Вечером 18 мая Казань вновь присоединилась к международной акции «Ночь музеев», празднование которой в столице Татарстана стало традиционным 18 мая Казань вновь присоединилась к международной акции «Ночь музеев», празднование которой в столице Татарстана стало традиционным

«В работах очень много возвышенных атмосфер, свободных и светлых»

На первый взгляд, выстроить свой персональный маршрут на «Ночи музеев» в Казани в минувшую субботу было непросто. Несколько филиалов ГМИИ РТ, Национальный музей РТ, музей-заповедник «Казанский Кремль» и различные галереи города предлагали обилие выставок, лекций, специальных экскурсий и мастер-классов. 

Однако, если вчитаться в подробную программу, становилось понятно — импровизационно и свободно прогуляться по главным культурным тайникам столицы Татарстана не получится — мероприятия накладываются друг на друга, на некоторые из них нужна предварительная запись, а бесплатный вход на экспозиции доступен далеко не в «ночь», а лишь до 6 вечера, после же — по отдельному прейскуранту.

«В зоне свободного плавания ощущаю себя как рыба в воде»

Для начала мы заглянули в галерею современного искусства «БИЗON», что на улице Баумана, где на день специально была продлена одна из самых посещаемых за всю историю пространства выставка «Зона свободного плавания», где зрители, которые еще не успели ее посетить, смогли увидеть работы трех художниц — Гаянэ Аветисян из Еревана, Наталии Спечинской из Петербурга и Ольги Цимболенко из Уфы.

Для начала мы заглянули в галерею современного искусства БИЗON, что на улице Баумана, где на один день специально была продлена одна из самых посещаемых за всю историю галереи выставка «Зона свободного плавания» В «БИЗONе», что на улице Баумана, на день специально была продлена одна из самых посещаемых за всю историю пространства выставка «Зона свободного плавания»

Закрывая выставку, куратор Александр Шагулин провел финальную экскурсию, входной билет на которую в этот день стоил 100 рублей, а работа галереи была продлена на час — до 21:00. На экскурсии он отметил знаковость данного проекта: «Целенаправленно подготовка выставки шла целый год, и мы хотели сделать именно весенний проект. В работах очень много возвышенных атмосфер, свободных и светлых. Здесь абсолютно нет негатива, отсылки к социальным проблемам. Атмосфера межсезонья, пребывания меж двух миров максимально зафиксирована, и, видимо, она нашла глубокий отклик у посетителей».

Также в завершение своей экскурсии Шагулин проанонсировал открытие новой выставки «Ты тоже это видишь», вынеся на блюде специфичный экспонат зародыша монстра, подобные которому составят инсталляцию — обеденный стол в стенах галереи.


Сфотографироваться на фоне ковра

Далее путь лежал в государственные музейные пространства. В поисках интерактива мы заглянули в Национальный музей РТ и выставочный центр «Манеж». Однако в Нацмузее даже сотрудники не сразу смогли понять, о каком мероприятии идет речь и где оно проходит.

Интерактивное занятие «Машина времени — музей» расположилось в небольшом проходе между залами постоянной экспозиции музея Интерактивное занятие «Машина времени — музей» расположилось в небольшом проходе между залами постоянной экспозиции музея

Интерактивное занятие «Машина времени — музей» расположилось в небольшом проходе между залами постоянной экспозиции музея. На ней под музыкальное сопровождение работники учреждения выходили из-за ширмы в костюмах от эпохи Средневековья до модерна, рассказывая о жизни и традициях персонажей, в которых они перевоплощались, о правилах этикета и предметах их быта.

В выставочном зале «Манеж» примерно в это же время можно было прогуляться по выставке «В поисках невымышленных царств», в которую вошли находки от древнейших времен до современности: окаменевшие фрагменты ископаемых животных, обитавших на территории Татарстана более 15 тыс. лет назад, и фрагменты монументальной христианской архитектуры, утраченной в 1930-е.

«Изюминкой» в рамках «Ночи музеев» здесь стали расположившиеся в разных углах экспозиции «ожившие персонажи» разных эпох, отыгрывающие свои роли Изюминкой стали расположившиеся в разных углах экспозиции «ожившие персонажи» различных эпох, отыгрывающие свои роли

Изюминкой в рамках «Ночи музеев» здесь стали расположившиеся в разных углах экспозиции «ожившие персонажи» различных эпох, отыгрывающие свои роли: от неандертальца, сидящего в углу и добывающего огонь, до купцов и архитекторов времен Казанской губернии. Здесь же можно было видеть, как на мастер-классе «Искусство сохранения прошлого» гости реставрируют археологические изделия из кожи.

Также в пространстве «Манежа» можно было заглянуть в компактное арт-пространство «Коммуналка». Экскурсию по советской коммунальной квартире провел автор арт-пространства Григорий Ивойлов. Особенностью экспозиции является то, что со всем в пространстве «Коммуналки» можно взаимодействовать: заглядывать в серванты, фотографироваться на фоне ковра, примерять аутентичные пиджаки, листать советские журналы с выкройками.

Также в пространстве «Манежа» можно было заглянуть в компактное арт-пространство «Коммуналка» В пространстве «Манежа» можно было заглянуть в компактное арт-пространство «Коммуналка»

«А что такое любовь?»

Что касается площадок ГМИИ РТ, то в национальной художественной галерее «Хазинэ» за день до международной акции открылась экспозиция «Свадьба на Советской улице», созвучная теме «Ночи музеев», на которой картины, скульптуры графика и мебель репрезентируют то, какими были семейные ценности и домашний уклад в Советском Союзе. Окунувшись в ностальгический мир советской квартиры на выставке, в день «Ночи музеев» посетители затем могли посетить лекцию «Формула советского интерьера 1960–1980-х годов на примерах из любимых фильмов» по соседству с экспозицией. На ней казанцы узнали не только о том, какая мебель была распространена в то время, но и о том, как архитектура в принципе поменяла восприятие дизайна мебели, как реализовывалась в квартирных пространствах советских людей и в том числе как это транслировалось через кинематограф, где часто жилье персонажей становилось маркером правильной и неправильной жизни.

Что касается площадок ГМИИ РТ, то в национальной художественной галерее «Хазинэ» за день до международной акции открылась экспозиция «Свадьба на Советской улице», созвучная теме «Ночи музеев», на которой картины, скульптуры графика и мебель репрезентируют то, какими были семейные ценности и домашний уклад в Советском Союзе В национальной художественной галерее «Хазинэ» открылась экспозиция «Свадьба на Советской улице», на которой картины, скульптуры графика и мебель репрезентируют то, какими были семейные ценности и домашний уклад в Советском Союзе

Пожалуй, самой любопытной в программе «Ночи музеев» в «Хазинэ» представлялась эксклюзивная экскурсия «За закрытыми дверьми», на которой участники смогли посетить два обычно закрытых для глаз публики места — фондохранилище живописи и реставрационную мастерскую. На ней сотрудники музея рассказывали о специфике хранения музейных экспонатов, редко выставляемых произведениях, а также материалах и инструментах, которые используют реставраторы. Эксклюзивности экскурсии добавляло также и то, что это единственное мероприятие во всей программе «Ночи музеев», билет на которое стоил дороже остальных — 500 рублей, попасть же день в день без предварительной записи на нее было невозможно, а группу на экскурсию набирали из не более чем 10 человек из-за специфики помещения фонда.

Вечером же «Ночи музеев» давали перфоманс и импровизационный спектакль в Галерее современного искусства Вечером же «Ночи музеев» давали перформанс и импровизационный спектакль в Галерее современного искусства

Вечером же «Ночи музеев» давали перформанс и импровизационный спектакль в Галерее современного искусства. Кстати, несмотря на название акции, в действительности музеи Казани в этот день в основном закрылись позже всего на пару часов. Перформанс «Стандарт красоты. Версия» от творческой лаборатории ГМИИ РТ «Галерея. Лаборатория движения» полутанцевально-полудекларативно в лице трех барышень, в разной степени замотанных в пищевую пленку, предложил зрителям поразмышлять о принятии себя, своей красоты «с препятствиями».

Вслед за ними в большой зал ГСИ выбежали участницы перформ-проекта Светланы Ярмаковой «Сейчас и Здесь», предложив исполнить импровизационный спектакль по любой теме, которую предложат зрители Вслед за ними в большой зал ГСИ выбежали участницы перформ-проекта Светланы Ярмаковой «Сейчас и Здесь», предложив исполнить импровизационный спектакль по любой теме, которую предложат зрители

Вслед за ними в большой зал ГСИ выбежали участницы перформ-проекта Светланы Ярмаковой «Сейчас и Здесь», предложив исполнить импровизационный спектакль по любой теме, которую предложат зрители. Кто-то из зала выкрикнул: «Любовь!» — и танцовщицы начали свой «спектакль», перекатываясь по полу и летая среди картин выставки «Зураб Церетели. Гений современности» в стиле контемпорари-танца. Исполняя классические связки и выкрикивая время от времени фразы: «А что такое любовь?», «Я тебя люблю», перформеры тем самым предоставили зрителю возможность дофантазировать, что ему показывают именно любовь.

Так же оставалось дофантазировать, какой же должна была быть «Ночь музеев», если бы к ней должным образом подготовились профильные государственные учреждения. Знающие люди сетовали на KazanForum: дескать, музеи оказались заняты подготовкой специальных программ для участников саммита и приемом гостей из мусульманских стран. Например, в Изомузее РТ даже ввели специальный временный дресс-код для сотрудников. Ну а рядовым казанцам оставалось довольствоваться только тем, что есть.