«Представители Татарстана в правительстве Марат Хуснуллин и Ирек Файзуллин, курирующие все стройки в стране, его [закон о строительно-сберегательных кассах], насколько я знаю, поддерживают» «Представители Татарстана в правительстве Марат Хуснуллин и Ирек Файзуллин, курирующие все стройки в стране, его [закон о строительно-сберегательных кассах], насколько я знаю, поддерживают» Фото: © Григорий Сысоев, РИА «Новости»

Мой закон о сберегательных кассах в модифицированном виде имеет шанс пройти благодаря Хуснуллину и Файзуллину

Начну с небольшого методологического ответа на критику в мой адрес. В комментариях под моими статьями пишут, что я слишком часто напоминаю о том, что уже писал о какой-либо теме в «БИЗНЕС Online». Замечу, я делаю это не самовосхваления ради, а пользы для. Приведу пример. В свое время я написал закон об ипотеке, который смог претворить в жизнь, несмотря на сопротивление банкиров, Совета Федерации и других ведомств. Данный закон сейчас приносит порядка $30 млрд в год прибавки к ВВП России (это примерно весь ВВП Татарстана) за счет увеличения жилищного строительства. Плюс дает людям возможность приобрести квартиры.

Когда я писал закон, то сразу говорил, что он коснется 20% населения, т. к. неопасная, честная ипотека требует определенного дохода. Долевые схемы никогда не будут надежными, и никакие эскроу-счета их не спасут. А схемы с компенсацией процентов приведут, если применять их массово, к недопустимым, неприемлемым расходам бюджета. Единственная надежная схема, которая может позволить менее обеспеченным людям (таких приблизительно 40%) покупать квартиры, — это строительно-сберегательные кассы, по которым я тоже сделал закон.

А что сейчас? Порядка полутриллиона рублей из бюджета идет на льготную ипотеку, причем есть тенденция, что дальше сумма будет увеличиваться. Если сохранится эта дурацкая высокая ключевая ставка, то она дойдет до уровня оборонных расходов. Так что понятна нынешняя инициатива правительства страны льготную ипотеку модифицировать, свернуть, ограничить количество людей, которые могут ею воспользоваться.

«Набиуллина всегда была против»: в России готовят альтернативу ипотеке – со ставкой в 4–6% годовых

Я говорю все это к тому, что сейчас обратили внимание, в том числе и в правительстве, на строительно-сберегательные кассы. И теперь мой старинный закон в модифицированном виде имеет шанс пройти, потому что представители Татарстана в правительстве Марат Хуснуллин, зампредседателя правительства РФ, и Ирек Файзуллин, министр строительства и ЖКХ РФ, курирующие все стройки в стране, его, насколько я знаю, поддерживают.

Почему у закона есть шанс пройти, а следовательно, еще у 40 млн семей появится возможность купить квартиры, а бюджет страны увеличится еще на $30 млрд в год? Отчасти потому, что я напоминал и рассказывал о том, что сделал раньше и что предлагаю сделать сейчас, а люди, которые могут повлиять на ситуацию, читают мои статьи. Раз такая схема работает, я ее и дальше буду применять. Хотя порой это некоторым эстетически не нравится.

«Наиболее важный видимый результат этой встречи [Владимира Путина и Си Цзиньпина] — совместное заявление об углублении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, в котором подводятся итоги и намечаются дальнейшие перспективы» «Наиболее важный видимый результат этой встречи [Владимира Путина и Си Цзиньпина] — совместное заявление об углублении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, в котором подводятся итоги и намечаются дальнейшие перспективы» Фото: © Kremlin Pool via Global Look Press/globallookpress.com

В каких вопросах Китай и Россия поддержали друг друга

А теперь расскажу о встрече Владимира Путина и Си Цзиньпина в Китае, как и обещал. Я довольно давно говорил, что Запад допускает огромную ошибку, переходя от треугольника Киссинджера, в котором расстояние от Москвы до Вашингтона всегда должно быть ближе, чем от Москвы до Пекина, к стратегии удушения России. Снова напомню о своей беседе с младшим Бжезинским (Збигнев Бжезинский американский политологприм. ред.) на данную тему. Я считал, что такая стратегия неизбежно приведет к укреплению союза РФ и КНР, и он будет давить Запад.

Почему? Потому что этот тандем сильнее по числу населения, военному потенциалу, ядерному оружию. И вот мы наблюдаем такую историю: почти очевидный проигрыш Запада в конфликте на Украине и почти завершенное формирование российско-китайского союза, если судить по результатам визита Путина в Китай.

Наиболее важный видимый результат этой встречи — совместное заявление об углублении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, в котором подводятся итоги и намечаются дальнейшие перспективы. Лучшего и учитывающего в полной мере интересы РФ заявления я просто не видел! Практически по всем ключевым позициям оно отражает российскую точку зрения. Я не увидел ни одного пункта в этом коммюнике, который бы создавал нашему государству проблемы или не соответствовал нашей точке зрения. Перечислю некоторые пункты.

В заявлении на сайте посольства России в КНР отмечается, что дружба между странами достигла наивысшего уровня за все время дипломатических отношений, начиная с признания Советским Союзом Китая, что сотрудничество наших стран выше, чем военно-политический союз. Россия и КНР будут работать над взаимным обеспечением суверенитета и безопасности против всякого вмешательства извне.

Поднебесная поддерживает усилия РФ по ликвидации однополярности и отмечает, что ни одно государство не имеет права добиваться своей безопасности заведомо в ущерб другим (это то же, что Россия заявляет по Украине). Так же как и наша страна, КНР против вмешательства во внутренние дела суверенных стран, введения не имеющих международно-правовых оснований и не одобренных советом безопасности ООН односторонних санкций. Китай считает такие санкции нелегитимными, не поддерживает их и выражает убеждение в том, что ядерное оружие не просто нельзя размещать в Польше, а всем владельцам такого оружия следует забрать его на свои национальные территории. Кроме того, Пекин заявляет, что конфискация российского имущества абсолютно недопустима, как и преследование российских лидеров.

Там есть и ответные заявления России в адрес Китая. Например, наше государство совершенно твердо признает Тайвань частью КНР. В такой жесткой форме я раньше подобного заявления не видел. В части военно-политического сотрудничества очень важна история о совместном патрулировании неба и воды в Тихом океане. Важно это потому, что, напомню, США начинают размещать ядерное оружие средней дальности вблизи Китая. В каком оснащении будет проходить совместное патрулирование, для России очень важно, но об этом пока не говорится. Данный пункт очень обязывающий для нашей страны, но неизбежный и нужный!

«Джо Байден продолжил ту же политику, но непоследовательно, а в следующем цикле будет полное жесткое подавление Китая» «Джо Байден продолжил ту же политику, но непоследовательно, а в следующем цикле будет полное жесткое подавление Китая» Фото: © NASA via Globallookpress.com/ globallookpress.com

Экономика России может расти по 10% в год благодаря оборонке

Чрезвычайно интересные формулировки в документе по международным делам, в частности по Средней Азии. Китай поддерживает интеграцию Средней Азии в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и готов этой интеграции содействовать. Россия же поддерживает инициативу «Один пояс — один путь». Упоминается, что наши страны совместно погонят из Африки колониалистов и неоколониалистов. Лидеры Си и Путин высказались против проекта AUKUS (сотрудничество в сфере безопасности между Великобританией, Австралией и Штатамиприм. ред.), распространения влияния НАТО в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Главы Китая и России обсудили Ближний Восток, вопросы, касающиеся разных стран мира. Где-то точки зрения совпадают на 90%, а где-то — на 100%.

В документе согласовываются позиции двух стран по Центральной Азии. В то же время в западной прессе выходят статьи о том, как Штаты будут противодействовать сотрудничеству по этой части, как Россию из Центральной Азии попытаются выкинуть.

Почему данное коммюнике так близко к позициям РФ на сегодня? Многие считали, что китайцы будут вынуждены из-за большой торговли с Америкой как-то лавировать, может, даже кинут нас. На мой взгляд, руководство Китая осознает: если отвернуться от России, то американцы еще быстрее их страну постараются задавить. Никакие обещания Штаты не выполнят.

В The National Interest на эту тему 21 мая вышла статья «Китайская стратегия Дональда Трампа в первый срок была успешной». В ней говорится, что в концепции национальной безопасности Китай был совершенно четко определен в качестве основного противника и конкурента. Следовательно, всеми способами надо его давить, ограничивая рост страны всевозможными средствами. Указывается два основных метода — блокирование экспорта Китая и блокирование судоходства в Южно-Китайском море, предполагающее предоставление свободы судоходству американскому.

Автор статьи считает, что нынешний президент Джо Байден продолжил ту же политику, но непоследовательно, а в следующем цикле будет полное жесткое подавление Китая. Без всякой ссылки на то, будет КНР поддерживать Россию или выполнит требования США, в любом случае Поднебесную станут давить, стараться свести на нет ее экономический рост. И в завершение автором делается вывод, что действия Трампа, ограничение им экспортных возможностей китайцев были успешными, что как минимум коррелировано снижение темпов роста КНР. Это важно для понимания баланса сил, интересов в сдвоенном центре Россия — Китай.

Второй момент тоже немаловажный. Это то, что наша страна обеспечила себе в таких жестких условиях очень приличный экономический рост. Думаю, реальный сектор у нас выше экономического роста Китая в текущем году. По оценке Путина, в 2024-м потребление электричества выросло на 6% — это вернейший признак того, что реальный сектор увеличился примерно на 9%. Я говорил всегда, что достаточно эти глупости Вашингтонского консенсуса, которые так любит наш финансово-экономического блок, убрать, чтобы экономика России росла по 10% в год в нынешней ситуации с ее имеющимися мощностями и ресурсами.

Что обеспечило этот рост? Прежде всего оборонный сектор и то, что вокруг него, соответствующий госзаказ. Оборонные предприятия работают вне основного контура финансово-экономического блока, поскольку у них своя система авансирования, кредитования и т. д. Притом что там тоже плохие налоги, хуже, чем у многих стран, в том числе у Китая. Тем не менее в данной сфере экономики идет рост, который, повторю, обеспечивает рост реальному сектору России в целом.

Думаю, это влияет на то, в какой мере Китай готов соблюдать баланс интересов РФ и как с нашей страной предполагает взаимодействовать при подготовке совместных проектов.

Китай должен строить широкофюзеляжные самолеты только с РФ

Я бы назвал совместное заявление России и Китая чрезвычайно пророссийским, но при этом и наша сторона берет на себя некоторые ответственные обязательства перед КНР. Например, в части того же военно-экономического сотрудничества. Вместе с тем важно то, какие отрасли были отмечены как приоритетные для партнерства — энергетика, авиация, космос, сельское хозяйство. На мой взгляд, это на 100% соответствует локомотивным отраслям Российской Федерации, в которых наша страна совершенно точно будет в числе лидеров.

Что из всего этого следует? Констатирующая часть российско-китайского заявления понятна, она в значительной степени соответствует оценкам давным-давно сделанным и опубликованным, но некоторые вещи хотелось бы прокомментировать, объяснить их в моем понимании. Может быть, это заинтересует тех, кто принимает решения.

Мы должны понимать, что в управленческих решениях могут допускаться ошибки, какие допускались в ситуации с ковидом, к примеру. Принимались меры очень-очень далекие от оптимальных и у нас, и в Китае.

В чем-то китайское руководство может ошибаться в экономическом плане. Пример такой ошибки — история с проектом построения китайцами широкофюзеляжного самолета в сотрудничестве с Россией. Я об этом упоминал в статьях, данная тема сейчас особенно актуальна. КНР нужно огромное количество широкофюзеляжных самолетов, порядка 1 тыс. штук (чуть больше понадобится Индии). Китай на определенном этапе принял решение, что будет сам их делать. Но совершенно очевидно, что ничего похожего на свои двигатели в ближайшей исторической перспективе Поднебесная сделать не сможет. Своей авионики у КНР нет. Да, возможно, с ней в обозримом будущем удастся решить вопрос, но не с двигателями. За время службы этих самолетов ничего похожего у КНР не будет, и они приняли решение использовать западные двигатели.

Я всегда был уверен, что решение это стратегически ошибочно и китайцев кинут обязательно. И нынешний расклад в уже сформированном биполярном мире показывает, что, как только китайцы потратят на проект кучу денег, им перекроют использование западных двигателей, как сейчас перекрывают кислород с электромобилями, часть из которых выпускалась по западным лицензиям. Раз есть стратегия подавления Китая, то такой стратегически важный проект, как широкофюзеляжный самолет, непременно перекроют.

«РФ рассматривает поставки Китаю различных компонентов для совместного проекта по созданию дальнемагистрального широкофюзеляжного самолета, в частности силовых установок, двигателей» «РФ рассматривает поставки Китаю различных компонентов для совместного проекта по созданию дальнемагистрального широкофюзеляжного самолета, в частности силовых установок, двигателей» Фото: By JSC «Russian Avia Consortium» Corp., CC BY-SA 3.0, commons.wikimedia.org

Авиаотрасль Казани могла бы зарабатывать на проектах с китайцами

Внушает небольшую надежду в этом вопросе то, что первый вице-премьер РФ Денис Мантуров рассказал журналистам, что РФ рассматривает поставки Китаю различных компонентов для совместного проекта по созданию дальнемагистрального широкофюзеляжного самолета, в частности силовых установок, двигателей (об этом писал ТАСС 16 мая). Вполне возможно, после такого фиксирующего нападения Америки руководство КНР пришло к заключению, что тактически, пусть временно, они будут строить самолеты с западными двигателями. Но в долгосрочной перспективе это надо делать только с Россией. Других надежных вариантов решения вопроса в биполярном мире у них не будет.

Данный проект мог бы быть очень выгодным с точки зрения транспортной доступности шарика (земного шара) в целом. От Пекина и Дели расстояние до большинства мировых столиц поменьше, чем от Вашингтона. Широкофюзеляжные самолеты могли бы быть оптимизированы под иные расстояния, чем Boeing и Airbus. При правильном проектировании самолеты на российских двигателях были бы экономичнее того, что может предложить та же компания Boeing, у которой, кстати говоря, куча проблем.

Проект мог бы позволить продавать самолеты Индии. Это рынок даст возможность зарабатывать около $500 млрд в перспективе. Сейчас важно напоминать (где только возможно) китайским товарищам, что неверно отказываться от совместного построения широкофюзеляжного самолета с Россией. Это также касается Казани, Иркутска и всех авиастроителей нашей страны, которые в перспективе могли бы на этом зарабатывать.

Ни на каких электромобилях, ни на каких новых производительных силах в будущем Китаю таких денег не заработать. Электромобили, к сожалению, частично перекроет Запад, частично они не найдут себе нужного объема рынка, чтобы КНР получала от них прибыль, достаточную для покупки необходимых ресурсов, сырья. Овчинка выделки не стоит.

Примечательно, что, когда Путин осматривал экспозицию российско-китайской ЭКСПО, его в первую очередь подвели к презентационному стенду, посвященному проекту с участием «Росатома». Вот это пример действительно потенциально стратегических проектов. Атомных станций, атомных блоков до 2050 года человечеству понадобится приблизительно на 1 тыс. ГВт, причем международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) постоянно это число увеличивает.

Поскольку атом признали «частично зеленым», атомная отрасль энергетики будет стремительно развиваться в некоторых странах. Понадобится вводить в год 30–40 блоков по всему миру. Наш «Росатом» мог бы забирать до 40% мирового рынка, но один он с такой задачей не справится. А вот в сотрудничестве с Китаем мы можем строить штук по 20 таких блоков в год — это около $200 миллиардов. Вот это реально стратегический проект! В данной отрасли именно Россия доминирует, это очевидно. Мы Китаю уже построили четыре блока на Тайване, дальнейшее сотрудничество по этой части и нам было бы выгодно, и китайцам позволило бы зарабатывать на необходимые для развития экономики страны ресурсы.

Я считаю нужным об этом упоминать в «БИЗНЕС Online», повторять неоднократно отчасти потому, что некоторые мои китайские коллеги знают русский и читают мои статьи. И с точки зрения оценок перспектив, думаю, им полезно почитать и об этом. Надеюсь, и другим моим читателям это может быть интересно.