ еще и в другой фирме. Поэтому бывает так, что в двух местах выплачивается НДФЛ по пониженным тарифам и налоговая потом присылает письмо и говорит, мол, мы видим, что у вас налоговая база больше, пожалуйста, доплатите налог.
— То есть бизнес, который, условно говоря, оптимизировал свою деятельность через выплату дивидендов, должен задуматься: может, ему проще полностью перейти на полную легализацию своего бизнеса?
— Если дивиденды рассматривались как элементы оптимизации, то да. То же самое касается и больших заработных плат. То есть, если раньше (до пандемии) было очень модно начислять большую заработную плату и оптимизировать налогообложение за счет применения пониженных ставок, сейчас уже это становится не так актуально.
— Как теперь бизнес будет получать доходы? По сути, варианта два — или через зарплату, или через дивиденды.
— Да, либо зарплата либо дивиденды. Но про это не так много говорят, все больше беспокоятся на счет УСН. А таких нюансов еще много. Например, сейчас есть такое условие, что, если мы продаем свою квартиру как физлицо, стоимость реализации сравнивается с кадастровой стоимостью, и стоимость реализации не должна быть ниже кадастровой более, чем на 70 процентов. То есть берется коэффициент 0,7 от кадастровой стоимости. В законопроекте сказано, что этот коэффициент регионы по своему усмотрению могут изменить до единицы. То есть сравнивать с полной кадастровой стоимостью.
— IT-отрасль, наверное, больше всех пострадает от роста НДФЛ?
— Действительно, у айтишников хорошие зарплаты и дивиденды, они сильно ощутят на себе эти изменения. Но и в производстве, строительстве на самом деле тоже зарплаты немаленькие. Я говорю о руководящем составе. Топ-менеджеры привыкли к определенной зарплате «на руки». Кто будет теперь компенсировать эти проценты? Законодатель говорит: «Это же налог на доходы физических лиц, они, соответственно, должны платить». Но все-таки работодатели переживают, что менеджмент может обидеться на то, что их «чистая» зарплата стала меньше. Этот психологический аспект тоже многие проговаривают.
— Согласитесь, цена денег вырастает, откуда работодатель должен брать «конверт»?
— Цена денег вообще давно вырастает очень существенно. Многие предприниматели даже не задумываются, когда используют какие-то серые схемы, они по наитию это делают. Но налоговая все это выявляет, потом приходится платить и недоимку, и пени. Эта история требует просчета.
«У нас есть много кейсов, когда предприниматели обращаются и говорят, что не вписываются по численности. Они действительно уходят в серую зону, не оформляют всех сотрудников официально и спрашивают нас, как же разрешить эту ситуацию»
Что с численностью персонала?
— Что бы вы предложили Госдуме относительно налоговых изменений?
— Лимит в 60 миллионов рублей — очень жесткий. Даже если бы остались те же 150 миллионов рублей, которые ежегодно индексируются, это все равно было бы для бизнеса комфортнее. С учетом роста цен и инфляции мало кто впишется в 60 миллионов.
Важнейший момент — численность персонала. В законопроекте никак не изменены критерии по численности для УСН (сейчас имеется ограничение в 130 сотрудников — прим. ред.). У нас есть много кейсов, когда предприниматели обращаются и говорят, что не вписываются по численности. Они действительно уходят в серую зону, не оформляют всех сотрудников официально и спрашивают нас, как же разрешить эту ситуацию. При этом выручка у них реально маленькая — меньше 100 миллионов рублей. Они спокойно могут существовать на «упрощенке», но из-за численности «вылетают». Это ключевой аспект, удивительно, что его нет в законопроекте. Не исключено, конечно, что могут произойти какие-то послабления. Возможно, Госдума пойдет навстречу бизнесу и смягчит свою позицию.
— Спасибо большое за интересное и полезное интервью!
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 20
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.