Если прошлым летом рейсы перенесли из столицы России в столицу Татарстана, то теперь ситуация обратная Если прошлым летом рейсы перенесли из столицы России в столицу Татарстана, то теперь ситуация обратная Фото: CC BY-SA 2.0, commons.wikimedia.org

Казань снова без прямых рейсов в Ашхабад

Почти год назад авиакомпания «Туркменистан» перенаправила в Казань рейсы Ашхабад – Москва – Ашхабад. Решение тогда подали как временное, якобы действовать оно будет в течение месяца. Однако время шло, а перенос полетов в итоге стал постоянным. Организация не объясняла, чем конкретно он вызван, но связь с неспокойной обстановкой в воздухе в столичном регионе была очевидной. Самолеты «повернули» на Казань 1 августа 2023 года, спустя сутки после того, как один из украинских дронов врезался в башню комплекса «Москва-Сити», в которой расположены офисы ряда федеральных министерств.

И вот теперь история практически повторяется. Если прошлым летом рейсы перенесли из столицы России в столицу Татарстана, то теперь ситуация обратная. Накануне авиакомпания предупредила, что с 2 июня приостанавливает полеты по маршруту Ашхабад – Казань – Ашхабад. «Полеты в РФ станут выполняться по маршруту Ашхабад – Москва – Ашхабад. Авиабилеты по маршруту Ашхабад – Казань – Ашхабад будут действительны для перелета по маршруту Ашхабад – Москва – Ашхабад на период отмены рейсов в столицу Татарстана», — сообщил авиаперевозчик. Сроки такой отмены компания не уточнила. «БИЗНЕС Online» обратился за комментарием в пресс-службу аэропорта «Казань», но пока не получил ответа. При этом в минувшее воскресенье воздушная гавань попросила пассажиров прибывать заранее и ссылалась на усиленные меры безопасности.

Авиакомпания «Туркменистан»организовала для купивших билеты Казань — Ашхабад и Ашхабад — Казань пассажиров «комфортабельный бесплатный трансфер» из Москвы до аэропорта Казани Авиакомпания «Туркменистан» организовала для купивших билеты Казань – Ашхабад и Ашхабад – Казань пассажиров «комфортабельный бесплатный трансфер» из Москвы до аэропорта столицы РТ Фото: Андрей Титов

В этот раз «Туркменистан» в своем релизе не дает никаких пояснений своего решения. При этом компания организовала для купивших билеты Казань – Ашхабад и Ашхабад – Казань пассажиров «комфортабельный бесплатный трансфер» из Москвы до аэропорта столицы РТ. Понятно, что время в пути для людей заметно увеличится. Причем неясно, как долго будет длиться такая сложная схема с пересадкой. Надо заметить, что желающие могут переоформить билеты на рейс Ашхабад – Москва – Ашхабад без удержаний сборов либо вернуть деньги. Но будет ли это утешением для пассажиров?

Рейс Казань – Ашхабад авиакомпании «Туркменистан» отправлялся из столицы РТ дважды в неделю — в пятницу и воскресенье. Время полета составляло 3 часа 20 минут. Как сообщили в казанском аэропорту, альтернативных прямых авиарейсов нет. Сейчас с пересадкой пассажир потратит на трансфер не менее 10 часов. Сегодня покупка билета на прямой авиарейс из столицы Татарстана с вылетом после этой даты также недоступна. На сайте аэропорта «Казань» пассажиру предлагают рейсы с пересадкой через Москву, Дубай или Стамбул.

Решение «Туркменистана» последовало спустя сутки после того, как республика столкнулась с очередной атакой БПЛА. Утром в пятницу, 31 мая, украинский дрон сбили над пашнями в Атнинском районе РТ. По данным «БИЗНЕС Online», БПЛА не нес на себе боевой заряд. Тем не менее над Татарстаном ввели план «Ковер» и временно закрыли аэропорты Казани и Нижнекамска. Летевшие в столицу РТ рейсы пришлось перенаправить на запасной аэродром в Самару. Для республики эта атака была третьей в мае и уже пятой после начала боевых действий на Украине. В апреле, напомним, дрон в Татарстане сбили прямо в день открытия международного экономического саммита «Россия – исламский мир: KazanForum 2024», главным гостем которого, к слову, стал национальный лидер туркменского народа, глава Народного Совета Туркменистана (Халк Маслахаты) Гурбангулы Бердымухамедов.

«До 17 июня людей будут трансфером увозить в Москву с этими билетами. Как будет дальше, никто не знает, совсем никто» «До 17 июня людей будут трансфером увозить в Москву с этими билетами. Как будет дальше, никто не знает, совсем никто» Фото: Алексей Белкин

«Как будет дальше, никто не знает, совсем никто»

Что интересно, совсем недавно компания даже ввела промотариф на перелеты из Ашхабада в Казань и Москву, причем акция была рассчитана на срок до 30 июня. Так что решение о приостановке перелетов вряд ли можно считать плановым. Корреспондент «БИЗНЕС Online» в понедельник под видом пассажира с трудом, но все же дозвонился до представительства авиакомпании в столице Татарстана, пришлось подождать в очереди. «Пока информация [о приостановке перелетов в Ашхабад из Казани] до 17 июня, но не факт, что вернут [перелеты после этой даты]. Сейчас нет никаких сведений. Давайте до 17-го числа подождем, а там потом будем решать, что делать. Потому что до 17 июня людей будут трансфером увозить в Москву с этими билетами. Как будет дальше, никто не знает, совсем никто», — сказал собеседник по телефону. На вопрос, с чем связан такой перенос, он отметил: «С безопасностью рейсов, беспилотники летали».

Полеты «Туркменистана» в Первопрестольную были приостановлены 1 августа «в связи с воздушной обстановкой в московской воздушной зоне, а также на основании оценки рисков в целях обеспечения безопасности полетов», объяснял перевозчик. Позже эти определения исчезли из официального релиза, но сути это не поменяло. Для пассажиров также был организован бесплатный трансфер в аэропорт столицы РТ и из аэропорта Казани в Москву для прибывающих из Ашхабада.

«Казанская система ПВО не хуже московской, даже получше»: атаки дронов переманят пассажиров в Татарстан?

Стоит отметить, что «Туркменистан» не единственная авиакомпания, которая приостановила рейсы в столицу Татарстана. С 5 апреля на паузу полеты по маршруту Актобе – Казань, возобновленные после годичного перерыва 1 апреля, поставила казахстанская авиакомпания Qazaq Air. О датах планируемого открытия авиасообщения обещали объявить позднее.

Свое решение перевозчик тогда объяснил необходимостью «обеспечения безопасности полетов», но деталей не приводил. При этом о приостановке полетов было объявлено на следующий же день после первой атаки беспилотников на Татарстан, когда были совершены налеты на Нижнекамск и общежитие ОЭЗ «Алабуга». Впрочем, других примеров приостановки рейсов, помимо «Туркменистана» и Qazaq Air, нет. Ситуация не носит массового характера, отмечали ранее эксперты в разговоре с «БИЗНЕС Online». Но почему туркмены и казахи переживают?

«Если Ашхабад будет демпинговать, делать цены ниже, летать по этому направлению несколько раз в сутки, то, естественно, нашими компаниями пользоваться не будут. Будет невыгодно» «Если Ашхабад станет демпинговать, делать цены ниже, летать по данному направлению несколько раз в сутки, то, естественно, нашими компаниями пользоваться не будут. Окажется невыгодно» Фото: Алексей Белкин

«Если аэропорт часто закрывается, то авиакомпания несет большие убытки»

«Она (авиакомпания „Туркменистан“прим. ред.) же не прекратила полеты в Россию. Все-таки в Москву летать будет, так что вряд ли это связано с какими-то политическими решениями. Могу предположить, что вопрос просто какой-то экономический, вполне возможно, что в Казань плохо продаются билеты, а на билеты в Первопрестольную спрос всегда есть, поэтому авиакомпании выгоднее пассажирами из столицы РТ дозагрузить московские рейсы и потом ту часть пассажиров, которая едет в Казань, соответственно, доставить автобусом», — сказал в беседе с «БИЗНЕС Online» главный редактор портала «Авиа.ру» Роман Гусаров.

Связь с атаками беспилотников тоже нельзя исключать, замечает он. «Дело в том, что если аэропорт часто закрывается, то авиакомпания несет большие убытки. У нее задерживаются рейсы, а самолеты задействованы не только на этом маршруте, но и на других. Соответственно, это воздушное судно не возвращается вовремя, дальше по цепочке „летит“ все расписание», — подчеркнул собеседник.

«Предполагаю, что на рейсы Ашхабад – Москва дают частоту (необходимую регулярностьприм. ред.) рейсов, а вот на Ашхабад – Казань не дают. То есть это чисто договоренности: какая частота рейсов и какие направления. Такое согласовывается на уровне правительств, подписываются договоры, — сказал в разговоре с „БИЗНЕС Online“ летчик Андрей Литвинов. — Насколько экономически выгодно потом на автобусах возить? А никого не волнует. Наверное, в свое время туркмены тоже нам не согласовали какие-то направления. Это все межгосударственные договоренности. Подобное не так работает, что я куда хочу, туда и летаю. Я запланировал рейс и буду его выполнять пять раз в день — так не бывает».

«Ведь российские авиакомпании тоже должны зарабатывать. Если Ашхабад станет демпинговать, делать цены ниже, летать по данному направлению несколько раз в сутки, то, естественно, нашими компаниями пользоваться не будут. Окажется невыгодно. Когда идет межгосударственное согласование, учитываются вот эти факторы», — добавил Литвинов. Рейсы могли приостановить, если возникли вопросы с оплатой или обслуживанием самолетов, допустил в беседе с «БИЗНЕС Online» заслуженный пилот России бывший летный директор «Внуковских авиалиний» Юрий Сытник.

Президент ассоциации турагентств РТ Рамиль Мифтахов называет незначительной для татарстанских туристов отмену прямого авиасообщения с Ашхабадом. «Это не массовое направление наших туристов. Летят туда в основном транзитом в Юго-Восточную Азию. Там достаточно интересные тарифы на билеты были. Тем более сейчас не сильно большой спрос в данном направлении. Мы понимаем, что отменили из-за безопасности, из-за того, что начали дроны летать. Это жизнь, это их решение, и мы их понимаем, но на пассажиропоток такое никак не влияет», — сказал собеседник газеты.

P. S. В понедельник, 3 июня, в 12:15 мск Росавиация сообщила, что работа аэропорта Казани ограничена для обеспечения безопасности. Воздушная гавань не отправляет и не принимает рейсы. Рейсы в аэропорт столицы РТ перенаправлены на запасные аэродромы в Ульяновск, Самару, Чебоксары, Уфу и Москву (Внуково), уточнили в пресс-службе казанского аэропорта.