«К 2027 году «Далини» займет 5 процентов рынка, к 2030-му — 15 процентов», — уверен владелец челнинской группы компаний Руслан Нигматулин. Его цель — выйти на производство 3 млн подшипников в год и заместить иностранные бренды. Сейчас отечественные подшипники занимают всего 30% российского рынка. За 10 лет бизнес «Далини» по продаже подшипников пополнился транспортной компанией и собственным производством. В ближайшей перспективе — открыть складской комплекс и выйти на строительный рынок. В интервью «БИЗНЕС Online» Нигматулин рассказал, как его «игрушечный» бизнес стал подшипниковым, почему санкции пошли на пользу промышленности и какие вопросы предприниматели обсуждают в кулуарах правительства.
Руслан Нигматулин: «Раньше предприниматели, в том числе производственники, шли по пути наименьшего сопротивления — закупали комплектующие за границей»
О заводе подшипников и выходе на строительный рынок
— Руслан Рависович, сегодня отрасль комплектующих и запчастей — одна из самых динамичных в экономике. Насколько сильно она изменилась за 10 лет?
— Изменений много, и они в основном позитивны. Как бы странно ни звучало, но большую роль сыграли санкции. Раньше предприниматели, в том числе производственники, шли по пути наименьшего сопротивления — закупали комплектующие за границей. Производить сами не хотели, ведь нужны люди, технологии, компетенции. Когда ситуация стала безвыходной, срочно понадобилось заменить европейские комплектующие, многие не стали сразу переориентироваться на Китай, а начали пробовать производить самостоятельно. И все получилось. Благодаря уходу западных компаний росла прибыль, эти деньги вкладывали в производство. Вышло и дешевле, и качественнее, а главное — все под рукой.
У наших производителей появился реальный шанс забрать российский рынок — сегодня отечественные подшипники занимают всего около 30 процентов. В ситуации, когда дешевое импортное часто не подходит по качеству, дорогое европейское не купишь, выход – выпускать самим!
Европейские, американские, японские бренды были очень популярны и использовались в большинстве оборудования. Если мы сейчас дадим премиум-качество, то по цене вполне сможем конкурировать с ними. И на внешнем рынке в том числе. Но для этого нужны инновации. Есть выражение: «Последователи никогда не станут лидерами». Поэтому перед всей отраслью стоит амбициозная задача. Мы в «Далини» тоже идем по этому пути — трансформируемся из торговой компании в производственную.
«У наших производителей появился реальный шанс забрать российский рынок — сегодня отечественные подшипники занимают всего около 30 процентов»
— На какой стадии проект подшипникового завода «Далини»?
— Мы отработали всю технологию, освоили сборку. Выпустили пробную партию под собственной маркой. На контрактном производстве по нашей конструкторской документации и требованиям уже производим подшипники собственного бренда. Технологический контроль качества — за нами.
Следующий этап — запустить производство в Татарстане на 3 миллиона подшипников в год. Подобрали современную производственную линию, осталось дождаться изготовления, доставки, монтажа. Сначала откроемся на арендованных площадях, по мере роста — построим здание.
По плану к 2027 году «Далини» займет 5 процентов рынка роликовых конических подшипников, к 2030-му — 15 процентов. Ежегодно мировой рынок подшипников растет на 6 процентов, а российский — на 18 процентов. Так что емкость высокая.
«На контрактном производстве по нашей конструкторской документации и требованиям уже производим подшипники собственного бренда. Технологический контроль качества за нами»
— Не помешает ли открытию завода кадровый дефицит?
— Изначально делаем ставку на современное высокоавтоматизированное производство, потому в огромном штате не нуждаемся. Набор сотрудников будем вести параллельно с поэтапной сдачей завода. В рамках первого этапа потребуется 35 человек, а к концу строительства — 170. Соответственно, сотрудников будем обучать и растить на месте под нужды производства либо привлекать из других регионов. С инженерами и технологами проблем нет. По нужным компетенциям есть специалисты или в штате, или на аутсорсинге.
Мы и сейчас в компании большие вложения делаем в обучение персонала. При приеме для каждого сотрудника составляется программа профессионального роста. Даем возможность развиваться, участвовать в разных проектах и в общественной деятельности.
«Необходимо отменить налоги на 5 лет для МСП в сфере импортозамещения, особенно для начинающих промышленников»
Как начинался путь
— Группе компаний «Далини» в этом году исполняется 10 лет. А с чего начиналась ваша история в бизнесе?
— Еще в детстве я решил, что хочу стать бизнесменом. В школьные годы покупал б/у велосипеды, ремонтировал, прокачивал и продавал. Благо мы жили в частном доме в Набережных Челнах, гараж и инструменты были под рукой. В тот период, кстати, я и познакомился с подшипниками — регулярно закупался ими на рынке в поселке ГЭС.
В 2004 году поступил в институт на специальность «менеджмент организации». Мне всегда казалось, что человек с высшим образованием более успешный. Дело не только в корочке, но и в знаниях. Забегая вперед, скажу, что бизнесу, к сожалению, на факультете не учили, а прикладные знания я получал самостоятельно из профильной литературы.
В институте «игрушечный» бизнес я перерос, переключился на продажу мобильных телефонов, мотоциклов, далее — автомобилей.
Тогда же попробовал сетевой маркетинг — БАД. Сам не продавал, создал команду. Открыл свое первое ИП. Инвестиции сполна окупились. В тот период заработанные деньги даже позволяли оплачивать свое обучение.
— Но после вуза вы неожиданно стали разнорабочим на стройке. Свой бизнес открыли только в 2014 году. Как прошли этот путь?
— В 2009-м был кризис, высокая безработица в Челнах. Без опыта никуда менеджером я устроиться не смог. Пошел на стройку. Пахал, пока другие рабочие курили. Через месяц мое отношение к делу заметили, предложили стать бригадиром. Вскоре узнали, что у меня высшее образование, и пригласили в офис работать по профессии — на должность менеджера. Я, голодный до знаний, включился во все бизнес-процессы компании — продажи, закупки, бухгалтерский учет и даже в работу склада. Например, как-то водитель погрузчика не вышел на работу, пришла фура с товаром, пошел сам разгружать. Это все не оставалось незамеченным. Руководство предложило возглавить филиал компании. На мне было все: вывеска, набор персонала, работа с товаром, создание клиентской базы с нуля.
В какой-то момент мне стало скучно: процессы отлажены, все работает без моего прямого участия. Я решил открыть свое дело.
— Почему именно подшипники?
— Они есть всюду — в велосипедах, стиральных машинах, дверных петлях, автомобилях… Как Земля вращается благодаря силе тяготения, так все в жизни и промышленности движется благодаря подшипникам.
В 2014 году у меня был BMW X5. Он и стал стартовым капиталом. Продал, купил себе LADA Priora. Так появилась компания «Рави», названная в честь моего отца Рависа Исламгалеевича.
Вместе с бизнесом рос и я: в 2016-м получил инженерное образование в КФУ, чтобы лучше понимать запросы крупных промышленников, таких, например, как «Нижнекамскнефтехим». В 2017-м вместе с выходом на рынок грузоперевозок мы создали группу компаний и провели ребрендинг. «Рави» стала уже знакомой вам «Далини». Многие спрашивают о значении этого названия. Оно составлено из имен моих детей и жены.
— Как ваша новоиспеченная компания завоевывала рынок, выживала в окружении конкурентов?
— Во-первых, мы никогда не конкурируем с другими компаниями, будь они челнинскими или московскими. Наш главный конкурент — мы вчерашние. Становиться день за днем лучше — это настоящая победа. Такова моя философия. Во-вторых, в тот момент я был очень вовлеченным в процессы, клиентоориентированность была выше. Мы старались прежде всего решать проблемы покупателей. Важно было взять объем рынка, а не получить сверхприбыль. Это позволило быстро стартовать.
Мы, кстати, и в пандемию, и в период санкций хорошо росли, потому что не гнались за прибылью. Если надо выручить клиента — доставить контейнером, поездом, самолетом, то делали. Пусть дороже, себе в минус, но спасали конвейеры, оборудование.
Был случай, когда я лично летал в Москву с подшипником в чемодане (он весил порядка 10 кило). Ко мне с просьбой «Спасите!» летел из Якутии представитель завода, где сломалось оборудование. Им каждый час простоя обходился в 500 тысяч, и расходы на билеты были просто несоизмеримыми. Приятно было помочь клиенту. Это наш подход к работе.
«Идея вывода бизнеса на российский уровень у меня была всегда. Грузоперевозки дали такую возможность. Офис находится в Челнах, а работаешь по всей стране»
— Как появилась транспортная компания «Далини», широко известная благодаря гуманитарным перевозкам?
— Идея вывода бизнеса на российский уровень у меня была всегда. Грузоперевозки дали такую возможность. Офис находится в Челнах, а работаешь по всей стране.
Но к открытию транспортной компании подтолкнул крах Татфондбанка, на счетах которого осталось много денег. В тот период правительство республики запустило для вкладчиков лизинговую программу по коммерческому транспорту: первоначальным взносом могли быть застрявшие в банке средства. Так я купил первые два «КАМАЗа».
Это был еще один легкий старт. Но сам бизнес нелегкий, потому что машины, дорога, проблемы с водителями. И очень много мошенников. Для меня репутация всегда важна. А в перевозках я прочувствовал, что такое нечестные заказчики, которые обещают заплатить через три дня, а потом трубки просто не берут.
— Рассматриваете ли новые направления развития?
— Наша транспортная логистика трансформируется, закупаем строительную технику. Начали строительство большого складского комплекса в Набережных Челнах. В городе и республике заметный дефицит складов и производственных площадей. Нам самим они нужны, чтобы развиваться. На очереди — строительство завода. Сейчас мне интересен строительный бизнес.
«В городе и республике заметный дефицит складов и производственных площадей. Нам самим они нужны, чтобы развиваться. На очереди — строительство завода. Сейчас мне интересен строительный бизнес»
О болях бизнес-сообщества и законотворчестве
— Вы представляете интересы бизнеса, особенно малого и среднего, на разных площадках. Какие меры поддержки нужны сегодня предпринимателям?
— Раньше бизнес страдал от незнания, как получить от государства поддержку. Сегодня информация в открытом доступе, но зачастую путь к преференциям для небольших компаний сложен.
Собственно, над этим мы с активом предпринимателей и работаем — через Госсовет Татарстана, партию (сначала Партию Роста, которую я возглавлял в Татарстане, сегодня — Новые люди), минпромторг и его отраслевые комитеты, промышленный кластер РТ (я возглавляю межотраслевой комитет «Рост»), Торгово-промышленную палату, агентство инвестиционного развития. Сейчас благодаря тому, что Новые люди широко представлены в Госдуме, станет больше возможностей озвучивать и добиваться решения проблем на федеральном уровне.
Считаю необходимым отменить налоги на пять лет для МСП, работающего в сфере импортозамещения, особенно для начинающих промышленников, которым получить кредит под производство крайне сложно.
— Почему производственникам сложнее? Ведь мер поддержки много.
— Мало программ для начинающих производителей. Если ты, допустим, выпускаешь коленвалы и собираешься выпускать распредвалы, то легко можешь получить помощь. А трансформироваться из продавца в производителя тяжелее. Нет пока доверия со стороны государства. И это при том, что сегодня в стране менее 1 процента всех субъектов МСП занимаются производством оборудования, машин, электроники, компьютеров, оптики! Хорошо, что недавно гранты на инновации освободили от налогов — это, кстати, партийная инициатива была.
Малый и средний бизнес должен иметь доступ к невозвратной помощи, субсидированным кредитам (которые нужны под 2–3% для промышленников), налоговым льготам. Можно убрать двойные налоги, например НДС. Высвободившиеся собственные средства позволят предприятиям задуматься о модернизации, расширении, повышении квалификации персонала. Купил станок вместо яхты — получи бонус от государства. Это в итоге приведет к росту доходов и налоговых отчислений.
Необходимо развивать беззалоговое финансирование, «зонтичное» поручительство. Как правило, при взятии кредита предприниматель должен предоставить залог в двукратном размере. Не каждый имеет такие активы. Почему бы не дать беззалоговые кредиты перспективным для страны проектам? Не все «выстрелят», но хватит одного-двух успешных кейсов, чтобы компенсировать затраты государства.
Из оперативных проблем — платежи с Китаем и другими странами, высокая ставка Центробанка. Вопросов много, хватит и на следующий созыв Госсовета.
«В силу своей мобильности бизнес оперативно ответил на запросы бойцов»
О волонтерстве
— Татарстану вы известны как меценат и друг волонтеров. В чем ваша мотивация?
— Мне всегда хотелось помогать тем, кому это необходимо. До пандемии наша компания финансировала молодежный спорт, поддерживала талантливых детей и инвалидов. С приходом ковида начали помогать и медицинским учреждениям. Сейчас у нас порядка 10 направлений добровольческой работы.
Дальше — СВО. В силу своей мобильности бизнес оперативно ответил на запросы бойцов. Поначалу оказывали разовую помощь, обеспечивали мобилизованных перед отправкой наборами в дорогу. Затем начали сотрудничать с волонтерами, готовыми на регулярной основе помогать воинским частям. Делаем совместные сборы с предпринимателями и волонтерскими группами. По возможности стараемся обеспечивать их транспортом, помещениями. За прошлый год бесплатно предоставили более 20 фур для доставки грузов. В этом году тоже выделяем ежемесячно. Раз взялись — своих бросать не собираемся.
— Вы недавно вновь побывали в Луганске вместе с волонтерами. Как оцениваете сегодняшнюю ситуацию с организацией помощи?
— Организация стала намного лучше за счет коммуникации и объединения усилий. Если раньше многие волонтеры были разрознены, то сегодня они начали друг другу доверять, взаимодействовать, выстраивать совместную логистику.
Малые и средние предприятия активно помогают в сборе помощи. Крупные компании отправляют — пусть и реже — огромные партии гуманитарного груза, на месяцы закрывая потребности подшефных воинских частей.
Важно продолжать помощь, объединять бизнес в разных добровольческих проектах и показывать их, чтобы как можно больше участников присоединялось. На своем опыте видим, что именно такой подход работает.
— Вы бизнесмен, политик, организатор гуманитарной помощи, многодетный отец. А время на увлечения остается?
— Если сильно хотеть — можно успеть все. Люблю активный и экстремальный спорт: мотоцикл, снегоход, хоккей, футбол, волейбол. Нравится рыбалка. Вместе с предпринимателями-единомышленниками поддерживаю несколько спортивных направлений в республике.
— Наш традиционный вопрос: три секрета успешного бизнеса?
— Любить свое дело. Создавать вокруг себя сильную команду. Учиться, учиться, учиться. И четвертый — придумывать и внедрять новое, а не повторять за ближайшими конкурентами.
Группа компаний «Далини»
Деятельность: производство и продажа подшипниковой продукции, автозапчастей; транспортно-экспедиционные услуги.
Год основания — 2014.
Выручка за 2023 год — 984 млн рублей.
Количество сотрудников — 40.
Сайт: dalini.ru
Тел: 8 (800) 200-85-52
Нигматулин Руслан Рависович — генеральный директор, депутат Госсовета РТ.
Родился в 1987 году в Набережных Челнах.
Окончил Институт экономики управления и права («Менеджмент организации»), Казанский федеральный университет («Конструкторско-технологическое обеспечение производств в машиностроении»), РАНХиГС ВШКУ («Доктор делового администрирования», 2024 г.)
Председатель реготделения партии «Новые люди» в Татарстане, член правления Промышленного кластера РТ, Кадрового резерва Раиса РТ, «Народного фронта».
Женат, трое детей.
Фото на анонсе: Олег Спиридонов
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 7
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.