Краснодарский Край за прошлый год посетило около 18 млн туристов, рассказал вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Юрий Барзыкин Краснодарский край за прошлый год посетили около 18 млн туристов, рассказал вице-президент российского союза туриндустрии (РСТ) Юрий Барзыкин Фото: © Виталий Белоусов, РИА «Новости»

«В принципе, российский турист за рубежом крайне востребован»

«Татарстан, Казань, Байкал, Приморье… Продукт у нас в стране диверсифицирован», — говорили сегодня на пресс-конференции в МИЦ «Известия» о разнообразии внутренних направлений в предстоящий высокий летний туристический сезон. Тем не менее в лидерах у россиян традиционно остается Краснодарский край. За прошлый год регион посетили около 18 млн туристов, рассказал вице-президент российского союза туриндустрии (РСТ) Юрий Барзыкин.

Следом идет Крым, куда после прошлогоднего «провала» турпоток вырос на 7–10%. При этом цены в республике по сравнению с Краснодарским краем ниже на 15%. Добавились и «новые веяния» — азовское побережье (плюс 15%) и Каспий. Когда летний сезон открывается, «почти все дороги ведут на юг России», добавил Барзыкин. При этом значительная часть туристов также посетит Москву, Санкт-Петербург, Калининградскую область и другие регионы.

Помимо направлений, в России разнообразны и виды транспорта, на котором можно добраться до места отдыха, отметил спикер. Он напомнил, что с конца апреля заработала навигация по рекам. «Круизы идут и до Ростова, и до Казани, на юг доходят, в прибрежной части Черного моря тоже круизы действуют», — добавил он. Ранее ассоциация туроператоров России (АТОР) сообщала, что этот летний сезон может поставить новый рекорд по количеству круизных туристов. На конец мая теплоходы загружены на 80–90%, а в сегменте «люкс» практически нет мест.

После прошлогоднего «провала», турпоток в Крым вырос на 7–10%. При этом цены в республике по сравнению с Краснодарским краем ниже на 15% После прошлогоднего «провала» турпоток в Крым вырос на 7–10%. При этом цены в республике по сравнению с Краснодарским краем ниже на 15% Фото: «БИЗНЕС Online»

Что касается зарубежных направлений, то законодательство многих стран не стоит на месте, на него оказывают влияние и внешние факторы. Например, недавно въезд для российских туристов закрыла Норвегия, напомнил директор ассоциации «Турпомощь», вице-президент РСТ Александр Осауленко. При этом, заметил он, расширяется перечень интереса россиян к другим странам. Но все-таки топ остается практически неизменным. В числе популярных направлений дальнего зарубежья — Турция, ОАЭ, Египет, Таиланд, Шри-Ланка, а ближнего — Абхазия, Беларусь, Казахстан, Грузия, Узбекистан.

«В принципе, российский турист за рубежом крайне востребован и по-прежнему за него идет определенная борьба. Соответственно, это и упрощение определенных моментов — организационных, визовых, финансовых», — сказал Осауленко и добавил: до пандемии из России прямые рейсы летали в 64 страны, в постпандемийный период — в 7 стран, а сейчас — уже в 44. В 2024 году есть перспектива, что география будет расширяться.

Обсудили спикеры и европейское направление. С 11 июня шенгенская виза подорожает на 12%, ее стоимость составит 90 евро для взрослых и 45 евро для детей. Как рассказала исполнительный директор альянса туристических агентств Наталия Осипова, «шенген» все-таки продолжают выдавать россиянам. Так, в 2023 году было выдано 449 тыс. виз, однако до пандемии это число доходило до 600 тысяч. Сейчас «шенген» можно получить в Испании, Италии и Франции — они выдают мультивизы. Греция практически без отказа выдает визы, но только на даты отдыха. 11 стран их вообще не выдают. 10% граждан, которые подают документы, приходит отказ. До пандемии их было примерно 1,5%, перечислила Осипова.

«Говоря о „шенгене“, для нас сегодня это не те дестинации, куда генерируются потоки туристов. Да, кто-то едет, получает визу на период въезда-выезда, но риски высоки, наши платежные системы там с 2022 года не работают, юридическая, правовая и консульская поддержка ослаблена. Поэтому поток и тренд направлен прямо в противоположную сторону — на Юго-Восточную Азию», — добавил Барзыкин.

Впервые долю потока туристов в отличие от других регионов потеряла Казань Впервые долю потока туристов в отличие от других регионов потеряла Казань Фото: «БИЗНЕС Online»

«Казань раньше была одним из пионеров… Сейчас конкуренция обострилась»

С тем, что «всем нужны российские туристы», в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» согласился и вице-президент АТОР по выездному туризму, глава туроператора Space Travel Артур Мурадян. В этом году, по его словам, топ популярных зарубежных направлений не изменился, однако между странами увеличилось число рейсов. «Вариантов слетать на море стало больше в среднем на 15–20 процентов», — добавил он.

Из-за роста количества рейсов и большей конкуренции начала снижаться стоимость международных перевозок. «В мае прошлого года рубль уже терял свои позиции. В текущем году мы наблюдаем обратную тенденцию. Если динамика сохранится на продолжительный период, то это может увеличить покупательную способность россиян путешествовать за границу, — пояснил Мурадян и позже добавил: — Заграничный туризм не подорожал, он дешевеет. Так происходит, потому что не получается пользоваться дефицитом перевозки, безальтернативностью направлений, ставя для российского рынка повышенные цены, — сейчас такого уже нет. Конкуренция остра как никогда, всем нужны российские туристы, все стараются дать специальные условия, чтобы не терять ту динамику, которую приобрели в 2023 году».

Ценник на отдых внутри России, по его словам, подорожал в среднем на 10–15%. При этом предложений по ряду регионов также стало больше. Впервые долю потока туристов в отличие от других регионов потеряла Казань, заметил он. «Не знаю, с чем это связано. Возможно, другие регионы сильнее подготовились. Мы видим, что Кавказ по-прежнему силен, Москва и Санкт-Петербург стали активнее бороться за туристов. Остальные города также переформатировались на внутренние потоки. Казань раньше была одним из пионеров в этой области. Сейчас уже все крупные региональные центры стараются привлекать туристов, конкуренция обострилась».

Самые востребованные среди зарубежных направлений — Турция, Мальдивы, Эмираты и Египет Самые востребованные среди зарубежных направлений — Турция, Мальдивы, Эмираты и Египет Фото: © Anton Belitsky / Global Look Press / www.globallookpress.com

«Турция номер один, номер два и номер три»

А что же выбирают сами татарстанцы? Если говорить о внутренних направлениях, то в тройке самых популярных у жителей республики Москва, Санкт-Петербург и Калининград. Наиболее востребованы туры выходного дня — от 3 до 5 суток. Это что касается «городских» мест для отдыха. «Если говорить о пляжном отдыхе, безусловно, это курорты черноморского побережья, но именно российского — Сочи, Геленджик, Анапа. В Крым татарстанцы особо не ездят, очень мало, и то в самостоятельное путешествие на машинах», — отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» президент ассоциации турагентств РТ Рамиль Мифтахов.

«По зарубежным сейчас Турция номер один, номер два и номер три, — отмечает Мифтахов. — В Египет [едут] очень мало, количество туристов существенно сократилось, сами понимаете, из-за какой ситуации (речь о палестино-израильском конфликтеприм. ред.). В Дубай и Эмираты и то больше количество перелетов и туристов».

На популярность того или иного направления влияет наличие прямого авиасообщения, заметила в разговоре с «БИЗНЕС Online» директор туроператора «Легенда» Алсу Кузнецова. «По сравнению с прошлым годом у нас увеличилась глубина продаж, раннее бронирование активизировалось. Большим спросом пользуются российские направления. Стоимость проживания по большинству направлений выросла незначительно, за исключением некоторых европейских стран и Турции», — добавила она. В топе внутренних направлений у татарстанцев Кузнецова назвала Санкт-Петербург, Сочи, Краснодарский край, Кавказские Минеральные Воды и Алтай. Самые востребованные среди зарубежных направлений — Турция, Мальдивы, Эмираты и Египет.

Что по ценам? По оценке Мифтахова, по сравнению с прошлым летом подорожание отдыха в России составило от 10–15% до 30%. Если говорить о Турции, то минимальное повышение цен в самом дешевом сегменте — порядка 5–10%. «Но у нас очень сильно зависит [стоимость зарубежного тура] от колебания валюты: колебание валюты минус 5 процентов — и сразу подешевело на 5 процентов. Как только подорожала на 5 процентов валюта — обратно. А там все в евро считается, в Турции, и сразу путевка тоже автоматически дорожает», — рассказал президент ассоциации турагентств РТ.

С подорожанием внутреннего отдыха согласилась Лиана Набиуллина — директор туристического агентства «Борнео-Тур». «В том же самом Калининграде или Дагестане повысились цены на еду, экскурсии. Они понимают, что россиянам деваться некуда, поэтому задирают цены, — сказала она. — В мае был очень низкий ценник на Турцию, можно было улететь примерно за 40 тысяч рублей на человека на неделю. На лето цены высокие, если смотреть хорошую „четверку“, получается 120–130 тысяч рублей за 10 дней».

Для туристов, которые приезжают в Татарстан, топ объектов всегда стабилен, отметил владелец туроператора «Лидер Казань» Вячеслав Григорьев. На первом месте располагается Казань со всеми достопримечательностями, второе делят Свияжск и Болгар, а тройку замыкает Елабуга и соседние города — Йошкар-Ола, Чебоксары Для туристов, которые приезжают в Татарстан, топ объектов всегда стабилен, отметил владелец туроператора «Лидер Казань» Вячеслав Григорьев. На первом месте располагается Казань со всеми достопримечательностями, второе делят Свияжск и Болгар, а тройку замыкают Елабуга и соседние города — Йошкар-Ола, Чебоксары Фото: «БИЗНЕС Online»

«Средняя цена туристического продукта увеличилась на 25–30 процентов»

Для Казани этот сезон ничем не будет отличаться от прошлого за исключением того, что в июне столица РТ принимает Игры БРИКС, заявила в разговоре с «БИЗНЕС Online» исполнительный директор ассоциации отелей Казани и РТ Александра Юшутина. Загрузка отелей в городе, по ее словам, традиционно ожидается высокой. Но, несмотря на то что под участников Игр забрали пяти-, четырех- и качественные трехзвездочные гостиницы, обычным гостям столицы еще можно найти место, где разместиться.

«Каждый год у нас есть небольшое повышение по числу туристов. Не знаю, рекорд или нет, но увеличение будет, учитывая то, что у нас новые отели немного все-таки открываются, — отметила она. — Путешествуют больше индивидуально, групповых [туристов] стало меньше. География расширяется, потому что у нас много повторных туристов, и они только на Казани не останавливаются. Есть те, кто путешествует на своем транспорте. Они могут совмещать столицу РТ с близлежащими городами Поволжья, например с Йошкар-Олой».

Для туристов, которые приезжают в Татарстан, топ объектов всегда стабилен, отметил владелец туроператора «Лидер Казань» Вячеслав Григорьев. На первом месте располагается Казань со всеми достопримечательностями, второе делят Свияжск и Болгар, а тройку замыкают Елабуга и соседние города — Йошкар-Ола, Чебоксары. «Стоимость отдыха подорожала за последние два года. Средняя цена туристического продукта увеличилась на 25–30 процентов. Это очень большой прирост и [поэтому] один из негативных факторов», — сказал он. Стоит напомнить, что на майские праздники ценник в столице РТ оказался выше, чем в Москве и Санкт-Петербурге. Отдых на 3–4 дня в российской столице оценили в 15,6 тыс. рублей, а в Казани — 28,6 тысячи.

Григорьев подтвердил и популярность речного транспорта. «Мы организовываем прогулки в Казани — это экскурсионные речные прогулки по Казанке, по Волге, экскурсионные поездки в Свияжск Григорьев подтвердил и популярность речного транспорта. «Мы организовываем прогулки в Казани — это экскурсионные речные прогулки по Казанке, Волге, экскурсионные поездки в Свияжск» Фото: «БИЗНЕС Online»

Также Григорьев подтвердил и популярность речного транспорта. «Мы организовываем прогулки в Казани — это экскурсионные речные прогулки по Казанке, Волге, экскурсионные поездки в Свияжск. Сейчас совместно с АО „Флот РТ“ поставили рейсы в Болгар на „Метеоре“. Это в основном прогулочные, экскурсионные маршруты. Они бешено востребованы, — подчеркнул собеседник издания. — В мае мы действительно почувствовали просадки из-за погоды. Сейчас же уровень популярности и востребованности растет семимильными шагами, в целом все теплоходы битком».

«Круизы по Волге всегда были популярны. Это свой сегмент туристов, это повторные круизы, в основном старшее поколение, которое предпочитает путешествовать именно таким способом, у них всегда хорошая продажа, там всегда загрузка 100 процентов», — добавил Мифтахов.